Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:16, курсовая работа
В данной работе рассмотрено понятие мировой экономики, исследованы
международные экономические отношения на современном этапе, региональные процессы интеграции мировой экономики и деятельность основных субъектов интеграционных процессов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…3
РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
1.1. Сущность и составляющие элементы глобализации……………………………5
1.2. Развитие информационных технологий в процессе глобализации…………...10
1.3. Преимущества глобализации и антиглобализация…………………………….17
РАЗДЕЛ 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
2.1. Влияние глобализационных процессов на национальную конкурентоспособность………………………………………………………………24
2.2. Развитие бизнеса в условиях глобализации…………………………………….32
2.3. Участие Крымского региона в глобализации евроазиатского пространства...37
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….……..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….………
В январе 2006 г. Кабинет Министров Украины издал распоряжение «Об утверждении плана мероприятий по нейтрализации возможных отрицательных последствий в связи со вступлением Украины в ВТО и обеспечению повышения конкурентоспособности национальной экономики». В этом документе предусмотрены меры государственной поддержки отдельных отраслей экономики по улучшению доступа на внешний рынок (мониторинг результатов деятельности, предоставление субсидий, пользование кредитами и др.). Однако эти меры являются лишь теоретическими, поскольку Украина вступает в ВТО с серьезными недостатками как в структуре внешнеэкономических связей, иак и в существующей практике управления ими на всех иерархических уровнях. Кроме того, участие научных работников, предпринимателей и общественности в обсуждении вопросов адаптации к требованиям ВТО достаточно ограниченно. Несмотря на оживленную дискуссию вокруг вступления Украины в ВТО, существующие экономические реалии остаются статичными по свому характеру и сути.
Важными правовыми документами по созданию механизма внешнеэкономических связей Украины стали договоры и соглашения с молодыми независимыми государствами, которые были созданы на территории бывшего СССР, а также многими странами Европы, Южной и Северной Америки, Азии, Африки.
Мы полагаем, что вхождение Украины в мировое экономическое пространство возможно только на основе открытости экономики и одновременного использования комплекса методов для защиты внутреннего рынка. Современные процессы глобализации требуют от Украины как можно более широкого использования всех основных форм международных экономических отношений.
Интеграция Украины в структуры мировой экономики, МРТ требует проведения многовекторной внешнеэкономической деятельности с учетом национальных интересов. Это касается, во-первых, геополитических направлений этой деятельности и, во-вторых, вхождение в международные экономические институциональных структур.
Что касается геополитических направлений внешнеполитической деятельности Украины, руководство страны определяет такие три:
1)европейский выбор, т.к. ставится цель вхождения в ЕС, это относится к перспективе, а сейчас это также развитие двусторонних экономических отношений с Германией, Францией, Италией и другими странами и Договор с ЕС про партнерство и совместную работу;
2) на одном из главных мест находится стратегическое партнерство с Россией, другими странами СНГ, с которыми Украина связана многими аспектами – исторически, производственной кооперацией, ввозом энергоносителей и другого импорта и т.п.
3) к одному из ключевых внешнеэкономических направлений принадлежит стратегическое партнерство с США – мировым лидером.
Что касается международных экономических институциональных структур, то Украина является членом МБ, МВФ, ЮНИДО, ПРООН и многих других специализированных экономических учреждений ООН, входит в состав таких региональных объединений как СНГ, ЧЭС, ЦЕИ и другие.
Украина стремится объединять обозначенные векторы с экономическим сотрудничеством в других направлениях. Это экономические связи с восточноевропейскими странами: Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией, странами Балтии и другими, с традиционными партнерами в Канаде, Азии и Азиатско – Тихоокеанском регионе, особенно с Турцией, а также Китаем, Индией, Вьетнамом, Республикой Кореей, Израилем, Японией и др.
Формами внешних экономических связей Украины с другими странами мира являются:
Внешняя торговля (занимает ведущее место).
Международная специализация и кооперирование производства.
Экспорт и импорт капиталов и рабочей силы.
Предоставление и получение услуг (транспортных, производственных, экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортно– или импортно – посреднических, юридических).
Международное совместное предпринимательство.
Совместное строительство предприятий.
Научно-техническое сотрудничество.
Валютные и финансово - кредитные отношения.
