Международные отношения и внешняя политика республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 09:48, доклад

Описание работы

Республика Беларусь вступила в новый этап своей государственности. Позади не только более десяти лет независимости. Позади остались и неразбериха первых лет, разброд в умах, драматические смены ожиданий — от эйфории обретенной независимости до отчаяния экономического и социального кризиса первой половины девяностых годов.

Содержание

Введение
1. Принципы внешнеполитической доктрины РБ.
2.Цели и задачи Республики Беларусь на международной арене
3. Региональные приоритеты РБ
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Академия управления при Президенте Республики Беларусь.docx

— 33.44 Кб (Скачать)

Академия  управления при Президенте Республики Беларусь

Кафедра идеологии и политических наук 
 
 
 

дисциплина  «Политология»

Доклад  на тему:

 «Международные отношения и внешняя политика» 
 
 
 

студент 1 курса 

ГУП-5

Мицкевич  Елена Александровна 

 доцент кафедры,

 кандидат  филологических наук

 Мячикова Ирина Ивановна 
 
 
 
 
 
 

Минск 2010 

Содержание 
 

       Введение

       1. Принципы внешнеполитической доктрины РБ.

       2.Цели и задачи Республики Беларусь на международной арене

       3. Региональные приоритеты РБ

       Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Нельзя  не согласиться с мнением Президента Республики Беларусь, что мир не стоит на месте. Меняются глобальные процессы, их характер и содержание. Серьёзные изменения происходят в государствах по периметру Беларуси. Много перемен и в нашей стране. Внешняя политика государства, ее стратегия и тактика не могут не реагировать на эти изменения. Пришло время глубже осмыслить внешнюю политику нашей страны в меняющемся мире.

       Состоятельность государства в международных  отношениях определяется его ”внутренним  здоровьем“. Сильная, работящая страна в любом случае добьется достойного положения в мировом сообществе, как бы ей в этом не мешали. С учетом этого логично будет начать с  оценки того, что же собой представляет сегодня наша держава. Як кажуць, чаго яна варта?

       Республика  Беларусь вступила в новый этап своей  государственности. Позади не только более  десяти лет независимости. Позади остались и неразбериха первых лет, разброд в умах, драматические смены ожиданий — от эйфории обретенной независимости до отчаяния экономического и социального кризиса первой половины девяностых годов.

       Беларусь  нашла свой путь развития. Успешный и результативный. Мы первыми в СНГ кто быстрыми темпами движется вперед.

       Мы  это всё зарабатываем своими руками и головой. И в этом наше, не побоюсь  сказать, стратегическое преимущество. Сами — умом, головой и руками, а от не ресурсов, которые находятся  от Господа Бога в земле.[1] 
 

1. Принципы внешнеполитической доктрины РБ 

       Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание  и развитие. Поэтому отправной  точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику. В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ на ближайший период может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске и привлечении в республику тех крох иностранных инвестиций, которые можно найти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные инвестиции и небольшие собственные ресурсы будут направляться на структурную перестройку части белорусской экономики в сторону ее интеграции в сферу геополитического притяжения ЕС.

       Учитывая  доктрину Станислава Станиславовича Шушкевича [2] о государственном нейтралитете Беларуси, отказ от ядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие отношения с Россией, уклонение от идеологизации своей внешней и внутренней политики и от конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций на Западе – все это составляло основу внешнеполитической линии Беларуси от самого момента ее провозглашения.

       Преемственность такой внешнеполитической линии  Президент Лукашенко, судя по его  выступлениям, в целом намерен  сохранить. В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.  

       Основными направлениями политики на международной арене являются:

  • вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства;
  • активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями;
  • способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;
  • участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;
  • энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.

       Республика  Беларусь – одно из немногих на постсоветском  пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных конфликтов, дискриминации  граждан по языковому признаку.

       Нельзя  не учесть обращение Президента А. Лукашенко к белорусскому народу и парламенту в котором говорится: «Беларусь должна присутствовать во всех регионах мира, где это экономически выгодно и сообразно ее национальным интересам. Действия белорусской дипломатии на основных внешнеполитических направлениях будут оцениваться, главным образом, с позиции их экономической эффективности и реализации мирных инициатив.» 
 
