№ |
Страна |
Балл |
1 |
США |
5,85 |
2 |
Великобритания |
5,83 |
3 |
Германия |
5,28 |
4 |
Япония |
5,28 |
5 |
Канада |
5,26 |
6 |
Франция |
5,25 |
7 |
Швейцария |
5,23 |
8 |
Гонконг |
5,23 |
9 |
Нидерланды |
5,22 |
10 |
Сингапур |
5,15 |
11 |
Австралия |
4,98 |
12 |
Испания |
4,90 |
13 |
Швеция |
4,75 |
14 |
Ирландия |
4,72 |
15 |
Норвегия |
4,66 |
16 |
ОАЭ |
4,61 |
17 |
Бельгия |
4,56 |
18 |
Австрия |
4,55 |
19 |
Корейская
республика |
4,55 |
20 |
Малайзия |
4,48 |
21 |
Финляндия |
4,45 |
22 |
Италия |
4,38 |
23 |
Израиль |
4,14 |
24 |
Китай |
4,09 |
25 |
Южная
Африка |
4,00 |
26 |
Кувейт |
3,93 |
27 |
Саудовская
Аравия |
3,90 |
28 |
Бахрейн |
3,89 |
29 |
Таиланд |
3,82 |
30 |
Чили |
3,79 |
31 |
Индия |
3,63 |
32 |
Панама |
3,61 |
33 |
Венгрия |
3,53 |
34 |
Пакистан |
3,46 |
35 |
Чешская
Республика |
3,43 |
36 |
Российская
Федерация |
3,40 |
37 |
Египет |
3,32 |
38 |
Индонезия |
3,31 |
39 |
Турция |
3,30 |
40 |
Бразилия |
3,28 |
41 |
Польша |
3,27 |
42 |
Словацкая
Республика |
3,25 |
43 |
Мексика |
3,21 |
44 |
Колумбия |
3,21 |
45 |
Казахстан |
3,13 |
46 |
Перу |
3,06 |
47 |
Аргентина |
3,04 |
48 |
Филиппины |
3,03 |
49 |
Вьетнам |
3,03 |
50 |
Нигерия |
2,76 |
51 |
Украина |
2,73 |
52 |
Венесуэла |
2,71 |
|
Каждая
группа показателей при расчете
Индекса имеет одинаковый вес - 14,29%.
Россия
в общем зачете набрала 3,4 бала из
7 возможных. Ничего удивительного, ведь
по показателям банковской системы мы
лишь на 45-ом месте, по финансовым рынкам
на 41-ом, по институциональной среде у
нас 48-е место, в десятку входим только
по небанковской сфере. Если рассмотреть
более детально, то выясняется, что по
защите прав миноритариев мы и вовсе на
51-ом месте, хуже только в Украине.
Возглавляет
рейтинг США, набрав 5,85 балла. Вторую
строчку занимает Великобритания, отстав
от США лишь на 0,02 балла. На третьем
и четвертом местах, набрав одинаковое
количество баллов (5,28), расположились
Германия и Япония. В десятку также
попали Канада, Франция, Швейцария, Гонг-Конг,
Нидерланды и Сингапур.
В тройку
аутсайдеров рейтинга попали: Венесуэла,
Украина и Нигерия, набравшие менее
3-х баллов. Россию от них отделяют всего
0,69 балла. Вполне вероятно что кризис 2008
года обновит список аутсайдеров, и у России
есть все шансы оказаться в нем.
На нашем
финансовом рынке очень велики издержки
регулирования. Надо сказать, что на
первом этапе развития банковского сектора
эти издержки были не таким значимым фактором.
Сейчас, когда происходит уменьшение маржи
при проведении пассивных и активных операций,
банковский бизнес становится вовсе не
таким прибыльным, как был,скажем, десять
лет назад. При этом система регулирования
только усложняется.
Например,
количество зачастую противоречащих друг
другу инструкций Центрального Банка
перешагнуло за 1600, причем единственным
интерпретатором этих противоречий становится
не суд, а менеджмент Центрального Банка.
Мне кажется,
что с этими административными
барьерами связана и проблема низкой капитализации
российских банков: если банковский бизнес
нерентабелен, то какой смысл вкладываться
в него? Недокапитализированность банков
— это важнейший фактор, препятствующий
экономическому росту, потому что относительно
размеров российской экономики, — а они
довольно велики, — банковская система
просто ничтожно мала.
Финансированием
значительного числа интересных
и рентабельных проектов в соответствии
с нормативами, установленными Банком
России, могли бы заниматься только два
банка в нашей стране, Сбербанк и Внешторгбанк.
Иногда, может быть, еще
Росбанк,
Альфа банк, то есть всего 4-5 банков.
В то же время нет эффективного механизма
синдицирования кредитов. Более того,
нет необходимого уровня доверия между
банками для совместного проведения кредитных
операций.
