Необходимость государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:12, доклад

Описание работы

В условиях высокого уровня развития производительных сил, обобществления производства, функционирования рыночных структур, несовершенной конкуренции и углубления мировых экономических связей рынок не в состоянии регулировать все экономические процессы в обществе. На современном этапе развития без активной регулирующей роли государства не может быть эффективной экономики.

Работа содержит 1 файл

Необходимость государственного регулирования экономики.doc

— 144.00 Кб (Скачать)
  • с позиции формационного подхода (первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм и т.п.). Зачатки такого подхода представлены в работах Д. Рикардо, однако до К. Маркса развернутая классификация экономических систем фактически отсутствовала. Между тем в ХIХ веке начала выделяться группа индустриальных стран, что позволило К. Марксу обосновать идею вертикальной классификации систем мирового хозяйства. В основе данной классификации лежало развитие разделения труда - от простой кооперации через мануфактуру к крупному машинному производству -, в ходе которого совершенствуются отношения собственности, изменяются рыночные отношения. Реализация данного подхода позволила К. Марксу выдвинуть прогностическую гипотезу о смене капитализма социализмом. Фактически в рамках подобной классификации представлена не альтернативность экономических систем, сосуществующих одновременно, а концепция их последовательного перехода одних в другие. Более того, альтернативность в значительной мере здесь отвергается постулатом о непосредственной детерминации экономической системы уровнем развития производительных сил, а значит, и невозможностью для людей сознательно выбирать форму социально-экономического устройства общества.
  • с позиции цивилизационного подхода, обосновываемого неоклассиками, по которому в ходе своей эволюции человеческое общество проходит стадии доиндустриального, индустриального и постиндустриального развития. В рамках данного подхода и сформировалась теория сравнительных экономических систем.

  При этом рыночные экономические модели различаются:

  • соотношением частной и государственной собственности и внутренней структурой данных секторов;
  • долей валового внутреннего продукта, перераспределяемой через государственный бюджет;
  • той или иной комбинацией механизмов регулирования, осуществляемых государством, корпорациями и рынком. От того или иного варианта сочетания данных механизмов, в свою очередь, во многом зависит доля государства в собственности и валовом продукте. По критерию "экономическая роль государственного сектора в абсолютном выражении" Европейский центр государственного предпринимательства так размещает страны ЕЭС: Франция, ФРГ, Италия, Великобритания, Испания, Португалия, Нидерланды, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Люксембург. По критерию "размер субвенций" развитые индустриальные страны располагаются в следующем ряду: Норвегия, Швеция, Австрия, Франция, Италия, Великобритания, ФРГ, Бельгия, Япония, Швейцария, США.

  Однако, признавая  важность данных количественных показателей, в своей совокупности характеризующих долю государственного сектора в рыночной системе, следует учитывать, что степень отладки реальных механизмов государственного регулирования в разных странах может находиться вне связи с ними. Решающую роль играет не формальный размер государственной собственности и даже не доля бюджетных расходов в бюджете страны, а реальный набор функций, реализуемых государством на деле. Например, в Японии доля государственной собственности - не более 10%. Государственные расходы по отношению к ВВП здесь ниже, чем в современной России с ее острыми бюджетными проблемами. Тем не менее общепризнанным является сильное влияние государства на экономику в этой стране, правда, по весьма специфическим, характерным для данной азиатской страны правилам. Это свидетельствует о большей эффективности сформированного в Японии механизма государственного регулирования экономики.

  В каждой из этих стран существуют свои национальные социально-экономические модели, весьма многообразные и не исключающие друг друга. Неотъемлемым атрибутом каждой из этих моделей является современный рынок, социально ориентированный, эффективно регулируемый. В связи с этим можно выделить англо-саксонскую модель рынка, романскую, скандинавскую, восточно-азиатскую и другие. Хотя в основе данных моделей лежат общие институциональные характеристики рыночной системы, однако под влиянием исторических, социальных и национальных условий, а также уровней экономического развития они приобрели определенные специфические особенности, которые позволяют говорить о разных моделях рыночной системы.

  Американская  модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Однако задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

  Японская  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Интересы нации ставятся выше интересов конкретного человека, население готово идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Очень сильны традиции коллективизма, групповых целей, что находит свое выражение в относительной слабости элементов свободного рынка, и прежде всего, рынка труда. Практикуется верность фирме, редки случаи увольнения или перехода из одной фирмы в другую. Для японской модели характерно, что в результате перекрестного акционирования экономическая структура домашней экономики приобрела некую корпоративную целостность и закрытость. Достаточно сильны и регулирующие функции государства.

