Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:14, реферат
Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают транспортные услуги, которые сами являются специфичным товаром международной торговли и служат предметом купли-продажи на международных транспортных рынках. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов и пассажиров между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях.
Введение 3
1. Сущность международных транспортных операций 4
2. Посредничество в международных транспортных 6
2.1. Транспортно-экспедиторское обслуживание 6
2.2. Стивидорные услуги 7
3. Регулирование международного рынка транспортных услуг 8
3.1. Международная морская организация 8
3.2. Международная организация гражданской авиации 9
4. Структура международного рынка транспортных услуг 10
5. Организация международных перевозок 13
5.1. Международное линейное судоходство. 13
5.2. Международное трамповое судоходство. 14
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«финансовый университет
при
Правительстве Российской
Федерации»
Кафедра
мировой экономики
и международного
бизнеса
Реферат
По дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»
На тему
«Международные
перевозки и транспортное
обслуживание международных
экономических связей»
Выполнила:
студентка группы ФМ2-5
Гераськина Д.В.
Научный руководитель:
Доц., к.э.н
Гродина С.В.
Москва 2010
Содержание
Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают транспортные услуги, которые сами являются специфичным товаром международной торговли и служат предметом купли-продажи на международных транспортных рынках. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов и пассажиров между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях.
В своем реферате
я хочу рассмотреть основные понятия
международной торговли транспортными
услугами, определить, что включает в себя
процесс доставки товара в международной
торговле, кто принимает участие в этом
процессе. Также я остановлюсь на вопросах
структуры и регулирования международной
торговли транспортными услугами.
Обычно процесс доставки товара в международной торговле включает прежде всего его перевозку от внутреннего пункта производства А до пограничного пункта или порта Б страны-продавца; далее международную транзитную или морскую перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта) страны-покупателя (если страны-партнеры не имеют общей сухопутной границы); и , наконец, транспортировку от пункта Б до внутреннего пункта потребления.
Схема процесса доставки товара в международной торговле
Под транспортными операциями в их непосредственном значении понимается обеспечение перевозки груза на участках А - Б, Б - В, В - Г. Эти операции осуществляются по договору грузовладельцев с перевозчиками соответствующих видов транспорта общего пользования, к которому относятся перевозочные средства и постоянные устройства, принадлежащие транспортным организациям, предоставляемые по договорам грузовладельцам.
Транспортные операции считаются международными, если они связаны с транзитом или перевозками по морским путям, т.е. с внешними относительно стран-участниц внешне торговыми операциями и участками маршрута перевозки. Правоотношения, возникающие в таких транспортных операциях между отправителями и получателями грузов, а также между ними и перевозчиками, имеют международный характер.
Осуществляя
международные транспортные операции,
перевозчики оказывают
К международным транспортным операциям относят также и перевозки пассажиров в сообщениях между различными государствами. Услуги по доставке пассажиров в международных сообщениях продаются и покупаются на соответствующих транспортных рынках. Важную роль при этом играют туристические агентства и другие подобные организации, имеющие тесные связи с предприятиями воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта.
Таким образом, услуги по перевозкам грузов и пассажиров являются предметом купли-продажи на различных международных транспортных рынках. Страны, участвующие в международных экономических связях, продавая и покупая через свои грузовладельческие, транспортные, туристические и другие организации транспортные услуги, осуществляют их экспорт и импорт.
операциях
Грузовладельцам
порой довольно трудно осуществить
весь комплекс транспортных операций
в связи с их разнообразием
и специфическими особенностями. Поэтому
в международном транспортном процессе
принимают участие не только фирма-грузовладелец
и фирма-перевозчик, между которыми заключается
договор перевозки, но и другие посреднические
организации.
К основным наиболее распространенным формам посредничества в международных транспортных операциях следует отнести: – транспортно- – брокерскую деятельность по фрахтованию морского тоннажа; – агентирование иностранных морских судов в портах; – стивидорные операции. Посредниками в международных транспортных операциях могут быть как физические лица, так и специализированные предприятия, фирмы, объединения, осуществляющие разнообразные функции по поручению владельца груза с момента подготовки товара к транспортировке до момента сдачи его покупателю. |
Подробнее
рассмотрим две из этих форм – транспортно-экспедиторское
обслуживание и стивидорные операции.
Транспортно-экспедиторское обслуживание международных перевозок – это специфические услуги, не связанные непосредственно с перемещением товара. Особенность этих услуг объясняется тем, что производители и потребители товаров, а также сами перевозчики не заинтересованы в выполнении целого комплекса работ, возникающих в начальной и конечной стадиях транспортировки, а также при передаче груза с одного вида транспорта на другой, поэтому они поручают их лицам и фирмам, обладающим специальными знаниями и навыками. Наиболее
распространенными транспортно- · организация накопления груза, хранения на складах и сортировочных базах; · упаковка, маркировка, комплектация отгрузочных партий согласно поручению грузовладельца; · организация доставки груза со склада отправителя на железнодорожную станцию, в порт, а также вывоз этих грузов на склады грузополучателя; · заключение договоров с перевозчиками на транспортировку грузов; · подготовка необходимых транспортных и товаросопроводительных документов и технической документации; · осуществление расчетов с перевозчиком; · приемка грузов от перевозчика в пунктах назначения с проверкой количества груза (веса, числа мест), а в отдельных случаях и его качества; · оформление коммерческих актов или других документов при обнаружении порчи, недостачи, повреждении груза и др.; · рассортировка грузов, переупаковка, перемаркировка и т.п. Грузовладелец может заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами либо договор с генеральным экспедитором, которому поручается организация перевозки в целом. Генеральный экспедитор заключает от имени грузовладельца договоры с перевозчиками разных видов транспорта и с экспедиторскими организациями в пунктах прохождения грузов.
