Международные экономические отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Внешние факторы экономического роста, система показателей и оценок.
Большинство государств образовались в результате национально-освободительной войны, распада колониальной системы в 50-60-е гг. 20. В
Лат. Америке государства обрели независимость в 19 в. Особенность состоит в том, что наряду с индустриальными существуют до индустриальные
типы производственных сил - многоукладность социально-экономической структуры.

Работа содержит 1 файл

Международные экономические отношения.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

общий долг составил 96,9% ВВП, что составляет 362% стоимости  совокупного экспорта, коэффициент обслуживания долга составляет 22,1%.

   Экономическое  развитие региона. Впервые 15 лет  после обретения независимости  экономика региона развивалась  устойчиво. Темпы роста ВВП 

в 65-80-х гг. составили 4,2%, а в 80-е гг. произошло снижение до 2,1%. Одной из важнейших проблем является замедление притока инвестиций в

ключевые отрасли экономики. Это привело к общему снижению темпов экономического роста. Изменения  на внешних рынках минерального и  с/х 

сырья привели к ухудшению  внешних условий воспроизводства  в регионе. Сокращение доходов от экспорта привело к уменьшению импорта, включая

средства производства. В 80-х гг. впервые за последние 40 лет  произошло опережение роста населения  роста ВВП, что повлекло к падению  ВВП на

душу населения. Темпы  экономического роста были выше темпов прироста населения только в 6 странах: Буркина-Фасо, Бурунди, Кения, Конго,

Лесото, Мали, Чад. В большинстве  стран Тропической Африки с/х  является основной отраслью экономики, однако в нем наблюдаются значительные

отставания. Своеобразием аграрного сектора является пестрота поземельных отношений, типичная для большинства развивающихся стран. Формы

землевладения: общинная, феодальная, мелкокрестьянская, частнокапиталистическая, государственная, кооперативная. Удельный вес 

частнокапиталистического земледелия ниже, чем в остальном развивающемся мире. Одной из причин отставания с/х является преобладающее

использование экстенсивных методов ведения хозяйства. Интенсивные  системы орошаемого земледелия и  смешанные хозяйства не получили

должного развития. В 80-е гг. наблюдалась хроническая нехватка продовольствия. Это привело к зависимости от внешних поставок продовольствия,

без которых многие страны не обеспечивают минимального уровня для человеческого проживания. Наименее развитые страны не в состоянии

оплачивать объемы продовольственного импорта, что приводит их к зависимости  от внешней продовольственной помощи. Темпы роста 

промышленного производства свидетельствуют о фактической  деиндустриализации региона. Если в 65-80-х  гг. они составляли 7,5% в год, то в 80-е гг.

- 0,7%. Произошло снижение  роста в добывающей и обрабатывающей  отраслях.

   Особенности промышленности: носит очаговый характер. За исключением  горнодобывающей промышленности  отсутствуют крупные и средние 

предприятия. Диспропорциональность проявляется в преобладании добычи минерального сырья над промышленной переработкой. Газодобывающей

промышленности принадлежит  особая роль в социально-экономическом  развитии региона. Однако в этих отраслях произошел спад, причиной

которого явилось замедление темпов роста потребления сырьевых ресурсов в промышленно развитых странах, из-за неэффективного использования

доходов от экспорта произошло  замедление процесса обновления основного  капитала в этой отрасли. Слабое развитие получила обрабатывающая

промышленности - характерная  черта стран Тропической Африки. Лишь в некоторых странах доля обрабатывающей промышленности превышает 20%.

Структура обрабатывающей промышленности - отсталая, 2 крупных  ее компонента - это производство пищевого продовольствия и текстиля и одежды.

