Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:44, курсовая работа
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТРУДА И УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Понятие мирового рынка труда и его формирование
1.2 Особенности и последствия формирования рынка труда
1.3 Организационно-финансовые основы мирового рынка труда
2 АНАЛИЗ РЫНКОВ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2.1 Рынок труда в странах Европы
2.2 Рынок рабочей силы в США
2.3 Конкурентоспособность российской рабочей силы
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ТРУДА
3.1 проблемы международного рынка труда в мире и его особенности в странах
3.2 Перспективы развития рынка труда в разных странах
3.3 Экономические последствия международной миграции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы лежит в основе определения направленной государственной и региональной политики и построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях.
Как национальный, так и мировой рынок рабочей силы является органической частью экономики и как бы вмонтирован в нее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, а также социальных служб корпораций аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т. д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда. Они осуществляют профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке - безработных, инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи.
Государственная политика в отношении рынка труда на Западе исходит из понимания того, что активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению, присущая той или иной корпорации, предприятию и трудящемуся, формируется путем определенных самостоятельных решений и конкретных действий. Для этого необходима здоровая конкурентная среда и наличие примерно равных возможностей достижения наилучших результатов. При этом задача государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, а также налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны. Опыт развития западного общества 70–80-х годов подтверждает эффективность этой концепции.
Сейчас расширенному воспроизводству и развитию высококачественных трудовых ресурсов служат практически все активы страны. Актуализация рынка труда для современного общества подтверждается масштабами текущих государственных затрат на его развитие. Реализация одних только социальных программ в рамках рынка труда во многих западных странах ежегодно потребляет 2–3% объема валового национального продукта.
Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на сокращение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, направленная на производство товаров и услуг. Труд является одним из основных факторов производства. Это эффективность производства в единицу времени. Доход, который приносит труд, является факторным и представлен в виде заработной платы.
Заработная плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле заработная плата – это оплата труда работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники сферы услуг. На практике заработная плата может принимать форму премий, гонораров, комиссионных вознаграждений, ежемесячных окладов. Анализ спроса и предложения раскрывает суть проблемы исчисления ставки заработной платы, получаемой определённым типом работников. Этот анализ охватывает шесть рыночных моделей: модель конкуренции, модель монопсонии, три модели с учётом профсоюзов, модель двусторонней монополии. Основной моделью рынка труда является модель конкуренции. Конкурентный рынок труда характеризуется следующими чертами:
1. Большое число фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда.
2. Многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда.
3. Ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроля над рыночной ставкой заработной платы, и, ни те, ни другие не «диктуют уровня заработной платы».
Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям - трудоустройство ищущих работу, обучение пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т. д.)
Финансирование программ политики рынка рабочей силы в 2008 г.
(в % к валовому национальному продукту)
В США только официально свыше 50% федерального бюджета и около 63% бюджета штатов и округов расходуются непосредственно в интересах населения, покрывая расходы, связанные с развитием образования и здравоохранения, улучшения жилищно-бытовых условий, защитой потребительских прав, финансированием программ мирового рынка рабочей силы, пенсионным вспомоществованием и т. д.
Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и отдельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость от предпринимателей, государства, общества в целом. Ни государство, ни частный капитал не предъявляют в какой бы то ни было форме трудящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требуют их компенсации. Осуществляется, таким образом своего рода безвозмездное субсидирование, и что еще важнее, фактическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, ни государство при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала мирового рынка рабочей силы. Не ставится никаких политических условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний, ибо национальный рынок труда является неотделимой частью мирового рынка и подчиняется общим законам международного разделения труда.
На практике трудящиеся индустриально развитых стран не так уж часто работают за рубежом. Но официальное наличие такой возможности оказывает громадное психологическое воздействие на общественное сознание. Ощущение гражданской и профессиональной свободы активизирует общий трудовой потенциал нации и заставляет работодателей и правительство внимательнее, заботливее относиться к отечественным трудовым ресурсам.
Трудящийся, лишенный собственности на свою рабочую силу и возможности распоряжаться своим профессиональным потенциалом, во многом теряет интерес к труду, сохранению и развитию качеств труженика, созидателя и перестает стремиться к их лучшему использованию. Ослабевают нравственные, духовные связи со сферой труда и обществом, исчезает интерес к благополучию и развитию предприятий, национальной экономики страны. А это как бумеранг бьет в итоге по материальному благосостоянию населения и приостанавливает его духовный и культурный рост.
Масштабы и интенсивность расходов на развитие и профессиональную подготовку трудовых ресурсов непрерывно нарастают и определяются уровнем поставленных перед обществом текущих и долговременных задач в этом отношении. Важно, что застрельщиком подобных программ выступают, как правило, ведущие корпорации страны.
Прямое субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с вознаграждением за труд, имеет целью формирование трудовых ресурсов творческого типа и осуществляется в общей сложности на протяжении по сути дела всей жизни человека в следующих направлениях:
1. Дошкольное, школьное воспитание и обучение, среднее специальное, высшее и научное образование (примерно 80-90% за счет государства, частного капитала и общественных организаций).
2.Заработная плата (соответствующая уровню образования и квалификации, полновременная минимальная выше прожиточного минимума).
3. Субсидирование “пожизненно” подготовки и переподготовки (в среднем на 90% за счет государства и частного капитала).
4. Пособия по безработице и различные виды социального вспомоществования (минимум - обеспечение текущих жизненных расходов; максимальная длительность - бессрочное вспомоществование; на 75-80% за счет государства и частного капитала).
