Межгосударственные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Межгосударственные конфликты ХХ века стали основной причиной гибели миллионов людей. Две мировые войны, более двухсот крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке специалистов унесли в ХХ веке более 300 млн. человеческих жизней.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Международные отношения и внешнеполитический интерес
государства как основа межгосударственных конфликтов……………….…..5
2. Динамика и типология межгосударственных конфликтов…………..13
3. Формы и методы предотвращения и урегулирования
межгосударственных конфликтов………………………………………….……20
4. Политико-правовые средства предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов…………………………………………….…25
Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

реферат по конфликтологии1.docx

— 74.10 Кб (Скачать)

Если в основу типологии  положить применяемые конфликтующими сторонами средства, то обычно выделяют вооруженные конфликты и конфликты с применением только мирных средств. При этом вооруженные конфликты могут быть конфликтами с массированным использованием военного потенциала и с ограниченным использованием военной силы, что определяется уровнем противоречий между интересами сторон конфликта. В межгосударственных конфликтах с использованием только мирных средств последние могут быть задействованы как комплексно, так и выборочно (эмбарго, торговые ограничения, снижение уровня дипломатического представительства и т.п.).

По  характеру динамики развития можно выделить: эволюционные конфликты (в ходе которых конфликт последовательно проходит многие фазы развития); скачкообразные (при которых возможно перескакивание через фазы развития в сторону как эскалации, так и деэскалации конфликта); вялотекущие; взрывные; латентные; явные.

Исходя  из интересов субъектов конфликта, выделяют следующие типы межгосударственных конфликтов: конфликт идеологий; конфликт политического господства;  территориальный конфликт; этнический конфликт, религиозный конфликт; экономический конфликт.

Каждый из указанных типов  конфликтов имеет свои особенности. Рассмотрим их на примере территориальных  конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу. Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим. Во-вторых, это претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе возникают сегодня в бывшей Югославии, в России, Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Индии, Ираке, Турции и других странах. При установлении границы государства могут сталкиваться интересы соседних этносов и их государственных образований. Во многих случаях границы проводятся без учета района проживания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы, этносы и семьи оказываются проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических предконфликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут служить процессы создания независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ государственных образований СССР: республик Средней Азии, Кавказа, Севера и Сибири, Балтии.

Таким образом, конфликт в  международных отношениях выступает  как многогранное явление, имеющее  политический оттенок. В нем в  единый узел сплетаются самые различные  по содержанию и характеру внешнеполитические интересы. Межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных  и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести  ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина  и несколько сопутствующих, усиливающих  и дополняющих основную. Однако во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические  интересы сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы и методы  предотвращения и урегулирования  
межгосударственных конфликтов

 

Мировая практика показывает, что на любой из рассмотренных  выше первых пяти фаз межгосударственного  конфликта может начаться альтернативный, не эскалационный, а деэскалационный его ход развития, воплощающийся в мирном противостоянии и перерыве в силовых действиях, переговорах об ослаблении или ограничении данного конфликта. В этом случае может произойти ослабление, «замораживание» или ликвидация данного конфликта на основе достижения компромисса между сторонами, по поводу лежащего в основе конфликта противоречия. Вместе с тем на шестой фазе возможен, при определенных условиях, новый цикл эволюционного или взрывного развития конфликта, например от мирного к силовому, если конкретное противоречие, лежащее в его основе, не было решено полностью и на достаточно длительный период.

Наиболее приемлемая форма  урегулирования межгосударственного  конфликта – это достижение баланса  интересов его сторон, что позволяет, в конечном счете, устранить саму причину конфликта. В случае если подобного баланса достичь не удалось, мало того, интересы одной  из сторон вследствие силового поражения  подавлены, то конфликт переходит в  латентную форму, которая в любой  момент может, при благоприятных  внутренних и международных условиях, снова перерасти в актуализированную.

В процессе урегулирования конфликта необходим учет социокультурной  среды каждого его субъекта, а  также уровня и характера развития системы международных отношений. В соответствии с этим в конфликтологии выделяются три модели урегулирования конфликта: гегемонистская, статусная и ролевая.

Гегемонистская  модель урегулирования конфликта соизмеряет поведение сторон с установками «центра силы» и ориентирована на использование насилия или угрозы насилия, а в стратегии решения склонна к игре с «нулевой суммой», в которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой.

Статусная модель урегулирования межгосударственного конфликта структурно соизмеряет поведение с физическими действиями, необходимыми для поддержания или восстановления баланса сил. Она процессуально расширяет конфликтное поле до включения в него предмета спора, вызвавшего конфликт, а в стратегии решения склонна к урегулированию на основе паритета или правовых норм.

Ролевая модель межгосударственного конфликта структурно соразмеряет физическое поведение с необходимостью как достижения своих целей, так и воздействия на цели другой стороны. Она процессуально расширяет конфликтное поле до включения в него всей конфликтной ситуации, предшествовавшей обращению к физическим действиям, а в стратегии решения склонна к разрешению или даже урегулированию конфликта.