Отрасли 1-ого компонента есть только в Зимбабве, Кении, Нигерии. Обрабатывающая промышленность сильно зависит от импорта, темпы ее роста 

снизились с 6% до 3,4%. Причины  снижения: снижение доходов от сырьевого  экспорта привело к сужению возможностей приобретения элементов

основного и оборотного капитала на внешних рынках, чрезмерная вовлеченность государства в  отрасль, его гипертрофированная роль в принятии

решений. Центральным  звеном в обеспечении экономического роста является накопление. Развитие производства приводит к увеличению спроса на

капитал. Однако имущие слои склонны расходовать свои средства не на производство, а на ростовщичество, посреднические операции, приобретение

недвижимости - все это  создает противоречивые тенденции в фазе накоплений. Общий валовый объем сбережений в большинстве стран не покрывает

внутренних потребностей в инвестициях, что определяет зависимость  от финансового капитала извне. Доля иностранных чистых инвестиций во

внутренних капиталовложениях большинства государств весьма незначительна, она не превышала нескольких %. Только в 3 странах в период 1986-90

гг. она была достаточно велика - Ботсвана, Свазиленд, Сейшельские  о-ва (39%) . Экономическое развитие во многом зависит от иностранных займов и

безвозмездной помощи. Существует 2 источника внешнего финансирования: правительственные кредиты и  безвозмездные субсидии (часто не в 

денежной форме) .

   Роль стран  Тропической Африки в мировой  экономике

   Экспортная квота  равняется 19%, однако в некоторых странах этот показатель на много опережает средний: Конго (36%) , Габон (33%) , Кот д”

Ивуар (33%) . За счет поставок из стран Тропической Африки покрывается  значительная часть потребностей промышленно  развитых стран в 

минеральном сырье. В целом ряде государств доля сырья в экспорте превышает 90%: Нигерия, Сомали, Уганда, Чад. 2/3 стоимости экспорта приходится

на 4 вида сырья: нефть, газ, какао-бобы, кофе. Продукция обрабатывающей промышленности в экспорте составляет всего 10%, машин и оборудования -

1%. Структура импорта  типична для развивающихся стран: 40% - машины и оборудование, продовольствие -16%, продукция обрабатывающей 

промышленности - 37%. В  структуре сырьевого импорта  преобладает топливо. За последнее  десятилетие произошло снижение темпов роста экспорта с

6,1% до 0,2%. Однако в некоторых  государствах наблюдался существенный  рост экспорта: Гана -5,6%, Конго - 6,2%, Маврикий - 10,5%. Понижение 

регионального экспорта обусловлено тенденцией к уменьшению материалоемкости ВВП в промышленно развитых странах, переход их

промышленности к ресурсосберегающим технологиям. Что касается падения  экспорта с/х товаров и продовольствия, то причина в их низкой

конкурентоспособности. Особенность внешней торговли: низкий удельный вес внутрирегиональной торговли. С середины 60-х гг. действует ряд

торговых блоков. Главными причинами медленного прогресса  внутрирегиональной торговли - общий  низкий уровень развития ее участников,

однотипность их специализации  в МРТ, отсутствие в регионе развитой транспортной системы. В первой половине 80-х гг. среднегодовой приток

прямых иностранных  инвестиций превысил 30 млн. долларов только в Нигерии (210) , Камеруне (154) , Анголе (66) , Габоне (59) , Конго (35) .

Причины слабого интереса иностранного частного капитала: политическая нестабильность, неясность перспектив экономического развития, излишняя

централизованность управления экономикой, регулирование инвестиционного  процесса. На первом плане стоит  необходимость решения следующих 

проблем: продовольственная, структурная перестройка хозяйства, децентрализация власти в экономической сфере, стимулирование

предпринимательской инициативы 34. Североамериканская ассоциация свободной  торговли НАФТА.

   Североамериканское  соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Канадой, Соединенными Штатами Америки и Мексикой вступило в

силу 1 января 1994 года. Созданное  для поощрения увеличения торговли и инвестиций между партнерами по НАФТА, Соглашение содержит

грандиозный план уничтожения  тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне

свободной торговли. Это  включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуренции и передвижения

деловых людей через  границы.

   НАФТА увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки, а также повысила привлекательность канадской экономики для

иностранных инвесторов. С момента вступления НАФТА в  силу, канадский экспорт на эти  рынки впечатляюще вырос, а прямые заграничные 

инвестиции в Канаду изо всех источников устойчиво росли.

