Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 13:34, курсовая работа
Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Причины и виды международной миграции населения…..............................3
2.Государственное регулирование иммиграции рабочей силы……………….8
3.Государственное регулирование международной трудовой миграции……13
4.Международный рынок труда и тенденции его развития…………………..18
Приложение………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28
Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом, формирующийся международный рынок труда - это не ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации.
Сейчас совершенно определенно образовались и функционируют пять крупных международных региональных рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы.
Образование международного рынка труда осуществляется двояко:
1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда
2) путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование "общего рынка труда"), когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные перегородки между ними. В ряде случаев, соединение капитала и труда может происходить и без их физического перемещения, когда в ход пускаются системы телекоммуникаций.
Движение
рабочей силы на международном рынке
труда осуществляется в виде трудовой
миграции, типологию которой можно представить
следующим образом:
· по продолжительности: регулярная (возвратная),
нерегулярная (безвозвратная);
· по ограничениям на жительство и работу:
контрактная и деловая;
· по юридическому статусу мигрантов:
легальная и нелегальная;
· по уровню квалификации: миграция квалифицированной
рабочей силы и миграция неквалифицированной
рабочей силы.
Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного срока.
Международный
рынок труда - это сфера обмена,
купли-продажи рабочей силы, характер
которых в значительной мере определяется
интересами мирового хозяйства. Они
определяют условия найма международной
рабочей силы, величины оплаты и характер
требуемого на рынке труда. Многообразие
условий развития мирового хозяйства
и мирового сообщества формируют чрезвычайно
дифференцируемую по своему составу рабочую
силу. Прежде всего международная рабочая
сила может различаться в зависимости
от характера сфер международной деятельности.
Таковыми могут быть:
· межнациональные политические организации;
· межнациональные общественные организации;
· международные общественные организации;
· международные экономические структуры.
Исходя
из этих критериев международная рабочая
сила подразделяется на:
· персонал ООН и ее более 44 специализированных
учреждений;
· персонал, занятый в органах межстранового
и регионального управления (Европейский
парламент, Общий рынок и т. д.);
· персонал, занятый вообще в системе мирового
хозяйства.
В
свою очередь международная рабочая
сила, занятая в различных структурах
мирового хозяйства, подразделяется на:
· работников совместных предприятий;
· работников, занятых в главных и вспомогательных
подразделениях ТНК;
· работников, занятых в региональных
экономических структурах.
Возможны также и другие критерии дифференциации международной рабочей силы, а именно: место работника в системе общественного разделения труда, его отношение к собственности, уровень заработной платы и др.
По
их месту в организации труда,
международные работники подразделяются
на:
· управленческий персонал высшего звена;
· управленческий персонал среднего звена;
· управленческий
персонал низшего звена;
· конторский персонал, специалисты различного
профиля.
Возможна более детальная дифференциация международной рабочей силы по уровню квалификации и образования, полу, возрасту, национальной принадлежности.
К основным группам относятся также специалисты, связанные с современной техникой и информационной технологией, а также управляющие и специалисты по рыночной экономике (маркетингу, торговых и финансовых бирж, банков и т. д.). Спрос на этих специалистов предъявляют главным образом развитые страны, сумевшие создать несравненно лучшие условия для творческой деятельности благодаря огромным расходам на НИОКР, наличию многочисленных научно-исследовательских институтов и учебных заведений, широко используемых для выполнения всякого рода международных экономических, социальных и экологических программ. В этих странах созданы относительно благоприятные условия оплаты труда, обеспечены возможности для повышения профессионального, культурного уровня, есть цивилизованные условия жизни для семьи и получения образования детьми.
Другими словами, международный рынок труда - это сложный социальный механизм, охватывающий различные сферы жизнедеятельности людей, социальных групп и общественных классов, наконец, общества в целом. Приведенное деление лишь подтверждает это. Но в любом случае в международной рабочей силе всегда можно выделить наиболее крупные, базовые ее сегменты. Это прежде всего те категории работников, которые имеют постоянную работу в межстрановых хозяйственных структурах, а также те работники, которые включившись в миграционные потоки, выступают по существу в качестве резерва международного рынка труда, либо же они заняты поиском работы на международном рынке труда и национальных рынках рабочей силы различных стран.
Разумеется, международный рынок рабочей силы остается сферой купли-продажи рабочей силы, аналогичной другим сферам рыночных отношений. Вместе с тем международный рынок есть результат общих усилий международного сообщества по снижению ее стоимости, выработки более эффективных путей воспроизводства рабочей силы.
На международном рынке рабочей силы к живому труду предъявляются самые высокие требования, особенно к его общеобразовательной и специальной подготовке и квалификации, поскольку действующие на этом рынке условия найма обусловлены интересами повышения общего уровня наукоемкости мирового общественного производства на базе использования творческого созидательного потенциала современного работника.
К
основным тенденциям развития современного
международного рынка труда можно
отнести следующие процессы:
· рынок международной рабочей силы сужается
из-за наплыва работников из стран Восточной
Европы и Республик бывшего СССР;
· повышаются входные барьеры проникновения
на международный рынок рабочей силы;
· усиливается конкуренция между продавцами
рабочей силы;
· продолжает существовать дискриминация
мигрантов;
· активизируется деятельность профсоюзов,
стремящихся отстоять интересы отечественной
рабочей силы.
Таким
образом, становление и развитие
международного рынка рабочей силы
- процесс сложный и
Приложение.
Таблица
1
Изменение численности населения РФ в 2000-2006 гг.
