Межстрановые конфликты и внешняя политика инструмент достижения согласия. Российско – американские отношения в начале XXI вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Основу международной политики составляют разного рода конфликты между народами и странами, не подчиняющимися какой-либо единой и общей для всех них верховной власти, и способы их решения. Но постепенно между государствами складываются более или менее крепкие узы сотрудничества и взаимовыгодные отношения. Можно сказать, что главная функция международных отношений состоит в том, чтобы найти пути и способы разрешения конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов государств. Крайним выражением конфликтов является война.

Работа содержит 1 файл

современная политика Рябая.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

В этих условиях американцы все чаще действуют, не считаясь с интересами России. Об этом свидетельствуют решение о  расширении НАТО за счет бывших союзников СССР, растущее проникновение США в бывшие советские республики, попытки американского диктата при решении региональных конфликтов (Босния, Kocoво, Ирак, Иран, Корея и т.д.). Хотя Вашингтон продолжает декларировать готовность к сотрудничеству с Москвой, однако на практике США все чаще стремятся решать региональные проблемы без участия России. Это проявляется не только в подходе к арабо-израильскому конфликту и урегулированию ситуации на Корейском полуострове, но и в военных акциях против Ирака, войне НАТО против Югославии. Вашингтон начал игнорировать Москву не только в Европе, на Ближнем Востоке и в АТР, но и в бывших советских республиках. США все меньше считаются с российскими интересами в Прибалтике, Закавказье и Средней Азии, активно вмешиваются в российско-украинские отношения.

Особое  значение имеет вопрос о расширении состава и функций НАТО, которая  под руководством США превратилась в доминирующую военно-политическую структуру в Европе. В результате Россия, не будучи членом НАТО, в значительной степени оказалась в изоляции при решении ключевых вопросов европейской безопасности.

К сожалению, Москва не смогла противопоставить этому  курсу свою собственную эффективную  стратегию. В начале 90-х годов  Россия действовала крайне безынициативно, позволив ОБСЕ превратиться в маргинальную организацию. Затем несколько лет Россия блефовала, пытаясь не допустить расширения НАТО. Из-за этого Основополагающий акт был заключен с большим опозданием и не смог компенсировать ущерб, нанесенный отношениям между Западом и Россией. В Совместном Постоянном Совете (СПС) мы заняли пассивную позицию, что играло на руку НАТО. Таким образом, возникла неприемлемая ситуация, при которой Соединенные Штаты и НАТО присваивают себе право использовать в одностороннем порядке военную силу, не считаясь ни с решениями ООН, ни с возражениями России, как это произошло в Косово.

Бойкот  СПС в связи с войной против Югославии также не принес успеха. Бессмысленно отказываться от диалога  с крупнейшим военным альянсом в  мире. Россия и НАТО могут либо сотрудничать, либо соперничать.

Не стоит  забывать, что расширение состава  и функций Европейского союза  создает перед Россией не менее  сложные проблемы, чем расширение НАТО. Сегодня понятие "ЕС" превращается в синоним понятия "Европа", а это чревато превращением России в неевропейскую страну. России необходим диалог с ЕС не только по экономическим, но и по политическим и военным вопросам, но не стоит питать иллюзий в отношении раскола между ЕС и США и развала НАТО. При всех американо-западно-европейских противоречиях Западное сообщество сохраняет свою целостность.

Альтернативой стратегии военно-политического  диалога с США и американскими  союзниками может быть только курс на стратегический союз с Китаем. Но такой союз не может компенсировать выталкивания России из Европы, ведь Пекин не хочет, да и не может защищать европейские интересы Москвы.

Конечно же, расширение взаимодействия Российской Федерации с Европейским союзом, Китаем, Индией, Японией, другими крупными державами, наряду с поддержанием ровных отношений с США, будет способствовать укреплению тенденции к формированию многополярной структуры международных отношений. В нынешних условиях интересам России отвечает поиск многосторонних решений ключевых международных проблем, что, однако, не исключает и поиска двусторонних договоренностей с Соединенными Штатами.

При таком  развитии событий открываются перспективы  сотрудничества с США, в том числе  по предотвращению и урегулированию конфликтов и кризисных ситуаций. Конкретными направлениями такого сотрудничества могли бы стать также противодействие терроризму, особенно связанному с исламскими экстремистскими движениями, наркобизнесу, осуществление разного рода гуманитарных миссий и, не исключено, проведение миротворческих операций (последнее, впрочем, требует существенной коррекции американской политики).

