Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:16, курсовая работа
В данной работе рассмотрено понятие мировой экономики, исследованы
международные экономические отношения на современном этапе, региональные процессы интеграции мировой экономики и деятельность основных субъектов интеграционных процессов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…3
РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
1.1. Сущность и составляющие элементы глобализации……………………………5
1.2. Развитие информационных технологий в процессе глобализации…………...10
1.3. Преимущества глобализации и антиглобализация…………………………….17
РАЗДЕЛ 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
2.1. Влияние глобализационных процессов на национальную конкурентоспособность………………………………………………………………24
2.2. Развитие бизнеса в условиях глобализации…………………………………….32
2.3. Участие Крымского региона в глобализации евроазиатского пространства...37
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….……..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….………
К так называемой полупериферии можно отнести большенство постсоциалистических стран. Они, с одной стороны, по многим экономическим и социальным показателям занимают место в ряде стран, которые развиваются,(такими, как средняя продолжительность жизни, детская смертность, покупательная способность населения и т.д.), а с другой стороны, имеют развитые индустриальные экономики, значительные научно-технические и трудовые потенциалы.
В полупериферию входят и так называемые новые индустриальные страны – НИС. К первому поколению НИС принадлежат: Бразилия, Аргентина, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг; ко второму – Малазия, Таиланд, Филиппины, Индия, Пакистан, Турция, Египет, Тунис, Марокко, Колумбия, Чили. Ядром НИК являются «четыре дракона» - Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Гонконг.
Главную роль в экономическом рывке НИС сыграло формирование в них при широком участии иностранного капитала экспортно-ориентированнной индустрии, вовлечение этих стран в международное разделение труда на основе интенсивного роста экспорта готовой продукции. Создание экспортного потенциала НИС обусловлено выходом транснациональных корпораций (ТНК) за рамки национальных границ и активным перемещением из развитых стран в НИС трудо-, энерго,- и материалоемких производств, а также выпуска массовых потребительской продукции.
НИС оказались привлекательными, прежде всего, дешевой рабочей силой и возможностью более интенсивного ее использования, чем в развитых странах. В результате к настоящему времени в НИС налажен выпуск самой разнообразной продукции – от товаров широкого потребления до ЭВМ, сверхъемких интегральных схем, легковых автомобилей, судов и самолетов. Экспорт произведенной продукции осуществляется прежде всего в развитые страны. По совокупной стоимости вывоза НИС уже в конце 80-х годов уступали только США и Германии, причем доля готовых изделий в их экспорте превышает 70%, а у республики Корея, Гонконга и Тайваня составляет более 90%.
По мере усиления в мировом хозяйстве интеграциооных процессов страны полупериферии будут группироваться вокруг центров мирового хозяйства.
Периферия мирового хозяйства представлена развивающимися странами(третий мир). Развивающиеся страны – это около 140 стран Азии, Африки, Латинской Америки, Океании (включая НИС, которые по уровню и характеру экономического развития входят в полупериферию). Принято считать, что в основном они возникли на рубеже 50 – 60-х годов, когда окончательно рухнула колониальная система, но вдействительности это имеет отношение только к части Африки.
Об удельном весе развивающихся стран в мировом хозяйстве можно судить по следующим показателям: они занимают ококло 70% территории, их население составляет 80% населения Земли. Валовый продукт приближается к 20% общего мирового обэема, а его рост составляет примерно 4% ежегодно.
Третий мир глубоко неоднороден. К концу 80-х годов 60% всего промышленного производства развивающихся стран приходилось на пять государств: Бразилию, Мексику, Индию, Аргентину и Южную Корею. По уровню доходов на душу населения выделяется группа стран-экспортеров нефти: Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн. На другом полюсе группа наименее развитых стран (НРС) Африки, Латинской Америки и Азии. По нынешней классификации ООН к НРС относят свыше 40 государств с населением около 400 млн. человек и средним ВВП на душу населения вчетверо меньше, чем по развивающимся странам вцелом. Остальные развивающиеся страны занимают промежуточное положенгие между среднеразвитыми и наименее развитыми странами.[7, 18]
Один из главных признаков развивающихся стран – это низкий уровень развития производительных сил. Низкий уровень развития производительных сил основан на соответствующей производительности труда, когда преобладает ручной труд, слабая механизация индустриального и сельскохозяйственного труда. В свою очередь, экономическая отсталость развивающихся стран усиливает их зависимость от индустриальных центров. Конкретно это проявляется в том, что молодые страны находятся в непосредственной зависимости от реализациии своей сырьевой продукции на мировом рынке, а
также в том, что в экономике большинства стран ключевые позиции занимает
иностранный капитал.
Темпы экономического развития третьего мира в значительной степени определяются импортом капитала из развиьых стран и деятельностью транснациональных корпораций. Активность ТНК ностит избирательный характер – они предпочитают государства, которые обладают значительными запасами сырья, имеют перспективный внутренний рынок, развитую инфраструктуру, сочетают низкую заработную плату с наличием дисциплинированной, легко обучаемой рабочей силой. Поэтому 90% всех иностранных инвестиций сосредоточено всего в 20 государствах (Сингапур, Бразилия, Мексика, Гонконг, Малайзия, Египет и др.). Такая концентрация инвестиций способствует ещё большему отставанию НРС, которые, по сути, оказываются вне экономического прогресса.
Постиндустриальный мир не стремится распространять свои ценности на другие государства. Формируется его функциоеальная завкнутость. Нарастающее в последние годы неравенство между богатыми и бедными странами является подтверждением этому. По оценкам мировых экспертов, соотношение дохдов 20% самых богатых людей планеты к доходам 20% самых бедных составляло 30:1 в 1960г., 60:1 в 1990 г., 90:1 в 1999 г. За последние пятнадцать лет доходы на душу населения снизились более чем в ста странах. Богатые страны были зажиточнее бедных в 60-е годы в 30 раз, а к 90-м годам этот показатель увеличился впятеро – до 150 раз. Таким образом, именно глобальное неравенство является ключевой поблемой XXI века.[7, 20]
РАЗДЕЛ 2. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
2.1. Интеграция Украины в мировое хозяйство
Рубеж ХХ – XXI веков – граница тысячелетий, которая разделяет эпоху тяжелого, противоречивого развития мировой экономики ХХ века, она обозначена разрушительными экономическими кризисами и одновременно прогрессивными тенденциями развития, и наступающеее время глубоких трансформаций современной системы международных экономических отношений, совершенно новых принципов хозяйствования, которые требует новое тысячелетие. Мировая экономическая система впервые в истории превращается в единый организм, где каждая национальная составляющая имеет свою функциональную специфику, но все они неразрывно связаны между собой.
Не стоит позади этих процессов и наша страна. Украина переживает сейчас тяжелый период комплексных структурных превращений, финансово-экономического восстановление всего национально-хозяйственного комплекса, выбора собственных путей стабилизации и формирования благоприятных условий для функционирования и совместной работы международных бизнес-структур, учреждений. Но не смотря на все трудности трансформационного периода можно утверждать: наша государство имеет все необходимые предпосылки для постепенной интеграции в мировое хозяйство.
Интеграция Украины в мировое хозяйство на основе проведения внешнеэкономической деятельности в интересах национальной безопасности является одним из главных условий реализации государственности нашей страны в условиях глобализации мировой экономики.
Интеграция Украины в мировое хозяйство означает интеграцию в: МРТ; мировые рыночные отношения; международные экономические организации. Такой процесс имеет свои этапы, которые обусловлены внутренними (проведение социально ориентированных рыночных трансформаций) и внешними (международные экономические связи на основе роста и расширения конкурентоспособности национальной экономики) обстоятельствами.
Стратегическими направлениями реализации интеграции Украины в мировую экономику являются: перестройка на основе рыночных производственных связей с независимыми странами, которые были созданы на тернии бывшего СССР; вхождение в европейское экономическое пространство; развитие экономических связей со всеми странами, которые развиваются, и переходят к рынку.
Успешная интеграция Украины в мировое хозяйство может гарантироваться только на кардинальных изменениях в системе и структуре национальной экономики. В свою очередь, процесс интеграции активно влияет на такие изменения. Конечным показателем эффективности интеграции экономики Украины в мировую экономическую систем должно быть увеличение уровня благосостояния населения.
Мы полагаем, что место и роль Украины в международном разделении труда и мировых экономических процессах зависит от многих факторов. Среди них определяющим является её природно-ресурсный и человеческий потенциалы, уровень экономического и научно-технического развития, профиль специализации (в региональном и мировом масштабе), состояние внешнеэкономической инфраструктуры. Полноценное участие Украины в мирохозяйственных процессах станет возможным только при условии качественного усовершенствования всех составляющих, которые определяют положение страны в мировой экономике и международных экономических отношениях.
