Мировой рынок военной техники. Место России на мировом рынке военной техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состояния современного рынка вооружения, спроса и предложения на этом рынке, а также краткий анализ влияния рынка на геополитическую обстановку в мире. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
· Проанализировать статистические показатели мирового рынка вооружений
· Выявить проблемы, связанные с присутствием России на мировом рынке вооружений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИРОВОЙ РЫНОК ВООРУЖЕНИЙ: ОСОБЕННОСТИ, ОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ 5
1.1 Состояние рынка в 2008 году 5
1.2 Основные отрасли 9
1.3 Перспективные рынки 11
ГЛАВА 2. РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ 14
2.1 Место России на мировом рынке вооружений 14
2.2 Проблемы, возникающие на мировом рынке вооружений 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЭО.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Для России главной проблемой, возможно, остаётся недоукомплектованность собственной армии новейшими образцами вооружения, которые интенсивно поставляются на экспорт. Это создаёт диспропорцию в равновесии сил в мире не в лучшую для России сторону. Проблемой является и то, что Россия должна продолжать поставлять вооружение до тех пор, пока не будет удовлетворён спрос, ведь, как уже отмечалось выше, спрос на рынке с такой жёсткой конкуренцией, как на рынке вооружений всё равно будет удовлетворён, но без прибыли для России. Из этого следует, что остаётся только увеличить госзаказ на поставки вооружений для внутренних нужд страны, что в последние годы и происходит. В 2000 г. по данным журнала «Известия» госзаказ был в 4 раза меньше выручки предприятий ВПК от экспортных контрактов, а в 2004-2005 г.г. госзаказ примерно сравнялся с объёмами экспорта вооружений.

     Так же России оказывается явное противодействие  в проникновении на новые рынки  сбыта, подконтрольные, как правило, США. Эта проблема упоминалась в главе 2 на примере Венесуэлы, но на самом деле имеет гораздо больший масштаб. В данном случае, на мой взгляд, действуют чисто экономические механизмы, обоснованные жёсткой конкуренцией на мировом рынке вооружений, но проявляющиеся зачастую не в улучшении показателя стоимость-эффективность продаваемой продукции, а в том же политическом давлении.

     Трудности в проникновении России на мировой  рынок являются не только проблемой  для России, но и для США, которые  эти трудности и создают. США  таким образом пытаются противодействовать экспансии российской продукции на мировой рынок вооружений и защитить национальных товаропроизводителей. Увеличение списка покупателей российского оружия является общемировой тенденцией, которая распространилась даже на страны НАТО (в главе 2 рассмотрен пример Греции). У США есть два пути решения этой проблемы: путь политического давления на покупателей (как уже отмечалось, активно используется) и путь повышения конкурентоспособности продукции. Снижение цены может быть обеспечено посредством переноса наиболее трудоёмкой части производства в развивающиеся страны с более низкими издержками на заработную плату (примером может послужить описанный в предыдущей главе контракт между Австрией и Малайзией на лицензионное производство винтовки семейства AUG «Steir»).

     Важной  проблемой для стран-экспортёров  оружия является сложность в получении  оплаты за поставленную продукцию. Как  уже отмечалось выше, мировой рынок  вооружений является крайне политизированным, поэтому зачастую оружие поставляется в долг, по заниженным ценам в целях удовлетворения политических амбиций государства и, несмотря на возможную неплатёжеспособность страны-импортёра. В данном вопросе «продавцу» оружия следует определиться в вопросе состоятельности таких трансакций, то есть принесут ли заведомо убыточные поставки политическую прибыль.

     Для России некоторые сложности возникают  из-за почти монопольного права госпосреднической  корпорации на ведение внешнеэкономической  деятельности. Считается, что отдельные  фирмы, создающие предложение на мировом рынке вооружений более гибко ведут себя на переговорах, стараются учесть все требования потенциальных покупателей. В доказательство данного суждения можно привести динамику роста объема продаж военной техники зарубеж российским предприятием тульское ГУП "КБП", за последние пять лет удвоившим продажи. Сегодня это предприятие имеет заказов на $3 млрд. Тульское ГУП "КБП" одно из немногих на сегодняшний день имеет право на экспорт своей продукции. Но с другой стороны многие мелкие НИИ и ОКБ нуждаются в сотрудничестве с рособоронэкспортом пор ряду причин, таких как организация международных выставок, правовая поддержка, поиск клиентов и т.д.

     Для России всё большей проблемой  становится способность конкурировать  с другими странами, в частности с США. Несмотря на военную ориентированность бюджета России (в бюджете России на 2006 год примерно каждый пятый рубль тратится на военные нужды), инвестиции в данную сферу научного и промышленного комплексов по сравнению с США миниатюрны. Правда следует отметить, что большие военные расходы США связаны с агрессивной внешней политикой Америки в последние годы, но факт остаётся фактом: научные разработки США ведутся опережающими темпами, что, возможно, в среднесрочной перспективе отрицательно повлияет на конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке вооружений

     Несмотря  на все трудности, присутствие страны на мировом рынке вооружений является крайне прибыльным, так как современное  оружие относится к высокотехнологичному производству. Стоимость оружия включает в себя затраты на научные разработки, на высокотехнологичное оборудование, на заработную плату высококвалифицированным кадрам и так далее, что говорит об инвестициях в социально значимые отрасли индустрии. Эти прибыли обуславливают высокую конкуренцию на данном рынке и стремление всех стран-производителей оружия получить свою часть сверхдоходов. Поэтому можно говорить об обоснованности внешнеэкономического курса российской администрации на экспансию мирового рынка вооружений и расширение круга «нетрадиционных» для России покупателей.

