Международная торговля в системе экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:21, курсовая работа

Описание работы

Традиционной и наиболее развитой формой Международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объема МЭО.
Международная торговля опосредует большинство видов международного сотрудничества.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЕО.docx

— 79.03 Кб (Скачать)

Однако успех такой  политики маловероятен, если она станет использоваться не одной страной, а  несколькими. Стимулирование собственного экспорта за счет сокращения импорта  из других стран рано или поздно создало бы тупиковую ситуацию, поскольку  означало бы прекращение всякой торговли. Так что предложенная схема возможна лишь в одном случае — когда  экспорт страны, проводящей такую политику, пользуется повышенным спросом со стороны других стран. Но в долгосрочном плане подобная политика обеспечивала бы выгоды одной стране за счет других и в конечном счете привела бы к их экономическому ослаблению, а значит, и к сокращению их импортных возможностей.

Четвертый аргумент в защиту протекционизма связан с попыткой смягчить кризис в отраслях, испытывающих экономические  трудности. Существенные изменения спроса и предложения как на внутреннем, так и на внешнем рынках могут наносить ощутимый удар по ряду отраслей. Подобный удар испытывала, например, хлопчатобумажная промышленность Англии в 1970-е гг. Ограничение импорта в этот период позволило смягчить кризис, предоставив отрасли больше времени для перестройки и безболезненного сокращения производства. Что-то подобное испытывала российская автомобильная промышленность в 1990-е гг., однако здесь повышение импортных пошлин на ввоз автомобилей мало сказалось на структурной перестройке отрасли и повышении качества производимой продукции.

Пятый аргумент касается использования  протекционизма в исключительных случаях: кризис платежного баланса, введение тарифов «в отместку» за ограничительные действия другой страны, защита отечественных производителей от «нечестных» иностранных конкурентов, ограждение национальной экономики от кризисных явлений в других странах и т. п [9].

При всей убедительности некоторые  из этих аргументов вряд ли оправданны с экономической точки зрения. Так, введение ответных тарифов способно усилить напряженность в экономических  отношениях между странами и привести к торговым войнам, в которых победителей  не бывает.

Таковы основные доводы сторонников  протекционизма. Если их сопоставить  с аргументами защитников свободы  торговли, то в результате можно  прийти к следующему выводу: фритрейдерство исходит из долгосрочных интересов и обосновывает глобальные выгоды от свободной торговли, в то время как протекционизм действует под давлением обстоятельств и руководствуется исключительно краткосрочными национальными интересами. Поэтому нельзя сказать, что для той или иной страны протекционизм всегда вреден, а свобода торговли всегда выгодна, или наоборот. В. Парето советует ставить проблему иначе: «Зная все экономические и социальные условия данной страны в данный момент, следует уяснить, что для этой страны и в этот момент больше подходит — свобода торговли или протекционизм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 Понятие и суть международной торговли

 

До конца 19 в. фактически повсюду большинством населения  являлись крестьяне, которые производили  продовольствие, а также изготавливали  орудия труда и многие предметы первой необходимости. То, что они не могли  произвести сами, покупалось в близлежащих  городах в обмен на излишки  сельскохозяйственной продукции (обычно небольшие) и некоторые ремесленные  изделия. Дальние поездки по торговым делам были большой редкостью, поскольку  практически все продукты производились  в небольших количествах, а перевозка  товаров была сопряжена с опасностями  и большими расходами и занимала много времени. Там, где существовала международная торговля, она обычно была монополизирована получившими  государственную лицензию частными организациями. За границу имело  смысл вывозить лишь товары, обладавшие высокой стоимостью при малом  весе: драгоценные камни, благородные  металлы, пряности, некоторые виды тканей (особенно шерстяные и шелковые), меха и вино. Зерно также иногда вывозилось за рубеж, но в небольших  количествах. 

Торговля является традиционной и древнейшей формой международных  экономических отношений. Возникнув  много столетий назад, она и поныне продолжает сохранять важные позиции  в общем комплексе мирохозяйственных  связей.

Термин международная  торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист  Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка  в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики  Нового времени [16].

Международная торговля —  система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней  торговли всех стран мира.

