Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 17:40, контрольная работа
Внешние факторы экономического роста, система показателей и оценок.
Большинство государств образовались в результате национально-освободительной войны, распада колониальной системы в 50-60-е гг. 20. В
Лат. Америке государства обрели независимость в 19 в. Особенность состоит в том, что наряду с индустриальными существуют до индустриальные
типы производственных сил - многоукладность социально-экономической структуры.
обороту, который составляет 200-250 миллионов марок. Она главным образом сдает в аренду выставочные павильоны, но выступает и в качестве
устроителя.
В ярмарочном
деле Великобритании
оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов марок. Однако значительная часть своего оборота они получают и за пределами
Великобритании, так что
в самой стране ярмарки поводятся
преимущественно
территории в большинстве
случаев принадлежат
По официальным данным около 30 процентов внешней торговли Италии производится через ярмарки, в том числе 18 процентов через
Миланскую. Она имеет 20 представительств за рубежом. Доля иностранных участников и посетителей в среднем составляет 18 процентов.
27. Виды и особенности деятельности ТНК в мировом хозяйстве
32. Международная интеграция в Европе
ЕС 28% общемирового объема ВВП при 7% населения. Основная экономическая мощь приходится на ФРГ, Францию, Италию и
Великобританию. остальные государства представляют из себя малые промышленно развитые страны, специализирующиеся на производстве
технически сложной высококачественной продукции.
Малые страны
различаются по величине ВВП.
В первую группу входят
приходится 20,1% ВВП. Крупным странам уступают в 4-5 раз. Во вторую группу входят Австрия, Дания, Норвегия, Греция, Финляндия - 8,1% ВВП.
Третья группа - Португалия, Ирландия, Люксембург, Исландия, Кипр, Мальта - около 2% ВВП ЕС. Отдельную группу составляют карликовые
государства: Монако, Сан-Марино, Андорра, Лихтенштейн. Между странами значительные отличия в уровне экономического развития. В Ирландии,
Греции, Португалии, Испании на душу населения приходится не больше 60% от среднего потенциала для всех стран ЕС. Существенные различия
существуют и в структуре хозяйства. В Италии, Греции, Португалии высок уровень с/х, в карликовых государствах доминирует сфера услуг. За последнее
десятилетие положение ЕС в мире значительно изменилось. За 1970-80-е гг. доля в мировом ВВП увеличилась с 25% до 31% (однако в 1989 г. доля
упала до 28%) . Экономический рост характеризовался понижающими темпами. В периоды кризисов 1975,81 и 93 гг. совокупный объем ВВП стран ЕС
сократился соответственно на 1,2,0,2 и 0,3%. В эти годы произошел рост инфляции и безработицы, была характерна низкая загрузка производственных
мощностей. ЕС переживает кризис традиционных отраслей. Политика протекционизма в целях ограждения ряда отраслей: черная металлургия, химия,
текстильная промышленность - от внешней конкуренции, что привело к старению структуры хозяйства этих отраслей. На экономику стран ЕС оказала
влияние также гонка вооружений. Доля стран ЕС в общих военных расходах НАТО возросла с 22,7 до 47,5% за 1970-87 гг. Это повлекло за собой
обострение проблемы бюджетных дефицитов и увеличение государственного долга. В ЕС велик научный потенциал, на научно-технические
исследования в ведущих
больше, чем Япония. ЕС отстает в таких отраслях производства, как интегральные схемы, полупроводники, микропроцессоры, биоматериалы. В ЕС
наблюдается массовая безработица (20 млн.) . Уровень безработицы в странах ЕС составил 10,7% рабочей силы (для сравнения в США - 7,4%, а в
Японии - 2,3%) . В странах ЕС происходят значительные изменения в структуре хозяйства. Отмечается тенденция к понижению роли промышленного
производства. Структурный кризис потряс судостроение, черную металлургию, текстильную и угольную промышленность. Упал внутренний спрос на
продукцию автомобилестроения, электротехнику. Наиболее динамично развивающаяся отрасль - электронная промышленность. Появились и развились
и новые отрасли производства (роботы, атомные реакторы) . Компании ЕС обеспечивают внутреннего спроса на полупроводники на 35%, на
электронные компоненты - на 40%. В ведущих странах региона получило развитие производство минерального сырья и тяжелая промышленность.
