Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа
В 21 веке проблема урегулирования международного порядка занимает лидирующую позицию. Это можно напрямую связать с тем, что с развитием науки и информационных технологий мир сделал большой шаг к обострению проблемы поддержания мира. Чем больше военного потенциала у той или иной страны, тем острее становится эта проблема.
Введение 2
Глава 1.
1.1 Понятие и значимость международного порядка 4
1.2 История международного порядка 9
Глава 2.
2.1 Пути поддержания международного порядка и урегулирования конфликтов 14
2.2 Операции ООН по поддержанию международного порядка. 16
Заключение 19
Список литературы
Идея равновесия как принцип международных отношений и международного права просуществовала до 1815 г., когда поражение Наполеона и временная победа монархических реставраций были закреплены на Венском конгрессе в принципе «легитимизма», означавшем в данном случае попытку победителей восстановить феодальные порядки. Из этого не следует, что механизм равновесия в дальнейшем уже не используется для поддержания порядка. Напротив, в приведенном выше широком понимании он становится едва ли не универсальным средством, которое в той или иной степени находит себе применение вплоть до наших дней.5
«Легитимизм» как оправдание вооруженных интервенций европейских монархий с целью насаждения феодальных порядков не мог сохраниться длительное время. Уже во второй половине XIX в. рушится созданный в результате Венского конгресса Священный союз, а к концу столетия в Европе происходит формирование двух основных военно-политических группировок — Тройственного союза и Антанты, развязавших в начале XX в. первую мировую войну. Ее итогом стали новый раскол Европы и мира в целом, Октябрьская революция и образование СССР. К трем измерениям международного порядка, на которые указывал С. Хоффманн, добавилось четвертое — идеологическое измерение. Это отнюдь не способствовало стабилизации международных отношений, доказательством чего стала вторая мировая война. В результате раскол Европы и мира углубился, ибо образовались два противостоящих друг другу лагеря, две общественно-политические системы, исповедующие противоположные идеологии. Шаткая стабильность между ними поддерживалась при помощи «холодной войны» и взаимного устрашения, подкрепляемого растущим ядерным арсеналом обеих сторон и ведущего к безудержной гонке вооружений, которая становилась все более обременительной для их экономик и для мировой экономики в целом.6 В структурном отношении сформировавшийся после второй мировой войны международный порядок предстает как явно выраженное биполярное устройство, усложняемое по всем измерениям целым рядом обстоятельств, более подробно о которых будет сказано далее. Здесь же отметим, что ситуацию, сложившуюся в международных отношениях в послевоенное время и сохранявшуюся вплоть до конца 80-х годов, вряд ли правомерно рассматривать как сосуществование двух типов международного порядка — капиталистического и социалистического. В сущности, каждая из систем функционировала по одной и той же схеме, в соответствии с которой держава-гегемон фактически подчиняла своим интересам деятельность своих «клиентов» как внутри системы, так и за ее пределами.7
В целом, наблюдаемые в истории типы международного порядка колеблются в пределах двух классических моделей: модели «состояния войны» и модели «ненадежного мира» или «нарушаемого порядка». Согласно первой из них, сущностью международных отношений является война или подготовка к ней. Так называемые общие нормы — хрупки, временны, они пропорциональны поддерживающей их силе, подчинены преходящему совпадению интересов. Сторонники этой модели (Фу-кидид, Макиавелли, Гоббс, Руссо, Кант, Гегель) сходятся во мнении, согласно которому в международных отношениях не существует общего разума, который умеривал бы амбиции каждого актора, а есть лишь институциональная рациональность: поиски наилучших средств для особых целей, расчет сил, приводящие не к гегемонии, а к конфликтам. Вместе с тем они расходятся в своих оценках подобного типа международного порядка, а следовательно, и путей его преодоления и замены новым, более совершенным.
