Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:13, контрольная работа
Тот факт, что Приморский край год от года становится все более полиэтническим и поликонфессиональным регионом, ставит перед ним целый ряд трудноразрешимых политических и социальных задач. В данной статье рассматриваются основные проблемы, вызванные мощными этномиграционными потоками в Приморском крае, и предлагаются способы их возможного разрешения. Приморский край всегда, а в последние десятилетия особенно, в силу своей региональной специфики привлекал значительное количество мигрантов, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья.
Семинар посетили представители всех имеющихся в Приморском крае религиозных конфессий. Ораторы-мусульмане на семинаре чётко разграничили традиционный ислам, который не предполагает насильного насаждения культуры, и радикальные течения, которые не признаются официальным исламским миром, но плодят заблуждения и страхи обывателей.
На семинаре присутствовал заместитель Председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов, который рассказал присутствующим о современном этапе развития мусульманского сообщества и его перспективах.
Особое внимание в деятельности УФМС России по Приморскому краю направлено на предупреждение возникновения в Приморье «горячих точек», вспыхивающих в результате стихийных бытовых, этнических и религиозных конфликтов между приезжими рабочими, профилактике экстремистских проявлений, в том числе на строящихся объектах саммита АТЭС-2012, которые являются объектами стратегического назначения и местом концентрации иностранных граждан.
В настоящее время остро стоит проблема взаимодействия различных культурных и
религиозных традиций. Решение межконфессиональных противоречий является общим
делом государственных структур и институтов гражданского общества.
В целях эффективного взаимодействия с муниципальными образованиями, общественными и научными организациями при реализации миграционной политики, создан Общественно-консультативный Совет при УФМС России по Приморскому краю. Независимо от идеологических и религиозных взглядов, конечной целью для всех являются благополучие и социальная защищенность граждан, стабильное развитие и процветание Приморского края на благо его жителей.
По мнению многих политиков, исследователей, экспертов и управленцев Дальневосточные регионы сейчас и в ближайшей перспективе являются средоточием потенциально опасных для будущего страны проблем геополитического, социального, демографического, этнонационального, энергетического и инфраструктурного характера. Именно эти регионы сегодня оказались в наиболее неблагоприятной демографической ситуации, поскольку наряду с естественной убылью населения в последние годы в этих регионах наблюдается наиболее высокий миграционный отток. В отличие от России в целом, в Дальневосточных регионах наблюдается абсолютная убыль населения (т.е. и естественная и миграционная убыль).
Поэтому такая ситуация совершенно обоснованно привлекает самое пристальное внимание высшего руководства страны и общественности к необходимости выработки конкретных мер по решению данной проблемы.
Среди потоков иностранной рабочей силы в Россию наибольшую озабоченность вызывают сегодня противоречивые последствия роста иммиграции из стран Юго-Восточной Азии. В последние годы Китай занял лидирующие позиции по числу приезжающих на работу в Россию из стран дальнего зарубежья. Открытие границы для китайской рабочей силы позволило несколько стабилизировать ситуацию на рынке труда восточных территорий. Вместе с тем рост миграции из КНР поставил вопрос о замещении местных жителей России избыточным китайским населением, в первую очередь в приграничных регионах Сибири и Дальнего Востока, где наблюдается миграционный отток местного населения Национальный доклад ПРООН о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002/2003 г. Значительную часть прогрессирующего притока китайского населения составляют нелегальные мигранты, закрепление и обустройство которых в России вряд ли отвечает ее политическим и экономическим интересам.
Из 13 российских регионов Дальнего Востока и Забайкалья 5 имеют границу с Китаем, Приморье граничит также с КНДР, Бурятия и Читинская область - с Монголией, Сахалинская область по морю - с Японией, Чукотский АО - с США. Сегодня можно уверенно говорить о начале хозяйственного сближения и кооперации со многими соседними странами и регионами.