  Шведская  модель отличается сильной социальной ориентацией экономики. Ведущими макроэкономическими целями здесь признаны социальная справедливость и полная занятость. Поэтому социальная политика направлена здесь прежде всего на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Такое перераспределение осуществляется с помощью высокопрогрессивной шкалы налогообложения, при которой с ростом доходов населения резко увеличиваются ставки налогов. Не исключая, конечно же, существования теневой экономики, высокие налоговые ставки оказались в этой стране вполне совместимыми с высоким уровнем лояльности налогоплательщиков. При этом исключительно большой для страны с рыночной экономикой государственный сектор (большой не с точки зрения размеров госсобственности - которая здесь невелика, - а по критерию соотношения величины госбюджета с ВВП) позволяет правительству успешно проводить политику занятости, последовательно искореняя глубинные причины безработицы. На этом особо настаивают сохранившиеся в Швеции независимые от правительства профсоюзы. Шведская модель, основанная на политической демократии, получила название "функциональной социализации", т.е. функции производства выполняются частными предприятиями, действующими на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и функции развития инфраструктуры (транспорт, развитие науки) возложены на государство.

  Социальное  рыночное хозяйство ФРГ основывается на предоставлении всем формам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможностей устойчивого развития. Особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.

  Южнокорейская модель основывается на сочетании плановых и рыночных методов. В рамках индустриальной политики определяются отрасли, способные стать "полюсами роста", т.е. имеющие сравнительные преимущества на мировом рынке. Разрабатывается система мер государственного воздействия по обеспечению перелива труда и капитала из старых в новые отрасли, а также программы свертывания производства в неперспективных отраслях. Реализуются государственные программы переподготовки рабочей силы. Индустриальная политика включает разработку централизованных планов в целях обеспечения тех желательных структурных пропорций, которые не могут быть достигнуты с помощью рыночных механизмов. Уже реализовано пять пятилетних планов, выполняется шестой. Банки и финансовые ресурсы, иностранные инвестиции в экономику и экспортно-импортные операции, строительство крупных промышленных объектов находятся под жестким административным контролем правительства. Государство оказывает мощную поддержку экспортно-ориентированным отраслям в виде кредитов под низкий процент, выгодных условий для покупки оборудования, а также предоставляются налоговые льготы и разного рода монопольные права. Для южнокорейской модели характерен высокий уровень монополизации промышленности. Примерно половина произведенного национального продукта приходится на пять крупнейших конгломератов ("Самсунг" и др.).

  Легко заметить, что рассмотренные выше и оставшиеся за рамками рассмотрения модели экономических  систем объединяет их опора на развитые рыночные отношения. Все они располагаются  в диапазоне между минимальным  и максимальным государством, не выходя за характеризующие их рамки. Но диапазон весьма обширен, и в нем могут находиться весьма специфические разновидности рыночной экономики, которые в современной литературе называются следующим образом:

  • свободная рыночная экономика, в которой регулирующая роль государства минимальна, а достижение основных макроэкономических целей происходит посредством стихийного, не регламентируемого правительством действия рыночных саморегуляторов;
  • регулируемая рыночная экономика, основанная на комплексном, систематическом вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, причем через использование не столько прямых, сколько через косвенных (преимущественно экономических) инструментов регулирования;
  • социальная рыночная экономика, специфической особенностью которой является безусловный приоритет, отдаваемый в макроэкономической политике социальной поддержке государством социально уязвимых категорий населения прежде всего инструментами бюджетно-налогового регулирования;
  • смешанная экономика, название которой особо подчеркивает факт наличия в стране значительного (но не преобладающего по сравнению с сектором частным) государственного сектора, в котором функционируют принадлежащие государству предприятия.

  При этом отнесение различных стран к "либеральной" (США, Великобритания и др.) или "социально ориентированной", "регулируемой рыночной" и т.п. (Швеция, ФРГ, Австрия и др.) модели экономических систем производится на основе не только количественного соотношения государственных расходов к ВВП, но и качественного анализа содержания реализуемой в них бюджетной политики. И хотя "бюджетный коридор" в современном мире весьма широк, однако социальная составляющая бюджетной политики сегодня настолько весома, что трудно назвать более или менее развитую страну, экономика которой не может быть названа социально ориентированной.

Информация о работе Необходимость государственного регулирования экономики