Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 17:40, контрольная работа
Внешние факторы экономического роста, система показателей и оценок.
Большинство государств образовались в результате национально-освободительной войны, распада колониальной системы в 50-60-е гг. 20. В
Лат. Америке государства обрели независимость в 19 в. Особенность состоит в том, что наряду с индустриальными существуют до индустриальные
типы производственных сил - многоукладность социально-экономической структуры.
общий долг составил 96,9% ВВП, что составляет 362% стоимости совокупного экспорта, коэффициент обслуживания долга составляет 22,1%.
Экономическое развитие региона. Впервые 15 лет после обретения независимости экономика региона развивалась устойчиво. Темпы роста ВВП
в 65-80-х гг. составили 4,2%, а в 80-е гг. произошло снижение до 2,1%. Одной из важнейших проблем является замедление притока инвестиций в
ключевые отрасли экономики. Это привело к общему снижению темпов экономического роста. Изменения на внешних рынках минерального и с/х
сырья привели к ухудшению
внешних условий
средства производства. В 80-х гг. впервые за последние 40 лет произошло опережение роста населения роста ВВП, что повлекло к падению ВВП на
душу населения. Темпы экономического роста были выше темпов прироста населения только в 6 странах: Буркина-Фасо, Бурунди, Кения, Конго,
Лесото, Мали, Чад. В большинстве стран Тропической Африки с/х является основной отраслью экономики, однако в нем наблюдаются значительные
отставания. Своеобразием аграрного сектора является пестрота поземельных отношений, типичная для большинства развивающихся стран. Формы
землевладения: общинная, феодальная, мелкокрестьянская, частнокапиталистическая, государственная, кооперативная. Удельный вес
частнокапиталистического земледелия ниже, чем в остальном развивающемся мире. Одной из причин отставания с/х является преобладающее
использование экстенсивных методов ведения хозяйства. Интенсивные системы орошаемого земледелия и смешанные хозяйства не получили
должного развития. В 80-е гг. наблюдалась хроническая нехватка продовольствия. Это привело к зависимости от внешних поставок продовольствия,
без которых многие страны не обеспечивают минимального уровня для человеческого проживания. Наименее развитые страны не в состоянии
оплачивать объемы продовольственного
импорта, что приводит их к зависимости
от внешней продовольственной
промышленного производства свидетельствуют о фактической деиндустриализации региона. Если в 65-80-х гг. они составляли 7,5% в год, то в 80-е гг.
- 0,7%. Произошло снижение
роста в добывающей и
Особенности промышленности:
носит очаговый характер. За исключением
горнодобывающей
предприятия. Диспропорциональность проявляется в преобладании добычи минерального сырья над промышленной переработкой. Газодобывающей
промышленности принадлежит особая роль в социально-экономическом развитии региона. Однако в этих отраслях произошел спад, причиной
которого явилось замедление темпов роста потребления сырьевых ресурсов в промышленно развитых странах, из-за неэффективного использования
доходов от экспорта произошло замедление процесса обновления основного капитала в этой отрасли. Слабое развитие получила обрабатывающая
промышленности - характерная
черта стран Тропической
Структура обрабатывающей промышленности - отсталая, 2 крупных ее компонента - это производство пищевого продовольствия и текстиля и одежды.
Отрасли 1-ого компонента есть только в Зимбабве, Кении, Нигерии. Обрабатывающая промышленность сильно зависит от импорта, темпы ее роста
снизились с 6% до 3,4%. Причины снижения: снижение доходов от сырьевого экспорта привело к сужению возможностей приобретения элементов
основного и оборотного капитала на внешних рынках, чрезмерная вовлеченность государства в отрасль, его гипертрофированная роль в принятии
решений. Центральным звеном в обеспечении экономического роста является накопление. Развитие производства приводит к увеличению спроса на
капитал. Однако имущие слои склонны расходовать свои средства не на производство, а на ростовщичество, посреднические операции, приобретение
недвижимости - все это создает противоречивые тенденции в фазе накоплений. Общий валовый объем сбережений в большинстве стран не покрывает
внутренних потребностей в инвестициях, что определяет зависимость от финансового капитала извне. Доля иностранных чистых инвестиций во
внутренних капиталовложениях большинства государств весьма незначительна, она не превышала нескольких %. Только в 3 странах в период 1986-90
гг. она была достаточно велика - Ботсвана, Свазиленд, Сейшельские о-ва (39%) . Экономическое развитие во многом зависит от иностранных займов и
безвозмездной помощи. Существует 2 источника внешнего финансирования: правительственные кредиты и безвозмездные субсидии (часто не в
денежной форме) .
