Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа
Целью работы является анализ состояния современного рынка вооружения, спроса и предложения на этом рынке, а также краткий анализ влияния рынка на геополитическую обстановку в мире. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
· Проанализировать статистические показатели мирового рынка вооружений
· Выявить проблемы, связанные с присутствием России на мировом рынке вооружений
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИРОВОЙ РЫНОК ВООРУЖЕНИЙ: ОСОБЕННОСТИ, ОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ 5
1.1 Состояние рынка в 2008 году 5
1.2 Основные отрасли 9
1.3 Перспективные рынки 11
ГЛАВА 2. РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ 14
2.1 Место России на мировом рынке вооружений 14
2.2 Проблемы, возникающие на мировом рынке вооружений 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Традиционно, в вопросах приобретения новой военной техники, современных технологий Индия полагается на Россию.
Саудовская Аравия является крупнейшим потребителем военной техники на Ближнем Востоке. Оборонный бюджет страны в 2008 году составлял 33 млрд. долл.
Поставки нефти составляют основную статью доходов страны. В 2008 году она составляла 83% от общей выручки. Изменения оборонного бюджета страны находятся в прямой зависимости от доходов, получаемых от продажи нефти. Саудовская Аравия вступила в период быстрого наращивания бюджета с 2003 года со стремительным ростом цен на нефть и смогла увеличить бюджет с 19 до 29 млрд. долл. в 2006 году.
Расходы на оборону в стране составляют около 34% от общего бюджета. По прогнозам специалистов, оборонный бюджет страны к 2010 году может вырасти до 44 млрд. долл., что обусловлено как внешними, так и внутренними факторами, связанными с традиционной исламской воинственностью и большой диспропорцией в распределении богатств внутри страны.
Основными поставщиками вооружений в Саудовскую Аравию, как мы уже отметили, являются США и Великобритания. Около 100% боевых самолетов и 69% бронетанковой техники, имеющихся на вооружении, приобретены в этих двух странах.
В 2006 году парламент Южной Кореи принял 15-летний план, известный как «Оборонная реформа – 2020». Южная Корея имеет достаточно развитую собственную оборонную промышленность, но она ориентирована на производство вооружений по лицензиям и находится в большой зависимости от иностранных технологий.
Сеул намеревается в ходе реализации 15-летнего плана увеличить расходы на оборону до 40 млрд. долл. и около 44% направить на модернизацию и замену вооружений. При этом при приобретении военной техники предполагается ориентироваться на высокотехнологичные системы, более подготовленный персонал и одновременно на 180 тыс. сократить численность ВС.
Основными угрозами для страны, определяющими необходимость повышения оборонных расходов и совершенствования национальной армии являются Северная Корея и Китай.
Согласно принятому плану, увеличение оборонных расходов в Республике Корея в период 2006-2010 годов составит 9,9%, в 2011-2015 гг. – 7,8%, а в 2016-2020 годах – только 1%.
2.1 Место России на мировом рынке вооружений
До
2008 года значительное укрепление позиций
России на мировом рынке вооружений стало
одним из важных достижений Владимира
Путина на посту президента. Номинальные
объемы поставок и валютных поступлений
стабильно росли. В 1999 году доходы составляли
3,4 млрд. долларов, а в 2007-м объем экспорта
достиг 6,2 млрд. долларов только по линии
основного посредника – ФГУП «Рособоронэкспорт».
Динамика российского экспорта вооружений в 2000–2007 гг., млн. долл. в текущих ценах6
На независимых экспортеров приходится не менее 1 млрд. долларов поставок. Таким образом, общий экспорт составит порядка 7,2–7,5 млрд. долларов, а значит, номинальный объем торговли вооружениями вырос за восемь лет более чем вдвое.
Еще более впечатляющий рост продемонстрировал портфель контрактных обязательств. На протяжении всех 1990-х этот показатель держался на уровне 6–7 млрд. долларов, а по состоянию на конец 2007 года достиг 32 млрд. долларов, из них порядка 23 млрд. приходится на «Рособоронэкспорт» и чуть менее 10 млрд. – на другие независимые субъекты ВТС.
Безусловное лидерство по продажам в последние восемь лет принадлежало тяжелым истребителям семейства Су-30МК. С 1999-го 100 таких машин получил Китай и около 50 – Индия (соответственно такое же число технологических комплектов для лицензионной сборки истребителя). Еще 28 Су-30 заказал Алжир, 24 единицы – Венесуэла и 18 – Малайзия. Кроме того, небольшие партии Су-30МК и Су-27 были закуплены Вьетнамом, Индонезией и Эфиопией. В отдельные годы производство тяжелых истребителей в России доходило до 50 единиц, что сопоставимо с производством истребителей аналогичного класса в США.
