Несиловые методы поддержания мирового порядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

В 21 веке проблема урегулирования международного порядка занимает лидирующую позицию. Это можно напрямую связать с тем, что с развитием науки и информационных технологий мир сделал большой шаг к обострению проблемы поддержания мира. Чем больше военного потенциала у той или иной страны, тем острее становится эта проблема.

Содержание

Введение 2
Глава 1.
1.1 Понятие и значимость международного порядка 4
1.2 История международного порядка 9
Глава 2.
2.1 Пути поддержания международного порядка и урегулирования конфликтов 14
2.2 Операции ООН по поддержанию международного порядка. 16
Заключение 19
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая. 2 курс!.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     Содержание. 
 

     Введение                                                                                                        2

    Глава 1.

    1.1 Понятие и значимость международного порядка                                4 

    1.2 История международного порядка                                                         9 

    Глава 2.

    2.1 Пути поддержания международного порядка и урегулирования                конфликтов                                                                                                    14 

    2.2 Операции ООН по поддержанию международного порядка.            16 

    Заключение                                                                                                    19 

    Список литературы                                                                                       20

 

     Введение. 

     В 21 веке проблема урегулирования международного порядка занимает лидирующую позицию. Это можно напрямую связать с тем, что с развитием науки и информационных технологий мир сделал  большой шаг к обострению проблемы поддержания мира. Чем больше военного  потенциала у той или иной страны, тем острее становится эта проблема.

     Конечно, нельзя рассматривать международное сообщество, как единую социально-политическую организацию, управляемую единым правительством и на основе общих законов,. Трудно предполагать, что такое вообще возможно в ближайшем будущем. Однако столь же трудно и отрицать, что государства и народы, населяющие планету, связанные сегодня единой мировой экономикой, в большинстве своем разделяющие схожие идеалы и ценности, сталкиваются с общими вызовами и проблемами. Иначе говоря, существует тот минимум единства и организации, который вполне позволяет говорить о том, что существование международного общества – вполне очевидная реальность. А это означает, что такой же реальностью является и международный порядок.

     При изучении данной проблемы применялись такие научные методы  исследования, как анализ, классификация, аналитический, а также такие методы изучения международных отношений, как компаративный, исторический и логико- интуитивный.

    Объектом и предметом исследования курсовой работы является  международный порядок и методы его урегулирования, а также историческая подоплека данного вопроса и пути урегулирования международных конфликтов.

     В связи с актуальности темы, целью курсовой работы является исследование имеющихся источников и литературы по данной проблеме и выявление возможности поддержания международного порядка путем несиловых методов, или же определение причин нереальности данной ситуации.

  Чтобы точнее выявить пути решения проблемы, я также рассмотрю способы поддержания мира на примере Организации Объединенных Наций и исследую историографию вопроса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие и значимость международного порядка.  

     Чтобы дать точное определение термину «международный порядок», следует учесть характеристику социального, или общественного порядка. Общественный порядок – это устройство социальной жизни совершенно противоположное анархии, отрицающее всякую власть одних социальных общностей над другими, проповедующий неподчинение любому вышестоящему органу и беспредельную свободу личности. Говоря иначе, общественный порядок – это определенная организация в жизни общества, а также ее регулирование на основе определенных (например, государственно-правовых) норм и общих (например, национальных, культурных, морально-этических и т.п.) ценностей.

     Понятие «международный порядок» относится  к глобальной социальной общности, образованной совокупностью различных  общественных субъектов, действующих  на мировой арене. Возникает вопрос, возможен ли общественный порядок в сфере международных отношений,  которая характеризуется отсутствием единой центральной власти, многообразием несовпадающих между собой ценностей, а также отсутствием высшего органа, который определял бы правомерность или неправомерность действий участников международных отношений? Ведь общие ценности здесь играют весьма слабую роль, а нормы международного права, в сущности, носят необязательный характер1.

     Отвечая на вопрос  поставленный П.Цыганковым, нельзя не отметить то, что с самых истоков истории международных отношений человечеству было присуще стремление к сознательному регулированию мирового порядка, в основе которого была заложена общая потребность его участников в безопасности, выживании и спокойном сосуществовании. По мере старения международных отношений, это стремление воплощалось во всех более интенсивных развитиях международного права, основании международных организаций и институтов, в усилении их роли в стабилизации международной жизни и, наконец, в постепенном формировании на этом пути целостной глобальной международной системы

     Следовательно, можно сформулировать определение.  Международный порядок – это определенное устройство международных и межгосударственных отношений, которое предназначено обеспечить основные потребности государств и других институтов, создавать и поддерживать условия их существования, безопасности и развития.

     Однако, в литературе нацеленной на  анализ международных отношений все еще не существует единого, признанного всеми определения международного порядка. Некоторые исследователи предпочитают определять его, как совокупность юридических и правовых норм, сводя таким образом к международному праву, другие делают упор на международную стабильность, третьи видят сходство с сохранением на международной арене того или иного статуса в отношениях между государствами.

     Ряд исследователей рассматривает международный  порядок в качестве структуры  международных отношений. Особенно это характерно для представителей реалистской и неореалистской школ теории международных отношений. По их мнению, именно структура упорядочивает взаимоотношения между субъектами мировой политики, формирует образцы поведения. При этом главным в структуре международной системы считается соотношение сил ведущих государств, иерархия отношений между ними. 

     Институционалисты понимают под международным порядком совокупность определенных институтов, которые образуют некое устройство международных отношений, призванное обеспечить основные потребности государств и народов, создавать и поддерживать условия их существования, безопасности и развития. К основным институтам международного порядка обычно относят ООН, Всемирный банк, НАТО, другие международные организации, а также неформальные виды кооперации, коалиции желающих, кодексы корпоративного поведения и международные режимы.

     В связи с тем, что  два такие термина, как «международный порядок» и «межгосударственные отношения» тесно связанны друг с другом, С. Хоффманн первым предложил различать их между собой. Опираясь на эту точку зрения, международный или межгосударственный порядок спокойно может иметь место и без наличия мирового порядка. В качестве примера можно привести государства, между которыми существуют отношения взаимного уважения и в то же время полного безразличия к внутренним делам друг друга, что делает возможным в том или ином из них геноцид или экономическую эксплуатацию основной массы населения. С другой же стороны, мировой порядок невозможен без создания эффективных методов сотрудничества между государствами, предполагающих особый международный порядок, отвечающий общим основным целям и ценностям их граждан. В юридических терминах речь идет о различии между правами государств (взаимном уважении суверенитета) и правами человека.

     В то же время, мировой порядок – это более широкое понятие, которое, как представляется, можно определить как упорядоченную систему отношений между государствами, межгосударственными структурами, отдельными личностями и их коллективами, которая основана на использовании принципов и норм общения в мире (норм морали, права, обычаев и устоявшихся деловых обыкновений, политических, религиозных и других социальных норм). Это порядок взаимоотношений не только в государственной сфере, но и в области культуры, идеологии, религии, в сотрудничестве между хозяйственными субъектами, партиями, общественными организациями, творческими, спортивными союзами, отдельными личностями, имеющими международный, межгосударственный и межрегиональный характер.2

     Например, один из наиболее известных немецких философов К.Ясперс понимал мировой порядок как «принятое всеми устройство, возникшее вследствие отказа каждого от абсолютного суверенитета», как общечеловеческие ценности юридические нормы, как «правовое устройство мира посредством политической формы и связывающего всех этноса». Иными словами, с точки зрения философа, понятия мировой порядок и национальный суверенитет имеют между собой определенные противоречия.

     Таким образом, международный порядок  — одна из основных составляющих мирового порядка, однако к нему не сводится вся сущность мирового порядка. Нельзя  сказать, что они абсолютно одинаковы, но в тоже время нельзя совершенно противопоставлять эти два понятия. Они имеют общие корни, общие основы, которые цементируют единство человеческого общества, обеспечивают его целостность. К числу таких основ относятся международные экономические обмены, возрастающее значение которых резюмируется в формировании единого мирового рынка; научно-технические достижения (особенно в области коммуникационных систем, средств связи и информации); политические структуры и интересы; социокультурные ценности. Они играют неодинаковую роль в формировании и поддержании международного порядка: на различных этапах исторического развития одни из них выступают на передний план, тогда как значение других снижается; точно так же изменения, происходящие в структуре, например, политических основ того или иного типа международного порядка, не ведут автоматически к изменениям в мировой экономике или в ценностных ориентациях международных актеров, хотя и влияют на них. В то же время, правильное понимание сущности и значения проблемы международного порядка возможно только при комплексном рассмотрении основ его формирования и функционирования.

     Главное же заключается в том, что во всех понятиях международного порядка основным средством его поддержания на разных этапах исторического развития международных отношений оставалась сила — и прежде всего военная сила. Положение начинает отчасти меняться лишь в последние десятилетия прошлого века. Выяснение деталей этих изменений требует более подробного рассмотрения вопроса об исторических типах международного порядка.

 

     История международного порядка. 

     В науке о международных отношениях существует согласие относительно того, что современный международный порядок и современная система межгосударственных отношений ведут свое начало с 1648 года, когда Вестфальский мирный договор положил конец Тридцатилетней войне в Западной Европе и санкционировал распад Священной Римской империи на 355 самостоятельных государств. Именно с этого времени в качестве главной формы политической организации общества повсеместно утверждается национальное государство (в западной терминологии — «государство-нация»), а доминирующим принципом международных отношений становится принцип национального (т.е. государственного) суверенитета. До этого времени, как подчеркивал известный юрист-международник прошлого века Ф. Мартене, международные отношения характеризовались разобщенностью их участников, бессистемностью международных взаимодействий, главным проявлением которых выступали кратковременные вооруженные конфликты или длительные войны.3

     Вестфальский  договор имел целью закрепить  сложившееся в результате войны  соотношение сил и, закрепив границы  национальных государств, создать противодействие их стремлению установить свое господство над территориями друг друга. Таким образом, вместе с государством-нацией и правовым закреплением национально-государственного суверенитета в международных отношениях закрепляется система политического равновесия. 4Основной ее смысл — компромисс между принципом суверенитета и принципом общего интереса. В процессе своего функционирования данная система вынуждает каждого из акторов ограничивать свои экспансионистские устремления, чтобы не оказаться в ситуации, когда подобное ограничение будет навязано ему другими. Одним из главных средств поддержания равновесия является тот или иной вид коалиции: либо объединение «всех против одного», либо — когда этот «один» предусмотрительно окружил себя союзниками, — коалиция блокады, в которую вступают те, кто хочет сохранить сложившееся соотношение сил. Коалиция направлена на устрашение государства, которое потенциально в той или иной форме нарушает политическое равновесие. В случае неудачи устрашения, средством обуздания такого государства, используемым коалицией, становится локальная война за ограниченные цели. Таким образом, в этой системе одностороннее использование силы является фактором создания беспорядка, тогда как ее коллективное использование рассматривается как инструмент поддержания порядка.

Информация о работе Несиловые методы поддержания мирового порядка