Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:21, курсовая работа
Традиционной и наиболее развитой формой Международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объема МЭО.
Международная торговля опосредует большинство видов международного сотрудничества.
Однако успех такой политики маловероятен, если она станет использоваться не одной страной, а несколькими. Стимулирование собственного экспорта за счет сокращения импорта из других стран рано или поздно создало бы тупиковую ситуацию, поскольку означало бы прекращение всякой торговли. Так что предложенная схема возможна лишь в одном случае — когда экспорт страны, проводящей такую политику, пользуется повышенным спросом со стороны других стран. Но в долгосрочном плане подобная политика обеспечивала бы выгоды одной стране за счет других и в конечном счете привела бы к их экономическому ослаблению, а значит, и к сокращению их импортных возможностей.
Четвертый аргумент в защиту протекционизма связан с попыткой смягчить кризис в отраслях, испытывающих экономические трудности. Существенные изменения спроса и предложения как на внутреннем, так и на внешнем рынках могут наносить ощутимый удар по ряду отраслей. Подобный удар испытывала, например, хлопчатобумажная промышленность Англии в 1970-е гг. Ограничение импорта в этот период позволило смягчить кризис, предоставив отрасли больше времени для перестройки и безболезненного сокращения производства. Что-то подобное испытывала российская автомобильная промышленность в 1990-е гг., однако здесь повышение импортных пошлин на ввоз автомобилей мало сказалось на структурной перестройке отрасли и повышении качества производимой продукции.
Пятый аргумент касается использования протекционизма в исключительных случаях: кризис платежного баланса, введение тарифов «в отместку» за ограничительные действия другой страны, защита отечественных производителей от «нечестных» иностранных конкурентов, ограждение национальной экономики от кризисных явлений в других странах и т. п [9].
При всей убедительности некоторые
из этих аргументов вряд ли оправданны
с экономической точки зрения.
Так, введение ответных тарифов способно
усилить напряженность в
Таковы основные доводы сторонников протекционизма. Если их сопоставить с аргументами защитников свободы торговли, то в результате можно прийти к следующему выводу: фритрейдерство исходит из долгосрочных интересов и обосновывает глобальные выгоды от свободной торговли, в то время как протекционизм действует под давлением обстоятельств и руководствуется исключительно краткосрочными национальными интересами. Поэтому нельзя сказать, что для той или иной страны протекционизм всегда вреден, а свобода торговли всегда выгодна, или наоборот. В. Парето советует ставить проблему иначе: «Зная все экономические и социальные условия данной страны в данный момент, следует уяснить, что для этой страны и в этот момент больше подходит — свобода торговли или протекционизм».
Раздел 2 Понятие и суть международной торговли
До конца 19 в. фактически повсюду большинством населения являлись крестьяне, которые производили продовольствие, а также изготавливали орудия труда и многие предметы первой необходимости. То, что они не могли произвести сами, покупалось в близлежащих городах в обмен на излишки сельскохозяйственной продукции (обычно небольшие) и некоторые ремесленные изделия. Дальние поездки по торговым делам были большой редкостью, поскольку практически все продукты производились в небольших количествах, а перевозка товаров была сопряжена с опасностями и большими расходами и занимала много времени. Там, где существовала международная торговля, она обычно была монополизирована получившими государственную лицензию частными организациями. За границу имело смысл вывозить лишь товары, обладавшие высокой стоимостью при малом весе: драгоценные камни, благородные металлы, пряности, некоторые виды тканей (особенно шерстяные и шелковые), меха и вино. Зерно также иногда вывозилось за рубеж, но в небольших количествах.
Торговля является традиционной
и древнейшей формой международных
экономических отношений. Возникнув
много столетий назад, она и поныне
продолжает сохранять важные позиции
в общем комплексе
Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».
Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени [16].
Международная торговля —
система международных товарно-
Мощным стимулом развития международной торговли стал переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, а также создание национальных государств, установление производственных связей как внутри стран, так и между ними.