 
 
 
 
 

2.Цели и задачи Республики Беларусь на международной арене 

       В силу сложных поворотов истории  Беларуси формирование ее современной  внешней политики пошло по пути синтеза  исторических традиций, положительных  наработок советского периода с  принципиально новыми подходами, диктуемыми кардинальными изменениями как  в Республике Беларусь, так и на мировой арене.

       Менталитет  белорусского народа, который всегда был настроен на поиск друзей и  партнеров, специфика современной  фазы развития международных отношений, прагматичный экономический расчет обусловили избранный Республикой  Беларусь магистральный курс на многовекторность внешней политики, органически сочетающей конструктивную работу на всех направлениях.

       Вместе  с тем, объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов диктует  необходимость их концентрации на ряде наиболее важных направлений — это  естественная мировая практика. Поэтому, на базе соотнесения собственных  национальных интересов с оценкой  международной ситуации и действий партнеров, в рамках многовекторности Республика Беларусь формулирует и реализует приоритетные направления и задачи своей внешней политики.

       По  мнению Министерства иностранных дел, внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

  • соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;
  • соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;
  • повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;
  • развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;
  • добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;
  • приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;
  • отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.

       Нельзя  не учитывать стратегические цели Республики Беларусь на международной арене — защита государственного суверенитета и территориальной целостности; защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

       Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

  • содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;
  • равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;
  • создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;
  • формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;
  • обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;
  • содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;
  • содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;
  • расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;
  • привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;
  • участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Региональные  приоритеты РБ 

       К  моему огромному сожалению, надо признать, решение большинства белорусских проблем невозможно силами одной лишь Беларуси. Слишком масштабны и дорогостоящи алгоритмы их решения для небольшой страны.

       Решение наиболее важных белорусских проблем  лежит вне Беларуси, ибо:

       - Беларусь живет в условиях  экологической катастрофы, выживание  крупных белорусских предприятий возможно только путем их успешной деятельности вне национального экономического пространства,

       - новый виток научно-технической  революции в развитых странах  ставит под вопрос судьбу белорусской  промышленности в случае промедления  с модернизацией производственных  технологий,

       - приближение к границам Беларуси  НАТО и ЕС создаёт принципиально  новую геополитическую ситуацию, к которой Беларусь должна  адаптироваться. 

       Региональные  приоритеты Республики Беларусь выстраиваются  в следующем порядке: Россия и  СНГ, страны Балтии, Украина, Польша, Европа, США, Азия.

         Прежний курс на однозначную  ориентацию на Россию имел  свои сильные стороны для решения  злободневных экстренных задач  по стабилизации экономики и  политической ситуации в стране. В критический момент именно  восточная ориентация Беларуси  помогла: 

       - сохранить рынок для продукции  крупных промышленных предприятий, 

       - сохранить социальную стабильность,

       - укрепить государственные институты, 

       - закрепить именно белорусское  направление для реализации крупнейших  проектов Европейского Союза  на Востоке континента[3]. 

       Россия  — основной партнёр Белоруссии в  экономической и политической сфере. Россия и другие постсоветские государства  представляют для Белоруссии крайне важный рынок сбыта продукции  и источник сырья. По мнению экспертов, значительный экономический рост Белоруссии в 2004—2006 во многом был связан с её особыми отношениями с Россией.

       Социальная  и экономическая стабильность обеспечивалась доступом на российский рынок и получением энергоресурсов по внутренним российским ценам. В то же время белорусская  экономика в основном сохранила  хозяйственные связи с российскими  предприятиями и значительный промышленный экспорт в Россию. В Россию, в  частности, поступает 60-70 % всего экспорта средств транспорта, машин и оборудования из Белоруссии. В 2006 г. на Россию пришлось $6,85 млрд из $19,74 млрд белорусского экспорта.

       До  конца 2006 года Белоруссия имела возможность  закупать нефть в России по внутренним российским ценам и экспортировать нефтепродукты по мировым ценам, что позволяло не только удовлетворять  внутренние потребности страны в  нефтепродуктах, но и получать значительные доходы. Расходы на газоснабжение  частично компенсируются за счёт реэкспорта российского газа. В этой ситуации Белоруссия не пострадала, а выиграла от роста мировых цен на энергоносители.

Информация о работе Международные отношения и внешняя политика республики Беларусь