Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:10, курсовая работа
Цель работы: исследование роли МВФ в мирохозяйственных связях и мировой валютно-финансовой системе, реализуемой посредством содействия процессу глобализации участия в урегулировании финансовых кризисов, структурном регулировании экономики развивающихся и постсоциалистических стран, а так же роли в реформированном ямайском порядке.
Введение
РАЗДЕЛ I. МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
1.1. История возникновения МВФ
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.3. Организационная структура и основные подразделения организации
1.4. Роль, функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе
РАЗДЕЛ II. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
2.1. Инспектирование, консультации, предоставление услуг и финансирование стран-членов
2.2 Виды, источники и структура формируемых Фондом ресурсов
РАЗДЕЛ III.ФИНАНСОВЫЕ СДЕЛКИ И ОПЕРАЦИИ ФОНДА. ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ.
3.1 Общие условия предоставления финансовой помощи
3.2 Политика и механизмы финансирования
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
РАЗДЕЛ I. МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
1.1. История возникновения МВФ
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.3. Организационная структура
и основные подразделения
1.4. Роль, функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе
РАЗДЕЛ II. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
2.1. Инспектирование, консультации, предоставление услуг и финансирование стран-членов
2.2 Виды, источники и структура формируемых Фондом ресурсов
РАЗДЕЛ III.ФИНАНСОВЫЕ СДЕЛКИ И ОПЕРАЦИИ ФОНДА. ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ.
3.1 Общие условия предоставления финансовой помощи
3.2 Политика и механизмы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Мировое хозяйство и его валютно-финансовая сфера вступили в конце 80-х годов в качественно новую стадию развития, которая может быть охарактеризована как мировая либерализация движения капиталов. Процесс глобализации неразрывно связан и реализуется через либерализацию международной торговли, международных текущих платежей и международного движения капиталов.
Процесс экономических реформ и интеграции России в систему международной экономики начался с нарастающего сотрудничества с рядом международных экономических организаций, и, прежде всего с Международным валютным фондом (МВФ). Международных Валютный Фонд выступает важнейшим катализатором глобализации, содействуя этому процессу через либерализацию внешней торговли стран-заемщиков и устранения ими валютных ограничений по международным текущим платежам.
Выбранная тема курсовой работы является важным элементом методов внешнеэкономической деятельности государства. От правильного понимания этого вопроса, от умения взглянуть на Россию глазами МВФ и понять мотивации его действий во многом будет зависеть успех развития всей дальнейшей внешнеэкономической деятельности нашей страны. Учитывая теоретическую широту рассматриваемой темы, в данной работе основное внимание уделено исследованию вопросов, связанных с особенностями эволюции функционирования МВФ.
Цель работы: исследование роли МВФ в мирохозяйственных связях и мировой валютно-финансовой системе, реализуемой посредством содействия процессу глобализации участия в урегулировании финансовых кризисов, структурном регулировании экономики развивающихся и постсоциалистических стран, а так же роли в реформированном ямайском порядке.
Был проведен анализ становления и развития МВФ, как международной наднациональной организации.·
Более точно определена роль, функции и место Фонда в меняющейся валютно-финансовой системе.
Рассмотрены вопросы, касающиеся организационно-финансовой структуры МВФ, а также принципов его финансовой и консультационной деятельности.
Предметом исследования являются деятельность МВФ в международных отношениях.
Объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда, представленная комплексом основных направлений деятельности МВФ. Изучение этого комплекса позволяет показать и аргументировать его новую роль в мировых хозяйственных связях. Фонд был создан в 1944 году для стабилизации международных валютных отношений и в его учредительном соглашении были закреплены основные правила и обязательства стран в мировой валютной системе. Вся послевоенная деятельность фонда была нацелена на либерализацию международных платежей и устранение валютных ограничений, препятствующих международной торговле.
Среди отечественных авторов можно выделить: Аникина А.В., Богданова О.С., Казакевича В.П., Красавину Л.Н., Ларионова К.А., Портного М.А., Федякиной Л.Н., Шенаева В.Н.; среди иностранных: Бэрд Г., Гилберт М., Фишер С, Эбке В.
