Научно-технические связи России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 10:04, реферат

Описание работы

В результате действия НТР происходит так называемый ассортиментный взрыв,

который проявляется в значительном увеличении новых видов изделий в общем

объеме производства. Необходимость выпуска новых изделий требует обновления

оборудования, создания новых технологий, повышения качества создаваемой

продукции, технического перевооружения производства.

Содержание

Введение.......................................................................2

Формы сотрудничества...........................................................4

Государственный комитета РФ по науке и технологиям.............................5

Научно-технические связи России................................................6

Заключение....................................................................20

Литература....................................................................21

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 46.90 Кб (Скачать)

регулирующие сотрудничество в отдельных областях науки и  техники, то общее

число договорно-правовых документов возрастает до 72. Масштабы сотрудничества

постоянно расширяются.

За последние  годы заново сформирована договорно-правовая база сотрудничества

со странами Восточной  Европы. Близится к завершению подписание соглашения о

научно-техническом  сотрудничестве с государствами-участниками СНГ. Имеется

достаточно внушительный задел проектов соглашений со странами Латинской

Америки, Африки, Юго-Восточной  Азии, которые рассматриваются нами в качестве

перспективных партнеров.

Удалось активизировать сотрудничество в рамках специализированных

международных организаций (ООН, Организация экономического сотрудничества и

развития, Комиссия Европейского сообщества, Научный комитет  НАТО, ЦЕРН и

др.), а также  международных программ и проектов, таких как программа "ЭВРИКА"

и другие.

Во многих случаях  это было связано с длительным и достаточно жестким

переговорным процессом. В результате, например, удалось  добиться не только

"открытия" ряда  программ Европейского сообщества  для российских ученых, но и

равноправия для  них, а также и для коллег из стран СНГ, при проведении

совместных работ, в частности, по вопросам интеллектуальной собственности.

Более того, по ряду проектов российские ученые выступают  головными

координаторами.

Заключаемые на межгосударственном и межправительственном уровне соглашения о

научно-техническом  сотрудничестве носят рамочный характер. В них определяются

основные принципы, направления и условия сотрудничества, включая вопросы

защиты интеллектуальной собственности, его организационный  механизм. Работа

по реализации подписываемых соглашений осуществляется смешанными органами по

научно-техническому сотрудничеству — комиссиями, подкомиссиями  и комитетами,

действующими в рамках межправительственных комиссий по экономическому и

научно-техническому сотрудничеству или самостоятельно. Примерами наиболее

развитых и эффективно действующих международных организационных  структур

являются Комитет  по науке и технологиям межправительственной Российско-

Американской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому

сотрудничеству (Комиссия "Черномырдин-Гор"), Смешанная  межправительственная

Российско-Германская комиссия по научно-техническому сотрудничеству.

Российские части  подобных смешанных органов возглавляются  руководителями

ГКНТ. В их составе  — руководящие сотрудники МИД, РАН, Минобразования,

Госпатента; в конкретных случаях этот состав дополняется представителями

аппарата Правительства, Министерства обороны, Государственного таможенного

комитета, Госналогслужбы и др. ведомств. Аналогично и представительство  наших

партнеров по соглашениям. Это позволяет совместно проанализировать состояние

сотрудничества, определить имеющиеся трудности и выработать согласованные

меры по повышению  эффективности взаимодействия.

Одной из главных  задач таких организационных  структур является выработка

рекомендаций по основным направлениям сотрудничества, исходя из совпадения

национальных приоритетов  научно-технического развития. На этой основе

формируются двусторонние и многосторонние программы сотрудничества, состоящие

из конкретных международных научно-технических  проектов. По отдельным

наиболее важным научно-техническим проблемам могут  формироваться отдельные,

как уже говорилось, специализированные соглашения. Деятельность смешанных

органов по сотрудничеству ни в коей мере не носит командный  характер.

Необходимо подчеркнуть, что наполнение программ сотрудничества полностью

делегируется научной  общественности.

Определение тематики сотрудничества проводится на базе инициативных

предложений заинтересованных российских научных и научно-технических

организаций, вузов  и предприятий. Для их обсуждения создаются международные

группы экспертов  и научные советы. Согласованные  проекты представляются

партнерами в  свои национальные части смешанных  органов по сотрудничеству для

последующего обсуждения и утверждения этими органами в форме долгосрочных

межгосударственных  программ.

Международный проект является основным инструментом осуществления

сотрудничества  в сфере науки и техники. По каждому проекту между

соисполнителями заключаются соглашения о научно-техническом  сотрудничестве.