Анализируя современную численность иммигрантов в Приморском крае и, главным образом, темпы ее изменения, в том числе и по национальностям, необходимо учитывать, что все имеющиеся данные базируются в своем большинстве на экспертных оценках. Никакого учета их не ведется, и ни один управленческий орган ни на местном, ни на федеральном уровне не располагает достаточными сведениями, позволяющими взять ситуацию под контроль или хотя бы прогнозировать ее развитие.
Анализ тенденций развития современного этапа иммиграции в Приморье, а также - наиболее значимых ее последствий, имеющих, наряду со внутриполитическим, и очевидное внешнеполитическое значение, показал, что основное внимание должно быть сконцентрировано лишь на одном ее аспекте - на нелегальной иммиграции китайского
населения.
Его численность в сравнении с 1989 г. росла колоссальными темпами: со 1742 человек в 1989 г. уже к 1990 г. она увеличилась до 15 тысяч. К 1993 г., как свидетельствует большинство оценок, численность их в Приморском крае была не менее 50 тысяч. Всего за 5 лет совокупность китайцев, с разной степенью легальности проживающих в Приморском крае, возросла более, чем в 25 раз, тогда как за предыдущие 10 лет (от переписи 1979 г. до переписи 1989г.) практически не менялась.
Оценивая динамику численности китайских иммигрантов в Приморье, необходимо иметь в виду в первую очередь два обстоятельства. Во-первых, современная их численность является наибольшей за все время их присутствия на территории, и значительно превосходит то их число, которое вместе с корейским населением края было депортировано из Приморского края в Среднюю Азию и Казахстан.
Во-вторых, в последние годы в ряде пограничных районов происходит интенсивное формирование значительных по численности китайских общин, которые начинают превалировать по отношению к ведущим этническим группам данных территорий. Так, по информации, опубликованной в ряде краевых газет, на границе с Китаем в южных районах Приморского края (Гродековский, Пограничный районы) численность постоянно проживающих там китайцев достигает 10-15 тысяч человек в каждом. Аналогичная ситуация постепенно складывается в пограничных и соседних с ними районах Амурской области, где идет процесс оседания китайцев (особенно в сельской местности), чему в немалой степени способствуют проекты создания так называемых «китайских деревень». Авторы этих проектов, исходя из якобы существующей экономической целесообразности завоза и использования «дешевой» китайской рабочей силы для решения продовольственных проблем Приморья, немало способствуют быстрому образованию и развитию китайских этнических общин и самовольному захвату земель под предлогами экономического самообеспечения этой рабочей силы.
То, что современная иммиграция китайцев в Россию носит преимущественно нелегальный или полулегальный характер, обусловленный специфическими целями проникновения на ее территорию, косвенно подтверждается и преобладающей поло-возрастной структурой иммиграционных потоков. Как и в дореволюционный период, когда главной целью приезжавших в Россию китайцев были максимальное выкачивание средств, быстрое обогащение, незаконный импорт и экспорт, а также - разного рода криминальная деятельность, в настоящее время среди иммигрантов преобладают мужчины, а также - лица в возрасте до 30 лет. Женщины составляют не более трети всей совокупности.
В настоящее время в Приморском крае идет интенсивный процесс формирования китайской диаспоры, поощряемый как руководством страны выхода, имеющей колоссальные территориальные претензии к России (Китай претендует на более чем 1,5 млн. кв. км российских земель), так и неурегулированностью границ между двумя странами, проблемами, вытекающими из становления российского суверенитета, несовершенства законодательства и т.д.. Процесс китайского проникновения сопровождается неизмеримыми политическими, экономическими и социальными издержками и может иметь тяжелые и долговременные последствия для России и ее населения.
В силу отсутствия какой-либо проработанной концепции геополитических и экономических интересов России в этом регионе никакого специального регулирования иммиграции китайских граждан до недавнего времени не существовало.
Только в последнее время, в связи с резко усложнившейся криминогенной и экономико-социальной обстановкой Администрации Приморского, Хабаровского краев и Амурской области самостоятельно стали принимать собственные меры по ограничению въезда китайцев на территорию, в первую очередь те районы, где была развита хищническая деятельность по изъятию природных и материальных ресурсов и особенно пограничные районы, где оседание и закрепление китайцев, формирование значительных по численности этнических общин стали очевидны и начали превалировать по отношению к постоянному населению.
