Национальный интерес

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:05, реферат

Описание работы

Национальные Интересы
- это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.

Содержание

Введение
1. Национальный интерес: понятие, структура, методологическая и политическая роль
2. Национальные интересы: сущность, трактовки и типология

Заключение

Работа содержит 1 файл

национальный интерес.docx

— 38.82 Кб (Скачать)

Содержание

Введение  

  1. Национальный  интерес: понятие, структура, методологическая и политическая роль
  2. Национальные интересы: сущность, трактовки и типология
 

Заключение

 

Ведение

Национальные  Интересы

- это  осознанные потребности государства,  определяемые экономическими и  геополитическими отношениями данного  государства в данную эпоху,  культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней  угрозы и внутренних беспорядков,  экологических катастроф и т.д.  Сам термин "национальный интерес" пришел в российскую политологию из западной англоязычной политической литературы, в которой он имеет значение "государственного интереса". - понимают преимущественно как интересы государственные, поскольку западные страны представляют собой мононациональные государства (не столько в этническом аспекте, сколько в социальном). Нация представляет двуединство гражданского общества и государства. По умолчанию национальный интерес предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества. В осмыслении национального интереса теоретический приоритет имеет школа "политического реализма", в которой интерес определяется прежде всего внешнеполитическими условиями. Исключение из концепции национального интереса внутриполитических факторов "реалистами" объясняется тем, что данная группа проблем относится к сфере так называемого "общественного интереса", т.е. интереса, определяемого различными сегментами гражданского общества. В отечественной же политологии выявляются расхождения принципиального порядка как в понимании этой категории, так и в формулировании национальных интересов. Содержание национальных интересов в большей степени будет раскрыто в контексте внешнеполитических условий. По отношению к окружающему внешнему миру национальные интересы выражаются в совокупности внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности. Различается фиксированное (неизменное постоянное) и переменное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в экономической, социальной сферах общественной жизни и т.д. Реальные материальные и политические потребности в развитии государства могут меняться, а вместе с ними меняются соответственно интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятельность. Смена потребностей и интересов государства ведет к смене и идеологических ценностей. Выделяют два уровня национальных интересов государства: уровень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государство обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами. К числу важнейших национальных интересов относятся: Завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т.е. выгодная для РФ "реорганизация" постсоветского пространства и создания вокруг него пояса дружественных государств; Дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризацияроссийско-НАТОвских отношений; Предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР; Включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях. Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере международных отношений.

 

 
 

Национальный  интерес: понятие, структура, методологическая и политическая роль 

В данной главе рассматриваются три вопроса: содержание понятия «национальные интересы», его основные элементы, влияние глобализации на изменение егометодологической и политической ролей. 
Понятие «национальный интерес» («национальные интересы») известно с глубокой древности. С первых шагов формирования суверенного государства «национальный интерес» используется «государем» для объединения подданных перед лицом внешнего противника, служит оправданием завоевательных походов", выступает побудительным мотивом династических браков и т.п. Данное понятие было знакомо еще Фукидиду, который видел в интересе основу взаимоотношений Афин и Спарты и поведения их союзников. 

Еще в 1934 г. Ч. Берд утверждал, что «понятие «национальный интерес» способно стать объектом рационального понимания, конкретного определения, а также особого применения» (Beard. 1934. Р. 22). В наши дни понятие «национальный интерес» широко обсуждается исследователями и политическими деятелями, журналистами и военачальниками. Этому понятию придается важнейшее значение в иностранной политике государства, в выяснении взаимовлияния внешних и внутренних факторов, в изучении перипетий международных отношений. Концепции национальнойбезопасности и военные, доктрины государств содержат обязательные ссылки на «национальные интересы», как на основу и исходный принцип выявления главных угроз суверенитету и территориальной целостности, определения приоритетов внешней политики, выработки оборонительной стратегии и экономического процветания. 
И все же использование этого понятия оставляет место для дискуссий. Значение понятия«национальный интерес» как аналитического орудия и как инструмента политическогодействия продолжает быть предметом разногласий и споров, главным источником которых является несовпадение позиций но вопросам содержания и использования этого понятия в качестве аналитического инструмента и основы политического поведения.

 

 

Национальные  интересы: сущность, трактовки и  типология 

В статье рассмотрена сущность концепции  национальных интересов. Особое внимание удалено автором обзору основных трактовок понятия. Подробно описана  типология национальных интересов..

   Как отмечает А. И. Соловьев, «национальный  интерес представляет собой наиболее важный ориентир самостоятельной политической деятельности национально ориентированных  сил в сфере государственной  власти. Национальный интерес является одним из основополагающих условий  обретения людьми национальной и  культурной идентичности, кроме того, он в концентрированной форме  выражает те цели и способы их достижения, которые закрепляют за национальными  движениями тот или иной политический статус как внутри страны, так и  на международной арене. Наконец, как  основание деятельности национального  государства национальный интерес  выступает и в качестве показателя определенности внешней и внутренней политики страны» .

   В связи с этим феномену национального  интереса придается важнейшее значение. Концепции национальной безопасности и внешней политики обязательно  содержат ссылки на национальные интересы как на основу и исходный принцип  определения приоритетов внутренней и внешней политики, выработки  оборонительной стратегии.

   Несмотря  на то, что термин «национальные  интересы» или предшествовавшие ему и близкие по смыслу понятия  «государственный расчет», «воля государя» («raison d’etat», «will of prince») можно встретить в политической теории и практике государств Европы в XVI–XVII вв., а в России — с эпохи Петра I, в академической и общественно-политической среде не прекращаются дискуссии относительно содержания данного понятия. Следовательно, представляется небезынтересным рассмотрение основных дебатов вокруг термина «национальный интерес».