5. Пенсионное обеспечение (при отсутствии трудового стажа - государственное всеобщее; при наличие его не менее 15 лет -двойное или тройное выше официального прожиточного минимума; на 90-100% за счет государства и частного капитала).
6. Финансирование на восстановление и укрепление здоровья и культурное развитие (на 70-80% за счет государства, частного капитала и общественных организаций).
Зарплата, как мы видим, составляет небольшую “оперативную” часть всех сумм, которые идут на возмещение жизненных расходов и развитие трудовых ресурсов и всего населения. И все же именно она является главным инструментом, регулирующим движение и развитие мирового рынка рабочей силы в профессиональном, отраслевом и региональном аспектах. Однако заработная плата в полной мере определяет трудовую мотивацию населения и формирует основу его социальной защиты только в том случае, когда она выплачивается в свободно конвертируемой валюте. Благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странах примерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который дает безусловную возможность общекультурного развития населения.
Безработица в еврозоне к сентябрю 2011 года достигла 10,1 %, т.е. по сравнению с сентябрем 2010 года увеличилась на 0,1 процентного пункта. Уровень безработицы в большинстве стран континента не так высок, но цифры могут вызвать политическую напряженность. большинство экономистов считает, что средний уровень безработицы в ближайшее время достигнет 10,2%, поскольку работодатели продолжают сокращать рабочие места, а укрепление евро усиливает давление.
Европа и ранее страдала от крупных потерь рабочих мест, особенно в отраслях, связанных с цикличностью бизнеса, например, в производстве автомобилей и в таких отраслях, как горнодобывающая и текстильная промышленность. Но нынешняя волна увольнений - дело совсем другое. Многие компании идут на превентивное сокращение, чтобы повысить конкурентоспособность. Несмотря на репутацию негибкости рынков труда в Европе, сокращение рабочих мест проходит сейчас легче, чем раньше, благодаря проведенным правительствами стран ЕС реформам и изменению отношения к этому самих рабочих за последнее десятилетие.
Так откуда же взяться новым рабочим местам? В основном у малого бизнеса и новых фирм. Таково мнение экономистов. Это может повысить занятость в странах, которые провели выгодные для бизнеса реформы. К ним принадлежит, например, Дания, снизившая налоги на заработную плату, а также Италия и Испания, где занятость возросла с тех пор как были либерализированы трудовые законы, способствующие созданию должностей с неполным рабочим днем или на временной основе.
Уровень безработицы в Германии в октябре текущего года снизился на 0,1 процентного пункта по сравнению с сентябрем и составил 6,5%, сообщило в четверг Федеральное агентство по трудоустройству ФРГ.
Число безработных в стране в октябре сократилось на 59 тысяч человек - до 2,737 миллиона человек.
Вместе с тем, по данным Федерального статистического бюро Destatis, уровень безработицы в стране в октябре, напротив, вырос на 0,1 процентного пункта по сравнению с сентябрем - до 7,0%, а число безработных - на 10 тысяч человек. Таким образом, данные оказались хуже прогнозов аналитиков, ожидавших уровня безработицы в 6,9% и сокращения числа безработных на 22 тысячи человек.
Данные по безработице ежемесячно публикуют и Федеральное статистическое бюро Destatis, и Федеральное агентство по трудоустройству. Различие в данных двух ведомств объясняется расхождениями в методиках подсчета числа безработных. Аналитики считают данные Федерального агентства по трудоустройству более надежными, так как Destatis в качестве источника информации использует телефонные опросы населения.
Еще одна страна еврозоны, за экономикой которой наблюдает весь мир, опубликовала свои новые прогнозы по выходу из кризисной ситуации.
Так, уровень безработицы в Греции в августе подскочил до 18,4%, сообщает национальная служба статистики. Для сравнения, в августе 2010 года показатель составлял 12,2%, а в июле 2011 года — 16,5%.
Число безработных выросло до 907 тысяч 953 человек, что на 294,8 тысячи человек больше показателя годом ранее (+48,1%) и на 87,6 тысячи больше, чем в июле 2011 года (+10,7%).
Безработица среди женщин выше, чем среди мужчин — 22,3% и 15,5% соответственно.
Самый большой процент безработных среди молодежи. В возрастной группе 15-24 года 43,5% не имеют работы (против 30,8% годом ранее), среди 25-34-летних без работы сидят 24,9% (16,4% в августе 2010 года).
В июле уровень безработицы в стране также существенно вырос.
Еврокомиссия сегодня ухудшила прогноз по росту ВВП Греции. В 2012 году ожидается спад в 2,8%, в 2013 году небольшой рост — на 0,7%. Инфляция, как прогнозируется, будет на уровне 0,8%. Дефицит бюджета составит в 2012 году 7% ВВП, в 2013 году — 6,8% ВВП.
Общий показатель роста ВВП еврозоны в 2012 году прогнозируется на уровне 0,5%, в 2013 году — 1,3%.
За последние 10 лет ежегодно в среднем на 50% в год растет бизнес стокгольмского агентства по временному трудоустройству 'Proffice'. Теперь оно имеет 10 тыс. работников во всех уголках Скандинавии. Первый вице-президент компании X. Урус считает, что многие работники не оказываются выбитыми из колеи частыми увольнениями, а используют периоды безработицы для переквалификации. '20 лет назад, - говорит он, - любой начинающий свой рабочий путь рассчитывал на уход на пенсию после 25 лет работы с золотыми часами на руке. Сейчас такое явление необычно'.