Междунородное регулирование внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Одновременно развивается своеобразная унификация правил и норм регулирования международного обмена товарами и услугами. Складывается растущая совместимость национальных правовых норм регулирования внешней торговли. Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 4
2.РОЛЬ ТОРГОВЫХ СОЮЗОВ И ЗОН СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТИИ МИРОВОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ 6
3.ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ТЕСТЫ 18
ЗАДАЧА 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

междунородное регулирование внешней торговли.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ  3

1.НОРМАТИВНЫЕ  АКТЫ  В МЕЖДУНАРОДНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ  4

2.РОЛЬ ТОРГОВЫХ  СОЮЗОВ И ЗОН СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ  В РАЗВИТИИ МИРОВОГО РЫНКА  ТОВАРОВ И УСЛУГ  6

3.ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО)  12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  17

ТЕСТЫ  18

ЗАДАЧА  19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

            Принцип наибольшего благоприятствования  в настоящее время является важнейшим правовым условием международных экономических договоров и играет          большую роль в регулировании отношений между государствами.

         Эффективность действия принципа  наибольшего благоприятствования  находится в  прямой зависимости  от состояния международных экономических  отношений; и наоборот, чем шире и неукоснительнее применяется данный принцип, тем результативнее эти отношения развиваются.

       Реальное  развитие международной торговли все  более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов, резко    усилившаяся в конце уходящего столетия, все более интенсифицирующаяся и преходящая в новое тысячелетие, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена. Одним из результатов этого становится   постепенный перенос центра тяжести регулирования международной торговли с режима наибольшего благоприятствования на национальный режим. Этот процесс уже обозначился в рамках  BТO.

       Одновременно  развивается своеобразная    унификация правил и норм регулирования международного обмена товарами и   услугами. Складывается растущая совместимость национальных правовых норм регулирования внешней торговли. Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации.

       На  этой основе формируется современная   международная торговая система, организующим центром которой постепенно становится ВТО.   

1.НОРМАТИВНЫЕ  АКТЫ  В МЕЖДУНАРОДНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 

    Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет около 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему многосторонние торговые соглашения:1

    I. Многосторонние соглашения по  торговле товарами:

    • Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);
    • Соглашение по сельскому хозяйству;
    • Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
    • Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
    • Соглашение по техническим барьерам в торговле;
    • Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);
    • Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);
    • Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости товаров);
    • Соглашение по предотгрузочной инспекции;
    • Соглашение по правилам происхождения;
    • Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
    • Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
    • Соглашение по защитным мерам.

    II. Генеральное соглашение по торговле  услугами (ГАТС).

    III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

    IV. Договоренность о правилах и  процедурах, регулирующих разрешение  споров.

    V. Механизм обзора торговой политики.

    VI. Многосторонние соглашения с  ограниченным участием (т.е. необязательные  для всех членов ВТО):

    • Соглашение по торговле гражданской авиа техникой;
    • Соглашение по правительственным закупкам.

    Существуют  также так называемые секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговли химическими  товарами», «информационные технологии»), в которых на добровольной основе участвует лишь часть стран – членов ВТО (в основном промышленно развитые государства). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.РОЛЬ ТОРГОВЫХ СОЮЗОВ И ЗОН СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТИИ МИРОВОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ 

    Регулирование внешней торговли осуществляется:

    • экономической политикой страны;
    • по двусторонним договоренностям государств;
    • в рамках региональных союзов;
    • на многосторонней основе.

    Торговые  зоны. «Зоной свободной торговли»  называют группу стран, отменивших все  тарифы в торговле между собой, но не принявших единых тарифов в торговле с отсталыми странами. «Таможенный союз» представляет собой группу стран, которые не только отказались от тарифов в торговле между собой, но и ввели общий тариф в отношении других стран.