   Однако что  более важно, НАФТА и его  предшественник, Канадско-американское  Соглашение о свободной торговле (FTA) стимулировали 

значительный прогресс в производительности и специализации  в канадской экономике и способствовали повышению масштаба экономики, качества

продуктов, конкурентоспособности  цены. Результатом стало повышение  общей конкурентоспособности канадского экспорта как товаров, так и услуг.

   Широкая сфера  торговли является основной движущей силой экономического роста и создания новых рабочих мест в открытой экономике,

примером которой является Канада. Отношение экспорта товаров  и услуг к валовому национальному  продукту (ВНП) в 1996 составило 38.4 процента и 

сделало Канаду самой  глобально интегрированной изо всех стран большой семерки.

   В результате  четырех лет претворения в  жизнь, НАФТА развило существующие  тенденции к конвергенции рынков  в Северной Америке. Это 

демонстрируют показатели 1997 года, которые отражают 388.3 миллиарда  долларов США в общей двусторонней торговле Канады с партнерами по

НАФТА, более 200 миллиардов долларов США исходящих и входящих иностранных прямых инвестиций и  более 50 миллиардов долларов США в 

торговле и услугах  между Канадой и США. Эти цифры  показывают, что важные рынки для широкого спектра товаров, услуг, финансовых ресурсов и

технологий уже существуют и процветают во в значительной мере интегрированной коммерческой среде.

   НАФТА обладает  четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую

входят представители  на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает  за осуществлением и дальнейшей разработкой 

Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при  интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и

рабочих групп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили  в Вашингтоне, США в 1997 году и в  Мексико в начале 1998 года.

   Министры согласились  о том, что Комиссия в ее  работе будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS) , создание

которого планировалось  на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван служить  официальным архивом работы НАФТА  и выполнять роль

рабочего секретариата при Комиссии.

   НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с

Соглашением, с целью  способствования торговле и инвестициям. обеспечения эффективного претворения  в жизнь норм НАФТА и их

администрирования были созданы более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в

себя происхождение  товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными  товарами и субсидии в эту область  экономики, стандартизацию товаров,

госпоставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА.

   Рабочие группы  и комитеты НАФТА также помогают  сделать процесс претворения  НАФТА в жизнь более гладким,  обеспечить создание форума

для изучения способов дальнейшей либерализации торговли между странами-участницами. Примером может служить последовательная политика

Канады, направленная на ускоренное снижение тарифов на некоторые  виды товаров. Кроме того, рабочие  группы и комитеты НАФТА создают арену

для обсуждения спорных  вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем на ранней стадии их развития, помогают избежать

процедур разрешения споров.

   В настоящее  время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно

установившимися нормами  НАФТА и Всемирной организации  торговли (ВТО) . Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба

неизменно возникают  спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами,

чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих  групп НАФТА или других консультативных  органов. В случае если взаимоприемлемое

решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов.

   Администрирование  положений НАФТА, связанных с  разрешением споров, возложено на  канадскую, американскую и мексиканскую 

национальные секции Секретариата НАФТА. В первые девять месяцев 1996 - 97 финансового года Секретариат назначил 14 рассмотрений группами

экспертов в соответствии с Главой 19 Соглашения и одно арбитражное  рассмотрение согласно Главе 20. В 1996 были приняты восемь решений 

группой экспертов согласно Главе 19 и один отчет группы экспертов согласно Главе 20.

   Двадцатая глава  Североамериканского соглашения  о свободной торговле устанавливает  институциональный механизм и  процедуру разрешения 

споров. На конец 1996 года в соответствии с этой главой были затребованы 11 консультаций по 10 случаям, один из которых был передан для

арбитражного рассмотрения. В четырнадцатой главе дополнительно  оговариваются специальные процедуры  для разрешения любых споров,

касающихся финансовых услуг.

   Основываясь на  Канадско-американском соглашении о свободной торговле (FTA) , НАФТА включает в себя (в Главе 19) уникальную систему

рассмотрения экспертами, представляющими две страны, национальных решений по вопросам антидемпинга и  компенсационной пошлины, замещая 

Информация о работе Международные экономические отношения