Международные перевозки и транспортное обслуживание международных экономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:14, реферат

Описание работы

Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают транспортные услуги, которые сами являются специфичным товаром международной торговли и служат предметом купли-продажи на международных транспортных рынках. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов и пассажиров между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях.

Содержание

Введение 3
1. Сущность международных транспортных операций 4
2. Посредничество в международных транспортных 6
2.1. Транспортно-экспедиторское обслуживание 6
2.2. Стивидорные услуги 7
3. Регулирование международного рынка транспортных услуг 8
3.1. Международная морская организация 8
3.2. Международная организация гражданской авиации 9
4. Структура международного рынка транспортных услуг 10
5. Организация международных перевозок 13
5.1. Международное линейное судоходство. 13
5.2. Международное трамповое судоходство. 14
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

реф1.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«финансовый университет 

при Правительстве Российской Федерации»  

Кафедра мировой экономики  и международного бизнеса 

Реферат

По дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»

На тему

«Международные  перевозки и транспортное обслуживание международных экономических связей» 

Выполнила: 

студентка группы ФМ2-5

Гераськина  Д.В.

Научный руководитель:

Доц., к.э.н  Гродина С.В. 
 

Москва 2010

Содержание 

 

Введение

Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают транспортные услуги, которые сами являются специфичным товаром международной торговли и служат предметом купли-продажи на международных транспортных рынках. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов и пассажиров между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях.

В своем реферате я хочу рассмотреть основные понятия международной торговли транспортными услугами, определить, что включает в себя процесс доставки товара в международной торговле, кто принимает участие в этом процессе. Также я остановлюсь на вопросах структуры и регулирования международной торговли транспортными  услугами. 
 
 

 

  1. Сущность  международных транспортных операций

 Обычно  процесс доставки товара в международной  торговле включает прежде всего его  перевозку от внутреннего пункта производства А до пограничного пункта или порта Б страны-продавца; далее международную транзитную или морскую перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта) страны-покупателя (если страны-партнеры не имеют общей сухопутной границы); и , наконец, транспортировку от пункта Б до внутреннего пункта потребления.

 Схема процесса доставки товара в международной  торговле

 

 Под транспортными операциями в их непосредственном значении понимается обеспечение перевозки груза на участках А - Б, Б - В, В - Г. Эти операции осуществляются по договору грузовладельцев с перевозчиками соответствующих видов транспорта общего пользования, к которому относятся перевозочные средства и постоянные устройства, принадлежащие транспортным организациям, предоставляемые по договорам грузовладельцам.

 Транспортные  операции считаются международными, если они связаны с транзитом или перевозками по морским путям, т.е. с внешними относительно стран-участниц внешне торговыми операциями и участками маршрута перевозки. Правоотношения, возникающие в таких транспортных операциях между отправителями и получателями грузов, а также между ними и перевозчиками, имеют международный характер.

 Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают грузовладельцам транспортные услуги, которые являются специфическим товаром международной торговли. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других - устанавливаются самими перевозчиками.

 К международным  транспортным операциям относят  также и перевозки пассажиров в сообщениях между различными государствами. Услуги по доставке пассажиров в международных сообщениях продаются и покупаются на соответствующих транспортных рынках. Важную роль при этом играют туристические агентства и другие подобные организации, имеющие тесные связи с предприятиями воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта.

 Таким образом, услуги по перевозкам грузов и пассажиров являются предметом купли-продажи на различных международных транспортных рынках. Страны, участвующие в международных экономических связях, продавая и покупая через свои грузовладельческие, транспортные, туристические и другие организации транспортные услуги, осуществляют их экспорт и импорт.

 

  1. Посредничество в международных транспортных

операциях

 
   Грузовладельцам порой довольно трудно осуществить  весь комплекс транспортных операций в связи с их разнообразием  и специфическими особенностями. Поэтому в международном транспортном процессе принимают участие не только фирма-грузовладелец и фирма-перевозчик, между которыми заключается договор перевозки, но и другие посреднические организации.

     К основным наиболее распространенным формам посредничества в международных транспортных операциях следует отнести:

   – транспортно-экспедиторское обслуживание перевозок грузов;

   – брокерскую деятельность по фрахтованию морского тоннажа;

   – агентирование иностранных морских судов в портах;

   – стивидорные операции.

   Посредниками  в международных транспортных операциях  могут быть как физические лица, так и специализированные предприятия, фирмы, объединения, осуществляющие разнообразные  функции по поручению владельца  груза с момента подготовки товара к транспортировке до момента сдачи его покупателю.

