Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:12, доклад
В условиях высокого уровня развития производительных сил, обобществления производства, функционирования рыночных структур, несовершенной конкуренции и углубления мировых экономических связей рынок не в состоянии регулировать все экономические процессы в обществе. На современном этапе развития без активной регулирующей роли государства не может быть эффективной экономики.
Ослаблению налогового пресса во многом способствовало и то обстоятельство, что из памяти народов в значительной степени ушла Великая депрессия. Теории, провозглашавшие идею автоматически саморегулирующегося хозяйства, в которых безработица расценивалась как "предпочтение отдыха работе", стали популярны среди правых политических кругов. К этому добавлялся и негативный эффект перераспределения доходов через налоговую систему и систему трансфертных платежей, выражающийся в росте теневой экономики, ухудшении налоговой дисциплины и т.д. Быстро росло количество материально обеспеченных людей, имевших автомобили, дом и желание платить поменьше налогов. Социальная пирамида перевернулась: бедные остались в меньшинстве, в то время как затраты на социальное и медицинское обеспечение росли, создавая политическое лобби для урезания социальных расходов.
Таким
образом, к началу 80-х гг. многие высокоразвитые
индустриальные страны мира подошли
к верхнему пределу, за которым наращивание
налогового бремени оказалось либо
невозможным с социально-политической
точки зрения (в силу растущего сопротивления
налогоплательщиков), либо абсолютно непродуктивным
ввиду расширения теневой экономики. И
разразившийся мировой экономический
кризис 1979-1982 г.г. стал не просто циклическим
кризисом, но и кризисом кейнсианской
модели государственного регулирования,
ее авторитет резко упал как в теоретическом,
так и в практическом отношении. На смену
ей пришла неоконсервативная модель.
Классическая модель взаимодействия экономики и государства
Государство уже много веков наряду с поддержанием порядка, законности, обороноспособности страны занимается выполнением определенных хозяйственных функций. Так что у государственного регулирования экономики имеется весьма богатая история, в которой можно обнаружить и громкие успехи, и ужасающие неудачи. Уже в период зарождения в Европе капиталистической системы государство осуществляло контроль над процентными ставками, ценами, условиями внешней торговли, качеством производимых в стране и поступающих по импорту товаров и услуг. Господствовавшее в экономической науке в XVII-XVIII вв. учение меркантилизма опиралось на признание государственного регулирования в качестве непременного условия успешного развития промышленности и торговли. Однако по мере развития рыночных отношений укреплявшийся экономически и политически класс предпринимателей начал усматривать в государственном вмешательстве прямую угрозу своей прогрессирующей экспансии в хозяйственную жизнь буржуазного общества. В результате стала формироваться классическая модель взаимодействия экономики и государства.
Данная модель основана на признании гармоничного функционирования стихийно-саморегулирующегося механизма рыночной экономики и отрицании кризисов перепроизводства и других серьезных нарушений макроэкономического равновесия. Наиболее видные представители данного направления - А. Смит, Д. Рикардо, Дж .С. Милль, А. Маршалл, А. Пигу и др. - полагали, что главными факторами, обеспечивающими развитие рыночной экономики, являются свободное предпринимательство и свободная конкуренция. Так, А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов" подчеркивал, что рынок сам по себе как бы "невидимой рукой" направляет экономику к лучшим результатам, автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения. Тем самым все основные макроэкономические цели - полная занятость, стабильный уровень цен, экономический рост, справедливое распределение доходов и др. - достигаются в результате не ограничиваемого государством функционирования рыночного механизма.
Наиболее общим основанием для таких выводов является закон Сэя, в соответствии с которым сам процесс производства товаров создает доход, в точности равный их стоимости. Иначе говоря, предложение товаров порождает свой собственный спрос. Отсюда делается вывод о том, что лучшей экономической политикой является политика невмешательства государства. В соответствии с концепцией экономического либерализма государство должно действовать по принципу: пусть все идет само собой. Именно сторонники государственного вмешательства, по мнению либералов, должны искать аргументы его необходимости.
По утверждению Дж. Гэлбрейта, до 30-х гг. ХХ века принятие или непринятие закона Сэя являлось признаком, по которому экономисты отличались от дураков. Между тем еще марксистами впервые была показана несостоятельность идей о полной гармонии рыночной экономики капитализма, были вскрыты ее противоречия, делающие неминуемыми периодические нарушения равновесия воспроизводства. Дж. Кейнс, К. Викселль и другие экономисты пришли к этой мысли лишь десятилетия спустя.