Гоббс, например, считал состояние войны вполне терпимым, хотя и различал индивидуальную войну «всех против всех», вытекающую из самой человеческой природы, и войну между государствами, которая не обязательно угрожает выживанию каждого человека, особенно если речь идет о сильных государствах. Отсюда его призыв к отказу от индивидуальной свободы людей в пользу государства—Левиафана. Гегель видел в войне необходимое и благоприятное, хотя и суровое средство против упадка гражданского общества и считал, что в конечном итоге конфликты между цивилизованными обществами трансформируются в некий ритуал, не угрожающий их безопасности. В противоположность такому подходу Кант рассматривал войны как нетерпимое явление.8 Идеальным состоянием общества он считал мир между отдельными лицами в естественном состоянии и мир между государствами. Но вечный мир, с его точки зрения, может наступить лишь в очень отдаленном будущем.
Что касается второй модели, то она является реакцией на возникновение государств-наций с их принципом суверенности, утрату абсолютного авторитета христианской церкви и римского папы. Международные отношения рассматриваются в ней как среда, в которой имеются силы, способные гарантировать минимум порядка.9 Такие силы формируются из государств, объединяющихся на основе совместных интересов, которые приводят их к созданию общих правовых норм. Так, с точки зрения Локка, мировая политика не есть состояние войны. В противоположность Гоббсу он считал, что естественное состояние человека означает не «войну всех против всех», а личную свободу и равенство людей и, кроме того, отсутствие единого союза и общего суверена. Последнее обстоятельство создает возможность злоупотребления, поэтому государство призвано соблюдать и защищать принципы естественного права и ограждать от злоупотребления ими. Для государств является «естественным» признание взаимных обязательств, уважения друг друга и взаимопомощи, война же является продуктом злоупотребления суверенитетом и наносит всеобщий вред. Тем не менее войны практически неизбежны, поэтому международный порядок всегда является ненадежным10.
Каждая
из приведенных моделей отражала
часть действительности своего времени.
В определенной мере это остается верным
и для наших дней, хотя следует подчеркнуть,
что последние десятилетия привнесли
в международный порядок существенные
изменения. Сегодня достаточно четко просматриваются
два качественно разных этапа послевоенного
международного устройства: период «холодной
войны» и современный период, начало которому
положили перемены в нашей стране и в странах
Восточной Европы и который следует характеризовать
как переходный. Рассмотрим каждый из
них.
Пути поддержания международного
порядка и урегулирования
конфликтов.
Среди видов урегулирования международного порядка можно выделить два основных направления. а) Силовое урегулирование (путем военного вмешательства). б) Мирное урегулирование (путем переговоров).
В случае международного конфликта, который уже перешел в фазу вооруженной борьбы, стороны стремятся к военной победе и победитель навязывает побежденному свою волю. Конфликт прекращается,но в будущем он может возобновиться. Так, например, Первая мировая война закончилась поражением Германии и ее союзников и условия мира были продиктованы странами Антанты. Однако унижения и ограничения, которые были связаны с Версальским мирным договором, стали питательной почвой для появления и роста среди немцев реваншистских настроений, способствовали приходу к власти Гитлера. В итоге все это привело к новой мировой войне. Победа одной стороны и капитуляция другой в результате военных поражений представляет собой односторонний путь завершения конфликта, причем путь, опирающийся на использование силы.11
Мирные пути урегулирования конфликта требуют усилий всех вовлеченных в конфликтную ситуацию сторон, а также участия не втянутых в непосредственное политическое или военное столкновение государств или иных международных акторов.
Мирное урегулирование конфликтов- широкое понятие, охватывающие несколько направлений мирного выхода из конфликтной ситуации. Во- первых, это разрешение конфликта, т.е деятельность по полному устранению его причин, которая как правило, завершается подписанием соглашения о разрешении конфликта. В соглашениях об урегулировании конфликта оговариваются условия, при которых конфликт не будет развиваться по самому худшему сценарию, в то же время возможность его полного разрешения откладывается на будущее.
Мирное урегулирование в любом варианте предполагает ведение переговоров. Переговорный процесс в условиях конфликта, тем более международного, чрезвычайно сложен и обладает своей спецификой. Он подразделяется на несколько этапов:
1)подготовка к переговорам
2)изложение
предложений участников и
3)переход
к дискуссии по основным
4)переговоры
либо завершаются принятием
Операции ООН по поддержанию международного порядка.
