Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 10:04, реферат
В результате действия НТР происходит так называемый ассортиментный взрыв,
который проявляется в значительном увеличении новых видов изделий в общем
объеме производства. Необходимость выпуска новых изделий требует обновления
оборудования, создания новых технологий, повышения качества создаваемой
продукции, технического перевооружения производства.
Введение.......................................................................2
Формы сотрудничества...........................................................4
Государственный комитета РФ по науке и технологиям.............................5
Научно-технические связи России................................................6
Заключение....................................................................20
Литература....................................................................21
регулирующие сотрудничество в отдельных областях науки и техники, то общее
число договорно-правовых документов возрастает до 72. Масштабы сотрудничества
постоянно расширяются.
За последние годы заново сформирована договорно-правовая база сотрудничества
со странами Восточной Европы. Близится к завершению подписание соглашения о
научно-техническом сотрудничестве с государствами-участниками СНГ. Имеется
достаточно внушительный задел проектов соглашений со странами Латинской
Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, которые рассматриваются нами в качестве
перспективных партнеров.
Удалось активизировать сотрудничество в рамках специализированных
международных организаций (ООН, Организация экономического сотрудничества и
развития, Комиссия Европейского сообщества, Научный комитет НАТО, ЦЕРН и
др.), а также международных программ и проектов, таких как программа "ЭВРИКА"
и другие.
Во многих случаях это было связано с длительным и достаточно жестким
переговорным процессом. В результате, например, удалось добиться не только
"открытия" ряда
программ Европейского
равноправия для них, а также и для коллег из стран СНГ, при проведении
совместных работ, в частности, по вопросам интеллектуальной собственности.
Более того, по ряду проектов российские ученые выступают головными
координаторами.
Заключаемые на межгосударственном и межправительственном уровне соглашения о
научно-техническом сотрудничестве носят рамочный характер. В них определяются
основные принципы,
направления и условия
защиты интеллектуальной собственности, его организационный механизм. Работа
по реализации подписываемых соглашений осуществляется смешанными органами по
научно-техническому сотрудничеству — комиссиями, подкомиссиями и комитетами,
действующими в рамках межправительственных комиссий по экономическому и
научно-техническому сотрудничеству или самостоятельно. Примерами наиболее
развитых и эффективно
действующих международных
являются Комитет
по науке и технологиям
Американской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому
сотрудничеству (Комиссия "Черномырдин-Гор"), Смешанная межправительственная
Российско-Германская комиссия по научно-техническому сотрудничеству.
Российские части
подобных смешанных органов
ГКНТ. В их составе — руководящие сотрудники МИД, РАН, Минобразования,
Госпатента; в конкретных случаях этот состав дополняется представителями
аппарата Правительства, Министерства обороны, Государственного таможенного
комитета, Госналогслужбы и др. ведомств. Аналогично и представительство наших
партнеров по соглашениям.
Это позволяет совместно
сотрудничества, определить
имеющиеся трудности и
меры по повышению эффективности взаимодействия.
Одной из главных задач таких организационных структур является выработка
рекомендаций по основным направлениям сотрудничества, исходя из совпадения
национальных приоритетов научно-технического развития. На этой основе
формируются двусторонние и многосторонние программы сотрудничества, состоящие
из конкретных
международных научно-
наиболее важным
научно-техническим проблемам
как уже говорилось, специализированные соглашения. Деятельность смешанных
органов по сотрудничеству ни в коей мере не носит командный характер.
Необходимо подчеркнуть, что наполнение программ сотрудничества полностью
делегируется научной общественности.
Определение тематики сотрудничества проводится на базе инициативных
предложений заинтересованных российских научных и научно-технических
организаций, вузов и предприятий. Для их обсуждения создаются международные
группы экспертов и научные советы. Согласованные проекты представляются
партнерами в свои национальные части смешанных органов по сотрудничеству для
последующего обсуждения и утверждения этими органами в форме долгосрочных
межгосударственных программ.
Международный проект является основным инструментом осуществления
сотрудничества в сфере науки и техники. По каждому проекту между
соисполнителями заключаются соглашения о научно-техническом сотрудничестве.