(тысяч
человек)
Годы | Численность населения на начало года | Изменения за год | Численность населения на конец года | ||
Общий прирост | в том числе | ||||
естественный | миграционный | ||||
2000 | 146890,1 | -586,5 | -949,1 | 362,6 | 146303,6 |
2001 | 146303,6 | -654,3 | -932,8 | 278,5 | 145649,3 |
2002 | 145649,3 | -685,7 | -916,5 | 230,8 | 144963,6 |
2003 | 144963,6 | -795,4 | -888,5 | 93,1 | 144168,2 |
2004 | 144168,2 | -694,0 | -792,9 | 98,9 | 143474,2 |
2005 | 143474,2 | -720,7 | -846,6 | 125,9 | 142753,5 |
2006 | 142753,5 | -561,2 | -689,5 | 128,3 | 142192,3 |
Источники: http://demographia.ru
, http://www.gks.ru/wps/portal
В таблице представлены данные по изменению численности населения РФ в 2000-2006 годах.
Из таблицы видно, что естественный прирост в 2006 году увеличился на 259,6 тысяч человек по сравнению с 2000 годом. Миграционный прирост, сократился на 234,3 тысячи человек. Причем, особый спад наблюдается в 2003-2004 годах. Численность населения РФ с каждым годом уменьшалась приблизительно на 700 человек, и к концу 2006 года сократилась на 4111,3 тысяч человек по сравнению с 2000 годом.
Проанализировав эту таблицу, я могу сказать, что численность населения будет уменьшаться и в будущем.
Таблица 2
Общие итоги миграции в РФ
2008 г. | 2007 г. | |||
Абс.
значение, чел |
В расчете на 10 тыс. чел. населения |
Абс.
значение, чел |
В расчете на 10 тыс. чел. населения | |
Миграция (всего) | ||||
прибывшие | 2 215 942 | 156,1 | 2 284 936 | 160,8 |
выбывшие | 1 973 835 | 139,1 | 2 044 933 | 143,9 |
миграционный прирост | +242 107 | +17,1 | +239 943 | +16,9 |
Миграция в пределах России | ||||
прибывшие | 1 934 327 | 136,3 | 1 997 980 | 140,6 |
выбывшие | 1 934 327 | 136,3 | 1 997 980 | 140,6 |
миграционный прирост | - | - | - | - |
Международная миграция | ||||
прибывшие | 281 615 | 19,8 | 286 956 | 20,2 |
выбывшие | 39 508 | 2,8 | 47 013 | 3,3 |
миграционный прирост | +242 107 | +17,0 | +239 943 | +16,9 |
в том числе: | ||||
с государствами СНГ | ||||
прибывшие | 269 977 | 19,0 | 274 157 | 19,3 |
выбывшие | 26 114 | 1.8 | 31 414 | 2,2 |
миграционный прирост | +243 863 | +17,2 | +242 743 | +17,1 |
со странами дальнего зарубежья | ||||
прибывшие | 11 638 | 0,8 | 12 799 | 0,9 |
выбывшие | 13 394 | 0,9 | 15 599 | 1,1 |
миграционный прирост | -1 756 | -0,1 | -2 800 | -0,2 |
В таблице представлены данные по миграции населения РФ за 2007 и 2008 годы.
За 2008 г.
число мигрантов внутри России сократилось
на 63,7 тыс.человек (2007год- 1997980 человек, 2008
год- 1934327 человек) или на 4,3% по сравнению
с предыдущим годом. Миграционный прирост
в странах СНГ увеличился на 1120 человек
в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, а число
мигрантов снизилось на 5300 человек. Что
касается стран дальнего зарубежья, то
число мигрантов сократилось на 2205
человек в 2008 году по сравнению с предыдущим
годом, а миграционный прирост возрос
на 1044 человека.
Заключение.
Исследование
процессов международной
Проделанная
работа в области
теоретических аспектов
международной трудовой
миграции показала,
что:
· существует классификация форм трудовой
миграции, с помощью которой можно определить
характер миграционных потоков;
· основными причинами трудовой миграции
являются экономические причины;
· точками притяжения наибольших потоков
мигрантов являются такие страны как США,
Канада, Австралия и страны Зарубежной
Европы;
· иммиграция в большей степени положительно
влияет на экономику принимающих стран,
в то время как эмиграция напротив – оказывает,
в основном, негативное воздействие. Это
можно объяснить тем, что основным направлением
иммиграции являются развитые страны,
а источником эмиграции – развивающиеся.
Изучение
методов целей, задач
и методов государственного
регулирования позволило
сделать выводы о
том, что:
· государственное регулирование трудовой
миграции является необходимым элементом
экономической политики любой страны
и проявляется в виде иммиграционной или
эмиграционной политики;
· выделяют три основных направления иммиграционной
политики: ограничение срока пребывания
иммигранта в стране, политика без ограничения
срока пребывания и разрешение на постоянное
жительство с правом получения гражданства
данной страны. Однако большинство стран
используют селективный подход – разрешение
на беспрепятственный въезд самым «нужным»
работникам.
· существует четыре основных направления
эмиграционной политики: стимулирование
трудовой миграции, ограничение трудовой
миграции, создание условий для реэмиграции
и создание условий для адаптации реэмигрантов
на родине;
· регулирование миграционных потоков
в России осуществляет Федеральная миграционная
служба. В начале 2007 г. значительно изменилось
миграционное законодательство: упростился
процесс регистрации иностранных граждан,
изменилась система миграционных квот.