Международная торговля услугами, масштабы, структура и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 03:38, контрольная работа

Описание работы

Сегодня не только товары продаются на мировом рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:
1) услуги, оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают страхование, транспортные перевозки и т. д.;
2) услуги, которые непосредственно связаны с обменом технологиями: сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство, управленческая деятельность;
3) путешествия людей, которые включают как туристические, так и деловые поездки;
4) расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам на капитал;
5) заработная плата и социальные расходы по отношению к иностранным рабочим.

Содержание

Введение 3
1. Международная торговля услугами – важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики 4
2. Формирование региональных рынков услуг 10
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами 14

Работа содержит 1 файл

мой.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

План

 

      Введение

 

     Сегодня не только товары продаются на мировом  рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг  понимают следующие виды деятельности:

     1) услуги, оказываемые в связи с  международной торговлей. Они  включают страхование, транспортные  перевозки и т. д.;

     2) услуги, которые непосредственно  связаны с обменом технологиями: сотрудничество в технической  сфере, капитальное строительство,  управленческая деятельность;

     3) путешествия людей, которые включают  как туристические, так и деловые поездки;

     4) расходы в банковской сфере,  лизинг, платежи по доходам на  капитал;

     5) заработная плата и социальные  расходы по отношению к иностранным рабочим.

     Сейчас появляются все более новые виды международных услуг. Их доля в мировом ВВП увеличивается. Всего выделяют шесть групп услуг:

     1) строительство и коммунальные  услуги;

     2) торговля (как оптовая, так и  розничная), гостиничный бизнес, рестораны, туристические базы;

     3) транспортные услуги (по отношению  к товарам или людям), хранение, услуги связи, посредничество в финансовой сфере;

     4) оборона государства и социальные  услуги;

     5) образование, здравоохранение и  работы, носящие общественный характер;

     6) другие коммунальные, социальные и личные услуги. В последнее время все более уверенно на мировом рынке развиваются информационные и консалтинговые услуги.

     В связи с тем что услуги –  это особый объект торговли, они  не фиксируются таможенными службами, так как редко пересекают таможенную границу. Платежи осуществляются, как правило, через коммерческие учреждения. Существует классификация мировой торговли услугами в зависимости от способа поставки:

     1) трансграничная торговля;

     2) потребление человеком (фирмой) услуги  за рубежом;

     3) учреждение коммерческого присутствия  на территории той страны, где  оказывается услуга;

     4) перемещение производителя услуги  – физического лица – в  другую страну с целью оказания  услуги.

     Если  говорить о странах, которые являются экспортерами услуг, то следует отметить, что все они – экономически развитые.

     Цель данной контрольной работы: рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.

1. Международная торговля  услугами – важнейший  фактор интенсификации и глобализации экономики

 

     Одно  из распространенных определений «услуги» восходит к Адаму Смиту, и состоит в том, что услуги представляют собой "неосязаемые" товары, потребляемые и исчезающие непосредственно в момент производства. Эта "неосязаемость" привела Адама Смита к выводу, что услуги не имеют долгосрочной экономической ценности и не заслуживают серьезного экономического рассмотрения1.

     В соответствии с этой доктриной, непосредственно  заимствованной марксизмом у классиков  политэкономии, в советской статистике услуги считались вспомогательным сектором экономики. В статистике услуг учитывались только услуги населению, а услуги, оказываемые промышленным предприятиям и имеющие непосредственное и несомненное отношение к производству "долгосрочных экономических ценностей" - такие, как транспорт - либо считались частью производственного процесса, либо самостоятельными отраслями.

     Данное  определение неудовлетворительно; оно могло бы казаться убедительным во времена Адама Смита, но вряд ли приемлемо в наше время. Так, результат услуги по разработке программного обеспечения под заказ вовсе не исчезает в момент поставки заказчику (разумеется, если услуга была оказана с должным качеством) и, разумеется, имеет долгосрочную экономическую ценность. Также было бы очень сложно, не погрешив против здравого смысла и школьного курса физики, определить "неосязаемый товар" так, чтобы услуги электросвязи оказывались "неосязаемыми", а силовая электроэнергия - "осязаемым" товаром2.

     Значительно более удовлетворительное определение  может быть получено, если мы уточним, что такое противоположность услуге - торговля товарами. А именно, при товарном обмене стороны обмениваются некоторыми "осязаемыми" объектами, товарами. В наше время одним из этих товаров обычно являются деньги. При этом - как, например, при продаже недвижимости или при безналичном денежном расчете - обмена самими этими объектами может не происходить. То, что передается на самом деле - это право собственности на объекты. Говоря короче, товар - это то, что является собственностью. Соответственно, услуга - это то, что собственностью не является и/или являться не может.

     Предоставление  услуги, таким образом - это контракт, в котором одна из сторон (реже - обе) предоставляет другой нечто, что  не является предметом собственности, но по той или иной причине ценно для этой другой стороны. Нередко при предоставлении услуги все-таки происходит обмен предметами собственности - так, программное обеспечение может поставляться на CD-ROM. Точное определение, таким образом, требует оговорки, что услуга - это контракт, в котором цена передаваемых объектов собственности (если такие объекты вообще существуют) мала по сравнению с полной суммой контракта.

     На  практике, информационные услуги, например юридические или НИОКР, все-таки относят именно к услугам (хотя, разумеется, сам по себе этот факт вряд ли может служить аргументом против понятия интеллектуальной собственности).

     Таким образом, производство услуг подразумевает  непосредственное участие в процессе производства самого поставщика услуги или нанятых им работников. В частности именно поэтому можно утверждать, что услуги - при прочих равных условиях - должны быть более трудоемки, чем "материальные" производства.

     Международная торговля услугами по сравнению с  торговлей товарами имеет следующие  особенности:

  • регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);
  • услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями;
  • производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем;
  • международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;
  • не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот3.

     Ключевым, в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:

  • Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).
  • Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его получатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом Тракторе самой услуги (строительство).
  • Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Всемирного банка в страны СНГ для оказания технической помощи).

     Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

     Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический процесс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм4.

     Существуют  определенные трудности при статистическом учете объемов предоставляемых услуг. Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем, стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).

     Из  статистического отчета «выпадают» доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

     В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается  ежегодный оборот по статье «услуги» не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40-50%.

     Географическое  распределение торговли услугами, предоставляемых  отдельными странами, отличается крайней  неравномерностью в пользу развитых государств.

     На  мировом рынке услуг в настоящее  время доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится более 50% экспорта и импорта услуг. Доля первой пятерки составляет около 40% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится более 35% всего мирового экспорта услуг5.

     Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней  торговле услугами, в то время как  некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно - консультационных и строительных услугах, Мексика на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.

     Что касается России, других государств СНГ и стран Балтии, то хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материальная база также, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ6.

     Если  говорить о распределении стоимости  услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этой страны. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывает Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50% экспортной выручки.

Информация о работе Международная торговля услугами, масштабы, структура и значение