Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:05, реферат
Национальные Интересы
- это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.
Введение
1. Национальный интерес: понятие, структура, методологическая и политическая роль
2. Национальные интересы: сущность, трактовки и типология
Заключение
Что касается понятия «интересы», то в современной науке многообразие оттенков и интерпретаций данного термина раскрывается через две преобладающие в ней трактовки, которые условно можно назвать социологической и психологической. Сторонники первой интерпретации считают, что интересы — это совокупность осознанных потребностей кого-либо. Интерес в данном случае выступает объективной данностью, связанной с конкретными (материальными) условиями жизнедеятельности субъекта. Поборники же психологической трактовки интереса понимают под ним направленность субъекта на различные объекты, освоение которых оценивается первым как благо. Последователи вышеназванной концепции основной упор делают на субъективно-ценностную компоненту интереса.
Таким образом, анализ существующих в научной литературе трактовок понятий «нация» и «интересы» позволяет сделать вывод о целесообразности следования комплексному подходу, основанному на синтезе и взаимодополняемости научных методов, который даст нам возможность избежать разного рода крайностей и воздержаться от ошибочного противопоставления. Исходя из этого, под национальными интересами мы будем понимать систему осознанных потребностей исторически сложившейся, организованной в государство общности людей, удовлетворение которых оценивается последними как благо для обеспечения своего безопасного существования и развития. Данная формулировка отнюдь не претендует на конструктивную законченность и полную логическую безупречность. Что же касается окончательной кристаллизации понятия, то это дело дальнейшей теоретической и практической разработки вопроса.
Исследование
национальных интересов в рамках
политической науки предполагает решение
вопросов, которые охватывают не только
сущность и трактовки, но и их типологию.
В самом общем виде представляется
возможным выделение таких
В зависимости от степени важности в системе национальных интересов можно выделить жизненно важные (фундаментальные, коренные, главные, первостепенные, базовые), важные и периферийные (второстепенные) интересы. Жизненно важные интересы — это такие интересы, которые имеют первостепенное значение для жизнедеятельности любой страны и отказ от которых может поставить под вопрос само существование государства. Следовательно, эти интересы не могут быть предметом торга, уступок, компромиссов, они защищаются любой ценой. Как отмечает Э. А. Поздняков, «основой всех видов национального интереса является выживание, или самосохранение, по той причине, что именно от национального выживания зависит достижение всех других интересов и основанных на них целей… В целом такое понимание проблемы присуще всем школам и направлениям политической мысли» 14 . Важные интересы — это такие интересы, которые не определяют выживание какого-либо государства как нации, но влияют на его национальное благосостояние. Наконец, периферийные интересы — это вид национальных интересов, отсутствие полной реализации или лишь частичная реализация которых не окажет какого-либо существенного воздействия на национальную безопасность страны.
Согласно экспертам Совета по внешней и оборонной политике «интересы России в отношении стран бывшего СССР подразделяются на 1) жизненно важные — в защиту которых государство должно быть готово применить все средства, в том числе силовые, 2) важные и 3) менее важные» 15 . При этом к первой категории они относят такие интересы, как обеспечение территориальной целостности и независимости России; предотвращение доминирования, особенно военно-политического, иных держав на территории бывшего СССР; предотвращение формирования в мире враждебных России коалиций, в том числе в ответ на те или иные действия России на территории бывшего СССР. Во вторую категорию авторы включают обеспечение доступа к сырьевым, трудовым и товарным рынкам государств бывшего СССР, особенно к нефти Прикаспийского региона; совместное использование границ, территорий и части военных потенциалов соседних государств (компоненты системы ПВО) для предотвращения возникновения военной угрозы для России, дальнейшей дестабилизации страны в результате притока и транзита преступников, наркотиков, оружия, контрабанды сырья, ядерных материалов и изделий «двойного назначения». Наконец, в третью категорию попадают такие интересы, как обеспечение демократического развития сопредельных государств.
Различение национальных интересов в зависимости от степени их устойчивости позволяет говорить о существовании постоянных (фиксированных, стратегических) и временных (изменчивых, переменных, конъюнктурных, тактических) интересов. Постоянные интересы — «это устойчивые во времени приоритеты развития, не меняющиеся при смене одной администрации на другую» 16 . Они по преимуществу объективны, так как определяются важнейшими параметрами государства, а именно геополитическим положением, местом и ролью данной страны в системе международных отношений, экономическим укладом и т. д. К ним относятся государственный суверенитет, независимость, территориальная целостность. Эти интересы будут действовать вне зависимости от того, управляются ли данные страны либеральными демократиями, военными диктатурами или тоталитарными режимами. Временные интересы — это такие национальные интересы, содержание которых обусловливается конкретно складывающейся обстановкой, определяется обстоятельствами и зависит от места и времени. Согласно Г. А. Белову «национальные интересы подвижны. Под влиянием изменений внутри страны и на международной арене содержание национальных интересов может меняться» 17 . Так, с распадом СССР национальные интересы России стали принципиально иными. Она больше не оплот мирового социализма, которая экспортирует свою модель в другие страны.