Стивидор в общем случае – физическое или юридическое лицо, ответственное за проведение погрузку и разгрузку стоящих в порту торговых кораблей. Как правило, так называют фирму, с которой заключается договор на проведение означенных работ. Фирма высылает на место их проведения своего представителя, который занимается непосредственным контролем. На территории одного порта, как правило, ведут деятельность несколько стивидорных компаний, а если речь идёт о крупных международных портах, то количество стивидоров там может перевалить за сотню. В обязанности стивидора входит осуществление и контроль за погрузо-разгрузочными работами. Это означает, что стивидор должен не просто разгрузить судно, но и грамотно организовать все работы. Для этого составляется план их выполнения с учётом оптимальных нагрузок, составляются специальные сметы. Стивидор контролирует, чтобы все работы проходили строго в соответствие с составленным графиком, поскольку в случае незапланированного простоя ответственность возлагается на него. Также стивидор следит, чтобы погрузки проводились с соблюдением всех необходимых норм и правил техники безопасности. |
В связи с тем, что рынок транспортных услуг относится к разряду наиболее рискованных, государства всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки единообразных условий перевозок грузов и пассажиров, а также согласования юридических норм по транспортным вопросам. В результате этих усилий на межгосударственном уровне заключено значительное число международных соглашений по отдельным видам транспорта, получивших название “транспортные конвенции". В отдельных случаях многосторонние соглашения о международных перевозках заключены на уровне транспортных предприятий разных стран.
В большинстве международных транспортных конвенций имеются положения, касающиеся договора перевозки грузов и пассажиров в соответствующих международных сообщениях. Согласно договору, одна сторона - транспортная организация (перевозчик) - принимает на себя обязательство доставить груз или пассажира в обусловленный пункт назначения, а другая сторона - грузовладелец (пассажир) - обязуется уплатить перевозчику провозную плату. Остальные условия договора перевозки дополняют, конкретизируют и расшифровывают указанные выше обязательства.
В этой сфере действуют многочисленные межгосударственные организации, в том числе специализированные органы ООН. Подробнее остановимся на двух из них - Международной морской организации и Международной организации по гражданской авиации.
отвечает за повышение надежности и безопасности судоходства в области международной торговли и за предотвращение загрязнения моря с судов.
ИМО
обеспечивает механизмы для сотрудничества
между правительствами в
Более 40 конвенций и соглашений, а также около тысячи кодексов и рекомендаций, разработанных ИМО, осуществляются в мировом масштабе.
являющаяся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, была создана в результате подписания в Чикаго 7 декабря 1944 года Конвенции о международной гражданской авиации. ИКАО наблюдает за безопасным и планомерным ростом международных воздушных сообщений.
Цель ИКАО состоит в удовлетворении потребности населения в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном международном воздушном транспорте и обеспечении безопасного и планомерного роста международной гражданской авиации во всем мире. Она поощряет конструирование и эксплуатацию самолетов в мирных целях, а также создание и развитие авиалиний, аэропортов и навигационного оборудования.
Кроме
того, ИКАО выполняет запросы
Структура грузооборота мирового транспорта меняется в том же направлении, что и длина транспортной сети: удельный вес железнодорожного транспорта снижается, удельный вес морского транспорта почти 30 лет держится на уровне 61-62%, доля остальных видов транспорта возрастает.
На сегодняшний день на железнодорожный транспорт приходится16% мирового грузооборота, на автомобильный – 8%, на морской – 62%, на речной – 3%, на нефтяной трубопроводный – 11,5% , на воздушный – 0,1%. В пассажирообороте доля различных видов транспорта выглядит следующим образом: на железнодорожный транспорт приходится 10%, на автомобильный – 71%, на внутренний водный и морской – 1%, на воздушный – 18%. Наглядно эту структуру можно рассмотреть на Рисунке 1.
Рисунок
1. Транспортная структура
мирового грузового
и пассажирского оборота.
Следует заметить, что соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания).
Из всех видов транспорта в международных грузоперевозках лидирует морской транспорт. Он является самым дешевым и универсальным (морским транспортом можно перевозить практически все виды продукции и доставлять их в места, недоступные для других видов транспорта).
Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажу судов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. Суда под «дешевыми» флагами обеспечивают в 3 раза более низкую себестоимость перевозок, значительные налоговые и другие льготы их владельцам.
Под
флагами стран открытого
Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая нефть (около 1000 млн. т. в год), нефтепродукты (300 млн. т.), железная руда (300 млн. т.), каменный уголь (270 млн.т.), зерно (200 млн т.).
Роль железнодорожного транспорта так же немаловажна. Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1,2 млн км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около 240 тыс. км), Канаде (90 тыс. км), России (86 тыс. км), Индии (61 тыс. км), Китае (53 тыс. км), ФРГ. Однако наибольшая плотность железнодорожной сети (густота) отмечается в странах Зап. Европы (в Бельгии — 100км путей на 100 км2 территории). В России этот показатель достаточно высок в Европейской части страны и очень низок в Сибири. По протяженности электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия. В США такие дороги не получили большого распространения: более 90 % всей работы выполняют тепловозы. В Японии и западноевропейских странах доля электрической тяги в ж/д транспорте составляет около 50 % (в Швейцарии почти 100 %, во Франции и Испании — около 30 %).
Если говорить об автомобильном транспорте, то в настоящее время большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всю территорию США — от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой и США и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью.