Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:13, контрольная работа
Тот факт, что Приморский край год от года становится все более полиэтническим и поликонфессиональным регионом, ставит перед ним целый ряд трудноразрешимых политических и социальных задач. В данной статье рассматриваются основные проблемы, вызванные мощными этномиграционными потоками в Приморском крае, и предлагаются способы их возможного разрешения. Приморский край всегда, а в последние десятилетия особенно, в силу своей региональной специфики привлекал значительное количество мигрантов, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья.
Такая ситуация требует разработки и реализации адекватной миграционной политики, ужесточению управления и контроля миграционных процессов государством.
В регулировании иммиграционных процессов в Приморье целевое заселение предполагает стимулирование притока иностранных мигрантов, способствующих развитию региона в интересах России и не представляющих угрозу геополитической, этнокультурной, экономической, экологической безопасности Приморского края. Здесь нужны квалифицированные специалисты, носители интеллектуального потенциала, влекомые в первую очередь возможностью профессиональной самореализации. В этой связи государственная миграционная политика должна реализоваться вместе с активным привлечением инвестиций в создание материальных условий, благоприятствующих работе высококлассных специалистов. Например, строительство крупного международного научного центра на юге Дальнего Востока могло бы в дальнейшем привлечь талантливых ученых и дать социальный и экономический эффект не только для России, но и для всего АТР.
Умеренный климат, открытые удобные для застройки плоскогорья, запасы пресной воды делают территорию Западного Приморья актуальной для создания социальной и экономической инфраструктуры.
Высокая степень неоднородности дальневосточного пространства не позволяет говорить о возможностях его сплошного и одновременного заселения. Предстоит определить первоочередные точки направления миграционных потоков и крупных инвестиций в экономическое развитие. В качестве предварительных критериев выбора приоритетных территорий заселения предлагаются следующие: расположение территории в зоне прямого экономического, социального, культурного обмена между странами АТР (КНР, КНДР, Южная Корея, Япония); развитость вблизи или на территории транспортных коммуникаций (в том числе трансконтинентальных); пригодность участка для капитального строительства и постоянного проживания. Анализ геополитической, экологической, социальной, экономической структуры, выполненный с учетом предложенных критериев, позволяет заключить, что здесь ключевыми участками социально-экономического развития могут быть территории юга Дальнего Востока (Амурская область, Хабаровский и Приморский край). В последнем в качестве площадки целевого заселения в большей степени подходит западная часть Приморья. Названный участок тянется от западного побережья озера Ханка вдоль российско-китайской границы до устья реки Туманной (Туманган), впадающей в Японское море, что определяет его высокую геополитическую значимость для России. Пограничное положение, удобный выход к морю в районе устья реки Туманная (Туманган), где проходят границы России с КНДР и КНР, развитость транспортных коммуникаций (Транссиб, Транскорейская ж/д, авто и ж/д магистрали, связывающие РФ и КНР), наличие уникальной биосистемы.
Динамика развития миграционных процессов в Российской Федерации в последние годы свидетельствует о том, что некоторые из тенденций миграционных процессов могут представлять реальную угрозу экономическим и социальным интересам отдельных регионов и страны в целом. Миграция населения – один из важнейших процессов, влияющих на численный и качественный состав любой территории.
По мнению большинства политиков, исследователей, экспертов и управленцев Дальневосточные регионы сейчас и в ближайшей перспективе являются средоточием потенциально опасных для будущего страны проблем геополитического, социального, демографического, этнонационального, энергетического и инфраструктурного характера. Именно эти регионы сегодня оказались в наиболее неблагоприятной демографической ситуации, поскольку наряду с естественной убылью населения в последние годы в этих регионах наблюдается наиболее высокий миграционный отток. В отличие от России в целом, в Дальневосточных регионах наблюдается абсолютная убыль населения (т.е. и естественная и миграционная убыль).
Поэтому такая ситуация совершенно обоснованно привлекает самое пристальное внимание высшего руководства страны и общественности к необходимости выработки конкретных мер по решению данной проблемы.
Работа по превращению приграничья в обширную зону устойчивого взаимовыгодного и всестороннего сотрудничества является одним из базовых факторов экономического развития пограничных регионов. Для дальнейшей работы нам необходимо совершенствование федерального законодательства.
Список использованных источников
1 Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: Диалог-МГУ, 1999. – 219 с.
2 Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1989. – 254 с.
3 А.C. Егоров Великое переселение продолжается. // Миграция и гражданство №1(4)/2003. - 4-5 с.
4 Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон №11/2002. – 107 - 110 с.
5 Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация сегодня №11/2001. - 31-37 с.
6 Буква Закона // Миграция и гражданство №3(6) // 2003. - 21-26 с.
7 В. И. Костаков Миграции: беда или благо? // Экономист №2/2000. - 34-39 с. 8 Миграционный режим: нарушения и санкции // Миграция и гражданство
№2(5)/2003. - 21-23 с.
9 Шабанов М.А, отв. ред. акад. Т.И. Заславская Сезонная и постоянная миграция населения. - М.: Комплексное социолого-статистическое исследование, 2005. – 5 - 17 с.
10 Борисов В.А. Демография. М., 2001. – 312 с.
11 Национальный доклад ПРООН о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002/2003 г. // Социс. - 2004.- №3 - С.16.