Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 13:34, курсовая работа
Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Причины и виды международной миграции населения…..............................3
2.Государственное регулирование иммиграции рабочей силы……………….8
3.Государственное регулирование международной трудовой миграции……13
4.Международный рынок труда и тенденции его развития…………………..18
Приложение………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Причины
и виды международной миграции населения…....................
2.Государственное регулирование иммиграции рабочей силы……………….8
3.Государственное регулирование международной трудовой миграции……13
4.Международный рынок труда и тенденции его развития…………………..18
Приложение……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Наряду с международным
рынком товаров и услуг, с рынком капиталов
все большую силу обретает теперь и международный
рынок рабочей силы, который является
не просто суммой национальных рынков,
а представляет собой новое качественное
развитие рынка рабочей силы в условиях
усиливающихся процессов интернационализации
производства и роста общения между народами.
Международный рынок рабочей силы характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.
Основой его формирования послужили процессы международной трудовой миграции.
Миллионы
людей покинули родные края и устремились
в другие страны, дальние и близкие,
в поисках материального
Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.
Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей.
Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы.
1. Причины и виды
международной миграции
населения.
Миграция
представляет собой столь же древнее явление,
как и сам человек. Считается, что одно
из первых научных определений миграции
дал в 1885-1889 гг. английский ученый Е. Равенштейн,
понимая под ней постоянное или временное
изменение места жительства человека.
Термин
«миграция» (от лат. migratio) означает перемещение
или переселение. Миграция представляет
собой сложное общественное явление, которое
отличается значительными масштабами
и разнообразием. Она представляет собой
один из лучших индикаторов социально-экономического
состояния общества.
Миграция
рабочей силы – это перемещение
трудоспособного населения, вызванное
причинами экономического характера.
В зависимости от того, пересекаются ли
при этом границы страны, различают миграцию
внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция
приводит к перемещению трудовых ресурсов
между регионами страны или между городом
и селом, но численность населения страны
при этом не меняется. Внешняя миграция
влияет на численность населения страны,
увеличивая ее на количество людей, которые
переселились в данную страну, и, уменьшая
на количество людей, которые выехали
за пределы данной страны.
Иммиграция – въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны.
Эмиграция – выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.
Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.
В
соответствии с классификацией Международной
организации труда (МОТ) различают
пять основных типов современной
международной миграции:
1. переселенцы, переезжающие на постоянное
место жительства;
2. работающие по контракту, в котором четко
оговорен срок пребывания в принимающей
стране;
3. профессионалы, имеющие высокий уровень
подготовки, соответствующее образование,
практический опыт работы, а также преподаватели
и студенты, перемещающиеся в мировой
системе высшего образования;
4. нелегальные иммигранты, в число которых
включаются также иностранцы с просроченной
или туристической визой, занимающиеся
тем не менее трудовой деятельностью;
5. беженцы – лица, вынужденные эмигрировать
из своих стран из-за какой-либо угрозы.
В мировой практике сложилась следующая
классификация форм миграции рабочей
силы:
1) по направлениям:
- миграция из развивающихся и бывших социалистических
стран в промышленно развитые страны;
- миграция между промышленно развитыми
странами;
- миграция между развивающимися странами;
- миграция квалифицированной рабочей
силы из промышленно развитых в развивающиеся
страны;
- миграция из развивающихся стран в бывшие
социалистические страны;
2) по территориальному
охвату:
- межконтинентальная;
- внутриконтинентальная:
a) между государствами;
b) между макрорегионами;
3) по времени:
- безвозвратная – связана с изменением
постоянного места жительства;
- временная:
a) краткосрочная (мигрант находится до
1 года за пределами своего обычного места
жительства);
b) долгосрочная (более 1 года);
- сезонная;
4) по степени законности:
- легальная – нахождение в стране на законных
основаниях;
- нелегальная – незаконное пересечение
границы;
5) по мотивам:
- добровольная – обусловлена добровольным
принятием индивидом или группой людей
решения о миграции;
- вынужденная – вызвана военными, политическими
событиями, преследованиями не этнической
и религиозной основе, которые вынуждают
население менять место жительства;
- принудительная – насильственные переселения
людей, организованные государством (депортации).
Причины международной
трудовой миграции делятся на экономические
и неэкономические.
К экономическим
причинам миграции рабочей силы в мировой
экономике относятся:
· различия в уровнях экономического развития
стран и, как следствие этого, страновые
различия в уровнях заработной платы,
жизни, социального обеспечения;
· различия в уровне обеспеченности различных
стран трудовыми ресурсами;
· несоответствие количественных и качественных
характеристик трудовых ресурсов материально-технической
базе национального производства;
· состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
Одним
из мотивов участия в
В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране иммиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции здесь также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.
