Направления повышения конкурентоспособности украинской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является определение конкурентного преимущества Украины и практических направлений современного развития экономики, анализ существенных внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие национальной экономики и разработка направлений повышения конкурентоспособности украинской экономики.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………………………3

РАЗДЕЛ 1. Конкурентоспособность как фактор динамического развития МЭД страны……………………………………………………………………….5
1.1. Сущность понятия «конкурентоспособность национальной экономики»………………………………………………………………………..5
1.2. Факторы международной конкурентоспособности страны………...7
1.3. Методы оценки конкурентоспособности страны…………………..11

РАЗДЕЛ 2. Анализ и оценка уровня международной конкурентоспособности украинской экономики…………………………………………………………..15
2.1. Современное состояние экономики Украины и ее место в международных рейтингах конкурентоспособности…………………………15
2.2. Экономические риски и инвестиционно-инновационный климат как фактор конкурентоспособности Украины…………………………………25

РАЗДЕЛ 3. Основные направления повышения конкурентоспособности украинской экономики…………………………………………………………..29
3.1. Анализ перспектив формирования конкурентоспособности экономики Украины……………………………………………………………..29
3.2. Факторы повышения конкурентоспособности национальной экономики………………………………………………………………………..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….44
ДОПОЛНЕНИЯ………………………………………………………………… 45

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.doc

— 715.00 Кб (Скачать)

Не смотря, на недостатки в образовательной  системе, государство имеет высокий потенциал квалифицированных кадров. Главное преимущество заключается в их эффективном использовании, тесной взаимосвязью между оплатой труда и его продуктивностью, а также высоким уровнем вовлеченности женщин в рабочей силе. Однако, отток интеллекта, «кумовство» и фаворитизм в процессе трудоустройства на руководящие должности остается главной проблемой.

К слабым сторонам национальной экономики можно  отнести финансовый сектор государства. Хотя финансы в форме займов (кредитов) и рискового капитала сравнительно легкодоступны, местный фондовый рынок недостаточно развит. Основной причиной этого можно назвать недостаточную защищенность инвесторов и регулирование оборота ценных бумаг. В первую очередь необходимы действия, направленные на стабилизацию государственных финансов и оздоровление банковской системы, упрощении регулирования и стимулирования конкуренции.

Также, снижают конкурентоспособность  национальной экономики и неэффективная  деятельность государственных органов  управления. Государственные и общественные органы управления непрозрачны и неэффективны, в них господствует коррупция и фаворитизм; нет эффективной системы законодательного регулирования; недостаточная защищенность прав собственности препятствует развитию бизнеса. Недостаточно развитые частные учреждения являются одной из наиболее серьезных слабых сторон конкурентоспособности Украины, и вопрос низких стандартов корпоративного управления должен быть решен в неотложном порядке – обе эти проблемы подрывают доверие инвесторов и развитие рынка ценных бумаг.

Еще одной  проблемой на пути формирования конкурентоспособной  экономики занимает слабая эффективность  рынка товаров. Хотя такая ситуация характерна для большинства переходных экономик, в Украине внутренняя и внешняя конкуренция, как самые важные движущие силы эффективности рынка, ослаблены неэффективной антимонопольной политикой и искаженной налоговой схемой. Негативный эффект от такой ситуации усиливается разными барьерами для входа иностранных компаний на украинские рынки, торговли и привлечения инвестиций.

Новейшие  технологии, в которых так нуждаются украинские предприятия, не находят широкого распространения в Украине, и компании часто не хотят или не могут их адаптировать для усовершенствования производственных процессов и продукции. Формирование инновационной инфраструктуры происходит медленно, при этом отсутствуют четкие разграничения задач и полномочий в сфере реализации инновационной политики между центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Приоритетным направлением экономики Украины должно стать развитие уже существующего научного потенциала, прежде всего высших учебных заведений, в сфере информационно-коммуникационных высоких технологий, а также информационных ресурсов, системы научно-технической и экономической информации, в частности базы данных по вопросам технологий, научно-технических достижений.

 

  3.2. Факторы повышения конкурентоспособности национальной экономики

 

На основе изучения проблемы становления в Украине конкурентоспособной региональной экономики путем ускоренного перехода к инновационной модели развития, привлечения инвестиций, создания положительного имиджа Украины во внешнем мире для  повышения конкурентоспособности национальной экономики, можно предложить следующие рекомендации.

