Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:33, статья
В статье «Новая теория международной торговли и новая экономическая география» Н. Волочкова описывает научные и публицистические работы Пола Кругмана, американского ученого, профессора Принстонского университета. Я думаю, целью данной статьи является обсудить и раскрыть более подробно работы, за которые Кругман получил Нобелевскую премию в 2008 году.
В статье
«Новая теория международной торговли
и новая экономическая
Автор
представляет нашему вниманию две теории:
новая теория международной торговли
и новая экономическая
Говоря об новой теории международной торговли, в первую очередь нужно упомянуть о том, что Кругман базировал данную теорию на, всем известным, классических экономических теориях – это теория сравнительных преимуществ и экономическая теория Хекшера – Олина. Он не опровергал данные теории, а просто дополнял их своими предположениями. Пол утверждал, что , во-первых, присутствует такой фактор как существование и усиление внутриотраслевой торговли, а, во-вторых, существует возможность роста объемов торговли путем интеграции высокоразвитых стран, которые подобны в показателях относительной обеспеченности факторами и имеющих схожесть в технологиях.
Кругман пришел к выводу, что торговля между одинаковыми странами, или которые похожи в степени наделенности факторами производства, объясняется не потому что они имеют сравнительные преимущества, а за счет экономики от масштаба, под которой подразумевается рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше чем на единицу. Существует еще внутренний эффект от масштаба, при котором количество производимого товара остается прежним, а кол-во фирм, уменьшается.
Более того, данная модель торговли, беря во внимание монополистическую конкуренцию, основывается на том, что с помощью международной торговли увеличиваются размеры рынка сбыта. Т.е. когда две страны торгуют друг с другом, соответственно рынок потребителей товаров увеличивается. Тем самым увеличивается разнообразие и ассортимент товаров, а цены снижаются.
Рассматривая суть экономической географии, нужно выделить модель «центр-переферия», разработанную Кругманом в 1991 году. Здесь автор описывает ситуацию, когда фирмы будут локализовать свое производство в больших регионах, так как они смогут получить экономию от масштаба и сэкономить на транспортных издержках, так как большую часть своей продукции они будут продавать на местном рынке. В результате, чем регион больше производит, тем он больше экспортирует товаров на другие малые рынки, те в свою очередь, буду производить малый объем, а большую часть товаров импортировать. Соответственно, цены на малом рынке будут больше, чем цены на местном с учетом транспортных расходов. Вследствие этого, индекс цен на товары местного производства (большого региона) будут ниже, чем цены на те же товары в малом регионе. Суть концепции «цент-переферия» состоит в том, что реальная заработная плата работников в большом регионе будет расти, это привлечет туда других иммигрантов и т.д, таким образом будет происходить агломерация данного региона.
Кругман выделяет три эффекта, которые могут определить устойчивость распределения миграции:
— эффект местного рынка: тенденция монополистических фирм размещать производство ближе к большим рынкам и экспортировать товары на малые рынки;
— эффект стоимости жизни: она ниже в тех районах, где расположено больше промышленных фирм, ибо в стоимости производимых ими товаров меньше транспортных издержек;
— эффект конкуренции: фирмы, конкурирующие несовершенным образом, стремятся размещать производство в тех районах, где меньше конкурентов.
Таким образом, я могу сделать вывод о том, что чем больше рост экономии от масштаба в производстве, тем сильнее проявляются агломерационные процессы.
Информация о работе Новая теория международной торговли и новая экономическая география