Наибольшую роль в развитии мировой экономики международная трудовая миграция начала играть после Второй мировой войны. Распад СССР значительно усилил подвижность населения бывших советских республик, что привело к увеличению численности международных трудовых мигрантов.
В настоящее время практически все страны
мира активно воздействуют на процессы
экспорта и импорта рабочей силы. Государственное
регулирование направлено на то, чтобы
получить максимальный эффект от положительных
последствий международной миграции,
и свести к минимуму отрицательные последствия
этого явления как для стран-доноров, так
и для стран-реципиентов.
2 Государственное регулирование иммиграции рабочей силы.
Регулирование
импорта рабочей силы преследует
две основные цели:
1. Защита национального
рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов,
так как он обостряет проблему занятости.
2. Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов. С усилением интеграционных процессов многие компании, работающие в России, привлекают иностранных граждан для работы. Квалифицированной национальной рабочей силы порой не хватает, поэтому и приходится привлекать к работе иностранцев.
Многие руководители сталкиваются с огромным количеством проблем на пути легализации трудовой деятельности иностранных граждан, что препятствует концентрации на эффективном осуществлении предпринимательской деятельности.
Однако данная процедура обязательна для компании, желающей привлечь иностранного сотрудника. Несоблюдение миграционного законодательства влечет значительные штрафы и санкции как для компании, так и для иностранного сотрудника.
Легализация иностранных работников проводится как предприятиями с иностранными инвестициями, так и компаниями с национальным капиталом, желающими привлечь опытных иностранных работников, владеющих специальными навыками. Часто это связано с обслуживанием новой техники произведенной за рубежом, внедрением новых технологий, обменом опытом.
Безусловно, тенденция по обмену рабочей силой имеет много позитивных аспектов, однако, и сами иностранцы, работающие в России, и компании, их принимающие, сталкиваются с непростыми моментами при легализации иностранных сотрудников. Немаловажным является вопрос законодательного регулирования процессов, связанных с легализацией иностранных работников и предотвращения незаконной миграции.
Международная трудовая миграция имеет
как положительные, так и отрицательные
последствия для стран-реципиентов.
К положительным
последствиям можно отнести следующие:
1. Занятость
рабочих мест, связанных с непрестижным
или тяжелым трудом, на которые не претендуют
граждане принимающей страны. Например,
в 1995 году трудящиеся-иммигранты составляли
от общей численности трудовых ресурсов
в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии
- 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных
рабочих объемы производства в этих отраслях
были бы значительно меньше.
2. Расширение внутреннего рынка принимающей
страны за счет спроса на товары и услуги,
предъявляемого иностранными рабочими.
3. Снижение налоговой
нагрузки на государственный бюджет. Трудовые
мигранты не только не требуют, социальных
пособий, но, уплачивая налоги и другие
обязательные взносы, снижают относительную
налоговую нагрузку на коренное население.
К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:
1.
Рост нелегальной миграции, особенно за
счет работников, у которых истек срок
трудового контракта, но они не ходят возвращаться
на родину, надеясь опять найти работу
в принимающей стране.
2. Рост социальной
напряженности и преступности в связи
с ростом нелегальной иммиграции.
В настоящее время
в странах-импортерах рабочей силы сложилась
система мер государственного регулирования
иммиграции, которая включает в себя законодательство
о юридическом, политическом и профессиональном
статусе иммигрантов, национальные службы
иммиграции, а также межгосударственные
соглашения по вопросам миграции. На международном
уровне деятельность национальных иммиграционных
служб координируется службой СОПЕМИ
(Система постоянного наблюдения за миграцией),
созданной странами-членами ОЭСР (Организации
экономического и социального развития).
В межправительственных соглашениях о
найме иностранной рабочей силы оговариваются
условия пребывания мигрантов в принимающей
стране, соблюдение которых призвано защитить
интересы мигрантов. Так, в межправительственных
соглашениях о найме иностранной рабочей
силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами,
есть положение о том, что наем и оплата
иностранных рабочих осуществляются работодателями
на основании тех же пунктов тарифных
договоров, что и для немецких рабочих.
Иммиграционные службы стран контролируют,
прежде всего, въезд иммигрантов в страну.
Они выдают разрешения на въезд в соответствии
с заявками предпринимателей о необходимых
им работниках, причем подобное разрешение
выдается на определенный срок.