 

      Заключение

 

     На  основании того, что в данной работе решены все поставленные задачи, изучена  статистика продаж вооружений на этом рынке, а также динамика её изменения, выявлены некоторые проблемы, связанные  с поставками вооружений (как настоящими, так и перспективными), а также предложены пути их решения, можно сделать вывод о том, что поставленная цель работы достигнута.

     На  основании данных, полученных в ходе проведенной работы можно сделать  некоторые обобщения.

     Во-первых, главным выводом является то, что  мировой рынок вооружения подчиняется  в большей мере не экономическим, а политическим механизмам в связи  со своей специфичностью. Это объясняет  усиленную в последние годы роль государства, поскольку только оно  может использовать политические рычаги. За последние несколько лет была сформирована структура госпосредника, через которую производятся по сути все продажи. Лишь немногие компании сохранили лицензию на внешнюю торговлю.

     Следует отметить, что продажа вооружений приносит не только сверхприбыли, связанные с высокой технологичностью производства и большой ролью научно-исследовательских разработок, но и сверхриски, связанные с возможностью дестабилизации обстановки в регионе в связи изменением баланса военных сил. Поэтому в данных вопросах необходим взвешенный подход, который основывается не только на возможности улучшить статистику продаж, но и на геополитически обоснованных расчетах.

     Важным  является то, что прибыли от продажи  оружия связаны с использованием «длинных денег», т.е. необходимы долгосрочные инвестиции. Так, созданный в СССР за счёт крупных капиталовложений, технологический задел используется сегодня для получения прибыли от экспорта вооружений.

     К «плюсам» присутствия страны на мировом  рынке вооружений можно отнести следующее: конкурентоспособность на мировом рынке вооружений обеспечивается постоянными научными разработками, что означает постоянную обороноспособность страны, т.к. данные разработки при необходимости могут быть использованы для внутренних нужд собственных вооружённых сил.

     Так же к экономическим «плюсам» присутствия  страны на мировом рынке вооружений можно отнести и тот факт, что  Россия пытается поддерживать контакты со «странами-изгоями», с которыми остальные  страны в целом не сотрудничают по политическим причинам, на чем и теряют потенциальную прибыль. В главе 2 описаны условия поставки Венесуэле автоматов Калашникова и самолетов Су-30. Несколько лет назад Кремль отказывался продавать Каракасу Су-30, опасаясь негативной реакции США, но пошел на это ввиду явной экономической прибыли, ведь вслед за подписанием этого договора последовало подписание следующего, позволяющего российским компаниям добывать нефть на территории Венесуэлы, а самое главное, был заключен контракт на строительство Южноамериканского нефтепровода на сумму $20 млрд. Этот пример является яркой демонстрацией геополитически взвешенного подхода, т.к. никакие разногласия США по поводу Венесуэлы не обойдутся России дороже упущенной прибыли от этих контрактов.

     В заключение необходимо сделать обобщения по динамике показателей российских экспортных сделок. На основании статистических данных можно заметить, что присутствие России на мировом рынке вооружения стремительно растёт, а США несколько сокращается. Согласно оценкам специалистов можно утверждать, несмотря на прогнозы 

     скептиков, о возможности России в среднесрочной  перспективе стать мировым лидером  в данной сфере. Делая наиболее пессимистичные предположения о будущем российского  экспорта ВПК, трудно утверждать, что  Россия опуститься со второго места на третье, ведь ближайший конкурент России - Франция согласно приложению 2 занимает всего 4% рынка

 

      Список использованной литературы

 
    1. Долгих А. Не хотят прицеливаться [Электронный ресурс] // Новые известия. – Режим доступа: http://www.newizv.ru/news/2009-09-08/114176/. – (08.09.09.)
    2. Меринов С. Штаты держат «оружейный базар» // «Российская газета» – Федеральный выпуск. – 8 сентября 2009. – №4991 (167).
    3. Мировой рынок вооружений [Электронный ресурс]: http://www.ont.by/programs/programs/big_politic/arhiv/0043094/
    4. Основные тенденции развития мирового рынка вооружений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vpk.name/news/13713_osnovnyie_tendencii_razvitiya_mirovogo_ryinka_vooruzhenii.html
    5. Рыбас А.Л. Прорыв на мировой рынок вооружений // Россия в глобальной политике. – 2008. – №2.
    6. Танурков В. Российские предприятия ОПК: рост производства и инвестиций // РЦБ: компания эмитент. – №22(349). – 2008
    7. Экономическая география России/под ред. В.И. Видяпина – М., 2002.

Информация о работе Мировой рынок военной техники. Место России на мировом рынке военной техники