3.3
Перспективы развития
финансового рынка в
России
Прошлый
год продемонстрировал шаткость
национальной финансовой системы как
ввиду ее неизбежной спекулятивности
(в силу кризиса инвестиционной деятельности),
ток и вследствие непредсказуемости
основного субъекта фондового рынка
– государства в лице Министерства
финансов и Центрального банка.
Отток
рублевых средств инвесторов с фондового
рынка, слухи о введении фиксированного
курса доллара и замораживании
валютных вкладов привели к хроническому
кризису денежного предложения
на рынке ГКО, что повлекло их чрезмерную
доходность (от 300% годовых и выше).
Этот уровень доходности сделал невозможным
построение Минфином «финансовой пирамиды»,
а саму эмиссию ГКО из скрытой
формы денежной эмиссии превратил
в непосредственную денежную эмиссию.
Кроме
того, сама идея «пирамиды» на эмиссии
государственных ценных бумаг имела
несколько существенных концептуальных
изъянов.
Во-первых,
в мировой практике создание «финансовой
пирамиды» только в том случае
для государства-эмитента не заканчивалось
катастрофически, если последнее использовало
максимальное количество привлеченных
капиталов на инвестиции в реальное
производство с тем, чтобы в короткие
сроки успеть подвести под эмитированные
ценные бумаги имущественное и товарно-финансовое
обеспечение. Но деятельность Минфина,
как и государства в целом,
практически не связана с инвестициями
в реальный сектор экономики (по крайней
мере на прибыльной и возвратной основе).
Во-вторых,
руководство Министерства финансов
РФ своей целью декларировало
создание благоприятных условий
для частных инвестиций в национальную
экономику (через поддержание стабильности
национальной экономики). Столь активная
деятельность Минфина на рынке ценных
бумаг своим следствием могла
иметь лишь окончательную минимизацию
значения частного капитала в роли
инвестора отечественного производства.
В-третьих,
сейчас широкомасштабные частные инвестиции
в национальное производство вообще
представляются мало возможными ввиду
некоммерческого характера такой
деятельности. Нынешний уровень банковского
процента за пользование кредитом позволяет
рентабельно функционировать лишь
крупной оптовой торговле, а также
производственным предприятиям, полностью
ориентированным на экспорт. Инвестицио6нная
деятельность в отношении столь
низкорентабельного и высокорискованного
объекта инвестиций, как российская промышленность,
в мировой практике признается либо невозможной,
либо осуществляется непосредственно
самим государством. Центробанк, несмотря
на все усилия своего руководства, все
в большей степени превращается в нормального
субъекта финансового рынка, озабоченного
привлечением значительных финансовых
ресурсов и извлечением дохода от собственной
деятельности. Поставленная перед Центральным
Банком России задача контроля курса рубля
по отношению к другим валютам вынуждает
его ориентироваться на максимальную
концентрацию у себя рублевых и иных денежных
средств, необходимых для успешных операций
на валютном денежном рынке.
Задача
концентрации денежных средств решается
Центробанком за счет увеличения активности
в следующих направлениях. Первое
– максимальное полное использование
средств коммерческих банков, находящихся
во временном распоряжении Центробанка.
Это:
увеличение
размеров отчислений коммерческих банков
в резервные и страховые фонды;
охранение
низкой скорости платежей, позволяющей
дополнительно оборачивать переводимые
средства.
Наряду
с политикой Минфина по увеличению
налогооблагаемой базы доходов коммерческих
банков, это деятельность Центробанка
своим следствием имеет увеличение
непроизводительных расходов субъектов
финансового рынка, снижение уровня
рентабельности коммерческого кредитования.
Реализация политики компенсации снижения
доходной части госбюджета за счет
хозяйствующих субъектов, в первую
очередь коммерческих банков, способствует
повышению рискованности финансовой
деятельности на отечественном рынке,
а также увеличению числа банков
– потенциальных банкротов. Второе
– целенаправленная деятельность по
возвращению в Центральный банк
всех бюджетных счетов государственных
организаций, которые в настоящее
время размещены среди уполномоченных
и иных коммерческих банков. Последнее
представляется также крайне болезненным
для банковской системы, так как
бюджетные средства в настоящее
время составляют, по некоторым данным,
до 70% привлекаемых кредитных ресурсов.
В апреле
2002 г. Международным валютным фондом
был опубликован очередной отчет
World Economic Outlook, посвященный перспективам
мировой экономики. По данным экспертов
МВФ, на текущий момент практически все
развитые страны мира успели преодолеть
недавний экономический спад и постепенно
начинают двигаться к восстановлению
своих экономик. Как обычно, впереди всех
в этом процессе идут США. Улучшение ситуации
в экономике этой страны в первом полугодии
2002 г. должно положительно сказаться и
на положении ее внешнеэкономических
партнеров. Согласно последним данным,
экономический спад оказался менее разрушительным
по своим последствиям, чем это можно было
предположить всего несколько месяцев
назад. По мнению экспертов МВФ, умеренный
характер этого спада не позволяет говорить
о глобальной рецессии в полном смысле
этого слова, хотя они и признают, что мировая
экономика вплотную подошла к этому состоянию.