При разработке темы были использованы работы российских экономистов, посвященных МВФ: Горбунова С.В., Евстигнеева В.Р., Чижова К.Я.; зарубежных экономистов: Геллера П, Кана М., Найта М., Сакса Дж, Фитцджеральда Е.
В работе использованы обзоры, доклады и прогнозы Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, аналитические материалы российских независимых экономистов. Использовались материалы российской и зарубежной прессы.
РАЗДЕЛ I. МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
1.1. История возникновения МВФ
Развитие международной валютно-финансовой системы прошло ряд этапов. Одной из важнейших исторических век этого развития является Бреттон Вудское соглашение (1944 год), которое стало важнейшим звеном в процессе поиска международно-правового регулирования кредитно-финансовых и валютных отношений, а также началом нового этапа создания механизма международного регулирования в этих взаимосвязанных между собой областях.
Необходимость создания организации для регулирования мировой валютной системы стала обнаруживаться во время Великой депрессии, которая разрушила мировую экономику в 30-е годы. Не в меньшей степени в этот период пострадал мир от кризисов, произошедших на международных финансовых и денежных рынках. Общее недоверие к бумажным деньгам породило спрос на золото. Ряд стран последовали примеру Великобритании, вынужденной отказаться от золотого стандарта. Из-за отсутствия уверенности в стоимости денег, которые теперь не имели фиксированной цены в золоте, крайне затруднился обмен валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться. Страны накапливали запасы золота и валют, которые могли быть обращены в золото, сокращая объем и частоту денежных операций. Соотношение между деньгами и стоимостью товаров нарушилось, равно как и соотношение между стоимостью валют. В этих условиях происходил спад мировой экономики. В период с 1929 года по 1932 год товарные цены в мире упали на 48%, а объем международной торговли сократился на 63%.Серьезные потрясения на мировых рынках продолжались до начала в 1939 году Второй мировой войны.
К окончанию Второй Мировой Войны стала ясна тесная взаимосвязь между мировым рынком и национальными экономиками. Одним из катастрофических результатов этой войны стал развал европейского регионального рынка, что замедлило или свело на нет развитие межгосударственного экономического сотрудничества. По этим причинам появилась необходимость единообразного, универсального международного регулирования экономических отношений. Одним из механизмов такого регулирования стал Международный валютный фонд (МВФ).
В начале 40-х годов Г.Д. Уайт из США и знаменитый экономист Д.М. Кейнс из Великобритании, почти одновременно, предложили создать международную национальную организацию на постоянной основе, которая бы осуществляла контроль за международной валютной системой. Эта организация должна была реагировать на требования времени и способствовать обмену валют без каких либо ограничений, установлению четкой и однозначной стоимости каждой валюты и устранению любых ограничений. В конце 1943 года, когда исход войны был уже очевиден, переговорный процесс о создании новой валютной системы и организации был возобновлен и принял более интенсивный характер. В результате многосторонних переговоров и консультаций, которые проходили между странами инициаторами создания МВФ (США, Великобритания и Канада), были выработаны основные принципы его деятельности. Предполагалось, что в его функции помимо осуществления контроля за международной валютной системой, должно было входить решение вопросов, связанных с оказанием помощи слаборазвитым странам в реконструкции их экономик. Причем, данная помощь должна была оказываться на принципах невмешательства во внутренние дела этих стран.