Классический
взгляд на проблему взаимодействия экономики
и государства преобладал в условиях,
когда в экономической теории
господствовал
За десятилетия господства классической концепции в науке накопились возражения против нее, связанные с тем, что:
интерес частных фирм далеко не всегда отражает интересы общества в целом (например, в случае производства оружия, наркотиков и др.), и это неминуемо должно побуждать правительство пресекать случаи расхождения данных интересов;
закон Сэя крайне упрощает действительность, поскольку получатели дохода вовсе не обязаны и далеко не всегда захотят израсходовать его полностью на покупки других товаров, а вполне могут предпочесть сберегать часть своего дохода. В таком случае сбережения подрывают действие закона Сея, ибо предложение не полностью создает свой спрос, и это порождает перепроизводство, экономический спад, безработицу, снижение доходов и т.д. Правда, классики утверждают, что сбережения превращаются в инвестиции, и с учетом возросшего спроса не только на потребительские, но и на инвестиционные товары спрос опять-таки приравнивается к предложению. Фактором такого уравнивания становится функционирование денежного рынка, гарантирующего якобы через гибкую процентную ставку равенство сбережений и инвестиций. Утверждается, что гибкость ставки процента обеспечивает действие закона Сэя даже в экономике со значительными сбережениями. Но экономической теории хорошо известно, что:
Великая депрессия 1929-1933 г.г. явилась шоком для классической теории: объяснить спад такого масштаба, столь массовую безработицу она не могла. Использование рецептов классиков - ограничение государственных расходов и заработной платы - лишь ухудшило ситуацию. Небывалая глубина кризиса поставила под сомнение саму идею саморегулирующейся рыночной системы. Происшедшая в этот период "кейнсианская революция" в экономической теории, а также практический опыт США при Рузвельте и Германии при Гитлере предопределили временное падение авторитета классической концепции взаимодействия экономики и государства.
Классическая модель взаимодействия экономики и государства
Государство уже много веков наряду с поддержанием порядка, законности, обороноспособности страны занимается выполнением определенных хозяйственных функций. Так что у государственного регулирования экономики имеется весьма богатая история, в которой можно обнаружить и громкие успехи, и ужасающие неудачи. Уже в период зарождения в Европе капиталистической системы государство осуществляло контроль над процентными ставками, ценами, условиями внешней торговли, качеством производимых в стране и поступающих по импорту товаров и услуг. Господствовавшее в экономической науке в XVII-XVIII вв. учение меркантилизма опиралось на признание государственного регулирования в качестве непременного условия успешного развития промышленности и торговли. Однако по мере развития рыночных отношений укреплявшийся экономически и политически класс предпринимателей начал усматривать в государственном вмешательстве прямую угрозу своей прогрессирующей экспансии в хозяйственную жизнь буржуазного общества. В результате стала формироваться классическая модель взаимодействия экономики и государства.
Данная
модель основана на признании гармоничного
функционирования стихийно-саморегулирующегося
механизма рыночной экономики и
отрицании кризисов перепроизводства
и других серьезных нарушений
макроэкономического
Наиболее общим основанием для таких выводов является закон Сэя, в соответствии с которым сам процесс производства товаров создает доход, в точности равный их стоимости. Иначе говоря, предложение товаров порождает свой собственный спрос. Отсюда делается вывод о том, что лучшей экономической политикой является политика невмешательства государства. В соответствии с концепцией экономического либерализма государство должно действовать по принципу: пусть все идет само собой. Именно сторонники государственного вмешательства, по мнению либералов, должны искать аргументы его необходимости.
По утверждению Дж. Гэлбрейта, до 30-х гг. ХХ века принятие или непринятие закона Сэя являлось признаком, по которому экономисты отличались от дураков. Между тем еще марксистами впервые была показана несостоятельность идей о полной гармонии рыночной экономики капитализма, были вскрыты ее противоречия, делающие неминуемыми периодические нарушения равновесия воспроизводства. Дж. Кейнс, К. Викселль и другие экономисты пришли к этой мысли лишь десятилетия спустя.
Классический
взгляд на проблему взаимодействия экономики
и государства преобладал в условиях,
когда в экономической теории
господствовал
За десятилетия господства классической концепции в науке накопились возражения против нее, связанные с тем, что:
Великая
депрессия 1929-1933 г.г. явилась шоком
для классической теории: объяснить
спад такого масштаба, столь массовую
безработицу она не могла. Использование
рецептов классиков - ограничение государственных
расходов и заработной платы - лишь ухудшило
ситуацию. Небывалая глубина кризиса поставила
под сомнение саму идею саморегулирующейся
рыночной системы. Происшедшая в этот
период "кейнсианская революция"
в экономической теории, а также практический
опыт США при Рузвельте и Германии при
Гитлере предопределили временное падение
авторитета классической концепции взаимодействия
экономики и государства.
Национальные рыночные модели экономического развития
Одним из фундаментальных курсов, входящих в рабочие планы подготовки специалистов в западных университетах, является курс "Сравнительные экономические исследования" - Comparative Economic Studies - , состоящий из курса "Сравнение экономических систем" и курса "Компаративная экономика". Причем если в рамках первого из них объектом исследования выступает национальная экономика в целом, то второй сориентирован на исследование одной какой-либо части экономики (функционирование рынка ценных бумаг, организация аграрного сектора экономики, деятельность крупных предприятий и т.п.). Задача данного курса состоит в объективном анализе причин успешного развития одних стран и отставания других, в поиске источников ускорения социально-экономического развития той или иной разновидности экономической системы. В мировой науке сложились весьма различные подходы к классификации альтернативных экономических систем:
Информация о работе Необходимость государственного регулирования экономики