Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:51, курсовая работа
Актуальность исследования не вызывает сомнений, так как в настоящее время валютные отношения и рост валюты Юань получили большое развитие в экономике мира.
Степень разработки проблемы. Анализ использованных источников свидетельствует о том, что проблема стабилизации валютного курса Юаня находится в центре внимания правительства Китая.
Это и определило объект и предмет исследования, а так же его цели и задачи.
Объектом является перспективы китайского юаня.
Предмет - международные валютные отношения развитых стран мира.
Цель работы – анализ мировых валют и перспективы китайского юаня.
Введение 3
Глава 1. Международные валютные системы и основные мировые валюты 4
1.1. Национальная валютная система. Основные элементы 4
1.2. Международная валютная система. Основные элементы 6
1.3. Международный валютный рынок и основные мировые валюты 9
Глава 2. Анализ китайского юаня, его курс 16
2.1. История китайского юаня 16
2.2. Положение юаня в мире. Курс юаня 20
Глава 3. Интернационализация юаня: предварительные итоги и перспективы 25
Заключение 37
Список литературы 38
Глобальный проект Китая по превращению своей национальной валюты в одну из мировых валют прошел в своем развитии несколько этапов и вступил в активную фазу в декабре 2008 г., когда было объявлено об использовании юаня в расчетах в трансграничной торговле между компаниями и предприятиями, расположенными в дельтах рек Чжуцзян и Янцзы, с их контрагентами в соседних Гонконге и Макао, а также предприятий Гуанси-Чжуанского автономного района и провинции Юньнань со странами АСЕАН. До этого национальные валюты использовались при расчетах в приграничной торговле Китая с соседними странами, включая Россию, по специальным соглашениям, предусматривающим такую возможность на очень ограниченных территориях и со значительными ограничениями, обусловленными действующим валютно-финансовым законодательством КНР.
Уже в апреле 2009 г. на заседании Постоянного комитета Госсовета КНР было принято решение об экспериментальном введении в Шанхае, а также в четырех городах провинции Гуандун (Южный Китай) – Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай и Дунгуань пилотного проекта по использованию юаня в трансграничной торговле. Этот проект стартовал 1 июля 2009 г., когда были обнародованы «Правила по использованию юаня в трансграничной торговле», совместно выпущенные Народным банком Китая и правительственными ведомствами КНР – Минфином, Минкоммерции, Главным таможенным управлением, Главным налоговым управлением, Комиссией по надзору за банковской деятельностью. На эти пять городов в 2008 г. приходилось 45% общего товарооборота КНР. Сначала для участия в этой пилотной программе были выбраны 365 предприятий и компаний, которым было разрешено проводить расчеты в юанях по торговым контрактам с контрагентами в Гонконге, Макао и странах АСЕАН.
К этому времени Народным банком Китая были заключены соглашения о взаимных валютных свопах с центральными банками шести зарубежных стран и территорий на общую сумму более 800 млрд юаней (около 121 млрд дол. США) – Южная Корея, Аргентина, Белоруссия, Индонезия, Малайзия, Гонконг. Позже к ним присоединились также Сингапур и Исландия. Заключив соглашения с Народным банком Китая об обмене своей национальной валюты на китайские юани, центральные банки указанных стран и территорий получили возможность продавать юани местным компаниям, желающим закупать китайские товары и оплачивать их юанями.
Таблица 3. - Соглашения о взаимных валютных свопах между Народным банком Китая и другими центральными банками
Наименование
страны
или территории |
Сумма свопа,
млрд юаней |
Республика Корея | 180 |
Гонконг | 200 |
Малайзия | 80 |
Белоруссия | 20 |
Индонезия | 100 |
Аргентина | 70 |
Сингапур | 150 |
Исландия | 3,5 |
Из данной таблицы видно, что больше всего валютных свопов было заключено с Кореей, Гонконгом, Индонезией и Сингапуром, однако также заключаются валютные свопы и с Белоруссией, Аргентиной и Исландией.
Через год проведения пилотного проекта в его развитии наступил новый этап. В июне 2010 г. Народный банк Китая распространил проект использования юаня в трансграничных расчетах (с Гонконга, Макао и стран АСЕАН) на все страны мира, а внутри Китая он был расширен с пяти городов до 20 административных единиц. В настоящее время использование юаня в международной торговле разрешено предприятиям и компаниям, находящимся в 20 административных единицах «континентального» Китая, включая четыре города центрального подчинения (Пекин, Тяньцзинь, Чунцин, Шанхай), 12 провинций (Ляонин, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Шаньдун, Хубэй, Хайнань, Юннань, Сычуань, Цзилинь, Хэйлунцзян, Гуандун) и четыре автономных района (Гуанси-Чжуанский, Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Тибет).
