Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:33, контрольная работа
Межгосударственные конфликты ХХ века стали основной причиной гибели миллионов людей. Две мировые войны, более двухсот крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке специалистов унесли в ХХ веке более 300 млн. человеческих жизней.
Введение………………………………………………………………….…3
Международные отношения и внешнеполитический интерес
государства как основа межгосударственных конфликтов……………….…..5
2. Динамика и типология межгосударственных конфликтов…………..13
3. Формы и методы предотвращения и урегулирования
межгосударственных конфликтов………………………………………….……20
4. Политико-правовые средства предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов…………………………………………….…25
Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы……………
В Заключительном акте СБСЕ
(раздел, касающийся претворения в
жизнь согласованных принципов)
прямо указывается, что государства-участники
будут «воздерживаться от всех проявлений
силы с целью принуждения другого
государства-участника», «воздерживаться
от любого акта экономического принуждения».
Это свидетельствует о том, что
современное международное
Ст. 42-47 и 51 Устава ООН трактуют
случаи применения вооруженной силы,
а ст. 41 и 50 Устава ООН предусматривают
законное применение невооруженной
силы. В этих статьях указываются
меры, которые применяются к
Устав ООН предусматривает только 2 случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51); по решению Совета безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42). Например, решение Совета Безопасности ООН на применение многонациональных сил для ликвидации агрессии Ирака против Кувейта в 1991 году. Ст. 51 Устава ООН применяется, только если произойдет вооруженное нападение на государство.
Ст. 42 используется Советом
безопасности ООН только тогда, когда
рекомендованные меры невооруженного
характера недостаточны. В этом случае
уполномочивается предпринять такие
действия, которые окажутся необходимыми
для поддержания или
Таким образом, принцип неприменения силы предусматривает запрещение агрессивных войн.
В последние годы в содержание принципа была включена и обязанность государств - воздерживаться от пропаганды агрессивной войны. Согласно определению агрессии 1974 г. применение государством вооруженной силы первым может быть квалифицировано как агрессивная война, которая является международным преступлением и порождает международно-правовую ответственность государств и международную уголовную ответственность виновных индивидов. В уставах Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов была дана юридическая квалификация действий агрессоров как международных преступлений.
Начиная с 70-х годов ХХ века, в результате активной внешнеполитической деятельности мирового сообщества в нормативном содержании принципа неприменения силы особо подчеркивается обязанность государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения границ другого государства или как средства разрешения территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.
В нормативное содержание принципа неприменения силы включается: запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права; запрещение актов репрессий, связанных с применением силы; запрещение предоставления государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства; запрещение организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; запрещение организации или поощрения организации вооруженных банд и регулярных сил, в частности наемников для вторжения на территорию другого государства.
Нарушением принципа неприменения силы следует считать: блокаду городов или берегов государства; любые насильственные действия, препятствующие народу осуществлять законное право на самоопределение, и др.
Другим, не менее важным, принципом в деле предупреждения межгосударственных конфликтов можно назвать принцип мирного разрешения международных споров. Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН «все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость».
Эволюция этого принципа такова, что, разрабатывая международные договоры и соглашения, процесс шел от ограничения права обращаться к войне и постепенному развитию средств мирного разрешения международных споров и установления юридической обязанности государств использовать такие средства (мирные).
Ранее, согласно ст. 2 Частной конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. не запрещалось обращаться к войне («прежде чем прибегнуть к оружию»), не обязывалось обращаться к мирным средствам («обращаться, насколько позволяют обстоятельства»), и рекомендовался весьма узкий круг мирных средств (добрые услуги и посредничество). В то же время ст. 33 Устава ООН требует, чтобы стороны, участвующие в споре, прежде всего, старались разрешить этот спор путем переговоров, обследования, посредничества, применения арбитража судебного разбирательства, обращения к религиозным орденам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору.
Пункт 1 ст. 1 Устава ООН гласит,
что международные споры должны
разрешаться в соответствии с
принципами «справедливости и
Анализ принципа мирного разрешения споров (зафиксирован в Декларации о принципах международного права 1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г.) показывает, что он развивает и дополняет Устав ООН. Он вводит следующие обязанности для государств: «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве»; «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования споров» в тех случаях, когда спор не удается разрешить; «воздержаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным».
Кроме Устава ООН этот общеобязательный принцип фиксируется и в других международно-правовых актах: Пакт Лиги арабских государств (ст.5), Хартия Организации африканского единства (ст.3), Устав Организации американских государств (ст.5), Декларация о принципах международного права (1970 г.), Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).