Деятельность
Организации Объединенных Наций
по поддержанию мира является уникальным
и динамичным инструментом, разработанным
Организацией в качестве одного из
путей для оказания помощи раздираемым
конфликтами странам в создании условий
для установления прочного мира. Первая миссия Организации
Объединенных Наций по
поддержанию мира была учреждена в 1948 году,
когда Совет Безопасности санкционировал
развертывание военных наблюдателей Организации
Объединенных Наций на Ближнем Востоке
с целью осуществления контроля за соблюдением
Соглашения о перемирии между Израилем
и соседними с ним арабскими странами.
С тех пор во всех уголках мира в общей
сложности было проведено 63 операции Организа
Вы не найдете термина «поддержание мира» в Уставе Организации Объединенных Наций, и он не поддается простому определению. Даг Хаммаршельд, второй Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, высказал мнение, что этот термин должен находится в «главе шесть с половиной» Устава, поместив его где-то посредине между традиционными методами мирного урегулирования споров, как, например, переговоры и посредничество, в соответствии сглавой VI, и мерами, имеющими более принудительный характер, как предусмотрено в главе VII.12
С течением лет в деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира произошла эволюция, с тем чтобы она соответствовала необходимости удовлетворения потребностей различных конфликтов и изменяющегося политического ландшафта. Цели Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, возникшие в период, когда соперничество в период холодной войны зачастую парализовало деятельность Совета Безопасности, были в основном ограничены деятельностью по поддержанию прекращения огня и стабилизации ситуации на местах, с тем чтобы на политическом уровне можно было предпринять усилия в целях урегулирования конфликта мирными средствами. В состав таких миссий входили военные наблюдатели и имеющие легкое вооружение военнослужащие, которые выполняли функции по контролю, предоставлению докладов и укреплению доверия в целях поддержания прекращения огня и выполнения ограниченных мирных соглашений.
После окончания холодной войны в стратегическом контексте деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира произошли резкие перемены, что позволило Организации трансформировать и расширить свои операции на местах и обеспечить переход от «традиционных» миссий, связанных с исключительно военными задачами, к выполнению сложных «многофункциональных» операций, направленных на обеспечение выполнения всеобъемлющих мирных соглашений и оказание помощи в создании основ для обеспечения устойчивого мира. Сегодняшние миротворцы осуществляют широкий круг сложных задач, включая оказание помощи в создании устойчивых институтов управления и контроль за соблюдением прав человека, осуществление реформ сектора безопасности и разоружение, демобилизацию и реинтеграцию бывших комбатантов.
В последние годы также изменился и характер конфликтов. Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, первоначально рассматривавшаяся как средство урегулирования межгосударственных конфликтов, во все большей степени применяется к урегулированию внутригосударственных конфликтов и гражданских войн. Хотя вооруженные силы по-прежнему являются хребтом большинства операций по поддержанию мира, многоликая деятельность операций по поддержанию мира в настоящее время включает администраторов и экономистов, сотрудников полиции и юридических экспертов, саперов и наблюдателей за проведением выборов, наблюдателей в области прав человека и специалистов по гражданским вопросам и вопросам управления, гуманитарных сотрудников и экспертов по вопросам коммуникации и общественной информации.
Деятельность
Организации Объединенных Наций
по поддержанию мира находится в
процессе постоянной эволюции как с концептуальной,
так и с оперативной точки зрения, с тем
чтобы решать новые проблемы и реагировать
на новые политические реалии. Перед лицом
возрастающего спроса на все более широкий
круг сложных миротворческих операций
Организация Объединенных Наций в течение
нескольких последних лет испытывала
всевозрастающий спрос на свои ресурсы
и сталкивалась с беспрецедентными проблемами.
Организация решительно стремится к тому,
чтобы нарастить свой потенциал по осуществлению
и обеспечению полевых операций и тем
самым содействовать выполнению наиболее
важной функции Организации Объединенных
Наций, а именно поддержанию международного
мира и безопасности.13
Заключение.
В наши дни нестабильность международной системы настолько велика, что все человечество находится на переломном этапе своего развития. Все аспекты современной жизни в эпоху глобализации и ядерного оружия влекут за собой потребность в более надежном международном порядке, отвечающем новым тенденциям.
Информация о работе Несиловые методы поддержания мирового порядка