Межстрановые конфликты и внешняя политика инструмент достижения согласия. Российско – американские отношения в начале XXI вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Основу международной политики составляют разного рода конфликты между народами и странами, не подчиняющимися какой-либо единой и общей для всех них верховной власти, и способы их решения. Но постепенно между государствами складываются более или менее крепкие узы сотрудничества и взаимовыгодные отношения. Можно сказать, что главная функция международных отношений состоит в том, чтобы найти пути и способы разрешения конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов государств. Крайним выражением конфликтов является война.

Работа содержит 1 файл

современная политика Рябая.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     После второй мировой войны важное место в международной политике заняла проблема защиты прав человека. В этой сфере был принят ряд международных актов, которые стали составной часть международного права. Они призваны обеспечить международно-правовую базу для гарантии прав и свобод личности независимо от национальности, социального происхождения, религиозной веры и т.д. Примером таких актов служит Европейская конвенция по правам человека от 4 ноября 1950 г. Государства, подписавшие эту конвенцию, взяли на себя обязательства разрешать своим гражданам обращаться с жалобой в Европейскую комиссию по правам человека в случае нарушения их прав и свобод.

     Каждое  суверенное государство как субъект  международных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая  определяется множеством факторов, включая уровни социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все они в переложении на внешнюю политику фокусируются в концепции национального интереса.

      

     Вопрос 2: Российско – американские отношения в начале XXI века.

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ отношения в обозримом будущем  будут занимать одно из приоритетных мест в нашей внешней политике. Это связано не только с вопросами  двустороннего взаимодействия как экономического (торговля, инвестиции, получение технологий), так и военного (поддержание взаимного ядерного сдерживания) характера, но и со стремлением США, действуя в качестве "единственной сверхдержавы", придать системе международных отношений однополярный характер, играть доминирующую роль в решении любых глобальных и региональных проблем. Соединенные Штаты занимают доминирующие позиции в ключевых международных финансовых и экономических институтах - "Большой семерке", Организации экономического сотрудничества и развития, Международном валютном фонде, Всемирном банке, Всемирной торговой организации. У Америки больше нет примерно равного по силе геополитического соперника.

Поэтому призывы отказаться от "американского  уклона" в российской политике носят нереалистический характер. Хотя жизненно важные интересы России связаны прежде всего с СНГ, а также такими регионами, как Европа, Ближний и Дальний Восток, роль США в мировых делах в начале XXI века делает отношения с Вашингтоном приоритетными для любой страны. Мы можем сотрудничать или соперничать с Америкой, но мы не можем ее игнорировать.

В конце 90-х годов закончился переходный период в российско-американских отношениях и сформировались основные параметры  новой их модели, которая принципиально отличается от предыдущей. Если в годы холодной войны глобальное соперничество СССР и США, носившее антагонистический характер, представляло собой центральную ось всей системы международных отношений, то в новых условиях взаимодействие Вашингтона и Москвы качественно изменилось. Идеологическое противоборство больше не является доминирующей чертой в подходе Соединенных Штатов и России друг к другу. В то же время возникла колоссальная асимметрия между двумя странами.

Вашингтон пытается использовать сложившийся в российско-американских отношениях дисбаланс для того, чтобы существенным образом воздействовать как на внешнюю, так и на внутреннюю политику Российской Федерации.

В последние  годы между Москвой и Вашингтоном  постепенно начали накапливаться расхождения сначала по второстепенным, а затем и по более существенным вопросам. Несмотря на внешне дружественный характер российско-американских отношений, между двумя странами накопилось обширное поле разногласий. Серьезные расхождения возникли между Россией и США по трем основным группам проблем.

Первый  блок (и это, пожалуй, впервые в  российско-американских отношениях за последние полвека) - это проблемы экономические.

Второй  блок противоречий - региональные проблемы и прежде всего процесс расширения НАТО.

