Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:25, доклад

Описание работы

Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира.
Экономическая интеграция - процесс развития устойчивых взаимоотношений соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию (единому хозяйственному комплексу), основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Содержание

1. Международная экономическая интеграция.
2. Сущность, виды и формы экономической интеграции.
3. Развитие интеграционных процессов в отдельных регионах.
4. Важнейшие интеграционные группировки.
4.1. Европейский Союз.
4.2. Европейское экономическое пространство.
4.3. АТЭС.
4.4. НАФТА.
4.5. МЕРКОСУР.
4.6. АСЕАН.
4.7. СНГ.
5. Роль России в современных интеграционных процессах.

Работа содержит 1 файл

Международная экономическая интеграция.docx

— 71.78 Кб (Скачать)

В сентябре 1988 г. после нелегких трехлетних переговоров было подписано американско-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение 10 лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.

Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х годов, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-тихоокеанском регионе, растущая конкуренция со стороны Японии, социально-политические реформы в странах Латинской Америки снова подняли вопрос об экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики, о необходимости "возврата" американского бизнеса в Западное полушарие и в конечном итоге о создании Североамериканской зоны свободной торговли, которая, по словам бывшего президента США Б. Клинтона, "станет основой для продвижения к объединению всей Латинской Америки - с населением 700 млн человек - в торговую единицу, которая принесет процветание всем народам, проживающим на американском

континенте". Необходимо отметить, что при подготовке договора Мексика,

Канада и США рассматривали значение, потенциал НАФТА с различных позиций.

Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединенных Штатов. Оно - составная часть стратегической политики США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей. Бывший помощник по экономическим вопросам государственного секретаря США Роберт Золик так охарактеризовал важность североамериканской интеграции: "НАФТА - хорошая стратегическая возможность обеспечить, усилить и развивать континентальную базу в экономическом и политическом отношении, с тем чтобы укреплять экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. НАФТА будет ключевым компонентом в разработке и заключении глобальных, региональных и двусторонних соглашений, служащих американским интересам". Уже тогда в 1992г. речь шла об "одном континенте и одной экономике".

Для Мексики НАФТА была необходима для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. В прошлом Мексика была страной, зависимой от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический рост. В ходе переговоров Мексика добивалась обеспечения надежного доступа на крупнейший в мире рынок (с перспективой вытеснения оттуда "азиатских тигров"), увеличения потока инвестиций, включая возврат мексиканских капиталовложений, а также снижения

уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка и источника ПЗИ. Кроме того, создание ЗСТ может обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечет капиталы и из третьих стран.

Заинтересованность Канады в заключении НАФТА связана с возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA, но и модификации некоторых ее положений, а также обеспечения надежного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.

На новом "витке цивилизационной эволюции", на этапе заключения НАФТА США, Канада и Мексика признали необходимость укрепления взаимной дружбы и сотрудничества; содействия гармоничному развитию мировой торговли; создания расширенного и надежного рынка для своих товаров, услуг и капиталов; устранения препятствий в торговле; установления четких и взаимовыгодных правил ведения торговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствовать инновационным процессам, повысить уровень жизни населения.

Таким образом, НАФТА - первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами. По своему экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, на них приходится около 85 % ВВП и промышленного производства трех стран НАФТА. Канада занимает 6-7 место в мире, в то время как Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира. В то же время асимметричность взаимозависимости, обусловленная слабым интеграционным взаимодействием Канады и Мексики и доминирующим положением США, сделали НАФТА непохожей на другие интеграционные группировки. 

Информация о работе Международная экономическая интеграция