Значительную роль играет химическая промышленность. В Италии, Греции, Португалии велика доля легкой промышленности - 18-24%. Для
большинства стран характерен рост пищевой промышленности. Газодобывающая промышленность занимает скромное место, составляя около 1%
совокупного ВВП. Уровень с/х варьируется от 1,5 до 8%. В целом на ЕС приходится 20% мирового производства с/х продукции. Ведущими
производителями с/х товаров в ЕС являются: Франция (14,5%) , ФРГ (13%) , Италия (10%) , Великобритания (8%) . Главной отраслью с/х является
животноводство. Что касается теплоэнергетического баланса, то в странах ЕС произошло относительное снижение потребления энергии, а
потребление нефти сократилось абсолютно. Доля нефти упала с 52% до 45%, при этом возросла роль атомной энергии и природного газа. В экономике
ЕС произошли значительные сдвиги, отразившиеся на падение в ВВП удельного веса отраслей материального производства и увеличении доли услуг
(около 1/3 экономически активного населения) . Во второй половине 80-х гг. прошла волна слияний и поглощений. Особенность современного этапа
централизации капитала - широкий международный характер сделок. Произошло укрепление позиций стран ЕС в мировом хозяйстве. Если в 70-80-х гг.
в 50 крупнейших компаний мира ЕС представляли 9, то теперь - 24. Впереди корпорации Германии, в меньшей степени Франции и Италии. Произошло
некоторое ослабление позиций британских компаний. Отличие от Северной Америки состоит в том, что наиболее сильные позиции компаний ЕС
наблюдаются в традиционных отраслях, тогда как в Америке - в наукоемких. Наблюдается тенденция к децентрализации управления производством,
растет внутрифирменное разделение труда. Рост мелкого предпринимательства повышает гибкость хозяйственных структур к потребностям рынка.
Вмешательство государства
в процесс производства и перераспределения
сократилось. Во многих странах были
приватизированы
компании. Первоочередные задачи для стран ЕС: перестройка промышленности на основе энергои материалосберегающих технологий, освоения
новейших достижений науки и техники. В рамках ЕС были разработаны программы по реорганизации и частичному свертыванию традиционных и
ряда новых производств: сталелитейная, синтетических волокон, текстильная, нефтехимическая, судостроения. Одним из направлений государственной
политики является привлечение прямых иностранных инвестиций. На первый план вышла антиинфляционная политика, проблема занятости и
стабилизации экономического роста отошла на второй план. Кредитно-денежное регулирование выдвинулось на первый план Европейский союз (ЕС)
- Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург,
Нидерланды, Греция.
Европейские сообщества (ЕС) , или так называемый “Общий рынок” являются объединением государств, которые стремятся к политическому и
экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Страны - члены “Общего рынка” считают себя ядром будущих
Соединенных Штатов Европы.
В “Общий рынок” входят: Европейское объединение угля и стали (соответствующий договор вступил в силу в 1952 году) .
Европейское экономическое сообщество (договор вступил в силу в 1958 году) .
Эти договоры
были дополнены и расширены
так называемыми Едиными
Европейские Акты являются
базой политического
“Общий рынок” является крупнейшим в мире торговым партнером. Численность населения стран-членов “Общего рынка” составляет 320
миллионов человек, т.е. больше чем численность населения США (239 млн. человек.
С 1967 года Европейские
Сообщества имеют следующие
законодательный орган; Комиссия Европейских сообществ - исполнительный орган. Только Комиссия имеет право представлять на утверждение
Совета министров проекты законов; Европейский парламент - контрольный орган. Он осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и
утверждает бюджет; Суд Европейских сообществ - высший судебный орган; Европейский совет, в состав которого входят главы правительств стран-
членов; Европейское экономическое сотрудничество, комитет, в составе которого насчитывается 12 министров иностранных дел и один член комиссии
ЕС.
