Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:21, курсовая работа
Целью данной работы является изучение испанской парламентской монархии, ее развития после франкистской диктатуры и пути ее современного развития.
В связи с этим были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть формирование парламентской монархии и особенности ее развития;
Введение
1. Восстановление и развитие монархии
1.1. Формирование парламентской монархии и особенности ее развития
1.2. Роль короля и других органов государственной власти по Конституции Испании
2. Современное развитие испанской монархии
2.1. Влияние короля Хуана Карлоса I и королевской семьи в стране
2.2. Скандалы вокруг королевской семьи
Заключение
Библиографический список
Согласно Конституции король является "главой государства, символом единства и постоянства, арбитром и примирителем в постоянной деятельности учреждений" и осуществляет высшее представительство Испании в международных делах. Он санкционирует и промульгирует законы; имеет право распустить Генеральные кортесы; является верховным главнокомандующим вооруженными силами, а также подписывает все договоры. Необходимо обратить внимание на то, что король не интегрирован в ветви власти. Исполнительная власть отделена от монарха и принадлежит правительству.
На первый взгляд полномочия монарха кажутся многочисленными. Но, в действительности, ему принадлежит лишь право санкционировать решения, принимаемые другими органами, и сам лично он не может предпринять каких-либо инициатив. Можно привести выражение испанского философа Арангурена, современная Испания является "немонархической монархией".
Престолонаследие осуществляется по Кастильской системе. При отсутствии кандидата по мужской линии, трон может занять женщина.
Конституция провозгласила принадлежность суверенитета народу, от которого исходят полномочия государственной власти (ст. 1 п. 2 Конституции Испании). Король как глава государства является не более чем «символом единства и постоянства испанского государства» (ст. 56 п. 1), в то время как при франкизме он персонифицировал национальный суверенитет, осуществлял высшую и государственную и административную власть. [6]
По отношению к парламенту у короля нет ограничивающих возможностей, отсутствует и некогда существовавшее классическое право отказывать в утверждении законов. Существует четкий способ утверждения законов, утвержденный ст. 19: в 15-дневный срок они утверждаются королем, и он отдает распоряжение об их опубликовании. Но, минуя парламент, передать какой либо законопроект на референдум король не может. Референдум возможен только по предложению главы правительства, которое предварительно одобряется конгрессом депутатов (ст. 92). Полномочия короля не могут осуществляться без контрассигнации председателя правительства, а в необходимых случаях еще и министров.
Политическая инициатива короля ограничена главным образом возможностью предлагать Конгрессу депутатов кандидатуру на пост главы правительства. Но и здесь Конституцией установлены жесткие рамки. Монарх предлагает такую кандидатуру после предварительных консультаций с представителями политических фракций в парламенте. Если предложенный кандидат не получает доверия в Конгрессе, которое должно быть выражено абсолютным большинством голосов его членов, то через два дня этот же кандидат снова представляет свою программу нижней палате и он считается получившим доверие, если за него будет подано относительное большинство голосов. Если новые кандидаты при соблюдении указанных правил не получат доверия Конгресса в течение двух месяцев, то только тогда король может распустить обе палаты парламента, но и это он может сделать лишь по получении контрассигнации председателя Конгресса (ст. 99). Председатель Конгресса должен во всех случаях одобрить предложение о назначении главы правительства. Все остальные министры назначаются и смещаются королем по предложению председателя правительства. При франкистском режиме глава правительства назначался главой государства из числа трех кандидатов, представленных ему Советом королевства.
Конституция 1978г. учредила двухпалатный парламент, состоящий из Конгресса депутатов и Сената. Вместе они образуют Кортесы (представительные собрания). Согласно статье 66 испанской Конституции их функции – осуществление законодательной власти государства, принятие бюджета, контроль деятельности Правительства и другие полномочия, предоставленные в соответствии с Конституцией.
Система хоть и двухпалатная, но у Конгресса имеется ряд полномочий, демонстрирующих его превосходство. Таким образом, Конгресс разрешает формирование Правительства, имеет право прекратить его деятельность, рассматривает законопроекты и бюджет, и может подтвердить или отклонить поправки или вето Сената относительно этих законопроектов.
Согласно Органическому Закону (Organic Act 5/1985, от 19-го июня) число депутатов Конгресса - 350. [7]
Все Члены избираются прямым всеобщим голосованием, которое является свободным, равным и секретным. Конгресс избирается на четыре года. В течение этого срока Члены Конгресса Члены получают заработок и имеют право получать выгоды и компенсацию за расходы, которые являются обязательными при выполнении их обязанностей.
Вторая парламентская палата – Сенат определяется Конституцией как «орган территориального представительства». Он образуется на основе представительства провинций и автономных сообществ. В Сенате 256 мест — 208 депутатов избираются прямым всеобщим голосованием и 48 назначаются законодательными органами провинций. Все сенаторы избираются на 4-летний срок.