Особую значимость для областей РФ, граничащих с Китаем, имеет учебная иммиграция из этих стран. В некоторых вузах, по договоренности двух стран, обучаются китайские студенты. Их обучение оплачивает страна-донор. Российский Дальний Восток может стать первым регионом, который будет масштабно осваиваться за счет приезжих из азиатских стран. Уже сейчас Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) нуждается в массовом притоке рабочей силы, хотя промышленное производство там растет медленнее, чем в целом по стране. Как показали исследования, число китайцев, постоянно проживающих в регионе (легально и нелегально), составляют около 200 тыс. чел. (3-4% от 6-миллионного населения). Причем эти 3% китайцев производят 5% ВВП ДВФО. В организации китайцами бизнеса в России за последние пять лет произошли серьезные изменения. Если в середине 90-х г. XX в. их подавляющее большинство было самостоятельными предпринимателями, представителями мелкого семейного бизнеса, то уже к началу нынешнего произошло заметное укрупнение китайского бизнеса.
В целях успешного решения проблемы регулирования российско-китайского обмена и приграничного сотрудничества необходимо срочно проработать все его наиболее важные (политические и экономические) аспекты. Особого внимания заслуживают аспекты, связанные с территориальными претензиями и разрабатываемыми в Китае концепциями выживания российского населения с территории Приморского края.
На основании вышеизложенного необходимо констатировать, что проникновение китайцев на российскую территорию противоречит государственным интересам России в
данном регионе и нуждается в жестком правовом регулировании как на федеральном, так и на местном уровне.
В 2001 году между Российской Федерацией и КНР подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В октябре 2004 года утвержден План действий по реализации положений этого Договора на 2005-2008 годы. Имеется межправительственное соглашение о принципах сотрудничества между администрациями субъектов Российской Федерации и местными правительствами Китайской Народной Республики.
Заключение
Поскольку миграционные процессы в Приморском крае имеют довольно широкий размах, переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения жителей достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации. Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и восточные регионы. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных районах.
Анализ миграционных процессов в Приморье за последнее десятилетие показывает, что проблемы с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно растет.
Преступные группировки из нелегальных мигрантов создают в крупных городах Приморья неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и наркотиками.
За последние 10 лет число мигрантов, совершивших преступления на территории Приморского края, возросло на 40%. Если в 1999 году удельный вес мигрантов в общем числе лиц, совершивших преступления, составлял 6,7 %, то в 2001 - 2002 годах - уже 7,5%. При этом продолжается рост преступлений в экономике (на 15%).
В большинстве районов отмечен рост преступлений, которые требовали контактов за рубежом и межгосударственного сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот
оружия, преступления во внешнеэкономической деятельности и кредитно - финансовой сфере.
Из года в год все больше нарушений правил пребывания иностранных граждан в Приморье и их транзисторного проезда. Много острых проблем создает интенсивный приток в нелегальных иностранных рабочих. Не занимая официальных рабочих мест, эти люди негативно влияют на рынок труда, вовлекаются в теневую экономику.
Интенсивный отток населения в последнее десятилетие из северных районов приводит к сокращению его численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его этническая структура. Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности.
Эмиграция на постоянное место жительства в экономически развитые страны квалифицированных специалистов, молодежи с высоким уровнем образования ведет к ослаблению научного, творческого, экономического потенциала. Основные потоки интеллектуальной миграции идут из районов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, из городов преобладают Владивосток, Уссурийск. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные - на постоянное место жительства. Следовательно, «утечка умов» в основном носит безвозвратный характер, что становится тормозом развития региона. Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся - эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми.
Подводя итого вышесказанному, необходимо отметить, что миграционные процессы в Приморском крае характеризуются активным ее вовлечением в международный и межрегиональный обмен, увеличением доли семейной миграции и снижением доли мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости мигрантов, совпадением ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов. Все это приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению уровня преступности.