Мировые рынки товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:03, реферат

Описание работы

Мировой рынок-совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями. Сформировался впервые на базе капиталистического способа производства как Мировой капиталистический рынок. В современную эпоху охватывает все основные направления международного разделения труда двух мировых социально-экономических систем. Масштабы развития М. р. отражают степень развития процесса интернационализации общественного производств

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основная часть
1. Понятие мирового рынка и его основные черты
1.1 Возникновение мирового рынка и стадии его развития . . . . . . . . . . 4
1.2 Факторы, определяющие развитие современного мирового рынка. .11
2. Международное движение товаров
2.1 Определение международной торговой сделки . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2 Внешнеторговые операции по купле-продаже товаров . . . . . . . . . . . . 18
3. равновесие на мировом рынке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . … . .. . . . . . 25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . . . . .. . . . 28
Список использованной литературы . . . . . .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Работа содержит 1 файл

Реферат по Мэо Бирюкова.docx

— 44.01 Кб (Скачать)

наконец, на мировом  рынке существует особая система  цен - мировые цены.

Мировой капиталистический  рынок проходит в своем развитии три стадии, определяемые развитием  капиталистического способа производства: стадию подготовки капиталистического способа производства (эпоха мануфактуры), стадию машинного производства отдельных  предприятий и корпоративную  стадию капитализма. Каждая стадия развития мирового капиталистического рынка  имеет свои особенности, определяемые самим капиталистическим способом производства.

Мировой рынок  на стадии подготовки капиталистического способа производства находился  еще в зачаточном, неразвитом состоянии. Определяющей чертой внешней торговли на этой стадии была преобладающая роль купеческого капитала, выступавшего в качестве посредника в процессе обращения товаров, производимых преимущественно мелкими товаропроизводителями и частично капиталистическими мануфактурами.

Мировой рынок  на второй стадии капитализма охватывает период от промышленного переворота в Англии в конце XVIII в. до конца 70-х гг. XIX в., когда мировая капиталистическая торговля приобрела вполне развитые черты. Для этого этапа характерна победа крупной машинной промышленности в Англии и установление ею промышленной и торговой гегемонии. Мировой рынок выходит из своего начального состояния и начинает складываться как категория капитализма. Решающую роль на мировом рынке начинает играть промышленный капитал, который подчиняет себе торговый капитал. Основой международного товарооборота становится вывоз изделий крупной капиталистической промышленности Англии и ввоз ею сырья и продовольствия. В 60-70-е гг. XIX в. определяющим признаком мирового рынка является окончательное закрепление господствующей роли промышленного капитала в хозяйственной жизни главных развитых капиталистических стран, прежде всего США и Германии, промышленность которых по уровню своего развития стала догонять Англию.

Корпоративная стадия капитализма охватывает период с 80-х гг. XIX в. и до наших дней, когда осуществился переход от капитализма свободной конкуренции отдельных предприятий к разным формам господства корпораций. На этом этапе завершилось формирование всеохватывающего мирового рынка на основе образования единой капиталистической системы хозяйства и всемирного господства финансового капитала. 

1.2 Факторы, определяющие развитие современного мирового рынка

На современном  мировом рынке усилилась конкурентная борьба, стали появляться новые ее методы. Значительную специфику в  новые методы конкурентной борьбы на мировой арене вносит научно-техническая  революция. За последние годы корпоративный  капитал все более активно  переносит центр конкурентной борьбы из области цен в такие сферы, как новизна и технический  уровень изделий, качество их изготовления, совершенствование технического обслуживания, развитие и улучшение товаропроводящей сети. Научно-технические разработки являются для корпораций одним из решающих факторов в конкурентной борьбе за внешний рынок, так как на современном  рынке победу одерживает тот предприниматель, который наряду с поставкой нового изделия предлагает и новые, наиболее комплексные услуги технического характера, который использует более совершенные  методы сбыта. Поэтому в определенных условиях мирового рынка фактор новизны  и совершенства изделия часто  главенствует над фактором уровня цен.

Кроме этого, на мировом рынке появились новые  обстоятельства, оказывающие существенное воздействие на конкурентоспособность  отдельных видов продукции. Речь идет об адаптации многих видов машин  к условиям энергетического кризиса, а также приспосабливаемость  к мероприятиям по защите окружающей среды, которые все чаще начинают проводить многие страны.