Третий  блок расхождений - проблемы контроля над вооружениями. Негативные тенденции  в российско-американских отношениях по всем трем упомянутым направлениям в последнее время наложились друг на друга. В результате возник самый острый кризис в российско-американских отношениях со времен окончания холодной войны и распада Советского Союза.

Экономика решает все

90-е  годы стали периодом небывалого  экономического упадка России  и беспрецедентно длительного  роста американской экономики. 

При Клинтоне в США было создано 20 млн. новых рабочих мест, резко сократились безработица и бедность, в четыре раза вырос биржевой индекс Доу- Джонса. Федеральный бюджет в следующем финансовом году достигнет 2,1 трлн. долларов. Это позволило Клинтону недавно объявить о планах одновременно выплаты государственного долга, увеличения социальных расходов и военного бюджета, а также снижения налогов.

Показательно, что в американском обществе сегодня  преобладают позитивные эмоции. Опрос  Гэллапа в январе нынешнего года показал, что 73% американцев считают, что живут лучше, чем в 1992 году. По данным опроса Си-эн-эн в феврале, 80% опрошенных считают, что дела в стране идут хорошо.

В декабре 1999 года, согласно опросу ВЦИОМ, только 19% россиян считали, что дела идут в правильном направлении, а 67% полагали, что страна оказалась в тупике.

В результате распада Советского Союза и затяжного  экономического кризиса ВВП России сократился почти в два раза, занятость  уменьшилась на 8 млн. человек, средняя  заработная плата упала до примерно 50 долларов в месяц, а доходы федерального бюджета в этом году составят меньше 30 млрд. долларов по обменному курсу. Хотя в 1999 году экономический спад прекратился и наметился незначительный рост, крайне низкий уровень инвестиций (24 млрд. долларов из всех источников) делает трудным возрождение экономической мощи. В прошлом десятилетии страна потеряла в результате оттока капитала не менее 300 млрд. долларов, в том числе более 80 млрд. долларов по линии государственных выплат внешнего долга. Таковы результаты безответственной и некомпетентной политики российского руководства в 90-е годы.

В то же время в Соединенные Штаты  шел колоссальный приток внешних  капиталовложений. Ежегодно ВВП США  увеличивался почти на 3%, а российский ВВП сокращался примерно на 6%. В глобальном масштабе на долю США приходится примерно 4,5% населения, но 21% ВВП и примерно половина капитализации мирового рынка, а на долю Российской Федерации - только 2% населения, 1,6% ВВП и меньше 0,1% капитализации рынка. Это значит, что экономически Москва не может соперничать с Вашингтоном. Показательно, что только 4% американцев видят в России главную экономическую угрозу Соединенным Штатам, в то время как Японию такой угрозой считают 29%, а Китай - 26%.

Используя свои господствующие позиции на мировом рынке, США пытаются диктовать условия интеграции России в глобальную экономику. Это касается не только нажима на Москву по вопросам двусторонней торговли и инвестиций (сохранение дискриминационной поправки Джексона-Веника, американские квоты на российскую продукцию на американском рынке и санкции США против российских компаний, обвинения в коррупции и неспособности Российской Федерации обеспечить привлекательный климат для иностранных капиталовложений). Хотя на долю США приходится всего лишь 8% российского экспорта и меньше 5% внешнего долга, от Вашингтона зависит решение таких ключевых вопросов экономического развития России, как условия внешней торговли, предоставление кредитов МВФ и ВБ, реструктуризация иностранной задолженности и вступление России в ВТО.

Долларизация  российской экономики привела к  тому, что на доллары приходится, согласно оценкам экспертов, 65% валютных резервов Центрального банка, 80% внешнеторговых контактов и 90% банковских депозитов  в СКВ. Кроме того, 75% российского  совокупного внешнего долга деноминированы в долларах. Наконец, количество долларов, находящихся в обращении в России, превосходит по своей покупательной способности рублевую массу.