Роль стран Тропической Африки в мировой экономике
Экспортная квота равняется 19%, однако в некоторых странах этот показатель на много опережает средний: Конго (36%) , Габон (33%) , Кот д”
Ивуар (33%) . За счет поставок из стран Тропической Африки покрывается значительная часть потребностей промышленно развитых стран в
минеральном сырье. В целом ряде государств доля сырья в экспорте превышает 90%: Нигерия, Сомали, Уганда, Чад. 2/3 стоимости экспорта приходится
на 4 вида сырья: нефть, газ, какао-бобы, кофе. Продукция обрабатывающей промышленности в экспорте составляет всего 10%, машин и оборудования -
1%. Структура импорта
типична для развивающихся
промышленности - 37%. В структуре сырьевого импорта преобладает топливо. За последнее десятилетие произошло снижение темпов роста экспорта с
6,1% до 0,2%. Однако в некоторых
государствах наблюдался
регионального экспорта обусловлено тенденцией к уменьшению материалоемкости ВВП в промышленно развитых странах, переход их
промышленности к
конкурентоспособности. Особенность внешней торговли: низкий удельный вес внутрирегиональной торговли. С середины 60-х гг. действует ряд
торговых блоков. Главными причинами медленного прогресса внутрирегиональной торговли - общий низкий уровень развития ее участников,
однотипность их специализации в МРТ, отсутствие в регионе развитой транспортной системы. В первой половине 80-х гг. среднегодовой приток
прямых иностранных инвестиций превысил 30 млн. долларов только в Нигерии (210) , Камеруне (154) , Анголе (66) , Габоне (59) , Конго (35) .
Причины слабого интереса иностранного частного капитала: политическая нестабильность, неясность перспектив экономического развития, излишняя
централизованность управления
экономикой, регулирование инвестиционного
процесса. На первом плане стоит
необходимость решения
проблем: продовольственная, структурная перестройка хозяйства, децентрализация власти в экономической сфере, стимулирование
предпринимательской инициативы 34. Североамериканская ассоциация свободной торговли НАФТА.
Североамериканское
соглашение о свободной
силу 1 января 1994 года. Созданное для поощрения увеличения торговли и инвестиций между партнерами по НАФТА, Соглашение содержит
грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне
свободной торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуренции и передвижения
деловых людей через границы.
НАФТА увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки, а также повысила привлекательность канадской экономики для
иностранных инвесторов. С момента вступления НАФТА в силу, канадский экспорт на эти рынки впечатляюще вырос, а прямые заграничные
инвестиции в Канаду изо всех источников устойчиво росли.
Однако что
более важно, НАФТА и его
предшественник, Канадско-американское
Соглашение о свободной
значительный прогресс в производительности и специализации в канадской экономике и способствовали повышению масштаба экономики, качества
продуктов, конкурентоспособности
цены. Результатом стало повышение
общей конкурентоспособности
Широкая сфера
торговли является основной
примером которой является Канада. Отношение экспорта товаров и услуг к валовому национальному продукту (ВНП) в 1996 составило 38.4 процента и
сделало Канаду самой глобально интегрированной изо всех стран большой семерки.
В результате
четырех лет претворения в
жизнь, НАФТА развило
демонстрируют показатели 1997 года, которые отражают 388.3 миллиарда долларов США в общей двусторонней торговле Канады с партнерами по
НАФТА, более 200 миллиардов долларов США исходящих и входящих иностранных прямых инвестиций и более 50 миллиардов долларов США в
торговле и услугах между Канадой и США. Эти цифры показывают, что важные рынки для широкого спектра товаров, услуг, финансовых ресурсов и
технологий уже существуют и процветают во в значительной мере интегрированной коммерческой среде.
НАФТА обладает
четкой организационной
входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой
Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и
рабочих групп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 году и в Мексико в начале 1998 года.
Министры согласились о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS) , создание
которого планировалось на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль
рабочего секретариата при Комиссии.
НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с
Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям. обеспечения эффективного претворения в жизнь норм НАФТА и их
администрирования были созданы более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в
себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров,
госпоставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА.
Рабочие группы
и комитеты НАФТА также
для изучения способов дальнейшей либерализации торговли между странами-участницами. Примером может служить последовательная политика
Канады, направленная на ускоренное снижение тарифов на некоторые виды товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА создают арену
для обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем на ранней стадии их развития, помогают избежать
процедур разрешения споров.
В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно
установившимися нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО) . Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба
неизменно возникают спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами,
чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других консультативных органов. В случае если взаимоприемлемое
решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов.
Администрирование
положений НАФТА, связанных с
разрешением споров, возложено на
канадскую, американскую и
национальные секции Секретариата НАФТА. В первые девять месяцев 1996 - 97 финансового года Секретариат назначил 14 рассмотрений группами
экспертов в соответствии с Главой 19 Соглашения и одно арбитражное рассмотрение согласно Главе 20. В 1996 были приняты восемь решений
группой экспертов согласно Главе 19 и один отчет группы экспертов согласно Главе 20.
Двадцатая глава
Североамериканского
споров. На конец 1996 года в соответствии с этой главой были затребованы 11 консультаций по 10 случаям, один из которых был передан для
арбитражного рассмотрения.
В четырнадцатой главе
касающихся финансовых услуг.
Основываясь на Канадско-американском соглашении о свободной торговле (FTA) , НАФТА включает в себя (в Главе 19) уникальную систему
рассмотрения экспертами, представляющими две страны, национальных решений по вопросам антидемпинга и компенсационной пошлины, замещая