Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:25, доклад
Международная торговля как товарами, так и услугами, перемещение людей и движение капитала в настоящее время немыслимы без страхования, которое является неотъемлемой частью международных торговых контрактов. При перевозке грузов или поставке промышленного оборудования, инвестировании или обычной поездке за рубеж требуется защита от рисков, непредвиденных обстоятельств. В связи с этим возникает необходимость формирования специального фонда для покрытия убытков, т.е. страхового фонда.
Международная торговля как товарами, так и услугами, перемещение людей и движение капитала в настоящее время немыслимы без страхования, которое является неотъемлемой частью международных торговых контрактов. При перевозке грузов или поставке промышленного оборудования, инвестировании или обычной поездке за рубеж требуется защита от рисков, непредвиденных обстоятельств. В связи с этим возникает необходимость формирования специального фонда для покрытия убытков, т.е. страхового фонда.
Каждый отдельно взятый хозяйствующий
субъект может создать
Таким образом, страхование как особый вид хозяйственной деятельности предполагает образование за счет взносов участников экономических отношений целевых фондов для возмещения убытков, возникших в результате страхового случая.
К важнейшим особенностям страхования относятся:
целевое финансирование и использование средств. Материальный ущерб возмещается лишь в строго оговоренных случаях и пределах. В связи с этим, например, страхование валютного риска в результате включения в контракт различных валютных оговорок не входит в понятие «страхование» в его узком смысле как особого вида экономической деятельности, поскольку при этом не создаются целевые фонды и участниками страхования являются контрагенты по одной торговой операции;
вероятностный характер, обусловленный тем, что заранее неизвестны ни срок наступления страхового события, ни размер убытков, ни то, чей конкретно материальный интерес и в какой степени оно затронет;
материальная
Объектом страхования, как правило, является чей-то материальный интерес. Физическое или юридическое лицо, страхующее свой интерес от каких-либо неблагоприятных и непредсказуемых явлений, называется страхователем. При имущественном страховании страхователь обычно является собственником имущества, которое он страхует, однако им может быть и лицо, арендующее имущество или взявшее его в залог. Главной обязанностью страхователя является уплата взносов для создания фонда, из которого он имеет право получить возмещение при наступлении событий, наносящих ущерб.
Созданный страхователями фонд
может формироваться по договоренности
между ними и управляться совместно. В
этом случае имеет место так называемое
взаимное страхование, при котором страхователи
формально считаются собственниками страхового
фонда. Первоначальной формой взаимного
страхования была раскладочная система
страхования: суммы возникших в течение
года убытков от огня, разбойных действий
и стихийных бедствий распределялись
для возмещения между страхователями.
При этом годовые взносы каждого из участников
страхования не фиксировались и, следовательно,
были непредсказуемы.
Со временем формирование страхового фонда стало в основном осуществляться с помощью заранее определенных взносов. Управление этим фондом осложнилось и все больше обособлялось от страхователей, становясь самостоятельной сферой экономической деятельности. Его стали осуществлять специализированные страховщики, целью которых стало не столько распределение убытков между страхователями, сколько получение прибыли.
Взносы, собранные страховщиком и создающие основу страхового фонда, в международной практике называются страховыми премиями (insurance premium). Страховая премия представляет собой плату за принятие страховщиком на себя обязательств возместить ущерб, нанесенный имуществу страхователя.
Размер страховой премии зависит прежде всего от степени риска по страховой сделке и фиксируется в страховом полисе (insurance policy), который выдается страховщиком страхователю и подтверждает заключение сделки страхования. В страховом полисе помимо размера страховой премии оговариваются следующие условия:
конкретные риски, по которым страховщик обязан возместить ущерб. Под риском понимается вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. Обязанность страховщика возместить ущерб возникает только при наступлении оговоренного в полисе события — страхового случая;
страховая оценка, т.е. определенная
стоимость застрахованного
При наступлении страхового случая страховщик обязан выплатить конкретную сумму страхового возмещения, определяемую исходя из размера страховой суммы и страхового ущерба, который представляет собой материальные потери страхователя в результате страхового случая.
Прибыль страховых компаний формируется главным образом из двух источников: собственно страховой деятельности и инвестиционной деятельности.
В первом случае прибыль возникает в результате превышения сумм аккумулированных страховых премий и полученных регрессных взносов над суммами выплаченных страховых возмещений и административных расходов, а во втором случае — в результате операций с ценными бумагами и т.п.
Различают несколько видов страхования.
При личном страховании объектами страхования являются жизнь, здоровье, трудоспособность человека. Страхователь заключает договор страхования определенного лица, которым может являться или сам страхователь, или какое-либо третье лицо. В личном страховании выделяют страхование:
жизни;
от несчастных случаев;
на случай болезни и др.