В декабре 1943 года, к переговорному процессу по выработке основных принципов деятельности МВФ, подключился СССР. Руководство Советского Союза посчитало, что создание подобной организации будет способствовать послевоенному восстановлению экономики стран, наиболее сильно пострадавших в ходе Второй Мировой войны. Но вместе с тем, было, например, отклонено предложение советской делегации о том, чтобы страна член МВФ располагала правом вето при сумме голосов, превышающей 10%. Поскольку реализация данного предложения, по мнению многих экспертов, могло бы не допустить диктата США при принятии в МВФ решений в отношении конкретных стран заемщиков и должников. Не было учтено и другое предложение СССР, а именно, - чтобы при предоставлении финансовой помощи Фонд учитывал особенности политической и экономической ситуации в стране заемщике и не навязывал ей таких условий, выполнение которых усугубило бы экономико-политическое положение в этой стране. Таким образом, в ходе переговоров, все принципиальные предложения СССР, касающиеся вопросов управления и принятия решений в МВФ, были отклонены представителями западных стран. Естественно, что такая постановка вопросов не устраивала руководство СССР. Поэтому в апреле 1944 года было принято решение о выходе СССР из переговорного процесса и об отказе от присоединения к МВФ. Наконец, переговорный процесс по вопросам создания МВФ, начатый еще в 1943 году, получил свое завершение на международной валютно-финансовой конференции Объединенных наций, состоявшейся в период с 1 по 22 июля 1944 года в Бреттон - Вуде (США, штат Нью Гемпшир). В ней приняли участие представители 44 государств. Конференция приняла «Заключительный акт», который включал так называемые Статьи Соглашения (Articles of Agreement) о МВФ и его «инвестиционном филиале» Международном Банке Реконструкции и Развития (МБРР), которые выполняют роль их устава.
27 декабря 1945 года после ратификации Соглашений о МВФ и МБРР 29 государствами они официально вступили в силу. В марте 1946 года на учредительной сессии Совета управляющих МВФ в Саванне (США) были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. К осени 1946 года организация Фонда была завершена, и после опубликования первоначальных валютных паритетов большинства государств членов 18 декабря 1946 года, было официально объявлено, что МВФ готов приступить к валютным операциям с 1 марта 1947 года.
В настоящее время членами МВФ являются 183 государства. Членом организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая принять права и обязательства, предусмотренные уставом МВФ.
Страны члены могут в любой момент выйти из МВФ. В прошлом этим правом воспользовались Куба, Чехословакия (ныне Чешская республика и Словацкая республика), Индонезия и Польша, хотя затем все эти страны, за исключением Кубы, пересмотрели свое решение и вновь вступили в организацию.
В 1992 году страны бывшего СССР также вступили в организацию. Вступление в МВФ государств восточного блока и бывшего СССР с их острейшими экономическими и политическими проблемами вызвало крутой поворот в функционировании самого Фонда. Оно открыло перед ним обширное, практически до той поры неведомое ему поле деятельности, поставило перед ним новые сложные задачи.
МВФ предназначен для регулирования валютно-расчетных отношений между государствами и оказания финансовой помощи странам членам путем предоставления им краткосрочных займов в иностранной валюте при возникновении валютных затруднений, вызванных нарушениями равновесия платежных балансов. Фонд осуществляет свою деятельность в качестве специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН). Такой статус ему был предоставлен в результате заключенного с ООН соглашения, утвержденного в 1947 году Советом управляющих МВФ и генеральной Ассамблеей ООН. По настоянию США в это соглашение было включено положение, в соответствии с которым ООН не имеет права давать Фонду рекомендации, относящиеся к проводимой им политике. Практически МВФ является институциональной основой международной валютной системы.
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчётов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.
Официально утверждены такие цели МВФ [18, с.90]:
1)Содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;
2)Содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;
3)Содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
4)Содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;
5)Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платёжных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном или международном уровне;
6)Сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.
Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду исполнение трёх основных функций [18, с. 90]:
· Контроль за выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота;
· Предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;
· Организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.
Позднее страны-члены определили для МВФ и дополнительные функции и обязанности в зависимости от требований времени и обстоятельств. Сейчас МВФ имеет такие функции:
1)Осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;
2)Предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;
3)Предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение).
1.3. Организационная
структура и основные
Высшим руководящим органом МВФ является Совет Управляющих (Board of Governos), в котором каждая страна член представлена управляющим и его заместителем. В большинстве случаев управляющие Фонда это министры финансов или руководители центральных банков, либо другие лица такого же служебного положения. Совет управляющих избирает из своего состава председателя. В ведение Совета входит решение важнейших вопросов деятельности МВФ, таких, как прием и исключение членов Фонда, определение и пересмотр размеров квот, распределение чистого дохода, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии, на которых обсуждаются деятельность Фонда, один раз в год, однако они могут голосовать в любое время с помощью почты.