Одновременно  с улучшением качества изделий происходит совершенствование системы сбыта. Все более обычным явлением в  поставках крупных международных  корпораций становится продажа оборудования через зарубежные филиалы и подконтрольные предприятия, широкое привлечение  ими иностранных фирм к сбыту  и техническому обслуживанию своей  продукции, экспортируемой на внешние  рынки. Например, японские автомобильные компании имеют несколько сот соглашений о техническом сотрудничестве с фирмами других промышленно развитых стран, особенно с США.

Одной из значимых форм сбыта экспортируемой продукции  стало использование местных  фирм-агентов. Применение подобных посредников  обычно не требует крупных инвестиций, создания собственной сбытовой сети на территории соответствующих стран, так как используется материально-техническая  база фирм-агентов, включая складскую  и торговую сеть.

За последние  полтора-два десятилетия получила большое распространение укрупненная  форма сбыта в виде создания несколькими  корпорациями экспортных синдикатов и  консорциумов. Эта практика особенно ярко представлена в Англии и Франции.

Крупнейшие промышленные объединения применяют и такой  вариант реализации продукции, как  сотрудничество между ними по взаимному  использованию сбытовой сети. В первую очередь это относится к продаже  неконкурирующих товаров. Такого рода соглашения заключены, например, между  итальянской автомобильной фирмой «Фиат» и французской фирмой «Ситроен».

Корпорации используют новую форму работы по решению  проблем рынка. Она получила название маркетинг и состоит в том, что компании разрабатывают долгосрочные и краткосрочные планы производства, новые виды машин, изучают рынок, составляют долгосрочные прогнозы его  развития. Посредством маркетинга крупные  предприниматели и их объединения  стремятся воздействовать на характер и темпы развития производства и  спроса на рынке.

Наряду с обычными экспортно-импортными операциями, т.е. торговыми контрактами между  продавцами и покупателями, за последние  два десятилетия на мировом рынке  большое распространение получила практика сбыта и покупки товаров  на аукционах, биржах и торгах.

Международный аукцион - это способ продажи отдельных  партий товаров, которые по очереди  выставляются для осмотра и считаются  проданными тому из присутствующих покупателей, который предложил наивысшую  цену. На международных аукционах  продаются пушнина, немытая шерсть, табак, чай, некоторые пряности, предметы антиквариата, скаковые лошади и т.д. Аукционный торг начинается с объявления лота, т.е. номера партии товара или  предмета и отправной цены. Присутствующие покупатели делают свои предложения  цены, набавляя не ниже установленной  для данного товара минимальной  надбавки. На некоторых международных  аукционах аукционист объявляет  в качестве отправной наивысшую  цену и затем снижает ее, пока один из покупателей не согласится купить данный товар по этой цене. Общим  условием всех международных аукционов  является отсутствие ответственности  продавца за качество выставленного  для осмотра товара.

В нашей стране с 1931 г. проводится пушной аукцион в Петербурге, а также конный аукцион в Москве. Международные аукционы располагаются также в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале, Амстердаме, Калькутте, Коломбо.

Биржа - организационная  форма оптовой, в том числе  международной, торговли массовыми  товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры (товарная биржа), или систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа).

Товарная биржа - важная разновидность международного товарного рынка оптовой купли-продажи  массовых, преимущественно сырьевых и сельскохозяйственных товаров (зерно, сахар, кофе, каучук, цветные металлы, хлопок и т.п.). Реализация продукции на товарной бирже осуществляется без предварительного осмотра по образцам и стандартам при заранее установленных размерах минимальных партий. Товарная биржа не предполагает фактического наличия товара в момент сделки, заключаемой, как правило, на срок от 8 до 14 месяцев с учетом особенностей товара, в том числе серьезности его производства. Так, на Нью-Йоркской хлопковой бирже сделки по купле-продаже хлопка, как правило, заключаются в июле с поставкой в декабре соответствующего года. Для облегчения и лучшей организации расчетов по операциям биржи, с учетом особенностей отдельных товаров, устанавливаются нормативные сроки ликвидации срочных сделок: в частности, по пшенице на Чикагской бирже - март, май, июль, сентябрь, декабрь и т.д. Заключаемые биржей сделки на срок создают возможность игры на разнице цен, что влияет на динамику и уровень биржевых цен и даже на мировые цены других взаимосвязанных товаров, поступающих в международную торговлю.

Развитие международной  биржевой торговли в современных  условиях носит противоречивый характер. С одной стороны, в связи с  резким возрастанием роли ТНК значение товарных бирж как крупнейших центров  международной торговли уменьшается. С другой стороны, предметом биржевой торговли становятся новые группы товаров: пиломатериалы, пряжа, мясо и мясопродукты, шерсть, другие виды полуфабрикатов и  даже готовые изделия.