 
   Подробнее рассмотрим две из этих форм – транспортно-экспедиторское обслуживание и стивидорные операции.
    1. Транспортно-экспедиторское обслуживание

 Транспортно-экспедиторское обслуживание международных перевозок – это специфические услуги, не связанные непосредственно с перемещением товара. Особенность этих услуг объясняется тем, что производители и потребители товаров, а также сами перевозчики не заинтересованы в выполнении целого комплекса работ, возникающих в начальной и конечной стадиях транспортировки, а также при передаче груза с одного вида транспорта на другой, поэтому они поручают их лицам и фирмам, обладающим специальными знаниями и навыками.

 Наиболее  распространенными транспортно-экспедиторскими  операциями являются:

 ·   организация накопления груза, хранения на складах и сортировочных базах;

 ·   упаковка, маркировка, комплектация отгрузочных партий согласно поручению грузовладельца;

 ·   организация доставки груза со склада отправителя на железнодорожную станцию, в порт, а также вывоз этих грузов на склады грузополучателя;

 ·   заключение договоров с перевозчиками на транспортировку грузов;

 ·   подготовка необходимых транспортных и товаросопроводительных документов и технической документации;

 ·   осуществление расчетов с перевозчиком;

 ·   приемка грузов от перевозчика в пунктах назначения с проверкой количества груза (веса, числа мест), а в отдельных случаях и его качества;

 ·   оформление коммерческих актов или других документов при обнаружении порчи, недостачи, повреждении груза и др.;

 ·   рассортировка грузов, переупаковка, перемаркировка и т.п.

 Грузовладелец может заключать договоры непосредственно  с экспедиторскими фирмами либо договор с генеральным экспедитором, которому поручается организация перевозки в целом. Генеральный экспедитор заключает от имени грузовладельца договоры с перевозчиками разных видов транспорта и с экспедиторскими организациями в пунктах прохождения грузов.

    1. Стивидорные услуги

 Стивидор в общем случае – физическое или юридическое лицо, ответственное за проведение погрузку и разгрузку стоящих в порту торговых кораблей. Как правило, так называют фирму, с которой заключается договор на проведение означенных работ. Фирма высылает на место их проведения своего представителя, который занимается непосредственным контролем. На территории одного порта, как правило, ведут деятельность несколько стивидорных компаний, а если речь идёт о крупных международных портах, то количество стивидоров там может перевалить за сотню.

 В обязанности  стивидора входит осуществление и контроль за погрузо-разгрузочными работами. Это означает, что стивидор должен не просто разгрузить судно, но и грамотно организовать все работы. Для этого составляется план их выполнения с учётом оптимальных нагрузок, составляются специальные сметы.

 Стивидор  контролирует, чтобы все работы проходили  строго в соответствие с составленным графиком, поскольку в случае незапланированного простоя ответственность возлагается на него. Также стивидор следит, чтобы погрузки проводились с соблюдением всех необходимых норм и правил техники безопасности.

   

 

  1. Регулирование международного рынка  транспортных услуг

 В связи с  тем, что рынок транспортных услуг относится к разряду наиболее рискованных, государства всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки единообразных условий перевозок грузов и пассажиров, а также согласования юридических норм по транспортным вопросам. В результате этих усилий на межгосударственном уровне заключено значительное число международных соглашений по отдельным видам транспорта, получивших название “транспортные конвенции". В отдельных случаях многосторонние соглашения о международных перевозках заключены на уровне транспортных предприятий разных стран.

 В большинстве  международных транспортных конвенций  имеются положения, касающиеся договора перевозки грузов и пассажиров в соответствующих международных сообщениях. Согласно договору, одна сторона - транспортная организация (перевозчик) - принимает на себя обязательство доставить груз или пассажира в обусловленный пункт назначения, а другая сторона - грузовладелец (пассажир) - обязуется уплатить перевозчику провозную плату. Остальные условия договора перевозки дополняют, конкретизируют и расшифровывают указанные выше обязательства.

 В этой сфере  действуют многочисленные межгосударственные организации, в том числе специализированные органы ООН. Подробнее остановимся на двух из них - Международной морской организации и Международной организации по гражданской авиации.

    1. Международная морская организация (ИМО)

отвечает за повышение надежности и безопасности судоходства в области международной торговли и за предотвращение загрязнения моря с судов.

 ИМО обеспечивает механизмы для сотрудничества между правительствами в формировании норм и правил, связанных с техническими вопросами, влияющими на международное судоходство, для содействия принятию максимально осуществимых стандартов безопасности и эффективности морского судоходства, а также для охраны морской среды через предотвращение и борьбу с ее загрязнением судами.