Реализация проектов осуществляется, как правило, при финансовой поддержке
российских исполнителей из средств федерального бюджета, выделяемых
Госкомитету по науке и технологиям. В современных условиях это является
немаловажной предпосылкой развития международной кооперации в сфере науки и
техники с зарубежными странами, что нашло положительную оценку представителей
российской научной общественности.
Следует заметить,
что включение проекта в
при отсутствии государственной финансовой поддержки в нашей стране, дает его
российским соисполнителям определенные преимущества, прежде всего, в виде
таможенных и налоговых льгот, а также возможностей получения зарубежных
грантов. Это предопределяется законодательством как России, так и ряда
государств-партнеров по сотрудничеству.
Порядок поддержки международных проектов с нашей стороны определяется
"Методическими
рекомендациями по вопросам
финансовой поддержки из средств федерального бюджета при реализации
международных научно-технических проектов", одобренными Коллегией Миннауки
России. Некоторые комментарии по содержащимся в них положениям.
Финансовая поддержка международных проектов осуществляется, начиная с 1991
года. Исходя из необходимости концентрации выделяемых на федеральном уровне
ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях сотрудничества, эти
средства в первую очередь выделяются на:
· обеспечение выполнения российскими участниками обязательств по
межправительственным и межведомственным соглашениям в области науки и
техники, а также по решениям (постановлениям) смешанных органов по
международному научно-техническому сотрудничеству;
· развитие инфраструктуры международного научно-технического
сотрудничества российских организаций, включая формирование банков данных
передовых технологий,
повышение эффективности
информации, содействие созданию технополисов и технопарков, открытых
институтов и лабораторий;
· подготовку и организационно-техническое обеспечение международных
конгрессов, конференций, симпозиумов, семинаров, выставок и совещаний.
Решения о финансовой поддержке проекта принимаются в Комитете на основе
всесторонней экспертизы с привлечением действующих при Комитете научных
советов. При этом
рассматриваются вопросы
отечественным приоритетам в научно-технической сфере, его социально-
экономической значимости и эффективности, а также правового и финансового
обеспечения сотрудничества, оценки выбора инопартнера и его вклада в
реализацию проекта.
Кроме того, к финансированию международных проектов привлекаются внебюджетные
источники и средства, выделяемые для поддержки указанных проектов
государственными учреждениями зарубежных стран, национальными и
международными фондами и программами, например, по линии реализации
германской программы поддержки российской науки, в рамках программы INTAS и
др.
В 1995 году с нашей стороны была оказана финансовая поддержка работ
российских структур различных форм собственности, выполняемых в рамках 581
международного научно-технического проекта, а также для проведения в России
более 100 международных конгрессов, конференций, семинаров и симпозиумов. На
эти цели в 1995 году было направлено 47,124 млрд рублей.
В текущем году предусматривалась финансовая поддержка порядка 600 проектов на
сумму около 100 млрд рублей. В силу известных причин фактический уровень
финансирования составил лишь 12 процентов. Это не может не отражаться на
состоянии международного сотрудничества, поскольку речь идет о выполнении
обязательств российских организаций по уже подписанным соглашениям.
В настоящее время в Комитете ведется подготовка предложений по финансированию
проектов на 1997 год. Окончательное решение по перечню проектов и объемам
выделяемых средств
будет приниматься в ноябре-
заложить ограниченный
резерв обеспечения
межведомственных соглашений в случае их подписания в течение будущего года.
Методические рекомендации содержат также примерный текст межведомственного
соглашения, в котором отражены, в частности, вопросы регулирования
обязательств сторон по проведению работ по проекту, их финансированию, охране
интеллектуальной собственности и использованию результатов исследований и
разработок.
В рамках проводимой ГКНТ работы по созданию возможных благоприятных условий
осуществления международного научно-технического сотрудничества урегулированы
вопросы предоставления российским научным организациям, ученым и специалистам
ряда льгот в уплате таможенных сборов и налога на добавленную стоимость. Это
относится к случаям:
· получения грантов от иностранных благотворительных фондов и партнеров;
· получения научного оборудования, приборов и материалов на
безвозмездной основе в качестве технической помощи, оказываемой иностранными
партнерами в соответствии с межправительственными соглашениями;
· закупки оборудования за бюджетные средства в соответствии с
договорами с иностранными организациями и фирмами для проведения совместных
работ;