Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:33, реферат
В наше время затраты на научные исследования весьма значительны, и практически ни одно государство, не может себе позволить развивать только собственные научные разработки, не учитывая преимуществ международного разделения труда в сфере науки и техники, возможности объединенных усилий в рамках мирового сообщества.
ведение 3
Понятие торговли лицензиями, виды лицензий 4
Цена лицензии. Способы оплаты лицензии 6
Ноу – хау 7
Франчайзинг 9
Международная торговля лицензиями – источник экономической выгоды 10
Мировой рынок торговли лицензиями 12
Группы стран – участников международной торговли лицензиями и ноу-хау 14
Международное регулирование торговли лицензиями 16
Россия в международной торговле лицензиями 18
Заключение 20
Источники 22
Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг – форма лицензии по которой одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.
По
существу, продавец и покупатель в
этом случае действуют как вертикально
интегрированная фирма, филиалы
которой взаимосвязаны и
Различают три типа франчайзинга:
Производственный - поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.
Торговый (товарный) - фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.
Лицензионный (деловой) - франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.
В этом разделе стоит рассмотреть вполне естественный вопрос: «Какие выгоды даёт торговля лицензиями мировой экономике и экономикам отдельных стран – экспортёрам и импортёрам лицензий?» Можно выделить следующие преимущества в масштабе мировой экономики:
Для стран выгодно экспортировать лицензии, так как они являются:
Для стран выгодно импортировать лицензии, так как они6:
Вышеперечисленные аспекты целесообразности экспорта и импорта лицензий определили возникновение и развитие мирового рынка лицензий, имеющего своеобразную структуру и особенности. Выход на данный рынок и участие в технологическом обмене сглаживают технологические различия между странами и позволяют ускорить процесс экономического и социального развития отдельных государств.
Оценочная стоимость продукции, выпускаемой в различных странах мира по иностранным лицензиям, составляет 500 млрд. долл. в год. Лидирующее положение в качестве экспортеров лицензий занимают экономически развитые страны, на которые приходится более 80% мирового экспорта лицензий, при этом доходы этих стран от продажи лицензий за рубеж составляют порядка 30 млрд. долларов в год7.
США являются лидером лицензионной торговли – 2/3 мирового экспорта лицензий (электротехническая, химическая промышленность, машиностроение). Второе место в экспорте лицензий занимают страны Западной Европы – члены Европейского Союза (фармацевтика, металлургия и металлообработка, текстильная и химическая промышленность). В импорте лицензий лидирует Япония, что обусловлено стратегией развития страны после Второй мировой войны, однако в последние годы Япония из нетто-импортера лицензий постепенно превращается в экспортера технологий. Сейчас на нее приходится уже более 5% мирового экспорта лицензий.
Географическая удаленность таких стран, как Австралия и Новая Зеландия, обусловливает активную лицензионную торговлю по сравнению с экспортом товаров и услуг, при этом экономическое положение стран стабильно улучшается, что подтверждает описанные выше выгоды от торговли лицензиями.
Развивающиеся страны имеют на мировом рынке торговли лицензиями менее 20%, что объясняется как малой емкостью их технологического рынка, так и невысоким уровнем экспортируемых технологий. Для этих стран (в число которых входит и Россия) важным фактором развития лицензионной торговли становится расширение инвестиционного строительства, в ходе которого через лицензии передаются технологические знания. Стоит отметить, что бывшие социалистические страны имеют незначительную долю на мировом рынке технологий8.
Современная отраслевая структура мирового рынка лицензий представлена наукоемкими отраслями промышленности: электротехнической, электронной, химической, фармацевтической, производством средств связи, приборостроением, авиакосмической, автомобильной отраслями.
В процентах от всего объема коммерческих операций отрасли экспорта лицензий распределяются следующим образом:
В современных условиях развитие экономики и технический прогресс любой страны зависят от активности её внешнеэкономической деятельности на рынке лицензий, и, как показывает опыт ведущих государств, эта связь с рынком лицензий становится более прочной по мере развития экономики в стране.
Современное состояние лицензионной торговли позволяет выделить некоторые группы стран в зависимости от их роли в международной лицензионной торговле:
1. Промышленно развитые страны с доминирующим экспортом лицензий.
К
этой группе относится одна страна
– США. Экспортная направленность
лицензионной торговли имеет исторический
характер и отражает научно – технический
потенциал страны. Суммарные затраты на
НИОКР в США превышают аналогичные затраты
в Великобритании, Германии, Японии, Франции
и Италии, вместе взятых, что говорит о
многом. Государство берет на себя подавляющую
часть расходов на проведение фундаментальных
научных исследований и последующее их
внедрение или экспорт.
2. Промышленно развитие страны с преобладающим экспортом лицензий.
К ним относятся Великобритания и Швейцария, которые имеют положительное сальдо в торговле лицензиями. Обе страны проводят политику, направленную на стимулирование экспорта лицензий. Основа такой политики в Великобритании такая же, как и в США. Торговля лицензиями в Швейцарии базируется, во-первых, на специализации в изготовлении высококачественной продукции для машиностроения, приборостроения, электротехники и т.д., а во-вторых, - на создании большого количества филиалов и дочерних компаний крупных фирм при относительно небольших возможностях промышленного использования новых технологий;
3. Промышленно развитые страны с преобладающим импортом лицензий.
К этой группе относятся остальные промышленно развитые страны, прежде всего Германия и Япония. Страны этой группы широко используют зарубежный опыт и технические знания для оснащения ведущих отраслей передовой технологией и ускорения собственных научно-технических разработок и не стремятся к балансированию поступлений и платежей по лицензионным сделкам. Примером успеха этой политики является широкая экспансия на автомобильном рынке в 70-е гг. западногерманского «Фольксвагена» и японских автомобилей, которые в условиях энергетического кризиса успешно применяли приобретенные лицензии для создания мало- и микролитражных автомобилей.
4. Развивающиеся страны и импортно-экспортной направленностью лицензионной торговли.
К ним относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция и Россия. Эти страны целенаправленно осуществляют закупку иностранных технологий для решения крупных экономических проблем, а экспортируют лицензии в основном в соседние государства.
5. Развивающиеся страны с импортной направленностью лицензионной торговли.
К этой группе относятся Таиланд, Алжир, Панама и др. Эти страны осуществляют закупку новых технологий преимущественно в виде сопутствующих лицензий при строительстве промышленных объектов;
6. Развивающиеся страны с эпизодическим характером лицензионной торговли. К этой группе относятся в основном наименее развитые страны, например страны центральной и южной Африки, осуществляющие добычу природных ресурсов.
Охрана
прав на изобретения, промышленные образцы
и товарные знаки как объекты
международной торговли лицензиями
- предмет активного
Парижская
конвенция ставит своей целью
предоставление более льготных условий
для патентования изобретений, промышленных
образцов, регистрации товарных знаков
иностранными гражданами и не предусматривает
создания международного патента, международного
промышленного образца и
Основными
положениями Конвенции
Принцип национального режима предусматривает предоставление гражданам и фирмам любой страны-участницы такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем гражданам этой страны и фирмам законодательством данного государства. Охрана предоставляется также гражданам государств, не входящих в Парижский союз, если они постоянно проживают в одной из стран этого Союза или имеют там свои предприятия.
Информация о работе Международная торговля лицензиями и ноу-хау