   К середине ХХ в. в политической науке  сформировались два классических подхода  к анализу национального интереса. Первый представлен школой «политического реализма», а второй — школой «политического либерализма». Понимание данной категории  реалистами существенно отличается от ее понимания либералами. Во-первых, для реалистов национальный интерес, к которому стремится государство, выше частных интересов и определяется внешней средой, а не внутренними  социетальными потребностями государства. Во-вторых, для реалистов доминирующее положение в понимании национальных интересов занимают геополитические приоритеты, в то время как у либералов на первом плане среди императивов стоят соображения экономического благосостояния граждан. По мнению Ф. Фукуямы, «сегодня основной “национальный интерес” буквально любой страны заключается в поддержании уровня роста производительности труда и дохода на душу населения» . Кроме того, у реалистов национальный интерес является унитарным, а не плюралистическим. Наконец, реалистическое понимание национальных интересов государства исключает в отличие от либералов признание национальных интересов других государств.

   Что касается факторов формирования национальных интересов, то одни исследователи (представители  школы «политического реализма») считают, что они имеют объективный  характер и не зависят от интересов  групп людей, находящихся у власти или отдельных личностей. Согласно Э. А. Позднякову, национальные интересы «имеют объективно обусловленную природу, не зависящую в основе своей от воли и устремлений различных  политических партий. Сама природа  национально-государственных интересов  совершенно несовместима с узкопартийной  монополией на их толкование и реализацию» . Другие (сторонники теории «принятия решений»), напротив, отрицают объективный характер национальных интересов и сводят их формирование к субъективным предрассудкам, философским и политическим взглядам правящей элиты. Представители данного направления утверждают, что «национальные интересы субъективны по характеру… национальный интерес — это то, что нация, то есть тот, кто принимает решения, назовет таковым» .

   Основной вопрос, который стоит в центре современных  дискуссий по рассматриваемой проблеме, заключается в том, кто является субъектом национального интереса. Одни исследователи считают, что  приоритетное право определять и  формулировать интересы нации должно принадлежать гражданскому обществу. Так, российский политолог К. Г. Холодковский «призвал учитывать то обстоятельство, что о развитом национальном интересе, пока не сформировано гражданское общество, т. е. пока не выработан механизм взаимодействия интересов на разных уровнях, говорить чрезвычайно трудно» . Еще определеннее на этот счет высказался Ю. Е. Федоров: «национальные интересы — это интересы общества и граждан, которые должны защищаться государством, но не интересы государства, доминирующие над интересами граждан» . Другая часть политиков и исследователей отождествляет интерес нации, напротив, с интересом государства, рассматривая последнее в качестве носителя, выразителя и гаранта национального интереса. С точки зрения Э. А. Позднякова, «главным субъектом, носителем национальных интересов является государство как воплощение общего начала» .

   Если  говорить о глобалистском подходе к понятию «национальный интерес», то здесь подвергается сомнению сама правомерность использования данной категории. Это направление критикует концепцию национального интереса на основании взаимозависимости государств, возникновения «транснациональных» и «наднациональных» акторов международных отношений, что ведет к ослаблению роли нации-государства и замене национальных интересов, во-первых, интересами бизнеса в лице ТНК; во-вторых, интересами мирового сообщества.

   Что касается конструктивизма, то его сущность заключается в  представлении о том, что национальные интересы «являются не воплощением объективной истины, а лишь конструированием реальности, которая обусловлена произвольными актами власти» . Если конструктивисты интересуются тем, как, каким образом конструируются национальные интересы, то инструменталисты — тем, какие функции выполняют национальные интересы по отношению к обществу. Российский политолог И. Л. Прохоренко выделяет три основные функции национального интереса, а именно: политическую (основа для принятия руководством государства внутри- и внешнеполитических решений), коммуникативную (объяснение населению целей и задач политики государства) и идеологическую (оправдание внешнеполитических акций, нейтрализация их негативного восприятия) .

   Таким образом, анализ основных трактовок  понятия «национальный интерес» говорит об отсутствии у политологов  единого мнения относительно теоретической  обоснованности и практической полезности данной категории, что можно объяснить  и методологическим плюрализмом, и  полярной научной ориентацией исследователей.

   Для выработки определения понятия  «национальные интересы» нам  необходимо объединить и обобщить содержание входящих в его состав дефиниций  «нация» и «интересы».

   Изучение  наиболее типичных определений понятия  «нация» позволяет выделить из всего  многообразия нечетких смыслов две  наиболее часто встречающиеся трактовки  данного феномена — этническую и  политическую (государственническую).

   Этническое  понимание нации в большей  степени присуще представителям марксистского направления социально-политической мысли. В рамках данной идеологии  одно из первых и четких определений  нации принадлежит И. В. Сталину: «Нация есть исторически сложившаяся  устойчивая общность людей, возникшая  на базе общности языка, территории, экономической  жизни и психологического склада, проявляющегося в общности культуры» 10 .

   Основное и чаще всего обсуждавшееся в немарксистской литературе значение слова «нация»  было политическим. По мнению Д. Дидро, «нация — незначительное количество людей, населяющих определенный район, достаточно четко ограниченный, подчиняющееся  одному и тому же правительству» 11 . Как считает Э. А. Поздняков, связь понятия нации с политикой и государством приобретает самостоятельный концептуальный аспект у немецкого философа М. Вебера, который называл нацией сообщество людей, объединенное в собственное автономное государство 12 . Наиболее же емкую формулу предложил американский социолог К. Дейч, прямо утверждающий, что народ становится нацией только тогда, когда в процессе социальной и политической мобилизации он создает свое государство. «Нация, — пишет он, — это народ, обладающий государством» 13 .

Информация о работе Национальный интерес