В своей работе
Европейский совет и Комиссия
Европейских сообществ находят
поддержку еще двух
“Общего рынка” : Экономического и социального совета; Консультативной комиссии ЕС по углю и стали.
Существует организация “Общего рынка” , насчитывающая более 20 тысяч служащих из разных стран, которые представлены в соответствии с
так называемой национальной пропорцией, на средства формируемые за счет ввозных пошлин, особой статьей которых являются отчисления по
сахару, таможенному тарифу, определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость, и прочих средств.
Расходует же “Общий рынок” средства на субсидии по сельскому хозяйству, и поддержку менее развитых регионов, финансирует научные
исследования и опытно-
Основой политики
Европейских Сообществ
передвижение граждан стран-членов; Свобода выбора места жительства; Свобода предоставления услуг; Свободный оборот капиталов и свободный
платежный оборот (трансферт капиталов) ; Первым шагом в реализации целей “Общего рынка” явилось создание свободного единого рынка, иными
словами осуществление торговли без взаимных пошлин, установления товарных контингентов, и введения других ограничений. Одновременно с этим
была введена единая система пошлин по отношению к третьим странам (таможенная уния) .
Естественно, что
это, уже ставшее походить на
государство, объединение, не
может обойтись без
Первым шагом на пути создания Европейской валютной системы было введение в 1971 году европейской валютной единицы - ЭКЮ (ECU) . С того
момента ЭКЮ используется как расчетная единица для определения бюджета “Общего рынка” и курсов национальных валют, а также для
осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС. Она котируется на европейских биржах.
Внешнеторговая
политика “Общего рынка”
защите производителей от допинговых цен внешних экспортеров с помощью введения “лимитированной” или “предельной” цены. Этой же цели
служат устанавливаемые на каждый год Советом министров Европейских сообществ, “интервенционная” и “лимитированная импортная” цены. Также
органы “Общего рынка”
борются с нечестной
ограничений.
33. Экономические интеграции в Африки и Азии
Все государства, расположенные к югу от Сахары, за исключением ЮАР. 98% запасов урана сосредоточено в Намибии, Нигере, Габоне. 92%
всех запасов меди - в Замбии и Заире, 78% хромитов - в Зимбабве. Большая часть всей нефти - в Нигерии.
Общая характеристика экономического положения
Узкая аграрно-сырьевая
специализация в МРТ, все
Значительную роль в национальной экономике занимает традиционный сектор, в основе которого лежат мелкие крестьянские хозяйства. Часты случаи
осуществления внеэкономического принуждения для присвоения результатов труда, в мелких хозяйствах занята большая часть с/х населения.
Характерен низкий уровень развития экономики и социальной сферы. Большинство государств располагают очень низким доходом. В 90-м г. доход на
душу населения не превышал 610 долларов. Самый низкий среднедушевой ВВП наблюдался в Мозамбике, Сомали, Эфиопии, Гвинее-Биссау, Чаде.
Лидирующее место в регионе по ВВП занимали Зимбабве, Кот д” Ивуаре, Камеруне, Конго, Ботсване, Габоне. Структура ВВП: 27% - в
промышленности, 32% - с/х. 11% ВВП приходится на долю обрабатывающей промышленности. 38% ВВП - сфера услуг. Среди развивающихся стран в
странах Тропической Африки наблюдается самая низкая продолжительность жизни (50 лет в 1985 г.) . 26 государств региона классифицируется как
наименее развитые. 48,8% населения относятся к категории бедных. Страны Тропической Африки занимают периферийное и зависимое положение в
мировом хозяйстве. Из-за узкой аграрно-сырьевой специализации их доходы зависят от конъюнктуры цен на мировом рынке на сырьевые товары.
Валовых внутренних сбережений большинства государств не хватает для покрытия их потребностей во внутренних инвестициях, таким образом
существует зависимость от финансовых поступлений извне. В конце 80-х гг. валовые внутренние сбережения региона составили 13% ВВП, а валовые
внутренние инвестиции
- 15% ВВП. О зависимом положении
свидетельствуют размеры