Третьим, не менее важным, принципом международного права, оказывающим существенное влияние на предупреждение межгосударственных конфликтов, можно назвать принцип территориальной целостности государств. Принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г. и имеет вариации: территориальная целостность; территориальная неприкосновенность. Назначение принципа – защита территории государства от любых посягательств.
Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и против независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены элементы этого принципа, хотя сам он отдельно не применялся. Например:
устанавливалось,
что государство «должно
отмечалось, что «территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения сил в нарушении положений Устава»;
отмечалось, что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате утраты силы или ее применения»;
отмечалось, что государства не должны «признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом утраты силой или ее применения».
На Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. данный принцип также был обсужден и нашел свое отражение в Заключительном акте в следующей формулировке: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозы силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в результате общественной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их отсутствия. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признана законной».
Таким образом, изложение данного принципа в Заключительном акте СБСЕ обязало государства: уважать территориальную целостность друг друга; воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Из этого следует, к примеру, что: транзит через территорию любого иностранного государства любых транспортных средств является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственных территорий; все природные ресурсы иностранного государства неприкосновенны, и разработка их без разрешения является нарушением территориальной неприкосновенности; использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.
И в заключении рассмотрим принцип нерушимости государственных границ. Эта идея впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем ПНР, ЧССР, ГДР с ФРГ, т.е. закрепила юридически послевоенное положение границ в Западной Европе. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств. В договорах СССР, ПНР, ГДР, ЧССР с ФРГ выражено два существенных элемента: признание существующих границ; отказ, от каких-либо территориальных претензий.
Как принцип нерушимости границ он был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ в 1975 году. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг с другом, как и границы всех государств в Европе, и потому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».
Признание этого принципа означает также и отказ, от каких либо территориальных притязаний, т.е. государства «будут соответственно воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника».
Исходя из этого, основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем основным элементам: признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем; отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
При этом следует отметить, что существует два понятия относительных границ:
1. Нерушимость границ
действует только в отношении
государств-участников
2. Неприкосновенность границ
является принципом общего
Для контроля за деятельностью государств по соблюдению норм международного права в мире создано множество различных межгосударственных организаций. Основной из них является ООН. Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира является уникальным и динамичным инструментом, разработанным Организацией в качестве одного из путей для оказания помощи раздираемым конфликтами странам в создании условий для установления прочного мира. Первая миссия Организации Объединенных Наций по поддержанию мира была учреждена в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание военных наблюдателей Организации Объединенных Наций на Ближнем Востоке с целью осуществления контроля за соблюдением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами. С тех пор во всех уголках мира в общей сложности было проведено 63 операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Помимо ООН вопросами предупреждения и урегулирования межгосударственных конфликтов занимаются следующие организации: Ближний Восток - Лига Арабских Государств - ЛАГ; Американский континент - Организация Американских Государств - ОАГ; Африка - Организация Африканского Единства - ОАЕ; Европа - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1994 года - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ); Евразия - Содружество Независимых Государств; Шанхайская организация сотрудничества и др.
В ходе предупреждения и урегулирования межгосударственных конфликтов широко применяется т.н. миротворческая деятельность, которая включает в себя комплекс мер по снижению противостояния между конфликтующими сторонами. Система способов миротворческой деятельности включает в себя следующие структурные элементы: превентивная дипломатия - урегулирование споров до вспышки насилия с помощью дипломатов, политиков, а иногда и превентивным развертыванием войск; строительство мира - осуществляется в постконфликтный период с целью предотвращения повторных вспышек насилия политиками и дипломатами с реальной финансовой и материальной помощью государственным структурам; поддержание мира и принуждение к миру - призваны остановить конфликт и обеспечить сохранение мира как политическими, так и военными средствами.
В целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными согласно Уставу ООН создаются миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) - вооружённые контингенты стран - членов ООН. В настоящее время во всем мире насчитывается 15 действующих миссий ООН, в которых задействовано более 124 тысяч миротворцев, что является наглядным свидетельством всемирного уважения, надежности и доверия к миротворческим операциям Организации Объединенных Наций. Международное сообщество возлагает большие надежды на «голубые каски» в вопросе защиты беззащитных людей в самых опасных районах мира, но за их работу платится очень большая цена - на протяжении более 60-летней истории миротворческой деятельности ООН насилие, несчастные случаи и болезни забрали жизни более 2700 людей, работающих в горячих точках всего мира, от Ближнего Востока до Балкан, в Африке и во всем остальном мире.