Роль  единственной сверхдержавы требует  такой концентрации ресурсов и политической воли, которой Соединенные Штаты  не обладают. При всем политическом, экономическом, информационном и особенно военном лидерстве Вашингтона его нынешняя сила не позволяет единолично диктовать мировому сообществу свою волю, установить Pax Americana. Если США изберут курс на приспособление к реалиям многополярного мира, то в этой системе международных отношений Россия - важный партнер Соединенных Штатов. Это позволяет надеяться, что нам удастся не допустить разрастания расхождений и возврата к геополитической конфронтации, а в конечном счете обеспечить позитивное взаимодействие на основе национальных интересов обеих держав.

Интересам Российской Федерации отвечает нормализация двусторонних отношений с США, конструктивное взаимодействие в решении глобальных и региональных вопросов, что должно стать важным фактором стабильности системы международных отношений в XXI веке. Необходимо сохранить все то позитивное, что было накоплено в отношениях с США в 90-е годы, предотвратить затяжное обострение напряженности и скатывание к конфронтации. Раскол мира на противостоящие блоки и восстановление конфронтационной модели российско-американских отношений имели бы крайне негативные внешне- и внутриполитические последствия для России.

Кризис  контроля над вооружениями

В период холодной войны проблемы ограничения  гонки вооружений занимали центральное  место в советско-американских отношениях. В 90-е годы эти вопросы отошли на второй план.

Договор об обычных вооруженных силах  в Европе, который основывался  на принципе количественного паритета между НАТО и Организацией Варшавского  договора, в значительной степени  утратил свой смысл, поскольку прекратил  существование сам Варшавский пакт. По нашей вине заблокирован Договор СНВ-2, который позволял России поддерживать примерное равенство в стратегических наступательных вооружениях с США на более низком уровне. Американский сенат провалил ратификацию Договора о всеобщем и полном запрещении ядерных испытаний. Возникла реальная угроза нарушения Соединенными Штатами Договора по ПРО. Это может привести к развалу всего режима контроля над вооружениями, на котором многие десятилетия основывалась международная стабильность.

К сожалению, принцип паритета утратил свою объективную  основу после развала биполярной системы и исчезновения Советского Союза. Сегодняшнее положение России и США в мире отличается колоссальным дисбалансом в экономической  и политической областях. В сфере военных расходов Россия тратит на оборону в 50 раз меньше США по обменному курсу и в 10-15 раз меньше по паритету покупательной способности. Американские расходы на ПРО, составляющие 1,5% бюджета Пентагона, практически равны всему оборонному бюджету Российской Федерации (по обменному курсу). Поэтому Москва не в состоянии вести гонку вооружений с Вашингтоном ни в стратегической сфере, ни в сфере обычных вооружений, где Пентагон начал так называемую революцию в военном деле, связанную с переходом к высокоточным дальнобойным системам.

Этим  и объясняется изменение российской военной доктрины, ставка на ядерное  оружие. Но ядерное сдерживание - не панацея. Без постепенного восстановления мощи обычных вооруженных сил  Россия не сможет надежно обеспечить свою военную безопасность.

Стратегический  курс США на рубеже веков направлен  на закрепление и увеличение американского  военного превосходства над любым  другим государством. Как заявил в  своем докладе президенту и конгрессу  за 1999 год министр обороны Уильям Коэн, речь идет о "свободе от нападения и свободе для нападения". В официальных документах администрации Клинтона подчеркивается задача недопущения появления на мировой арене соперника, примерно равного по силам Соединенным Штатам (каким был СССР в период холодной войны). Еще более жестко ставят вопрос руководители республиканской партии.

Поэтому соглашения о контроле над вооружениями начинают восприниматься в Вашингтоне как односторонние уступки США, которые мешают обеспечению американского  военного превосходства. На долю Пентагона  приходится 60% расходов всех государств мира на модернизацию вооружений. Поскольку никто, включая Россию, Китай и другие крупные государства, не в состоянии дать симметричный ответ, создав аналогичную угрозу Соединенным Штатам, неизбежными становятся попытки США изменить сложившуюся в военно-стратегической сфере ситуацию и в одностороннем порядке отказаться от модели взаимного ядерного сдерживания. Сохранение Договора по ПРО оказывается под вопросом. Похоже, что, как и в случае с решением о расширении НАТО, развертывание тактической и стратегической противоракетной обороны становится неизбежным, предстоит лишь уточнение Вашингтоном сроков, масштабов и других деталей национальной ПРО.