Во-первых, с целью обеспечения стабильного, управляемого и предсказуемого развития экономики Украины и ее регионов, прежде всего, необходимо кардинально изменить роль государства в системе рыночных отношений на началах новейших моделей конъюнктурного регулирования экономики и экономического роста с активным влиянием на оживление инвестиционной деятельности, формирование инновационных форм конкурентоспособного хозяйствования. Незамедлительно перейти к государственному стратегическому планированию (прогнозированию) развития страны на основе общегосударственной Программы стратегического социально-экономического развития Украины и ее регионов на долгосрочный период (15-25 лет), которая должна быть принята Верховной Радой Украины в соответствии с ее конституционными полномочиями.

Во-вторых, необходимо усовершенствовать образовательную систему государства, а также уровень подготовки квалифицированных кадров. Политика качества высшей школы в Украине должна стать центральным пунктом внутренней политики государства. Реформы в образовательной сфере должны быть направлены на:

-   внедрение новых механизмов и форм социального партнерства с целью подготовки кадров в соответствии с требованиями экономики;

- повышение эффективного менеджмента в системе образования относительно государственного заказа;

- повышение конкурентоспособности образования на основе международных критериев.

В-третьих, необходимо улучшить условия для ведения предпринимательской деятельности. Тормозящими факторами украинского бизнеса признаны налоговая политика, коррупция, и нестабильность государственной политики. Исходя из этого, необходимо повысить эффективности государственного управления и контроля в данных областях.

Так же в целях стимулирования производства, необходимо направить усилия на повышение технологического уровня производства, модернизацию и обновление основных фондов, эффективное использование топливно-энергетических и других ресурсов.

В-четвертых, главное условие реализации программы инновационного развития страны и ее регионов - инвестиционное обеспечение. Для достижения инвестиционной привлекательности экономики регионов и Украины в целом необходимо:

- разработать и осуществить  комплекс мер по кардинальному  улучшению инвестиционного климата  как в стране в целом, так  и в каждом регионе,

- в инвестиционной  политике государства и при  совершенствовании законодательства  предусмотреть правовые и другие  гарантии для инвесторов;

- предусмотреть в планах-прогнозах  социально-экономического развития  страны и регионов меры по  созданию объектов региональной инфраструктуры, подготовке целевых инвестиционных проектов для решения неотложных проблем регионального развития с целью привлечения инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности регионов, улучшения условий внедрения передовых инновационных технологий;

В-пятых, с целью ускорения  инновационного развития страны и регионов, повышения конкурентоспособности  и достижения регионами самодостаточности  предлагается:

- разработать и утвердить в установленном порядке долгосрочную Стратегическую программу инновационного развития страны на ближайшее десятилетие и следующие 25 лет;

- создать Государственный  венчурный банк с отделениями  в областях, что будет стимулировать  кредитно-финансовую деятельность  в инновационной сфере. Содействовать  организации частных инновационных банков и венчурных компаний, ввести государственные гарантии и механизмы стимулирования привлечения сбережений граждан в долгосрочные инвестиции;

-ускорить реформирование  налоговой системы, создать такую  систему налогообложения, которая бы стимулировала развитие экономики знаний. В частности, следует предусмотреть снижение налога на прибыль в той части, которая направляется на инновации, установить налоговые каникулы (льготы) для компаний, внедряющих технические инновации, а также налоговые льготы для новых компаний и малых предприятий, работающих в высокотехнологичном секторе потребительского рынка;

-создать интегрированную  многоуровневую государственную  систему информационно-консультативной  поддержки инновационной деятельности на всех этапах внедрения новаций (идея - исследование - разработка - внедрение).

- для улучшения организации  инновационной деятельности при  Кабинете Министров Украины и  областных государственных администрациях  создать экономические советы  из высококвалифицированных специалистов и научных работников.

- создать и обеспечить  функционирование исследовательско-образовательных  комплексов инновационной направленности, сети региональных инновационных  структур - инновационных центров,  бизнес-инкубаторов, научных парков на базе ведущих высших учебных заведений, технополисов, центров трансферта технологий и др.