Создание крупной
во-первых, образованием
мирового рынка как одной из
исторических предпосылок
во-вторых, неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах; продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невозможно реализовать на внутреннем рынке, вывозится за границу;
в-третьих, тенденцией, возникшей на нынешнем этапе развития экономики к безграничному расширению размеров производства, тогда как емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособным спросом населения. Поэтому производство неизбежно перерастает границы внутреннего спроса, и предприниматели каждой страны ведут упорную борьбу за внешние рынки [6].
Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран .
Во всем мире международная
торговля является частью повседневной
жизни. Американцы ездят в японских
автомобилях, французы пьют шотландское
виски, шведы едят французский сыр,
канадцы импортируют корейские
компьютеры, русские покупают греческие
апельсины. Мы все зависим от товаров
и услуг, создаваемых в других
странах. Страны торгуют друг с другом
в надежде получить выгоду от сделок.
И они получают ее, поскольку торговля
позволяет государствам обменивать
товары, которых у них избыток,
на то, что им необходимо. Некоторые
территории, в силу природно-климатических
условий, могут производить то, что
другим не доступно. Одни страны, например
Заир и Южная Африка, имеют огромные
запасы полезных ископаемых. Другие —
например, Гондурас и Гватемала, благодаря
климату имеют возможность
В каждом из перечисленных
случаев названные условия
Большинство государств, однако, не имеет абсолютных преимуществ. Но, тем не менее, участвует в международной торговле. Выдающийся английский экономист Давид Рикардо (1772—1823 гг.) показал, что даже в случае, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества — каждой стране выгоднее производить и экспортировать те товары, при изготовлении которых производительность труда на ее предприятиях превосходит производительность труда на аналогичных предприятиях других стран.
Рикардо доказал, что у любой страны всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных. Именно этот товар она и должна экспортировать в обмен на другие.
Сравнительные преимущества
— главный двигатель
Таким образом, можно сделать
вывод, что рациональное ведение
хозяйства — использование
Специализация, основанная на принципе сравнительных издержек (преимуществ), способствует более эффективному размещению и использованию ресурсов страны, росту уровня и качества жизни населения с помощью товарообмена с другими странами (экспорт-импорт).
Экспорт — вывоз товаров из страны для продажи или использования в других государствах. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара.
Импорт — ввоз в страну иностранных товаров из-за границы. При импорте страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно. При расчете эффективности внешней торговли подсчитывается тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за, быстрого удовлетворения своих потребностей в товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.
Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами.
Международная торговля выгодна
для всех ее участников. Каждая страна
может найти свое место на мировом
рынке, используя то, чем она богата
и в чем у нее есть относительное
преимущество. Даже такие небольшие
по размеру страны мира, как, например,
Голландия, Израиль, Колумбия, не имеющие
возможности развивать
Раздел 3 Формы международной торговли
Международная торговля находится в постоянном развитии. В настоящее время действуют разнообразные формы торговли между странами, а именно: Экспорт, импорт, реимпорт, реэкспорт.
Экспорт означает, что реализация
товаров и услуг происходит на
внешних рынках и потребляться они
будут покупателями других стран. Размер
выигрыша при этом зависит от соотношения
национальных издержек и мировых
цен на данную продукцию, а, следовательно,
зависит от производительности труда
и масштабов производства в странах,
участвующих в международном об
При импорте товара страна
приобретает такие товары, производство
которых в настоящее время
либо вообще невозможно, либо невыгодно,
то есть импорт товара обойдётся с
меньшими затратами, чем могут быть
затраты на производство данной продукции
внутри страны.
При расчёте эффективности импорта подсчитывается
та экономическая выгода, которую получает
страна из-за быстрого удовлетворения
своих потребностей в определённых товарах
за счёт импорта и высвобождения ресурсов,
затрачиваемых на производство подобных
товаров в данной стране, и направления
этих ресурсов в более эффективные отрясли
[1].
Разновидностью экспортно-
Реэкспорт означает продажу иностранным субъектам хозяйственной деятельности и вывоз за пределы страны товаров, ранее импортированных на территорию Украины.
Реэкспортные операции возможны
в самых разных ситуациях. Во-первых,
реэкспорт возникает как
Информация о работе Международная торговля в системе экономических отношений