Международная торговля лицензиями и ноу-хау

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:33, реферат

Описание работы

В наше время затраты на научные исследования весьма значительны, и практически ни одно государство, не может себе позволить развивать только собственные научные разработки, не учитывая преимуществ международного разделения труда в сфере науки и техники, возможности объединенных усилий в рамках мирового сообщества.

Содержание

ведение 3
Понятие торговли лицензиями, виды лицензий 4
Цена лицензии. Способы оплаты лицензии 6
Ноу – хау 7
Франчайзинг 9
Международная торговля лицензиями – источник экономической выгоды 10
Мировой рынок торговли лицензиями 12
Группы стран – участников международной торговли лицензиями и ноу-хау 14
Международное регулирование торговли лицензиями 16
Россия в международной торговле лицензиями 18
Заключение 20
Источники 22

Работа содержит 1 файл

Международная торговля лицензияими и ноу-хау реферат.docx

— 54.10 Кб (Скачать)

Франчайзинг

 

     Разновидностью  международной торговли лицензиями является франчайзинг – форма лицензии по которой одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.

     По  существу, продавец и покупатель в  этом случае действуют как вертикально  интегрированная фирма, филиалы  которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров  и услуг. Особенно характерно это  для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией предприятия, стандарты и контроль качества продукции.

     Различают три типа франчайзинга:

     Производственный - поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.

     Торговый (товарный) - фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.

     Лицензионный (деловой) - франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.

Международная торговля лицензиями – источник экономической  выгоды

 

     В этом разделе стоит рассмотреть  вполне естественный вопрос: «Какие выгоды даёт торговля лицензиями мировой экономике  и экономикам отдельных стран  – экспортёрам и импортёрам лицензий?»  Можно выделить следующие преимущества в масштабе мировой экономики:

  • приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий страны на 7-8 лет;
  • каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3-6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии - 16 долларов;
  • экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение5.

Для стран  выгодно экспортировать лицензии, так как они являются:

  • средством увеличения дохода. При отсутствии условий реализации новой технологии в форме производства и сбыта той или иной продукции, ее можно реализовать в качестве самостоятельного продукта;
  • формой борьбы за товарный рынок. Первоначально из-за отсутствия капитала выпуск и реализацию продукта за рубежом трудно организовать в достаточных количествах, но покупатели на зарубежном рынке будут уже знакомы с товаром, ранее выпускавшимся по лицензии;
  • способом обойти проблемы экспорта товара в материальной форме, так как отсутствуют проблемы транспортировки и сбыта продукции, например таможенные барьеры;
  • средством расширения товарного экспорта, если заключается лицензионное соглашение, предусматривающее поставку оборудования, материалов, компонентов;
  • способом установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем выпуска товаров покупателем лицензии, участие его в прибылях, контроль за техническими условиями производства и другие.

Для стран  выгодно импортировать лицензии, так как они6:

  • предоставляют доступ к новшествам высокого технического уровня;
  • являются средством экономии затрат на НИОКР, в том числе, и во времени;
  • являются средством уменьшения расходов на товарный импорт и одновременно средство привлечения национального капитала и рабочей силы;
  • являются условием расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям: во многих странах доля изделий, выпускаемых по лицензиям, в валютном экспорте превышает долю национальных изделий, например Таиланд, Вьетнам.

     Вышеперечисленные аспекты целесообразности экспорта и импорта лицензий определили возникновение  и развитие мирового рынка лицензий, имеющего своеобразную структуру и особенности. Выход на данный рынок и участие в технологическом обмене сглаживают технологические различия между странами и позволяют ускорить процесс экономического и социального развития отдельных государств.

Мировой рынок торговли лицензиями

 

     Оценочная стоимость продукции, выпускаемой в различных странах мира по иностранным лицензиям, составляет 500 млрд. долл. в год. Лидирующее положение в качестве экспортеров лицензий занимают экономически развитые страны, на которые приходится более 80% мирового экспорта лицензий, при этом доходы этих стран от продажи лицензий за рубеж составляют порядка 30 млрд. долларов в год7.

     США являются лидером лицензионной торговли – 2/3 мирового экспорта лицензий (электротехническая, химическая промышленность, машиностроение). Второе место в экспорте лицензий занимают страны Западной Европы – члены Европейского Союза (фармацевтика, металлургия и металлообработка, текстильная и химическая промышленность). В импорте лицензий лидирует Япония, что обусловлено стратегией развития страны после Второй мировой войны, однако в  последние годы Япония из нетто-импортера лицензий постепенно превращается в экспортера технологий. Сейчас на нее приходится уже более 5% мирового экспорта лицензий.

     Географическая  удаленность таких стран, как  Австралия и Новая Зеландия, обусловливает  активную лицензионную торговлю по сравнению  с экспортом товаров и услуг, при этом экономическое положение  стран стабильно улучшается, что  подтверждает описанные выше выгоды от торговли лицензиями.