 Более 40 конвенций и соглашений, а также около тысячи кодексов и рекомендаций, разработанных ИМО, осуществляются в мировом масштабе.

    1. Международная организация гражданской авиации (ИКАО),

являющаяся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, была создана в результате подписания в Чикаго 7 декабря 1944 года Конвенции о международной гражданской авиации. ИКАО наблюдает за безопасным и планомерным ростом международных воздушных сообщений.

 Цель  ИКАО состоит в удовлетворении потребности  населения в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном международном воздушном транспорте и обеспечении безопасного и планомерного роста международной гражданской авиации во всем мире. Она поощряет конструирование и эксплуатацию самолетов в мирных целях, а также создание и развитие авиалиний, аэропортов и навигационного оборудования.

 Кроме того, ИКАО выполняет запросы развивающихся  стран на оказание помощи в совершенствовании авиатранспортных систем и подготовке авиаперсонала. Она помогла в создании региональных центров обучения в нескольких развивающихся странах и обеспечила возможность для тысяч учащихся заниматься в школах, зарегистрированных ИКАО. Учреждение направляет экспертов по техническому отрудничеству более чем в 100 стран и ежегодно участвует в осуществлении 120 проектов, на которые расходуется в среднем 54 млн. долл. США в год.

 

  1. Структура международного рынка  транспортных услуг

 Структура грузооборота мирового транспорта меняется в том же направлении, что и длина транспортной сети: удельный вес железнодорожного транспорта снижается, удельный вес морского транспорта почти 30 лет держится на уровне 61-62%, доля остальных видов транспорта возрастает.

 На  сегодняшний день  на железнодорожный  транспорт приходится16% мирового грузооборота, на автомобильный – 8%, на морской – 62%, на речной – 3%, на нефтяной трубопроводный – 11,5% , на воздушный – 0,1%. В пассажирообороте доля различных видов транспорта выглядит следующим образом: на железнодорожный транспорт приходится 10%, на автомобильный – 71%, на внутренний водный и морской – 1%, на воздушный – 18%. Наглядно эту структуру можно рассмотреть на Рисунке 1.

 

 Рисунок 1. Транспортная структура мирового грузового и пассажирского оборота. 

 Следует заметить, что соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания).

 Из  всех видов транспорта в международных грузоперевозках лидирует морской транспорт. Он является самым дешевым и универсальным (морским транспортом можно перевозить практически все виды продукции и доставлять их в места, недоступные для других видов транспорта).

 Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажу  судов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. Суда под «дешевыми» флагами  обеспечивают в 3 раза более низкую себестоимость перевозок, значительные налоговые и другие льготы их владельцам.

 Под флагами стран открытого судового регистра, иначе называемых «удобными» или «дешевыми» флагами ходят  около 40% всех судов (60% мирового тоннажа). Режим удобного флага позволяет судовладельцам-нерезидентам быстро и беспрепятственно перерегистрировать суда в морском реестре другой страны, а также осуществлять параллельную регистрацию судов, минимизировать затраты по налогам, оплате труда и другим параметрам. Зарегистрированные в портах удобного флага нерезидентские судоходные компании и суда освобождаются от всех местных налогов, если они получают свои доходы от фрахта за пределами страны регистрации. ЮНКТАД относит к странам открытого судового регистра Либерию, Панаму, Кипр, Сингапур, Бермудские острова и Содружество Багамских островов.

 Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая нефть (около 1000 млн. т. в год), нефтепродукты (300 млн. т.), железная руда (300 млн. т.), каменный уголь (270 млн.т.), зерно (200 млн т.).

 Роль  железнодорожного транспорта так же немаловажна. Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1,2 млн км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около 240 тыс. км), Канаде (90 тыс. км), России (86 тыс. км), Индии (61 тыс. км), Китае (53 тыс. км), ФРГ. Однако наибольшая плотность железнодорожной сети (густота) отмечается в странах Зап. Европы (в Бельгии — 100км путей на 100 км2 территории). В России этот показатель достаточно высок в Европейской части страны и очень низок в Сибири. По протяженности электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия. В США такие дороги не получили большого распространения: более 90 % всей работы выполняют тепловозы. В Японии и западноевропейских странах доля электрической тяги в ж/д транспорте составляет около 50 % (в Швейцарии почти 100 %, во Франции и Испании — около 30 %).

 Если  говорить об автомобильном транспорте, то в настоящее время большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всю территорию США — от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой и США и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью.

Информация о работе Международные перевозки и транспортное обслуживание международных экономических связей