Серьезно вырос спрос на средние истребители МиГ-29. После тяжелейшего периода второй половины 1990-х годов, когда поставки этих машин за рубеж упали практически до нуля, их экспорт возобновился. Сначала в небогатые страны Азии и Африки – Бангладеш, Мьянму, Судан, Эритрею. Затем, в 2004-м, был получен важный контракт индийских ВМС, который предусматривал разработку и производство 16 корабельных истребителей МиГ-29К для авианосца Vikramaditуa (бывший российский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»). Поставки истребителей влекут за собой спрос на дорогостоящие авиационные средства поражения и наземное оборудование по обслуживанию самолетов, в ряде случаев сопутствующие контракты оцениваются в сотни миллионов долларов. В целом авиация обеспечивает около половины российских продаж вооружений. Подобная структура экспорта характерна для крупнейших классических экспортеров – США, Великобритании и Франции.
В секторе военно-морских вооружений крупнейшим клиентом России также оставался Китай, получивший за прошедшее время три эсминца, с десяток подводных лодок и значительные партии ракетного оружия корабельного базирования. За указанный период Индия стала обладателем трех новейших фрегатов Talwar-class (разместив заказ еще на три корабля) и осуществляет обширную программу модернизации своего подводного флота. Кроме того, Дели активно закупает противокорабельные и зенитные ракетные системы корабельного базирования, а в ряде случаев Индия стала стартовым заказчиком таких систем и фактически оплатила их разработку и запуск в серийное производство.
Наконец, закупки вооружений и техники для сухопутных сил осуществляются широким и разнообразным кругом клиентов. В числе наиболее крупных покупателей следует, прежде всего, отметить Индию, которая приобрела около 700 танков Т-90. Большие партии вооружений и техники сухопутных войск заказал Алжир.
В России всегда понимали, что экспорт, обеспеченный спросом всего двух покупателей, нестабилен. Ясно, что по мере развития своей оборонной промышленности КНР с неизбежностью сократит, если не прекратит полностью российские закупки. Индийский рынок всегда был открытым: на нем наряду с советскими предложениями неизменно присутствовали британские, немецкие, французские и шведские производители. А с начала 1990-х индийские военные, шокированные распадом СССР, целенаправленно взяли курс на максимальную диверсификацию источников вооружений. За прошедшие 15 лет там значительно увеличилась доля Франции и особенно Израиля. На рубеже веков возрастающий интерес к этому рынку стали проявлять и Соединенные Штаты.
Россия постоянно прилагала усилия для диверсификации своей клиентской базы. Первые серьезные плоды эти усилия принесли в 2003 году после заключения серии контрактов с тремя государствами Юго-Восточной Азии – Вьетнамом, Малайзией и Индонезией.
Вьетнам тогда заказал системы ПВО С-300ПМУ-1, четыре истребителя Су-30МК2 и ракетные катера пр. 12418. Малайзия подписала 900-миллионный контракт на закупку 18 истребителей Су-30МКМ. А Индонезия приобрела четыре истребителя Су-27/30 и 10 вертолетов на 200 млн. долларов. Совокупный объем заказов, размещенных этими тремя странами всего за один год, составил около 2 млрд. долларов. Уже тогда некоторые комментаторы начали говорить о формировании в ЮВА третьего полюса потребления российских вооружений и военной техники (ВВТ) в дополнение к Индии и КНР.
Однако по-настоящему прорывные успехи в диверсификации географической структуры экспорта вооружений были достигнуты в 2006-м, когда удалось заключить большие пакетные сделки с Алжиром (стоимостью 7,5 млрд. долларов) и Венесуэлой (до 3 млрд. долларов). В сочетании с контрактами государств Ближнего и Среднего Востока алжирский и венесуэльский пакеты обеспечили формирование вполне сбалансированного портфеля контрактных обязательств. На мой взгляд, речь идет об одном из самых серьезных достижений российской системы ВТС, и значение этого успеха вполне сопоставимо, если не превышает значение количественного роста экспорта.