Иностранный туризм.
Проведение на коммерческой основе выставок, ярмарок, торгов, аукционов и т.п.
Наличие и развитие внешнеэкономических связей страны обусловлено, во-первых, недостатком отдельных видов сырья в различных регионах, во-вторых, углублением пространственного и общественного разделения труда и общественного разделения труда и, в-третьих, интернационализацией производительных сил.
Основную часть внешнеэкономической деятельности Украины составляет внешняя торговля. При этом около 85% всех её поставок за границу приходится на сырьё и материалы. Стратегическое значение внешней торговли для Украины определяется тем, что модернизация экономики, привлечение масштабных иноземных инвестиций, современных технологий возможно только при условии формирования в стране стойкой, открытой к внешнему миру хозяйственной системы, органическое включения Украины в систему международного разделения труда.
Объемы внешней торговли Украины в последние годы значительно варьируют. Однако наметилась тенденция к росту, и возникло положительное сальдо между экспортом и импортом. (Приложение 3)
В торговле Украины экспорт традиционно охватывает технологический уголь, черные и цветные металлы, строительные материалы, минеральные удобрения, соду; 10% экспорта составляет продукция машиностроения: магистральные тепловозы, тракторы, экскаваторы, суда, трансформаторы, военная техника, самолеты, авиамоторы и т.д.; сельскохозяйственные продукты (сахар, подсолнечное масло, вино, мука, макаронные изделия, овощные консервы, мясо, молоко и т.д.)(Приложение 4)
В импорте Украины главной статьей является машиностроительное оборудование, древесина, продукция химии органического синтеза, энергоносители, газ, нефть, медикаменты, продукты питания.
Важное место в международных экономических отношениях в последние десятилетия занимают услуги: транспортные, туристические, финансовые, консалтинговые и др. В 2004 г. Украина предоставляла международные услуги более 150 странам на сумму 5,3 млрд $ США и воспользовалась ими на сумму
2,1 млрд $ США. [5, 188] Основную часть международных услуг Украины составляют транспортные услуги, они дают больше половины всего дохода получаемого Украиной в сфере международных услуг.
Другие виды международных услуг (научные, образовательные, медицинские, строительные и др.) не играют заметной роли в экономике Украины. Особенно это касается международного туризма. Обилие рекреационных ресурсов, в том числе историко-архитектурных памятников, самобытная культура и другие компоненты рекреационного потенциала страны в области международного туризма используются, к сожалению, недостаточно.(Приложение 5)
Приоритетными для иностранных фирм направлениями сотрудничества в Украине являются консалтинговая деятельность, агропромышленное и рекламно-посредническое сотрудничество. Основные отрасли совместного производства: фармацевтическая, электротехническая, добывающая и в меньшей степени – машиностроительная. Максимальное число совместных украинско – иностранных предприятий образовано с фирмами ФРГ, США, Южной Кореи, несколько меньше – Австрии, Венгрии, Польши, Болгарии, Италии, Великобритании и др.
Сегодня Украина стремится любыми путями и средствами принимать участие в интеграционных процессах западноевропейских стран. Однако более низкой экономико-технологический и социальный уровень её развития не позволяет сегодня и, пожалуй, не позволит в обозримом будущем её считать равноправным партнером высокоразвитых стран.
Для улучшения состояния внешнеэкономической деятельности Украине в ближайшие годы предстоит решить задачи, сущность которых сводится к следующему:
1. Переход к активной экспортноориентированной стратегии экономического развития на базе формирования и эффективной реализации экспортного потенциала в приоритетных отраслях экономики.
2. Либерализация внешнеэкономической деятельности в сочетании с регулирующей ролью государства при преимущественном использовании рыночных средств регулирования.
3. Последовательное приближение правил внешнеэкономической деятельности в Украине к нормам ООН и её специализированных организациях, к требованиям генерального соглашения по тарифам и торговле и ВТО. Приобретение членства в ВТО.
4. Совершенствование региональной направленности внешнеэкономической политики.
