Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 03:38, контрольная работа
Сегодня не только товары продаются на мировом рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:
1) услуги, оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают страхование, транспортные перевозки и т. д.;
2) услуги, которые непосредственно связаны с обменом технологиями: сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство, управленческая деятельность;
3) путешествия людей, которые включают как туристические, так и деловые поездки;
4) расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам на капитал;
5) заработная плата и социальные расходы по отношению к иностранным рабочим.
Введение 3
1. Международная торговля услугами – важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики 4
2. Формирование региональных рынков услуг 10
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами 14
Сегодня не только товары продаются на мировом рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:
1)
услуги, оказываемые в связи с
международной торговлей. Они
включают страхование,
2)
услуги, которые непосредственно
связаны с обменом
3)
путешествия людей, которые
4) расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам на капитал;
5)
заработная плата и социальные
расходы по отношению к
Сейчас появляются все более новые виды международных услуг. Их доля в мировом ВВП увеличивается. Всего выделяют шесть групп услуг:
1) строительство и коммунальные услуги;
2) торговля (как оптовая, так и розничная), гостиничный бизнес, рестораны, туристические базы;
3) транспортные услуги (по отношению к товарам или людям), хранение, услуги связи, посредничество в финансовой сфере;
4)
оборона государства и
5)
образование, здравоохранение
6) другие коммунальные, социальные и личные услуги. В последнее время все более уверенно на мировом рынке развиваются информационные и консалтинговые услуги.
В связи с тем что услуги – это особый объект торговли, они не фиксируются таможенными службами, так как редко пересекают таможенную границу. Платежи осуществляются, как правило, через коммерческие учреждения. Существует классификация мировой торговли услугами в зависимости от способа поставки:
1) трансграничная торговля;
2) потребление человеком (фирмой) услуги за рубежом;
3)
учреждение коммерческого
4)
перемещение производителя
Если говорить о странах, которые являются экспортерами услуг, то следует отметить, что все они – экономически развитые.
Цель данной контрольной работы: рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.
Одно из распространенных определений «услуги» восходит к Адаму Смиту, и состоит в том, что услуги представляют собой "неосязаемые" товары, потребляемые и исчезающие непосредственно в момент производства. Эта "неосязаемость" привела Адама Смита к выводу, что услуги не имеют долгосрочной экономической ценности и не заслуживают серьезного экономического рассмотрения1.
В соответствии с этой доктриной, непосредственно заимствованной марксизмом у классиков политэкономии, в советской статистике услуги считались вспомогательным сектором экономики. В статистике услуг учитывались только услуги населению, а услуги, оказываемые промышленным предприятиям и имеющие непосредственное и несомненное отношение к производству "долгосрочных экономических ценностей" - такие, как транспорт - либо считались частью производственного процесса, либо самостоятельными отраслями.
Данное
определение
Значительно более удовлетворительное определение может быть получено, если мы уточним, что такое противоположность услуге - торговля товарами. А именно, при товарном обмене стороны обмениваются некоторыми "осязаемыми" объектами, товарами. В наше время одним из этих товаров обычно являются деньги. При этом - как, например, при продаже недвижимости или при безналичном денежном расчете - обмена самими этими объектами может не происходить. То, что передается на самом деле - это право собственности на объекты. Говоря короче, товар - это то, что является собственностью. Соответственно, услуга - это то, что собственностью не является и/или являться не может.
Предоставление услуги, таким образом - это контракт, в котором одна из сторон (реже - обе) предоставляет другой нечто, что не является предметом собственности, но по той или иной причине ценно для этой другой стороны. Нередко при предоставлении услуги все-таки происходит обмен предметами собственности - так, программное обеспечение может поставляться на CD-ROM. Точное определение, таким образом, требует оговорки, что услуга - это контракт, в котором цена передаваемых объектов собственности (если такие объекты вообще существуют) мала по сравнению с полной суммой контракта.
На практике, информационные услуги, например юридические или НИОКР, все-таки относят именно к услугам (хотя, разумеется, сам по себе этот факт вряд ли может служить аргументом против понятия интеллектуальной собственности).
Таким образом, производство услуг подразумевает непосредственное участие в процессе производства самого поставщика услуги или нанятых им работников. В частности именно поэтому можно утверждать, что услуги - при прочих равных условиях - должны быть более трудоемки, чем "материальные" производства.
Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:
Ключевым, в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:
Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.
Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический процесс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм4.
Существуют определенные трудности при статистическом учете объемов предоставляемых услуг. Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем, стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).
Из статистического отчета «выпадают» доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.
В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги» не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40-50%.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемых отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.
На
мировом рынке услуг в
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, в то время как некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно - консультационных и строительных услугах, Мексика на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.
Что касается России, других государств СНГ и стран Балтии, то хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материальная база также, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ6.
Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этой страны. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывает Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50% экспортной выручки.
Информация о работе Международная торговля услугами, масштабы, структура и значение