Развитие независимой Украины объективно требует её вхождения в мировое хозяйство на организационно-экономических основах рыночных отношений, на принципах равенства и взаимной выгоды в сотрудничестве.
Объективной необходимостью интеграции Украины в мировое хазяйство и развитие её международных экономических отношений непосредственно влияет на потребности использования в национальной системе восстановления международного разделения труда для ускорения перехода к рыночной экономике с целью развития страны увеличения богатства общества. Такая необходимость направлена на формирование эффективной структуры экономики страны. Внешнеэкономические связи в процессе интеграции Украины в мировое хозяйство охватывают также комплекс решаемых общими усилиями экологических проблем. Наконец, развитие внешнеэкономических отношений открывает дополнительные возможности для создания необходимых условий касаемо удовлетворения жизненных потребностей населения Украины.
Объективной возможностью для интеграции Украины в мировое хозяйство является создание механизма внешнеэкономических связей, во-первых, на макроуровне(
В условиях формирования современной модели международного разделения труда, основу которой должна составлять качественно обновленная технологическая база производства, Украина должна постепенно, целеустремленно решать проблемы эффективного участия в МРТ, используя внешнеэкономические связи для удовлетворения национальных экономических интересов.
С исторических источников нам известно, что организованные общества, которые существовали на территории нынешней Украины, всегда поддерживали экономические связи с внешним миром. Поэтому с учётом собственных культурных и исторических традиций Украина имеет все возможности для того, чтоб стать равноправным членом Европейского Союза.
Уровень развития производительных сил является одним из технико-экономических факторов, которые влияют в большей степени способствуют активному участии Украины в МРТ. Производство железной руды, угля, производство стали, чугуна, минеральных удобрений, цемента, электроэнергии, сахара, тракторов составляют значительный экономический потенциал нашей страны. По количественным характеристикам и мощностям производительных сил, Украина может быть достойным партнером в мировых экономических связях. Имеющийся научно-технический потенциал даст возможность Украине на благоприятных условиях удержать передовые позиции в мировой науке по целому ряду научно-технических направлений и, самое главное, проводить независимую экономическую политику, направленную на включение в систему мировых государственных связей.
2.2.Внешнеэкономические связи Украины
Активное вовлечение нашего государства в систему мирохозяйственных связей повышает значимость внешнеэкономических отношений, основанных на равноправной и взаимной основе.
На протяжении 2005 – в начале 2006 гг. существенные изменения произошли в регулировании внешнеэкономической деятельности. Трансформационные процессы этого периода направлены, прежде всего, на адаптацию данной сферы к требованиям ВТО и касаются внешнеэкономической политики. Согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 17 мая 2006 года «О принятии за основу проекта Постановления Верховной Рады Украины «Об информации Кабинетов Министров Украины о ходе выполнения мероприятий по вступлению Украины в ВТО», к началу 2005г. согласовано 95% тарифных позиций в рамках доступа к рынку товаров, завершены переговоры по доступу к рынку услуг. Украиной подписаны 35 из 46 двусторонних протоколов со странами – членами ВТО, а также с Европейским Союзом. После продолжительных и противоречивых переговоров относительно установления тарифной квоты на ввоз сахара-сырца 19 мая 2006 г. Подписан двусторонний протокол с Австралией.
Из предложенных Кабинетом Министров Украины 14 законопроектов, которые необходимо принять в связи с вступлением Украины в ВТО, Верховная Рада приняла только 4 – это законопроекты по интеллектуальной собственности, аудиторской деятельности, ввозу транспортных средств и развитию автомобильной промышленности. Рабочей группой ВТО завершено свыше 70% проекта отчета(в качестве основной рекомендации по вступлению Украины). Основные вопросы, которые необходимо решить, такие: установление тарифной квоты на ввоз сахара-сырца, отмена или снижение экспортной пошлины(17%) на семена подсолнечника; внесение изменений в ряд законов Украины в сфере санитарного и фитосанитарного контроля; пересмотр некоторых положений законодательства Украины по вопросам налогообложения сельскохозяйственных предприятий и др.[14, 67]