В-шестых, Для решения региональных проблем в значительной мере способствовать проведению нового этапа административных реформ, связанного с делегированием властных и управленческих функций центральных органов власти на региональный уровень, и всестороннему развитию местного самоуправления. При этом в регионе должны быть законодательно разграничены полномочия и ответственность между отдельными органами власти.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкурентоспособность страны представляет собой сложную  многоаспектную и многоуровневую категорию, органически присущую рыночной системе  ведения хозяйства и отражающую способность национальной экономики  производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах, и при этом результатом конкуренции должен быть рост уровня жизни населения. К ключевым факторам современной конкурентоспособности можно отнести инвестиции в новую технологию и человеческий капитал; экономическую среду, благоприятную для возникновения и диффузии нововведений и технологического развития компаний; открытую систему международной торговли при условии защиты национальных интересов.

Конкурентоспособность экономики, методы ее определения и связь с динамикой роста на различных этапах экономического цикла уже не первое десятилетие находятся в центре внимания экономистов и ученых.

Вопросом оценки конкурентоспособности стран занимается международная неправительственная организация - Международный экономический форум, главной целью которой провозглашено улучшение глобального состояния мира через содействие мировому сообществу в решении вопросов экономического развития и социального прогресса.

По результатам исследований МЭФ определено, что Украина занимает довольно скромные позиции и находится лишь на 57 месте по индексу глобальной конкурентоспособности стран.  Причем, экономика страны оценена как переходящая от ориентации на факторы производства к ориентации на эффективность производства. Можно заключить, что конкурентоспособность Украины делают слабой макроэкономическая нестабильность (инфляция и кризисы), неблагоприятный  инвестиционный и инновационный климат, низкий качество образования и подготовки кадров, неэффективный рынок товаров, неблагоприятные условия для ведения бизнеса, а именно эпидемия коррупции, неэффективность налоговой системы и деятельности государственных органов.

Однако, Украина, которая по многим показателям рейтингов занимает средние и низкие позиции, имеет все возможности для того, чтобы найти свой путь в повышении конкурентоспособности национальной экономики.

Для иностранного инвестора  привлекательны выгодное географическое положение Украины, разнообразные  природные ресурсы, плодородные земли, квалифицированные кадры, высокий научно-технический потенциал и перспективные производственные объекты.

Самыми перспективными регионами страны, на которые необходимо делать ставку в процессе повышения  конкурентоспособности являются   Киев, Днепропетровская, харьковская и Донецкая области. Именно за счет этих регионов, обладающих наибольшим ресурсным, производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом, становится возможным наладить производство конкурентоспособной продукции и  увеличить значимость Украины в системе международных торговых отношений.

Таким образом, учитывая современное состояние конкурентоспособности национальной экономики Украины, основными направлениями повышения конкурентоспособности страны на мировых рынках в послекризисный период являются активизация инвестиционной и инновационной деятельности, реструктуризация и повышение эффективности приоритетных отраслей отечественного производства, внедрение в производство ресурсо- и  энергосберегающих технологий, а также стимулирование и поддержка высокотехнологичного экспорта.

Причем, устранение слабых сторон и наращивание конкурентных преимуществ требуют разработки и реализации системных мер не только со стороны правительства, но и всех ветвей власти и субъектов хозяйствования. Главной целью государственной экономической политики является повышение конкурентоспособности экономики, значимости Украины на международных рынках , улучшение благосостояния населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд, изд. Питер, г. Москва,  2005. — 240 с.

  1. Н.С. Яшин Конкурентоспособность промышленных предприятий: методология, оценка регулирование, изд. СГЭА, г. Саратов, 1994. - 248 с

3. М. И. Гельвановский, К. Л. Рожков, Н. И. Скрябина, Конкурентоспособность национальной экономики. Проблемы статистического сопровождения. Поиск методологической адекватности, изд. Статистика России, г. Москва, 2009.-384 с.

4. М. Портер, Международная  конкуренция: Пер. с англ. и  с предисловием В.Д.Щетинина, изд. Вильямс, г. Москва, 2005. – 896с.

5.Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы, изд. Ойкумена, г.Смоленск:, 2005. – 496 с.

6.Звіт про конкурентоспроможність України 2011 опубліковано Фондом «Ефективне Управління» у співробітництві зi Всесвітнім економічним форумом. – 198c.

7.«Сравнительные и конкурентные преимущества украинского экспорта», В. И.Поддубный,  журнал Фондовый рынок, № 8, февраль 2012г.

Информация о работе Направления повышения конкурентоспособности украинской экономики