2.3. Перспективы интеграции Украины на международный рынок труда
Осуществляемые в Украине радикальные политические и экономические реформы отображают переломный момент в её общественно-экономической жизни, ориентируя её развитие на углубление демократии и открытости к миру. Выход в 90-е годы Украины на международную арену в качестве самостоятельного субъекта международных отношений природно активизировал вопрос её оптимального включения в процессы международной миграции, как составляющей общеинтеграционного процесса. Непосредственно на увеличение территориального движения населения влияют разгосударствление собственности, формирование частного сектора в экономике, которые усиляют мобильность капитала, либерализация внешнеэкономических связей и режима выезда граждан за границы государства. Миграция как форма развития рынка труда обуславливается экономическими интересами людей, конкуренцией, системой сравнительных преимуществ, всей социальально-экономической средой, которая характерна рыночному государству. Так как реализация творческого потенциала личности, механизм её включения в производственный процесс в большой степени зависит от обеспеченности каждого человека экономической и юридической свободы, т.е. возможности беспрепятственно перемещаться в границах собственного государства или выезжая за границу в поисках работы, свободно распоряжаться собой, иметь реальное право заниматься каким-нибудь законным видом деятельности, продавать свою рабочую силу на выгодных для себя условиях, что предусмотрено Всеобщей Декларацией прав человека. Законодательство Украины позволяет её гражданам выезжать за границу на работу под условием, когда человек самостоятельно найдет себе место работы. Основная проблема на пути обмена трудовыми ресурсами между нашим государством и странами-партнерами заключается в большом количестве потенциальных эмигрантов, которые желают выехать на заработки за границу. Существенное упрощение механизма оформления документов на выезд, падение так называемого «железного занавеса» стали своего рода катализатором стремительного роста эмиграционной активности в обществе. Но экономическая основа увеличения объемов эмиграции украинских граждан за границу заключается в критическом положении на внутреннем рынке труда и быстром падении уровня жизни населения. Сегодня Украина выступает в роли экспортера рабочей силы, т.к. численность украинцев, которые выезжают работать за границы своей родины в 10 раз выше численности иностранцев, которые выезжают в Украину с целью устройства на работу. По неофициальным данным, около 3 млн. граждан Украины работает сейчас заграницей. Больше всего их в Польше, Чехии, России, Болгарии, Греции, Великобритании и других странах.
Влияние внешней миграции на развитие трудового потенциала Украины, состояние её экономики неоднозначно. Среди негативных последствий можно выделить следующие:
утрата квалифицированной и образованной части национальных трудовых ресурсов;
замедление темпов развития научно-технического прогресса в связи со значительной эмиграцией украинских учёных за границу;
возникновение противоречий межу Украиной и другим государствами по поводу нарастания нелегальной эмиграции;
рост давления на национальный рынок труда вследствие увеличения числа иммигрантов в Украине.
С целью ликвидации негативных последствий, порожденных миграционными процессами, возможность дать им упорядоченный и организованный характер следует принять на государственном уровне систему эффективных мероприятий:
1. Ускорить и расширить практику подписания двухсторонних соглашений с другими странами и добиться их реализации.
2. Создать единую организационную структуру, которая бы отвечала за трудоустройство и социальную защиту украинских работников за границей.
3. Разработать научно-обоснованную государственную миграционную политику.
Учитывая ту обстановку, что в ближайшие годы в Украине не осуществляться радикальные изменения в занятости населения, можно прогнозировать рост эмиграционных процессов в обществе среди разных слоёв населения и среди молодежи.
Исходя из этого государственная миграционная доктрина должна обеспечивать эффективную и взаимовыгодную «продажу» собственной рабочей силы за границу и оптимальное привлечение иностранной рабочей силой в Украине.
ВЫВОДЫ
Развитие стран мирового сообщества характеризуется постоянным расширением их взаимных хозяйственных связей. Этот процесс привел к созданию международной экономики - многогранного и сложного явления, выражающего высший этап развития общественного производства и функционирующего как системное образование на интернациональном уровне.
Если подходить к мирному хозяйству как к организованной системе отношений, следует определять экономический механизм ее внутреннего саморазвития и движения. По всей видимости, именно с этим механизмом следует соотносить общие принципы построения экономической системы, структуру производства, систему обмена деятельностью, другие звенья жизнеобеспечения национальных экономик. Но в любом случае исходной основой устанавливаемых в рамках мирового хозяйства экономических отношений будут выступать общественное разделение труда и обобществление производства, проявляющиеся в условиях определенных отношений собственности.