При имущественном страховании, объектом которого являются различные виды собственности юридических и физических лиц, всегда необходима точная страховая оценка имущества и ущерба. Имущество страхователя находится при этом в его владении, распоряжении и/или пользовании. Страховое возмещение не должно превышать страховой суммы, а страховая сумма — страховой оценки. Целью имущественного страхования является возмещение страхователю прямого или косвенного убытка. Прямой убыток проявляется в потере или обесценении застрахованного имущества в результате страхового случая. Он поддается оценке и чаще выражается в материальной форме. Помимо этого в прямой убыток включаются затраты страхователя на спасение имущества и восстановление его свойств, произведенные во время и по причине страхового случая. Косвенный убыток — это недополученный доход, как правило, вследствие прямого убытка. Он возникает из-за временной остановки процесса производства, невыполнения обязательств перед контрагентами, приведшего к уплате неустойки и т.п.
Правила имущественного страхования
существенно различаются в
Юридические лица обычно осуществляют страхование производственных помещений и незавершенного строительства от огня и стихийных бедствий, оборудования от поломок, транспортных средств от аварий и т. д.
Объектом имущественного страхования могут выступать ценные бумаги, финансовое положение фирмы. Финансовое положение фирмы страхуется от ущерба, который может возникнуть в результате забастовок, злоупотреблений служащих, а также невыполнения контрагентом своих обязательств и др.
Страхование ответственности перед третьими лицами. Такая ответственность возникает при совершении определенных неправильных действий страхователем или его бездействии и представляет собой его обязанность возместить ущерб каким-либо юридическим и физическим лицам. В отличие от имущественного страхования в этом случае объектом страховых отношений является не собственность, которой может быть нанесен ущерб, а экономический интерес в его денежном выражении. Целью страхования ответственности является компенсация затрат, которые страхователь должен понести по закону или по решению суда в пользу лиц, которым нанесен ущерб или вред. Страховая сумма не может быть оценена до страхового случая, например страхование ответственности владельцев автотранспортных средств. Помимо суммы возмещения ущерба третьим лицам могут быть возмещены .и издержки страхователя, связанные с судопроизводством.
Морское страхование
Основные риски в
груз-карго;
транспортное средство — каско;
фрахт.
В международной торговле перевозки осуществляются в основном морским транспортом, поэтому морскому страхованию уделяется особое внимание.
Основные требования к договору морского страхования содержатся в главе XII Кодекса торгового мореплавания (КТМ), которая регулирует взаимоотношения между сторонами договора.
Объектом морского страхования может быть имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием: судно, в том числе находящееся в постройке, груз, фрахт, плата за проезд, арендная плата, прибыль, ожидаемая от груза, заработная плата и иные виды вознаграждения капитана и других лиц судового экипажа," а также риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование).
Договор страхования должен иметь только письменную форму. В этой связи страховщик обязан выдать страхователю документ (полис, страховой сертификат и т.п.).
Договор морского страхования
грузов заключается на основании
письменного заявления
точное наименование груза, род упаковки, число мест, вес груза;
номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;
наименование, год постройки, флаг и тоннаж судна;
способ транспортировки груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпью, наливом);
пункты отправления, перегрузки и назначения груза;
дату отправки груза, страховую сумму, условия страхования.
Страховщик вправе требовать, чтобы грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для предохранения от утраты, недостачи и повреждения, предъявлялись к перевозке в исправной таре и упаковке, соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, а грузы, не имеющие установленных для них государственных стандартов и технических условий, — в исправной таре и упаковке, обеспечивающей их сохранность при перевозке и перевалке.
Перевозчик обязан заблаговременно обеспечить техническую пригодность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипаж и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозятся грузы, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза.
Договор страхования считается
заключенным с момента, когда
факт страхования подтвержден
Договор страхования может быть заключен на следующих условиях;
с ответственностью за все риски;
с ответственностью за частную аварию;
без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения.
Эти условия разработаны
с учетом международной практики,
сложившейся в морском
Условия Института лондонских страховщиков в силу их стандартизации и общепризнанности широко применяются страховыми компаниями большинства стран мира.
По договору страхования, заключенному страховой компанией на условиях с ответственностью за все риски, возмещаются все убытки от повреждения или полной гибели всего либо части застрахованного груза, кроме убытков, произошедших в результате:
а) всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями, пиратских действий, а также гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста и уничтожения грузов по требованию военных и гражданских властей;
б) прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации и радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;
в) умысла или грубой небрежности страхователя, или выгодоприобретателя, или их представителей, а также нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;