Сенат выполняет функции типичные для верхних палат в парламентах унитарных буржуазных государств. Он играет роль тормозящего органа в парламентской структуре Испании. Сенат, согласно статье 66 Испанской Конституции, осуществляет контроль над действиями Правительства. В широком смысле, эта функция заключается в получении информации от Правительства, а также Сенат может подвергнуть действия Правительства дебатам и направлять его политику некоторым образом. Инструменты, для осуществления этой функции установлены в Положениях: вопросы, запросы, слушания и специальные комитеты.[8] Что же касается внешней политики, Сенат может разрешить или отказать в ратифицикации международных соглашений. В случае разногласия между палатами относительно разрешения вступать в обязательное международное соглашение, в соответствии со статьей 74.2 Конституции, формируется Смешанный Комитет, с равным числом членов Конгресса и сенаторов, чтобы достичь соглашения, а вслед за тем, представить обеим палатам. Если решение не достигнуто таким образом, Конгресс должен принять решение абсолютным большинством голосов.[9]
Таким образом, в компетенцию Кортесов входит законодательная деятельность, принятие бюджета, контрольные полномочия. Контрольные полномочия парламента содержат почти все известные формы: вотум доверия, резолюция порицания, следственные комиссии, право получения информации. Кроме этого парламент рассматривает вопросы о наследовании, королевском бракосочетании, установлении регентства, опекунства, разрешают королю объявить войну, заключить мир.
Премьер-министр возглавляет исполнительную власть. Это лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент. Правительство руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной государства. Оно осуществляет исполнительную и регламентарную власть в соответствии с Конституцией и законами. Правительство включает председателя, в случае необходимости его заместителей, а также министров и других членов, как это установлено законом. В настоящий момент глава правительства - Хосе Луис Родригес Сапатеро. А вице-премьер Испании - Мария Тереса Фернандес де ла Вега.
Теперь правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента. Однако возможности наиболее радикального средства контроля – резолюции порицания, исходящие из Конгресса депутатов, значительно снижены. Требуется собрать 10% подписей членов палаты и также должна быть представлена альтернативная кандидатура на пост главы правительства.
Несколько слов о национальном вопросе. Его попытались разрешить путем учреждения национально-территориальной автономии в виде нового уровня управления – автономного сообщества. Муниципалитеты и провинции в связи с общими историческими, культурными признаками объединяются в эти сообщества, но их сотрудничество не допускается. Условия образования сообществ различны: Конституция выделяет уже образованные сообщества (Страна Басков, Каталония, Галисия) и те, что могут стать ими в будущем. Конфликты между сообществами и государством должен решать Конституционный суд, который также рассматривает жалобы отдельных лиц о нарушении их конституционных прав и свобод.
2. Современное развитие испанской монархии
2.1. Влияние короля Хуана Карлоса I и королевской семьи в стране
Король Испании – последний правящий монарх из династии Бурбонов. Некогда сильная и влиятельная династия, царившая в разные годы в Испании, Франции, Сицилии, Неаполе, Парме, сохранила свою власть только на Пиренейском полуострове. В Испании Бурбоны пришли к власти в 1700 году. Хуан Карлос де Бурбон родился 5 января 1938 года в Риме. Он является внуком свергнутого в 1931 году Альфонса XIII и сыном графа Хуана Барселонского.
В 2000-м году одновременно исполнилось 300 лет династии испанских Бурбонов и 25 лет правления самого, безусловно, достойного из них и наиболее популярного на родине и во всем мире короля Хуана Карлоса I. А между тем за четверть века до этого, когда 20 ноября 1975 года было объявлено, что после долгой агонии скончался генерал Франко, принц Хуан Карлос, как вспоминает его супруга София, с веселой миной мрачно пошутил: "Теперь не знаешь, чего и ждать: то ли корону на бархатной подушечке поднесут, то ли уведут под конвоем..."
Хуан Карлос I едва ли не с первых же шагов, с одной стороны, проявлял исключительную прозорливость, с другой - мужество. При его непосредственном участии была проведена всеобщая амнистия, легализованы профсоюзные объединения и партии, проведена демократизация страны. Демократизм короля, его приверженность к Конституции в полной мере проявились в феврале 1981 года, когда судьба демократической Испании буквально висела на волоске из-за попытки военного переворота, в котором участвовал ряд высокопоставленных генералов. И только твердая позиция главы государства и главнокомандующего предотвратила еще одну национальную трагедию.
И, несмотря на все это, в короле Испании мало внешней величавости - он до сих пор сохранил юношескую непосредственность, простоту обращения, живой и открытый ум. Должно быть, это естественный для него стиль поведения, свойственный ему еще с тех пор, когда у него почти не было шансов на престол. Это привлекает к нему всеобщие симпатии.
