Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:33, реферат
В наше время затраты на научные исследования весьма значительны, и практически ни одно государство, не может себе позволить развивать только собственные научные разработки, не учитывая преимуществ международного разделения труда в сфере науки и техники, возможности объединенных усилий в рамках мирового сообщества.
ведение 3
Понятие торговли лицензиями, виды лицензий 4
Цена лицензии. Способы оплаты лицензии 6
Ноу – хау 7
Франчайзинг 9
Международная торговля лицензиями – источник экономической выгоды 10
Мировой рынок торговли лицензиями 12
Группы стран – участников международной торговли лицензиями и ноу-хау 14
Международное регулирование торговли лицензиями 16
Россия в международной торговле лицензиями 18
Заключение 20
Источники 22
Федеральное
государственное бюджетное
Финансовый университет при Правительстве РФ
Кафедра
Мировой экономики
и международного
бизнеса
Реферат
На
тему: «Международная
торговля лицензиями
и ноу-хау».
Выполнил:
студент группы ФК 2-7
Джус И.О
Научный руководитель:
к.э.н. доц.
Романов С.М.
Москва 2010
Оглавление
Введение 3
Понятие торговли лицензиями, виды лицензий 4
Цена лицензии. Способы оплаты лицензии 6
Ноу – хау 7
Франчайзинг 9
Международная торговля лицензиями – источник экономической выгоды 10
Мировой рынок торговли лицензиями 12
Группы стран – участников международной торговли лицензиями и ноу-хау 14
Международное регулирование торговли лицензиями 16
Россия в международной торговле лицензиями 18
Заключение 20
Источники 22
В
наше время затраты на научные
исследования весьма значительны, и
практически ни одно государство, не
может себе позволить развивать
только собственные научные
Осознание преимуществ такого разделения труда приводит к формированию рынка обмена технологиями, большую часть которого составляет торговля лицензиями и ноу-хау. Зачастую приобретение просто идеи (ноу-хау) может послужить источником прогресса в одной из отраслей экономики государства.
Международная торговля лицензиями в рамках международного обмена технологиями – одна из наиболее динамичных сфер международных экономических отношений. Актуальность настоящей работы определяется той ролью, которую играет торговля лицензиями, ноу-хау, инжиниринговыми услугами в международных экономических отношениях. Торговля лицензиями позволяет ускорить процесс освоения нового рынка, является стимулом для сбыта собственной продукции, в целом может являться толчком к развитию экономики государства. Объектом данного исследования является международная торговля лицензиями и ноу-хау.
Цели
работы – раскрыть понятие международной
торговли лицензиями, ноу-хау, выявить
структурные особенности и виды торговли
лицензиями, рассмотреть состояние мирового
рынка торговли лицензиями на современном
этапе.
Наиболее распространенной формой передачи научно-технических знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д. Это объясняется тем, что покупка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4-5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий.
Термин «лицензия» в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия и в связи с этим используется в различных сферах. Применительно к международному обмену технологиями лицензия - это разрешение лицензиара (владельца технологии) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т.п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение1.
В зависимости от наличия
Патентные лицензии — лицензии на право использования запатентованного изобретения;
Беспатентные лицензии («ноу-хау») — лицензии, дающие право на использование научно-технических достижений.
Помимо патентных и беспатентных лицензий выделяют самостоятельные («чистые») и сопутствующие. Самостоятельные лицензии предполагают передачу технологии или технических разработок независимо от их материального носителя. Сопутствующие лицензии имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг.
Подавляющая часть лицензионной торговли приходится на беспатентные лицензии, поскольку приобретение "чистого патента", как правило, требует дополнительных НИОКР и последующих расходов на внедрение в производство. К тому же лицензиат должен иметь развитую технологическую базу для работы по таким патентам. Все это связано с коммерческим риском и может оказаться экономически неэффективным и технологически труднореализуемым2.
Подобные
примеры можно найти в большом
количестве во внешнеторговой практике
СССР, когда приобретались
Предоставление лицензии оформляется лицензионным соглашением - договором, по которому лицензиар выдает лицензиату разрешение на использование собственных изобретений или научно-технических достижений в определенных пределах. В нем оговариваются характер и объем передаваемых прав, производственная область и географические границы использования предмета лицензии.
По объему прав, передаваемых лицензиату, лицензии подразделяются на:
Одним из наиболее сложных вопросов при продаже лицензии является определение цены лицензии. Цена лицензии - это своего рода баланс между интересами продавца и покупателя. Лицензиар стремится получить максимально возможную цену. В свою очередь лицензиат, приобретая лицензию, рассчитывает получить прибыль от будущей продажи товаров с учетом всех затрат на приобретение лицензии (цена лицензии, расходы по освоению производства, сбыту, рекламе и т. д.).
Источником цены при продаже технологии становится не вся прибыль, полученная от применения нововведения, а только та ее часть, которую присваивает лицензиат (получатель).
По
экспертным оценкам, в среднем 25% сверхприбыли
от использования приобретенной технологии
лицензиат перечисляет лицензиару. То,
что лицензиат получает большую долю этой
дополнительной прибыли (около 75%), считается
справедливым, так как он несет основные
издержки и весь риск от применения нововведения3.
Существуют следующие формы платежа за приобретённые лицензии:
В 90% случаев лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3-10 лет.
Лицензионная
торговля, охватывающая сделки с ноу-хау
и патентами на изобретения, является
основной формой коммерческого трансферта
технологий. Наряду с патентными лицензиями
существуют и беспатентные лицензии
на ноу-хау (непатентованное научно-
Первоначально в лицензионные соглашения включались условия, предусматривающие передачу покупателю технических значений и опыта как производственных секретов продавца, необходимых для реализации права на использование изобретения. Однако с развитием техники значение передачи этой информации стало так велико, что ноу-хау превратилось в самостоятельный объект лицензионных соглашений. В одних случаях ноу-хау – это фактическое изобретение, которое умышленно сохраняется в тайне и не патентуется или является элементом изобретения, не включенным в описание, в других – оно непосредственно связано с изобретением, но само по себе не может быть запатентовано, поскольку не соответствует требованиям, установленным законодательством. Например, программно-математическое обеспечение ЭВМ было и остается непатентоспособным, как и любые математические формулы, алгоритмы и т.п.
В отличие от запатентованного изобретения ноу-хау не пользуется особой правовой охраной, и поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая тайна.
Ноу-хау могут включать:
Таким образом, понятие ноу-хау достаточно широко, оно охватывает всевозможную техническую и иную информацию, необходимую прежде всего для производства какого-либо изделия, и представляет собой определенную экономическую ценность.
В международной практике наиболее часто встречаются патентные лицензии с одновременной передачей ноу-хау и оказанием технической помощи в налаживании производства. Второе место занимают лицензии на ноу-хау, и только третье – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии4.
Информация о работе Международная торговля лицензиями и ноу-хау