Общий объем внешнеторговых расчетов в юанях в 2010 г. значительно вырос и достиг 506,3 млрд. юаней, или 77,1 млрд. дол. США, что составляет 2,6% всего внешнеторгового оборота Китая. При этом, по имеющимся оценкам аналитиков таких крупнейших мировых банков, как HSBC, Standard Chartered и J. P. Morgan, около 80% этого объема пришлось на платежи китайских предприятий за импортируемые в Китай товары и только около 20% – на оплату китайского экспорта. Но это и не удивительно, если принять во внимание, что количество китайских компаний-экспортеров, которым было разрешено получать экспортную выручку в юанях, до недавнего времени было очень незначительным.
Подобный дисбаланс между платежами в юанях из Китая и в Китай привел к тому, что с cамого начала международных торговых расчетов в юанях на счетах клиентов гонконгских банков стали накапливаться значительные суммы юаней. По данным финансового регулятора Гонконга (Hong Kong Monetary Authority), за два последних года общий объем депозитов в юанях в Гонконге вырос более чем в 5 раз – с 60 млрд. юаней (9,13 млрд. дол. США) в конце 2009 г. до почти 315 млрд. юаней (47,95 млрд. дол. США) на конец декабря 2010 г. По данным правительственного гонконгского агентства InvestHK, бόльшая часть всего объема депозитов (57%) находится на 117 тыс. корпоративных счетов со средней суммой депозита –1,3 млн. юаней (около 200 тыс. дол. США), а остальные средства находятся на 2,2 млн. личных счетов физических лиц со средней суммой депозита в размере 54 тыс. юаней (чуть более 8 тыс. дол. США).
Важнейшее событие в проекте интернационализации юаня произошло 19 июля 2010 г., когда Народный банк Китая и Банк Китая (Гонконг), являющийся единственным уполномоченным клиринговым банком по расчетам в юанях в Гонконге, подписали новое соглашение, которое предоставило возможность небанковским финансовым институтам без ограничений открывать счета в юанях и разрешило всем держателям юаней, как корпоративным, так и частным, переводить средства между юаневыми счетами в различных банках Гонконга на любые цели (for general purposes).
Такое разрешение создало основу для развития финансовых продуктов, выраженных в юанях, открыло новые возможности для инвесторов по инвестированию в юани за рубежом, т. е. в Гонконге был создан рынок офшорных юаней, которые получили обозначение CNH (Chinese Yuan delivered in Hong Кong – китайские юани с поставкой в Гонконге) в отличие от обычного буквенного кода китайской валюты – CNY.
На I квартал 2011 г. квота Банка Китая (Гонконг) на перечисление юаней в Китай по торговым контрактам была установлена в сумме 4 млрд. юаней (около 600 млн. дол. США).
Банк Китая (Гонконг) сохраняет ключевой контроль за объемами юаней, поступающими на межбанковский рынок Гонконга. Небольшой объем поступления юаней может быть также обеспечен за счет торговых сделок и конверсионных операций частных клиентов и уполномоченных бизнес-клиентов в пределах установленных лимитов.13
Таким образом, после принятия новых правил обращения юаней в Гонконге и создания, как уже указывалось, рынка офшорных юаней CNH (китайские юани с поставкой в Гонконге) на этом рынке начались сделки с различными финансовыми инструментами, включая сделки «cпот» с поставкой CNH (с дисконтом в долларах США по отношению к сделкам «cпот» с поставкой CNY, т. е. к сделкам на внутреннем китайском рынке), а также сделки по поставочным и беспоставочным форвардам CNH.
Рынок свопов по процентным ставкам CNH не получил развития, поскольку он основывался на ставках рынка континентального Китая – SHIBOR (Shanghai Interbank Offered Rate, или Шанхайская межбанковская ставка предложения) и это оказалось мало интересным.
Что касается депозитов в CNH, то, поскольку ставки депозитов в CNH основаны только на котировках Банка Китая (Гонконг), и эти депозиты имеют ограниченную сферу использования, ставки по ним значительно ниже, чем депозитные ставки для CNY в континентальном Китае.
Банк Китая (Гонконг) на своем сайте публикует процентные ставки по стоимости фондирования в юанях CNY HIBOR (Hong Кong Interbank Offered Rate). Эту информацию можно посмотреть на Reuters (Code: «BCHN») и на Bloomberg (Code: «BOCH»).
Кроме Банка Китая (Гонконг) другие банки, входящие в число Participating Authorised Institutions, также ежедневно публикуют свои процентные ставки по фондированию в юанях. Например, ставки банка Standard Chartered CNH HIBOR можно посмотреть на Reuters (Code: «SCBHK04»), ставки HSBC по спотам, форвардам и свопам – на Reuters (Code: «HSBCRMB»).
Согласно решению Банка Китая (Гонконг) как клирингового банка по операциям в юанях в Гонконге, с 8 апреля 2011 г. уполномоченные финансовые институты – участники расчетов в юанях (в пресс-релизе Банка Китая – «банки-участники») могут открывать в Банке Китая (Гонконг) фидуциарные счета в юанях и после этого смогут через Банк Китая (Гонконг) переводить средства в юанях на Объединенный счет (счет «омнибус»), который Банк Китая (Гонконг) открывает в Народном банке Китая от имени банков-участников. Поскольку средства на этом Объединенном счете не включаются в баланс Банка Китая (Гонконг), то таким образом уменьшаются риски, которые банки-участники вынуждены брать на Банк Китая (Гонконг) в связи с огромными и всевозрастающими суммами депозитов в юанях.