Если же говорить о предотвращении современных межгосударственных конфликтов, то надо отметить, что этот процесс  имеет ряд особенностей, которые  оказывают влияние на процесс  его урегулирования:

во-первых, поскольку  непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия  для бесконфликтного общественного развития;

во-вторых, основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в  результате объективных противоречий;

в-третьих, предотвращение подразумевает максимальное снижение негативных последствий потенциальных  конфликтов;

в-четвертых, основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия.

Развитие межгосударственного  конфликта непосредственно связано  с характером противоречий в интересах  различных государств, а также  с уровнем развития системы международных  отношений, с действующими в ней  структурными взаимосвязями и взаимозависимостями. В принципе современный уровень  развития международных отношений  позволяет решать практически любые  международные проблемы, вызванные  столкновением интересов государств и народов, на ранних фазах межгосударственного  конфликта политико-дипломатическими средствами, не доводя дело до политического  кризиса и тем более до вооруженного конфликта.

Вместе с тем несовершенство международно-правовых норм, слабость международных «третейских» организаций, включая ООН, узкокорыстные интересы правящих элит в целом ряде современных  государств (особенно США) побуждают, как  и тысячелетия назад, в качестве главного аргумента для решения  международного спора приберегать  и готовить силу. Однако оперируя внешнеполитической силой на международной арене  в целях достижения своих интересов, государство неизбежно сталкивается с силовым противодействием других стран либо системы международных  отношений в целом. Вследствие этого  достижение национально-государственных  интересов не только результат силового воздействия, но и умение им распорядиться  правильно, с наибольшей эффективностью. В этом плане выделяются несколько  наиболее общих методов задействования силы в системе предупреждения или  урегулирования межгосударственных конфликтов – это убеждение, принуждение и подавление. Основным критерием их дифференциации выступают степень, интенсивность и структура элементов совокупной мощи государства, задействованных для решения внешнеполитических проблем.

Метод убеждения – это комплекс мер, принимаемых государством (коалицией государств) в отношении другого государства или их политических объединений с целью создания благоприятных условий для реализации национально-государственных интересов во внешнеполитической обстановке. Этот метод наиболее эффективен на ранних стадиях конфликта и позволяет урегулировать противоречия между государствами политико-дипломатическими средствами за счёт убеждения другой стороны в бесперспективности или необоснованности её претензий, в необходимости коррекции внешнеполитических интересов в целях сохранения статус-кво. На этом этапе активно используются двусторонние и многосторонние консультации, заявления о намерениях, формируются группы давления, с тем, чтобы довести до противоположной стороны сведения о собственных интересах, возможных границах компромиссов, составе союзников, соотношении сил и вероятных способах действия в случае ее отказа от заявленных претензий.

Метод принуждения – это комплекс мероприятий государства (коалиции государств), направленных на то, чтобы, используя силу, навязать другому государству или группе государств свою волю. Принуждение отличается большей решительностью действий и более интенсивным использованием совокупной мощи государства для достижения своих целей. Как правило, в международной практике принуждение используется на кризисной фазе конфликта в качестве средства предотвращения или остановки его кризисного развития.

Метод подавления  – это полное лишение противника возможности к сопротивлению либо уничтожение его при помощи военной силы. При подавлении интенсивность действий государства предельно возрастает. Следствием подавления является разрешение межгосударственного конфликта либо его переход в латентное состояние.

Кроме вышеуказанных методов, современные конфликтологи, исходя из принципов демократического развития мира, выделяют следующие основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов: интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйственно-экономической, политической и культурной сферах; строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования; снижение уровня военного противостояния; усиление роли международных межправительственных организаций, таких, как ООН, ОБСЕ и других, в области правового регулирования взаимоотношений между странами.

Таким образом, межгосударственный конфликт может быть завершен или  прекращен на любой из его фаз, включая и вооруженную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Политико-правовые средства предотвращения

и урегулирования межгосударственных конфликтов

 

Одним из самых мощных средств  предупреждения межгосударственных конфликтов во второй половине ХХ века стало международное  право. Главное его достижение –  выработка общепризнанных принципов  международных отношений. Это принципы: неприменения силы или угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; суверенного равенства; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения международных обязательств.

Данные принципы юридически закреплены в Уставе ООН 1945 г., в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.) и в Заключительном акте Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. Следование этим принципам – важнейшее средство обеспечения бесконфликтного международного общения.

Одним из наиболее важных принципов  в сфере предупреждения межгосударственных конфликтов является принцип неприменения силы или угрозы силой.

Вопрос о неприменении силы или угрозы силой впервые  встал в годы Второй мировой войны  и отразил демократические устремления  и надежды народов на справедливое послевоенное устройство международных  отношений. Это объективная закономерность впервые была превращена в принцип  международного права и закреплена в Уставе ООН.

Пункт 4 ст. 2 Устава ООН гласит: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как  против территориальной неприкосновенности или политической независимости  любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных наций». Впоследствии это положение было конкретизировано и принято в одной из резолюций ООН, а также: в Декларации о принципах международного права 1970 г.; в определении агрессии 1974 г.; в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе); Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1977 г.

Действие принципа распространяется на все государства-члены ООН (и  не только их). Согласно Уставу ООН запрещается  не только применение вооруженной силы, но и невооруженного насилия, которое  носит характер противоправного  применения силы (ст. 2 п. 4 Устава ООН  гласит о запрещении применения вооруженной  силы).

Информация о работе Межгосударственные конфликты