Сейчас, большинство испанцев стали даже если и не монархистами, то убежденными «хуанкарлистами». Не случайно сегодня Хуан Карлос I, как показывают все без исключения опросы общественного мнения, самый влиятельный и авторитетный политичеcкий деятель в стране. Уважительное отношение испанцев к королю не в последнюю очередь вызвано и его личными качествами, внутренним демократизмом. В нем отсутствуют такие черты характера, нередко свойственные «сильным мира сего», как чванство, амбициозность, высокомерие, нетерпимость к чужому мнению. Его отличают простота в обращении, несмотря на королевскую кровь, порой граничащая даже с застенчивостью, отсутствие стремления к показной роскоши.
Король отказался жить в мадридском дворце и выбрал небольшую скромную виллу в окрестностях столицы. Он редко пользуется своим «Роллс-Ройсом». При дворе не бывает балов и роскошных обедов. Дети Хуана Карлоса и королевы Софии - Елена, Кристина и Фелипе путешествуют на обычных самолетах и водят обычные машины.
Пресловутых тайн мадридского двора, в старом значении этого выражения, сейчас практически нет. Повседневная жизнь и деятельность короля Хуана Карлоса и его домочадцев информационно "прозрачна", секретов в ней - помимо сугубо приватных сторон жизни всех членов династии - не существует. Что касается тайн политических, это особая статья: испанский король, надо полагать, имеет основания повторить слова, произнесенные в свое время первым и последним президентом СССР, с которым Хуана Карлоса также связывают дружеские отношения: "Всего я вам все равно никогда не скажу". Тем не менее жизнь мадридского двора по-прежнему вызывает немалый интерес, и не только в Испании. А для многих является и поучительным примером. В первую очередь того, как можно жить по-королевски, оставаясь при этом людьми, которые не вызывают раздражения и неприязни у тех, в чьих жилах не течет голубая кровь.
Удивительно, что человеческие слабости Хуана Карлоса - а они у него есть, и о них известно - делают его еще более популярным, более близким и понятным людям. К одной из них королева относится особенно ревниво. Существует неписаное правило, согласно которому монарх не имеет права иметь друзей. А у Хуана Карлоса с его демократизмом и общительностью их немало еще с молодых лет, когда он служил в разных родах войск, учился на разных факультетах Мадридского университета.
Испанцы уважают своего короля и его семейство, в том числе за их меценатство и благотворительность.
То место, которое занимает Хуан Карлос I в политической жизни Испании, не регламентируется Конституцией. В нем воплотилась идея цементирующей силы, стоящей над политической схваткой и политическими партиями, силы, которая руководствуется общенациональными интересами. Ни одна статья конституции не в силах ограничить его непререкаемый авторитет среди испанцев, что делает Хуана Карлоса бесспорным арбитром, мнения и решения которого не подвергаются сомнению.
За годы своего правления король Испании вовсе не был номинальной фигурой, как другие европейские монархи. На сегодняшний день он активно участвует в политической и общественной жизни страны, является главой государства, главнокомандующим вооружёнными силами, утверждает законы, назначает высших должностных лиц.
3 октября 2008г. были одобрены четыре королевских указа. Согласно которым те, кто подвергался преследованиям, был казнен или приговорен к тюремному заключению во время гражданской войны 1936-1939 годов и последующей диктатуры, смогут получить официальный статус «жертв».[10]
Надо заметить, что у Хуана Карлоса, как блестящего дипломата, много друзей не только в Испании, но и за рубежом. Достаточное количество европейских руководителей летом нередко навещают с частными визитами испанского монарха на Майорке, где устраиваются парусные регаты.
Также у Хуана Карлоса прекрасные отношения с королевой Великобритании, которую он называет кузиной, и, разумеется, с руководителями США. Но испанский король пользуется авторитетом и в Латинской Америке, и а странах Азии, и в России. Даже Фидель Кастро называл его "наш король".
В прошлом году король вместе с супругой королевой Софией прибывал с визитом в Казахстан. В столичном аэропорту гостей встречали министр иностранных дел Марат Тажин, министр финансов Наталья Коржова и другие. В ходе визита состоялась встреча с руководством страны, в рамках которой обсуждались перспективы двустороннего экономического и политического взаимодействия.
Летом этого года король посетил и нашу страну, встретившись с Дмитрием Медведевым. Наш президент, принимая его в Кремле, подчеркнул, что монарх - частый и желанный гость в России. Политический диалог позитивно отразился на экономике и не только. "Мое присутствие должно служить тому, что дальше будут развиваться частные и культурные, экономические и другие отношения. Для этого много возможностей, много полей. Наша воля на виду. И вместе нам еще предстоит многое сделать".[11]
Информация о работе Монархия в Испании, особенности современного развития