    Оба этих типа интеграции действительно способствуют развитию торговли, если в результате устранения внутренних тарифов производство в рамках данной группы стран перераспределяется в пользу поставщиков с меньшими издержками. Однако, если из торговли, просто по причине введения общего внешнего тарифа, вытесняются производящие более дешевую продукцию поставщики из остальных стран, результатом интеграции становится всего лишь перераспределение товарных потоков. Таможенный союз повышает эффективность распределения ресурсов и увеличивает экономию на масштабах производства, если улучшению этих показателей действительно мешало наличие тарифов в торговле между соответствующими странами. Однако таможенный союз способен привести и к искажению спроса и предложения по отдельным продуктам. Кроме того, таможенные союзы сами по себе не стимулируют конкуренцию между производителями внутри союза и не способствуют распространению экономического роста из одной страны в другую.2

    Зона  свободной торговли (ЗСТ) — вид особой экономической зоны — таможенная территория, на которой в одностороннем порядке или в соответствии с международным договором отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения международной торговли.

    Сущность  зоны свободной торговли сводится к  снижению таможенных пошлин между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнёрами в рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнёры (так было в НАФТА: сначала — договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика).3

    В соответствие с документами международной  конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 год) под свободной зоной (или «зоной – франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, свободная экономическая зона (СЭЗ) – это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывая следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающееся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.4

    В современном мире понятие СЭЗ  отражает различные формы либерализации экономики, приоритетные направления которой исторически изменялись. Когда основы международных экономических отношений была торговля, это способствовало развитию зон беспошлинной торговли (порто – франко), вольных городов и торговых союзов (Ганза), где создавались условия для высокой оборачиваемости капитала. Например, зона порто – франко Триест (Италия) – долгожительница в Европе, насчитывающая свыше 270 лет. В настоящее время в мире свободный порт находится в Вольном и Ганзейском городе Гамбурге.5

    С середины XX века в международных  экономических отношениях на первое место вышло совместное предпринимательство, что обусловило создание СЭЗ, осуществляющих производственную деятельность, в том числе экспортно-промышленных зон. Смешанный капитал усиливает взаимосвязь национальных экономик и служит гарантом мирового сосуществования государств. Экспортно-промышленные зоны создаются, как правило, в развивающихся странах, где основными факторами размещения является низкая арендная плата за землю, дешевая рабочая сила и отсутствие экологических ограничений. В связи с ужесточением экологического законодательства в развитых капиталистических странах, расходы на охрану окружающей среды, например, в черной и цветной металлургии США составляют примерно 15% общего объема капиталовложений, тогда как в развивающихся странах – в несколько раз меньше.6

    В эпоху научно-технического прогресса  появилось следующее поколение  СЭЗ, соединивших науку и производство высоких технологий – научно-технические зоны или технополисы (технопарки, технологические деревни, инновационные центры).

    Усиливается роль культурно-исторических традиций в общественном развитии и экономическом росте, что проявляется в тенденциях создания новых центров технологического развития, таких как Кордова, Севилья, Гуанджоу, Стамбул.

    Таким образом, СЭЗ – своеобразные локальные модели мирохозяйственного процесса, где в первую очередь проявляются тенденции будущего развития экономики. Восхождение к будущему исторически шло от свободного торгового капитала к промышленному, финансовому и, наконец, к высоким технологиям с опорой на духовный мир, традиционную модель.

    Свободные экономические зоны – рубежные полюса либерализации международных экономических отношений, локальные модели мирохозяйственной интеграции.

    В зависимости от конкретной общественно-политической обстановки выработалась стратегия создания свободных зон:

    -  От древнегреческих полисов и  средневековых европейских вольных

    городов к культуре рыночных отношений и  правового открытого общества;

    - Восточная модель вольных городов в целях консолидации нации (средневековая Япония и современный Китай);

    - Рубежные свободные зоны экономического сотрудничества между странами различных этнокультурных регионов мира с неоднородным социальным временем (Сингапур, Гонконг и др.)

    - Международные экономические пространства (зоны свободной торговли и др.).

    Характерными  чертами свободных экономических  зон являются следующие:

    1. применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

    -  внешнеторговых (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

    -фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

    - финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

Информация о работе Междунородное регулирование внешней торговли