Реализация проектов осуществляется, как правило, при  финансовой поддержке

российских исполнителей из средств федерального бюджета, выделяемых

Госкомитету по науке  и технологиям. В современных  условиях это является

немаловажной предпосылкой развития международной кооперации в сфере науки и

техники с зарубежными  странами, что нашло положительную  оценку представителей

российской научной  общественности.

Следует заметить, что включение проекта в межгосударственную программу, даже

при отсутствии государственной  финансовой поддержки в нашей  стране, дает его

российским соисполнителям определенные преимущества, прежде всего, в виде

таможенных и  налоговых льгот, а также возможностей получения зарубежных

грантов. Это предопределяется законодательством как России, так и ряда

государств-партнеров  по сотрудничеству.

Порядок поддержки  международных проектов с нашей  стороны определяется

"Методическими  рекомендациями по вопросам оказания  российским организациям

финансовой поддержки  из средств федерального бюджета  при реализации

международных научно-технических  проектов", одобренными Коллегией  Миннауки

России. Некоторые  комментарии по содержащимся в них  положениям.

Финансовая поддержка  международных проектов осуществляется, начиная с 1991

года. Исходя из необходимости  концентрации выделяемых на федеральном уровне

ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях сотрудничества, эти

средства в первую очередь выделяются на:

·        обеспечение выполнения российскими  участниками обязательств по

межправительственным  и межведомственным соглашениям  в области науки и

техники, а также  по решениям (постановлениям) смешанных  органов по

международному  научно-техническому сотрудничеству;

·        развитие инфраструктуры международного научно-технического

сотрудничества  российских организаций, включая формирование банков данных

передовых технологий, повышение эффективности использования  зарубежной

информации, содействие созданию технополисов и технопарков, открытых

институтов и  лабораторий;

·        подготовку и организационно-техническое  обеспечение международных

конгрессов, конференций, симпозиумов, семинаров, выставок и  совещаний.

Решения о финансовой поддержке проекта принимаются  в Комитете на основе

всесторонней экспертизы с привлечением действующих при Комитете научных

советов. При этом рассматриваются вопросы соответствия содержания проекта

отечественным приоритетам  в научно-технической сфере, его  социально-

экономической значимости и эффективности, а также правового и финансового

обеспечения сотрудничества, оценки выбора инопартнера и его вклада в

реализацию проекта.

Кроме того, к финансированию международных проектов привлекаются внебюджетные

источники и средства, выделяемые для поддержки указанных  проектов

государственными  учреждениями зарубежных стран, национальными  и

международными  фондами и программами, например, по линии реализации

германской программы  поддержки российской науки, в рамках программы INTAS и

др.

В 1995 году с нашей  стороны была оказана финансовая поддержка работ

российских структур различных форм собственности, выполняемых  в рамках 581

международного  научно-технического проекта, а также  для проведения в России

более 100 международных  конгрессов, конференций, семинаров  и симпозиумов. На

эти цели в 1995 году было направлено 47,124 млрд рублей.

В текущем году предусматривалась финансовая поддержка  порядка 600 проектов на

сумму около 100 млрд рублей. В силу известных причин фактический уровень

финансирования  составил лишь 12 процентов. Это не может  не отражаться на

состоянии международного сотрудничества, поскольку речь идет о выполнении

обязательств российских организаций по уже подписанным  соглашениям.

В настоящее время  в Комитете ведется подготовка предложений  по финансированию

проектов на 1997 год. Окончательное решение по перечню  проектов и объемам

выделяемых средств  будет приниматься в ноябре-декабре. Предполагается

заложить ограниченный резерв обеспечения межправительственных и

межведомственных  соглашений в случае их подписания в течение будущего года.

Методические рекомендации содержат также примерный текст  межведомственного

соглашения, в котором  отражены, в частности, вопросы регулирования

обязательств сторон по проведению работ по проекту, их финансированию, охране

интеллектуальной  собственности и использованию  результатов исследований и

разработок.

В рамках проводимой ГКНТ работы по созданию возможных  благоприятных условий

осуществления международного научно-технического сотрудничества урегулированы

вопросы предоставления российским научным организациям, ученым и специалистам

ряда льгот в  уплате таможенных сборов и налога на добавленную стоимость. Это

относится к случаям:

·        получения грантов от иностранных  благотворительных фондов и партнеров;

·        получения научного оборудования, приборов и материалов на

безвозмездной основе в качестве технической помощи, оказываемой  иностранными

партнерами в  соответствии с межправительственными  соглашениями;

·        закупки оборудования за бюджетные  средства в соответствии с

договорами с  иностранными организациями и фирмами  для проведения совместных

работ;

Информация о работе Научно-технические связи России