В результате подписания в 2006 году алжирского и венесуэльского пакетов, а также размещения в 2007-м индийских контрактов на истребители и танки возник совершенно новый для постсоветского времени феномен полной загрузки ряда предприятий и компаний. Если в 1990-х годах основную проблему для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) составлял поиск заказов, то теперь возникает задача качественного и своевременного их выполнения. Оборонная промышленность в известном смысле столкнулась с кризисом перехода от эпизодических контрактов и неполной производственной загрузки к крупносерийному производству. То обстоятельство, что отрасль переживает острый кадровый дефицит и в большинстве случаев не может похвастаться современными производственными фондами, создает напряженную обстановку при выполнении подписанных контрактов.
С данной проблемой сталкиваются, например, корпорация «Иркут» (производитель истребителей Су-30МК), концерн ПВО «Алмаз-Антей» (разработчик и производитель большинства систем ПВО, прежде всего зенитных ракетных систем большой дальности С-300ПМУ), тульское конструкторское бюро приборостроения. Мощности указанных компаний в настоящее время загружены заказами до 2012-го. И причина не только в высоком спросе на российские вооружения на мировом рынке, но и в том, что произошло сжатие индустриальных возможностей страны. Причем сами финальные производители ВВТ, как правило, находятся в хорошей форме и способны удовлетворять растущий спрос.
Проблемы обостряются при переходе на второй и более низкие уровни кооперации, где ситуация гораздо сложнее. Вот лишь пара примеров.
В последние годы потребность в вертолетах семейства Ми-17 достигает 150 единиц в год. Три вертолетных завода России могут поставлять порядка 120–150 машин, однако производство редукторов не превышает 80–100 комплектов, что сдерживает выполнение экспортных контрактов и ставит под вопрос способность отвечать на стремительно нарастающий спрос со стороны российских потребителей. Потенциал производства истребителей Су-30МК также ограничен, причем не столько мощностями иркутского и комсомольского заводов, сколько возможностями производителей комплектующих (например, катапультных кресел).
Такое, позитивное на первый взгляд явление, как полная загрузка мощностей на несколько лет вперед, парадоксальным образом влечет за собой и неприятные следствия. Одно из преимуществ России на рынке вооружений все прошедшие годы заключалось в относительно быстрых поставках после заключения контракта, по крайней мере, в тех случаях, когда не требовалось проводить масштабные НИОКР. Если покупателям западных, особенно европейских, вооружений иногда и приходится годами ожидать получения заказанных изделий, то российский ОПК в большинстве случаев был в состоянии начать отгрузку продукции спустя несколько месяцев после подписания контракта. Теперь же потенциальные покупатели наиболее востребованных российских вооружений, прежде всего систем ПВО, вынуждены считаться с необходимостью ожидания своей очереди в течение нескольких лет. Заметим также, что проблема еще обострится, когда и если к крупносерийным закупкам новых систем вооружений перейдет Российская армия. Тогда со всей определенностью встанет вопрос о масштабных инвестициях в расширение производства.
Все это еще раз свидетельствует о том, что сегодня возможности России по продвижению своих вооружений на рынок превышают способность промышленности выполнить имеющиеся и потенциальные контракты. Именно производственные мощности становятся основным лимитирующим фактором дальнейшего роста военного экспорта. Первоочередной задачей последующих лет станут технологическая модернизация российской оборонной промышленности и значительное улучшение качества менеджмента в области оборонно-промышленного комплекса.
2.2 Проблемы, возникающие на мировом рынке вооружений
Такому
специфичному рынку как рынок
вооружений присущи некоторые особенности,
связанные с уникальностью
На мировом рынке часто возникают различные сложности, вызванные опасениями страны-экспортёра вооружений (или третьей стороны) за возможное агрессивное использование этих вооружений страной-импортёром, или за возможность противодействовать собственной агрессии. Зачастую по этим причинам накладывается запрет на продажу определённого оружия вообще или только конкретной стране. В данном случае и начинают работать описанные неэкономические рычаги, действующие посредством законодательного вмешательства.
Примером может служить активное противодействие со стороны США (третья сторона) попыткам России поставлять оружие в «страны-изгои», такие как КНДР или Иран. Несмотря на экономически обоснованную заинтересованность обеих стран, но ввиду политической незаинтересованности России, крупные сделки являются невозможными. Единственным верным выходом для России остаётся чётко определить, что принесёт больше прибыли (или меньше убытков) − отказ от заказов упомянутых стран или дополнительные разногласия с США.
Информация о работе Мировой рынок военной техники. Место России на мировом рынке военной техники