Мощным стимулом развития международной торговли стал переход  от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, а также создание национальных государств, установление производственных связей как внутри стран, так и между ними.

Создание крупной промышленности позволило сделать качественный скачок в развитии производительных сил в международной торговле. Это привело к увеличению масштабов производства и улучшению транспортировки товаров, т.е. были созданы предпосылки для расширения хозяйственных и торговых связей между странами, а вместе с тем усилило необходимость расширения международной торговли. На современном этапе международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

 во-первых, образованием  мирового рынка как одной из  исторических предпосылок капиталистического  способа производства;

во-вторых, неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах; продукция наиболее динамично  развивающихся отраслей, которую  невозможно реализовать на внутреннем рынке, вывозится за границу;

в-третьих, тенденцией, возникшей  на нынешнем этапе развития  экономики  к безграничному расширению размеров производства, тогда как емкость  внутреннего рынка ограничена платежеспособным спросом населения. Поэтому производство неизбежно перерастает границы  внутреннего спроса, и предприниматели  каждой страны ведут упорную борьбу за внешние рынки [6].

Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран .

Во всем мире международная  торговля является частью повседневной жизни. Американцы ездят в японских автомобилях, французы пьют шотландское  виски, шведы едят французский сыр, канадцы импортируют корейские  компьютеры, русские покупают греческие  апельсины. Мы все зависим от товаров  и услуг, создаваемых в других странах. Страны торгуют друг с другом в надежде получить выгоду от сделок. И они получают ее, поскольку торговля позволяет государствам обменивать товары, которых у них избыток, на то, что им необходимо. Некоторые  территории, в силу природно-климатических  условий, могут производить то, что  другим не доступно. Одни страны, например Заир и Южная Африка, имеют огромные запасы полезных ископаемых. Другие —  например, Гондурас и Гватемала, благодаря  климату имеют возможность выращивать тропические фрукты. Третьи, например Япония и Америка, располагают гигантскими  техническими ресурсами и квалифицированной  рабочей силой.

В каждом из перечисленных  случаев названные условия обеспечивают стране абсолютные преимущества при  производстве отдельных товаров  и услуг. Специализируясь на производстве, в котором они имеют абсолютные преимущества, и обмениваясь избыточной продукцией друг с другом, страны получают больше, чем имели бы, если бы пытались сами производить все необходимое [17].

Большинство государств, однако, не имеет абсолютных преимуществ. Но, тем не менее, участвует в международной  торговле. Выдающийся английский экономист Давид Рикардо (1772—1823 гг.) показал, что даже в случае, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества — каждой стране выгоднее производить и экспортировать те товары, при изготовлении которых производительность труда на ее предприятиях превосходит производительность труда на аналогичных предприятиях других стран.

Рикардо доказал, что у любой страны всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных. Именно этот товар она и должна экспортировать в обмен на другие.

Сравнительные преимущества — главный двигатель международной  торговли. Страны торгуют между собой, потому что они могут покупать товары у других стран по более  низкой цене. Разница в издержках  производства возникает в результате различий в методах производства и в доступности факторов производства. Кроме того, экономия на масштабе производства делает его специализацию эффективной [14].

Таким образом, можно сделать  вывод, что рациональное ведение  хозяйства — использование определенного  количества ограниченных ресурсов для  получения желаемого результата — требует, чтобы любой товар  производился той страной, у которой  ниже издержки, т. е. той страной, которая  располагает сравнительными преимуществами. Например, США экспортируют самолеты, тракторы, пшеницу, электронно-вычислительную технику, оптические приборы и др. Вместе с тем, США импортируют суда, некоторые марки автомобилей и мотоциклов, обувь, одежду. Великобритания имеет сравнительные преимущества в производстве тракторов, взрывчатых веществ, красок, шерстяных и меховых, изделий, но не имеет их в производстве стали, синтетических и хлопчатобумажных тканей, обуви и одежды. Саудовская Аравия имеет относительные преимущества в производстве нефти, т. к. располагает крупными месторождениями. Она может производить нефть дешевле по сравнению с другими странами, так же, как Чили и Замбия могут относительно дешевле производить медь. Соответственно эти страны добывают и экспортируют названные полезные ископаемые.