Что касается торгов, то они представляет собой такую  форму торговли, когда покупатель машин, транспорта или оборудования объявляет о своем намерении  закупить продукцию или выдать заказ  на строительство и приглашает фирмы, желающие предложить свои товары или  услуги, представить к объявленному сроку свои предложения, из которых  покупатель выбирает наиболее выгодное.

Существование и широкое распространение торгов вызвано тем, что они как форма  торговли наиболее часто применяются  развивающимися государствами при  закупках или многих видов технических  изделий. Из всех торгов, организуемых на мировом рынке, 80% проводятся для  развивающихся стран. Эти государства  предпочитают торги, так как эта  форма закупки позволяет им выбрать  продукцию по приемлемой цене. Но нередко  развивающиеся страны прогадывают  в этом, потому что промышленные объединения, ведущие торги, договариваются об уровне цен, которые предложит  одно из них, получив на то согласие других организаций. Выиграв торги, это объединение, кК правило, делится  частью прибыли с другими, находящимися в сговоре. За последние время  стали появляться торги и самих  развивающихся стран. Это торги  Индии, Мексики, Бразилии, Аргентины.

Быстрое развитие международных торгов свидетельствует  о том, что эта форма торговли эффективна при сбыте продукции  на внешнем рынке.

Таким образом, резкое обострение конкуренции на мировом  рынке, рост монополизации торговли, повышение требований к технико-экономическим  показателям товаров побуждают  капиталистические фирмы еще  более активизировать работу по совершенствованию  производства, форм и методов сбыта, организовывать за рубежом сборочные  предприятия, создавать собственные  или смешанные торговые фирмы  за границей. Особую активность в этом за последнее время проявляют  японские и западноевропейские фирмы. 
 
 

2. Международное движение  товаров

2.1 Определение международной  торговой сделки

Помимо специализации  характерной чертой международного разделения труда непременно является обмен результатами трудовой деятельности. Товарный обмен произведенной продукции  осуществляется на возмездной или безвозмездной  основе. В настоящее время он происходит в основном по первому варианту, т.е. сторона, получающая продукцию  из-за границы, возмещает ее собственнику все затраты. К безвозмездным  же видам внешнеэкономической деятельности относятся разного рода дарения, гуманитарная помощь, а также координация  работ, обсуждение и принятие общих  решений, обмен опытом, международная  унификация стандартов, занятия, направленные на охрану окружающей среды и т.п.

Обмен произведенной  продукцией на международной арене  происходит не вдруг, а вследствие тщательной подготовки, путем проведения коммерческих операций, т.е. посредством осуществления  совокупных технических приемов  или действий по подготовке, заключению и выполнению сделок. К подготовленным операциям относится ознакомление с качеством товаров, с ценами, с другими условиями их поставки покупателю. Сделка - это решающая часть  коммерческой операции. Понятие коммерческая операция шире понятия сделки, так  как она предусматривает ряд  предваряющих сделку технических приемов  и ряд действий, завершающих ее.

К числу завершающих  этапов коммерческой операции относится  деятельность, обеспечивающая продвижение  товара от продавца к покупателю, - перевозка  грузов, их экспедирование, хранение и  страхование, а также работа, связанная  с ведением международных расчетов. Среди этих вспомогательных операций - таможенное оформление грузов, заключение агентских соглашений с рекламными организациями, исследующими конъюнктуру рынков и др. Таким образом, основным звеном коммерческой операции является смена форм стоимости, а если еще точнее говорить, то смена собственников товара, а остальные звенья операции - вспомогательные, обеспечивающие продвижение товара к покупателю.

Международная торговая сделка считается правовой формой, опосредующей международные  коммерческие операции. Под такой  сделкой понимается договор купли-продажи  между двумя или несколькими  фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товаров или оказанию услуг в соответствии с оговоренными условиями. Торговая сделка признается международной и в том случае, если она заключена между двумя  сторонами одной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых  находятся на территории разных государств. В то же время договор купли-продажи  не считается международным, если он оформлен между организациями или  фирмами разной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых  находятся на территории одного государства, например, между филиалами и дочерними  компаниями фирм разных стран, расположенных  на территории одной страны.

В зависимости  от объекта заключенных сделок последние  делятся на три основных типа: сделки купли-продажи товаров, сделки купли-продажи  услуг и сделки по купле-продаже  результатов творческой деятельности. 
 
 
 
 
 

2.2 Внешнеторговые операции  по купле-продаже  товаров

Информация о работе Мировые рынки товаров