     Развивающиеся страны имеют на мировом рынке торговли лицензиями менее 20%, что объясняется как малой емкостью их технологического рынка, так и невысоким уровнем экспортируемых технологий. Для этих стран (в число которых входит и Россия) важным фактором развития лицензионной торговли становится расширение инвестиционного строительства, в ходе которого через лицензии передаются технологические знания. Стоит отметить, что бывшие социалистические страны имеют незначительную долю на мировом рынке технологий8.

     Современная отраслевая структура мирового рынка лицензий представлена наукоемкими отраслями промышленности: электротехнической, электронной, химической, фармацевтической, производством средств связи, приборостроением, авиакосмической, автомобильной отраслями.

     В процентах от всего объема коммерческих операций отрасли экспорта лицензий распределяются следующим образом:

  • электротехническая и электронная промышленность – 19%,
  • общее машиностроение – 18%,
  • химическая промышленность – 17,4%,
  • транспортное машиностроение – 10,2%
  • другие отрасли – 35,4 %

     В современных условиях развитие экономики и технический  прогресс любой страны зависят от активности её внешнеэкономической  деятельности на рынке лицензий, и, как показывает опыт ведущих государств, эта связь с рынком лицензий становится более прочной по мере развития экономики в стране.

Группы стран – участников международной торговли лицензиями и ноу-хау

 

     Современное состояние лицензионной торговли позволяет  выделить некоторые группы стран  в зависимости от их роли в международной  лицензионной торговле:

     1. Промышленно развитые  страны с доминирующим  экспортом лицензий.

     К этой группе относится одна страна – США. Экспортная направленность лицензионной торговли имеет исторический характер и отражает научно – технический потенциал страны. Суммарные затраты на НИОКР в США превышают аналогичные затраты в Великобритании, Германии, Японии, Франции и Италии, вместе взятых, что говорит о многом. Государство берет на себя подавляющую часть расходов на проведение фундаментальных научных исследований и последующее их внедрение или экспорт. 

     2. Промышленно развитие  страны с преобладающим  экспортом лицензий.

     К ним относятся Великобритания и Швейцария, которые имеют положительное сальдо в торговле лицензиями. Обе страны проводят политику, направленную на стимулирование экспорта лицензий. Основа такой политики в Великобритании такая же, как и в США. Торговля лицензиями в Швейцарии базируется, во-первых, на специализации в изготовлении высококачественной продукции для машиностроения, приборостроения, электротехники и т.д., а во-вторых, - на создании большого количества филиалов и дочерних компаний крупных фирм при относительно небольших возможностях промышленного использования новых технологий;

     3. Промышленно развитые  страны с преобладающим  импортом лицензий.

     К этой группе относятся остальные промышленно развитые страны, прежде всего Германия и Япония. Страны этой группы широко используют зарубежный опыт и технические знания для оснащения ведущих отраслей передовой технологией и ускорения собственных научно-технических разработок и не стремятся к балансированию поступлений и платежей по лицензионным сделкам. Примером успеха этой политики является широкая экспансия на автомобильном рынке в 70-е гг. западногерманского «Фольксвагена» и японских автомобилей, которые в условиях энергетического кризиса успешно применяли приобретенные лицензии для создания мало- и микролитражных автомобилей.

     4. Развивающиеся страны и импортно-экспортной направленностью лицензионной торговли.

     К ним относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция и Россия. Эти страны целенаправленно осуществляют закупку иностранных технологий для решения крупных экономических проблем, а экспортируют лицензии в основном в соседние государства.

     5. Развивающиеся страны  с импортной направленностью  лицензионной торговли.

     К этой группе относятся Таиланд, Алжир, Панама и др. Эти страны осуществляют закупку новых технологий преимущественно в виде сопутствующих лицензий при строительстве промышленных объектов;

     6. Развивающиеся страны  с эпизодическим  характером лицензионной  торговли. К этой группе  относятся в основном наименее развитые страны, например страны центральной и южной Африки, осуществляющие добычу природных ресурсов.

Международное регулирование торговли лицензиями

 

     Охрана  прав на изобретения, промышленные образцы  и товарные знаки как объекты  международной торговли лицензиями - предмет активного международного регулирования. Основным международным, соглашением в этой области является Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Первая редакция этой конвенции была подписана 11 государствами в Париже в 1883 г. В дальнейшем Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась9.

     Парижская конвенция ставит своей целью  предоставление более льготных условий  для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков иностранными гражданами и не предусматривает  создания международного патента, международного промышленного образца и международного товарного знака.

Основными положениями Конвенции являются:

  • принцип национального режима;
  • право конвенционального приоритета;
  • принцип предотвращения злоупотреблений, связанных с осуществлением исключительного права, предоставляемого патентом.

     Принцип национального режима предусматривает предоставление гражданам и фирмам любой страны-участницы такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем гражданам этой страны и фирмам законодательством данного государства. Охрана предоставляется также гражданам государств, не входящих в Парижский союз, если они постоянно проживают в одной из стран этого Союза или имеют там свои предприятия.

Информация о работе Международная торговля лицензиями и ноу-хау