В Гонконге также стал функционировать рынок облигаций, выпущенных за пределами континентального Китая (offshore) и выраженных в юанях, так называемый рынок «дим сум» («dim sum» market). Большинство таких облигаций выражено в CNH, но некоторые из них «привязаны к CNY» (но оплачены в долларах США). На конец 2010 г. общая сумма облигаций в юанях, выпущенных за пределами КНР, достигла 59 млрд. юаней, что составляет всего 0,3% общего объема выпущенных в обращение юаневых облигаций, т. е. офшорный рынок юаневых облигаций имеет огромные перспективы роста. По данным J. P. Morgan, из всего объема облигаций в CNH 29% пришлось на банки, 25% – на правительственные агентства (Эксимбанк КНР) и 24% – на государственные облигации.
В августе 2010 г. был сделан следующий шаг в облегчении циркуляции юаня между офшорным и внутренним рынками. 17 августа 2010 г. Народный банк Китая открыл дорогу на свой внутренний межбанковский рынок облигаций (interbank bond market) зарубежным центральным банкам и всем зарубежным банкам, участвующим в схеме торговых расчетов в юанях.
Клиринговым банкам Гонконга и Макао, осуществляющим операции в юанях, иностранным центральным банкам, подписавшим с Народным банком Китая соглашения о взаимных валютных свопах, а также зарубежным банкам, являющимся уполномоченными участниками системы международных расчетов в юанях, было разрешено инвестировать юани, полученные за рубежом в результате торговых операций или по своп-соглашениям центральных банков, в межбанковский рынок облигаций в континентальном Китае.
По сообщениям СМИ, уже в сентябре 2010 г. за соответствующими квотами в Народный банк Китая обратились такие крупные банки, как HSBC Holdings Plc, Standard Chartered Plc и Bank of East Asia. К декабрю 2010 г. право выхода на китайский межбанковский рынок облигаций и соответствующие квоты Народного банка Китая получили пять иностранных банков, в январе 2011 г. к ним добавилось семь, а в марте 2011 г. – еще восемь зарубежных банков (всего – 20).
Аналитики банка J. P. Morgan, рассматривая вопросы интернационализации юаня, отмечают, что в своем развитии этот процесс должен пройти пять этапов:
1. Юань покидает пределы континентального Китая.
2.
Юань циркулирует за пределами
континентального Китая (
3.
Юань возвращается в
4. Увеличивается охват и глубина офшорного рынка юаней.
5.
Разрешена конверсия по
Три первых этапа имели задачу организовать циркуляцию юаня между внутренним (onshore) и внешним (offshore) рынками. Эти этапы были реализованы в Гонконге как на экспериментальном рынке, который доступен для различных участников с определенными квотами. Два заключительных этапа, имеющих целью разрешение конверсии по капитальным счетам и превращение юаня в международную валюту, являются значительно более сложными, и Китай только приступил к их реализации.
В конце 2010 г. в реализации проекта по интернационализации юаня произошло еще одно важное событие. 15 декабря 2010 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) были запущены торги валютной парой юань/рубль, и ММВБ стала первым организованным биржевым рынком юаня за пределами Китая.
По итогам первого торгового дня было заключено 29 сделок общим объемом 4 млн. 915 тыс. юаней (22 млн. 778 тыс. руб.). Средневзвешенный курс составил 46,3445 руб. за 10 юаней.15
В целом по состоянию на март 2011 г. объем торгов на ММВБ пока остается незначительным (около 3 млн. юаней за торговую сессию), что объясняется невысоким спросом клиентов, обусловленным, как уже указывалось выше, неготовностью китайских экспортеров к получению экспортной выручки в юанях. Конечно, по мере решения внутренних технических проблем, связанных с возвратом НДС при экспорте, спрос возрастет и, соответственно, возрастут и объемы торгов на ММВБ, как еще одной зарубежной площадке обращения юаня.
В январе 2011 г. Народный банк Китая сделал очередной шаг по интернационализации юаня. Китайским компаниям и банкам, участвующим в программе расчетов в юанях в трансграничной торговле, было разрешено также использовать юань для прямых инвестиций за рубежом для создания совместных предприятий, слияний и поглощений, покупки долей в акционерном капитале зарубежных компаний. Им было также разрешено репатриировать прибыль от таких инвестиций обратно в Китай в юанях. Китайским банкам было разрешено кредитовать китайские компании на цели подобных прямых инвестиций за рубеж. Тогда же в январе 2011 г. жителям города Вэньчжоу (провинция Чжэцзян) впервые в Китае было разрешено осуществлять инвестиции за границу как частным лицам.
Информация о работе Международные валютные системы и основные мировые валюты