Важно отметить, что оппозиция ПРО на американской политической арене сегодня  куда слабее, чем во времена Рейгана. Для республиканцев противоракетная оборона стала идеологическим кредо. У демократов также есть группа сторонников ПРО, в партии по этому вопросу возник раскол. Администрация Клинтона фактически отказалась от прямого противостояния с республиканцами, предпочитая, как и в других случаях, лишить своих политических противников возможности использовать этот вопрос, пообещав выдвинуть свою собственную программу противоракетной обороны. Результаты голосования по этим вопросам в конгрессе в прошлом году показывают, что сторонники ПРО впервые преобладают. Ситуация может измениться только в том случае, если в ноябре этого года демократы одержат крупную победу на выборах в конгресс и вернут себе большинство хотя бы в палате представителей, но пока такой вариант выглядит весьма сомнительным.

Если  мы оставим американский вызов без  ответа, то тем самым признаем, что  блефовали, увязав СНВ-2 с ПРО. При  этом Россия окажется связана обязательством уничтожить старые и не развертывать новые межконтинентальные баллистические ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Без МБР с РГЧ ИН нового поколения преодолеть американскую национальную ПРО окажется весьма сложно. В результате уже к концу нынешнего десятилетия механизм взаимного ядерного сдерживания будет серьезно подорван.

Если  же мы будем вынуждены ответить по принципу "острие против острия", то придется объявить о своем выходе не только из Договора СНВ-2, но и Договора СНВ-1, который содержит еще более  жесткую увязку с неукоснительным  выполнением Договора по ПРО. Таким образом, буквально в одно мгновение развалится весь режим контроля над стратегическими вооружениями (ПРО, СНВ-2 и СНВ-1).

Перспективы

Завершилась "ельцинская" эра в истории  России и российско-американских отношений. Перед новым президентом, избранным 26 марта, стоит задача вывода страны на путь устойчивого развития, возрождения российской мощи, обеспечения интересов России на международной арене. В ближайшее время предстоит принять стратегические решения, которые на долгие годы определят сценарий нашего движения.

Новый президент России явно стремится  восстановить нормальные отношения  с Западом. Об этом свидетельствуют  возобновление диалога с НАТО, готовность к ратификации СНВ-2, стремление к договоренностям по финансово-экономическим  вопросам. Но пока нет свидетельств того, что Запад (может быть, из-за выборов в США) готов положительно реагировать на первые шаги российского руководства так, как на это надеются в Москве. В результате возможно уже через несколько месяцев прогнозировать неожиданный кризис.

В нынешних условиях весьма непросто избежать все  большего охлаждения российско-американских отношений при крайне неблагоприятном  для нас соотношении сил. Российская Федерация должна противодействовать попыткам Соединенных Штатов закрепить  второстепенную роль нашей страны на мировой арене, игнорируя жизненно важные интересы России. В этих условиях необходимо не допустить дальнейшего обострения международной напряженности, сохранить основные механизмы, стабилизирующие российско-американские отношения.

Однако преждевременно предрекать неизбежную конфронтацию России и США. Если США изберут курс на приспособление к реалиям многополярного мира, то в этой системе международных отношений Россия - важный партнер Соединенных Штатов. Это позволяет надеяться, что нам удастся не допустить разрастания расхождений и возврата к геополитической конфронтации, а в конечном счете обеспечить позитивное взаимодействие на основе национальных интересов обеих держав.

Формирование  действительно взаимовыгодного  партнерства Российской Федерации и США будет непростой задачей - слишком различны сегодня возможности двух государств. Ситуация может измениться только в том случае, если Россия преодолеет системный кризис и восстановит свою экономическую, политическую и военную мощь, превратившись в один из центров силы на мировой арене. Это создаст потенциальную основу для более равноправных партнерских отношений между Соединенными Штатами и Россией.

К сожалению, в ближайшие годы асимметрия между  Россией и США прежде всего  в экономической сфере будет сохраняться.

Информация о работе Межстрановые конфликты и внешняя политика инструмент достижения согласия. Российско – американские отношения в начале XXI вв