Специализация, основанная на принципе сравнительных издержек (преимуществ), способствует более эффективному размещению и использованию ресурсов страны, росту уровня и качества жизни населения с помощью товарообмена с другими странами (экспорт-импорт).

Экспорт — вывоз товаров  из страны для продажи или использования  в других государствах. Экономическая  эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара.

Импорт — ввоз в страну иностранных товаров из-за границы. При импорте страна приобретает  товары, производство которых в настоящее  время экономически невыгодно. При  расчете эффективности внешней  торговли подсчитывается тот экономический  выигрыш, который получает данная страна из-за, быстрого удовлетворения своих  потребностей в товарах за счет импорта  и высвобождения ресурсов, затрачиваемых  на производство подобных товаров в  стране.

Общая сумма экспорта и  импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами.

Международная торговля выгодна  для всех ее участников. Каждая страна может найти свое место на мировом  рынке, используя то, чем она богата и в чем у нее есть относительное  преимущество. Даже такие небольшие  по размеру страны мира, как, например, Голландия, Израиль, Колумбия, не имеющие  возможности развивать промышленные отрасли, получают высокие доходы, например, от поставки цветов на мировой рынок. Многие из богатейших стран мира обязаны  своим благополучием международной  торговле [17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3 Формы международной торговли

 

Международная торговля находится  в постоянном развитии. В настоящее  время действуют разнообразные формы торговли между странами, а именно: Экспорт, импорт, реимпорт, реэкспорт.

Экспорт означает, что реализация товаров и услуг происходит на внешних рынках и потребляться они  будут покупателями других стран. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения  национальных издержек и мировых  цен на данную продукцию, а, следовательно, зависит от производительности труда  и масштабов производства в странах, участвующих в международном обороте данного товара.

При импорте товара страна приобретает такие товары, производство которых в настоящее время  либо вообще невозможно, либо невыгодно, то есть импорт товара обойдётся с  меньшими затратами, чем могут быть затраты на производство данной продукции  внутри страны.  
При расчёте эффективности импорта подсчитывается та экономическая выгода, которую получает страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определённых товарах за счёт импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в данной стране, и направления этих ресурсов в более эффективные отрясли [1]. 

Разновидностью экспортно-импортных  операций являются: реэкспортные операции; реимпортные операции.

Реэкспорт означает продажу иностранным субъектам хозяйственной деятельности и вывоз за пределы страны товаров, ранее импортированных на территорию Украины. 

Реэкспортные операции возможны в самых разных ситуациях. Во-первых, реэкспорт возникает как естественное продолжение торговой операции. Продавец ввозит товар в страну для реализации его на бирже или аукционе, но он может быть продан покупателю из третьей страны и вывезен. Во-вторых, реэкспорт может появиться из-за перерыва нормального хода реализации товара. Если продавец отправил товар покупателю, но последний по каким-либо мотивам не может его оплатить, то он стремится перепродать товар другому покупателю в этой стране или в третьей стране. Уход товара в третью страну и есть реэкспорт. Это вынужденный реэкспорт. В-третьих, возможно также выполнение реэкспортной операции без предварительного завоза товаров из-за границы, так как они могут быть отправлены новому покупателю, минуя реэкспортную страну. Торговые фирмы многих крупных стран часто прибегают к операциям по перепродаже товаров, используя с целью получения прибыли разницу в ценах на один и тот же товар. Кроме фирм, занимающихся чистым реэкспортом, выгоду получает и страна от перевозки реэкспортируемых товаров, осуществляемой при помощи ее транспортных средств, от проведения страховых, кредитных и иных посреднических операций. И, наконец, в-четвертых, реэкспортные операции возникают и при строительстве крупных объектов с помощью иностранных фирм. Практика показывает, что иностранный поставщик часто закупает отдельные виды материалов и оборудования в третьих странах и отправляет их на стройку без завоза в страну реэкспорта. Реэкспортные операции без завоза в страну реэкспорта, по сути, не являются экспортом данной страны, но они учитываются таможенной статистикой и потому относятся к классу реэкспортных операций.

Информация о работе Международная торговля в системе экономических отношений