По
своей направленности националь
В
пространственно-географическом плане
сфера национальных интересов не
ограничивается пределами национальной
территории. Процессы, развертывающиеся
в различных регионах ближнего и
дальнего зарубежья, могут непосредственно
влиять на безопасность нации, возможности
и перспективы ее развития, а следовательно,
на понимание и определение
По
своему территориальному распространению
внешние национальные интересы, в
свою очередь, могут быть глобальными,
региональными и
Определенную специфику имеют национальные интересы, выделяемые в той или иной сфере жизни нации. Так, основными национальными интересами в экономической сфере могут быть защита интересов национальных производителей, поддержка доступа национальных товаров на иностранные рынки и обеспечение сырьем из-за рубежа, создание инновационной экономики и др.; в духовной сфере — сохранение и укрепление в обществе идеалов высоких нравственных норм, традиций патриотизма и гуманизма; в оборонной сфере — обеспечение военной безопасности и недопущение агрессии со стороны других государств, создание адекватной потенциальным и реальным угрозам военной организации; в социальной сфере — создание всем гражданам достойных условий и качества жизни, возможностей для удовлетворения их насущных материальных и духовных потребностей; в информационной сфере — пропаганда культурного национального наследия и духовных ценностей, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации, развитие современных телекоммуникационных технологий и т. д.
В зависимости от характера взаимодействия национальные интересы могут быть совместными (совпадающими), параллельными и конфронтационными (взаимоисключающими). Совместные интересы — это интересы, которые подразумевают единство подходов государств — членов мирового сообщества, максимальную степень сотрудничества сторон в достижении общих планов. Для них характерен высокий уровень идентичности представлений двух и более стран о целях и методах их достижения. Так, Соединенные Штаты и Российская Федерация заинтересованы в противодействии терроризму (причем не только через расширение обмена информацией, но и посредством конкретных совместных действий и укрепления сотрудничества между военными, правоохранительными органами и разведывательными службами наших стран), организованной преступности, незаконному обороту оружия и наркотических средств и другим угрозам, носящим трансграничный характер и подрывающим безопасность и стабильность не только их, но и всех без исключения государств—членов мирового сообщества; в укреплении режима нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки; в мирном освоении космического пространства (пример, МКС) и т. д. Параллельные интересы — такие интересы, которые предполагают, что стороны преследуют, по сути, близкие, однородные интересы, но при этом каждая сторона пытается реализовать эти интересы самостоятельно, без координации своих действий с другой стороной. Конфронтационные интересы — это прямо противоположные, взаимоисключающие интересы, являющиеся источником конфликтов и противоречий. Так, в современных российско-американских отношениях отсутствует фундаментальный конфликт интересов, ведущий к жесткому противостоянию. Несмотря на это, расширение НАТО на Восток и превращение его в доминирующую военно-политическую силу в Европе, развертывание Соединенными Штатами третьего позиционного района национальной системы ПРО в странах Восточной Европы (Польше и Чехии), признание независимости Косово в обход международного права, нежелание отменить дискриминационные по отношению к России торговые ограничения (поправка Джексона—Вэника) вызывают в двухсторонних отношениях определенную напряженность, часто выражающуюся в полемике.
Еще одним критерием типологизации национальных интересов является уровень, на котором они провозглашаются таковыми. Провозглашаемые на государственном уровне национальные интересы закрепляются в конституции, посланиях президента, законодательных и иных нормативно-правовых актах. Они находят свое отражение в концепциях национальной безопасности и внешней политики, в военных доктринах. На негосударственном уровне национальные интересы провозглашаются в программных документах партий и общественно-политических организаций, формулируются лидерами общественного мнения, представителями научного сообщества, средствами массовой информации и т. д.
В зависимости от периода реализации национальные интересы могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Расчетный срок реализации долгосрочных интересов может составлять 15–20 лет, среднесрочных — до 10 лет, краткосрочных — до 2 лет.
По основным методам реализации национальные интересы в самом общем виде могут быть подразделены на реализуемые «жестким» и «мягким» путем. «Жесткий» метод — это способность государства реализовывать свои национальные интересы путем принуждения и вознаграждения других государств, т. е. навязывание своих национальных интересов другим. К данному способу можно отнести угрозу применения или применение вооруженного насилия. Со времен кардинала Ришелье мир говорит об оружии как «последнем доводе королей». Но еще задолго до него и вплоть до наших дней монархии и республики, диктатуры и демократии обнаруживают готовность прибегнуть к этому доводу для насаждения или защиты своих приоритетов. По мнению А. Клименко, «военная сила как средство достижения национальных интересов… применяется в следующих случаях: когда иные средства, кроме военной силы, отсутствуют или неэффективны; когда имеются другие средства, но роль военной силы абсолютизируется и признана более совершенной и продуктивной; когда государство вынуждено отвечать адекватно на военный вызов другого государства; когда стечение обстоятельств подталкивает государство к применению военной силы без риска получить ответный удар» 18 .
Использование
экономической силы также относится
к «жестким» методам реализации
национальных интересов. Речь идет не
только о санкциях и эмбарго, но и
о своего рода «поощрении повиновения»
(гуманитарной помощи, кредитах, доступе
на рынок) за изменение позиции, смену
курса. Таким образом, предполагается
вернуться к старому
Для достижения своих национальных интересов государства используют разные рычаги. Среди них особое место занимает «мягкий» метод, который представляет собой способность государства реализовывать свои национальные интересы путем привлечения на свою сторону других государств. Он предполагает такую деятельность страны по достижению национальных интересов, которая не ущемляла бы реализацию национальных интересов других стран. Если в случае «жесткого» метода речь фактически идет об «игре с нулевой суммой», когда победа одной стороны означает поражение другой, то во втором — об «игре с ненулевой суммой», когда победа одного не означает поражение другой стороны.