Все это  означает, что отношения с Соединенными Штатами имеют существенное значение даже для прямо противоположных сценариев экономического развития Российской Федерации. Продолжение сложившегося при Ельцине сценария означает дальнейший упадок и закрепление зависимого от США положения России, окончательную утрату статуса великой державы, что может привести к распаду страны. Возврат на путь авторитаризма ведет к возобновлению конфронтации с США и превращению Российской Федерации в своего рода Северную Корею или Кубу. Переход к продуманным экономическим и политическим реформам может позволить восстановить мощь России и укрепить ее позиции на мировой арене, но только при условии, если мы сможем поддерживать такой модус вивенди с Западом, который не требует отказа от защиты российских жизненно важных интересов.

Только тщательно обоснованная стратегия развития страны может позволить выбраться из "черной дыры", в которой оказалась Россия. Это требует четких ориентиров: с одной стороны, отказа от продолжения экспериментов наших младореформаторов по разрушению государственной роли в экономике, а с другой - недопущения попыток восстановления прямого бюрократического контроля над сферой производства. Пора серьезно оценить современный опыт США, Англии, Германии, Франции, взять на вооружение доказавшие свою эффективность методы косвенного государственного регулирования рыночной экономики, сочетающие социальные приоритеты с финансовой дисциплиной. Нам тоже надо выбрать свой "третий путь".

Но для  этого необходимо изменить формулу  наших отношений с Западом, убедить  США и их партнеров отказаться от навязывания России экономических  рецептов, которых никто не применяет  на самом Западе. Российский экономический потенциал сможет заработать в полную силу только в том случае, если удастся решить с Вашингтоном в рамках двусторонних и многосторонних договоренностей следующие вопросы:

списание  советских и долгосрочная реструктуризация российских внешних долгов;

снятие  ограничений на экспорт российской продукции на западные рынки;

предоставление  государственных гарантий США и  их западным частным партнерам по инвестициям в Россию;

согласование  льготных условий для российской промышленности и финансового сектора при вступлении в ВТО;

достижение  договоренностей, позволяющих вернуть  в Россию нелегально вывезенные капиталы.

Без решения  этих проблем наши реформы не могут  увенчаться успехом. России не нужны  новые кредиты МВФ и Всемирного банка, которые мы все равно не сможем вернуть. Но, естественно, навязать эти условия Западу мы не можем. Поэтому компромиссное решение потребует и жестких обязательств с нашей стороны, если они отвечают российским интересам. Можно полагать, что к таким условиям относятся ликвидация бартера, сохранение первичного профицита федерального бюджета, обеспечение прав собственности, поддержание закона и порядка.

Геополитика

В решении  ключевых вопросов международной политики у России и США имеются как  общие, так и противоположные  интересы. Поэтому в российско-американских отношениях будут сохраняться элементы и сотрудничества, и соперничества. По ключевым проблемам международной безопасности, таким, как нераспространение оружия массового поражения, урегулирование региональных конфликтов, борьба против международного терроризма, Москва и Вашингтон могут вполне успешно взаимодействовать.

Однако  стратегическое партнерство между  Россией и США, провозглашенное  в начале 90-х годов, оказалось  декларативным, поскольку администрация  Клинтона была не готова к развитию равноправных отношений и взяла курс на действия с позиции силы. Москва больше не является геополитическим конкурентом Вашингтона в различных частях земного шара. Хотя Россия больше не рассматривается в качестве непосредственного противника США, она по-прежнему не воспринимается как составная часть или надежный партнер Запада. Слабая и непредсказуемая Москва не может играть приоритетной роли для Вашингтона в регулировании новых правил игры в мировом сообществе.

Отношения с Москвой больше не считаются основным направлением американской политики. Главный упор Вашингтон делает на укрепление и развитие своих связей с союзниками по НАТО и Японией. Одновременно приоритетное место в политике США занял Китай, стремительный рост мощи которого чреват превращением в новую сверхдержаву XXI века, которая может отказаться играть по американским правилам.

Информация о работе Межстрановые конфликты и внешняя политика инструмент достижения согласия. Российско – американские отношения в начале XXI вв