В то же время нарисованная экспертами
МВФ картина не отличается чрезмерным
оптимизмом. Так, они отмечают сохранение
ряда факторов риска, способных в будущем
существенно осложнить ситуацию в мировой
экономике и связанных, например, с возможностью
дальнейшего роста цен на нефть. Кроме
того, стабилизационные процессы пока
начались далеко не во всех странах мира
— прекрасным примером исключения может
служить Япония. По мнению главы миссии
Международного валютного фонда в России
Пола Томсена прогнозы МВФ относительно
снижения темпов роста российского ВВП
вызваны высокой степенью неопределенности
как в сфере экспорта нефти, так и в сфере
инвестиционного климата в России. Касаясь
планов российского правительства по
внесению поправок в бюджет 2005г., глава
миссии фонда указал, что они ускорят темпы
расходования поступлений от нефти и ослабят
бюджетную политику. Он также высказал
мнение, что удержание инфляции в РФ на
уровне 8,5% в 2005г. крайне проблематично.
Комментируя монетарную политику российского
правительства, глава миссии МВФ отметил,
что власти страны ставят перед собой
несовместимые задачи: пытаются замедлить
укрепление рубля и одновременно бороться
с инфляцией. «Укрепление рубля в реальном
выражении можно предотвратить только
с помощью жесткой налоговой и бюджетной
политики», - сказал он. При это, по мнению
МВФ, «нынешний экономический курс правительства
РФ способствует ослаблению бюджетной
политики и расходованию дополнительных
поступлений от продажи нефти на социальные
нужды». С точки зрения МВФ, России в своей
монетарной политике следует «делать
больший упор на снижение инфляции». Как
отметил П. Томсен, Центральный банк России
должен проводить более гибкую политику
в области регулирования курса национальной
валюты и снизить валютные интервенции.
Глава миссии МВФ отметил замедление темпов
инвестирования средств в экономику РФ
и снижение объема инвестиций в текущем
году по сравнению с 2004г. По мнению МВФ,
положительным сигналом для инвесторов
было бы ускорение структурных реформ,
а также более эффективное выполнение
административных решений.
В 2004 г.
котировки государственных евродолларовых
облигаций претерпели заметные колебания.
Однако они были вызваны не сомнениями
в международной кредитоспособности России,
а конъюнктурными колебаниями спроса
и предложения. Рост доходности российских
еврооблигаций в середине года объясняется
рядом факторов. Во-первых, общим оттоком
капитала с рынков развивающихся стран
в связи с ростом процентных ставок в США
и на мировых финансовых рынках. Во-вторых,
изменениями инвестиционных предпочтений
российских инвесторов в связи с укреплением
российского рубля к доллару.
Заключение
Международный
финансовый рынок - рыночные институты,
являющиеся каналами "перелива",
перераспределения денежных средств,
в частности фондовые биржи.
Вместе
с тем, учитывая то, что данный рынок
при этом еще и международный,
очевидно, следует ориентироваться
на сложившиеся международные подходы.
Что, впрочем, не противоречит общим
положениям российского законодательства.
Главным
фактором формирования мирового финансового
рынка в мировой экономике
стал процесс глобализации, который
наиболее прогрессировал именно в финансовой
сфере. Современная структура мирового
финансового рынка предполагает
перераспределение кредитных ресурсов
между национальными экономиками,
где конечные участники операции
- кредитор и заемщик - резиденты
разных стран.
Международный
финансовый рынок может быть первичным,
вторичным и третичным. На первичном
рынке размещаются новые выпуски
долговых инструментов. Обычно это
происходит при содействии крупных
инвестиционных институтов. На вторичном
рынке продаются и покупаются
уже выпущенные инструменты.
Вторичный
рынок образуется в результате превышения
спроса со стороны международных
инвесторов над предложением определенных
инструментов на первичном рынке. Третичный
рынок - это торговля производными финансовыми
инструментами.
Интеграционные
процессы на глобальном финансовом рынке
фактически формируют единую систему
процентных ставок и способствуют сужению
круга обращающихся на нем валют.
Происходит превращение ведущих
национальных компаний и банков в
транснациональные.
Именно
они ввиду необходимости получения
дополнительной прибыли способствуют
тому, что свободные активы инвестируются
в производственны и финансовые структуры
за рубежом, а в случае необходимости на
мировом рынке заимствуется дополнительный
капитал.