Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:25, доклад
Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира.
Экономическая интеграция - процесс развития устойчивых взаимоотношений соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию (единому хозяйственному комплексу), основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.
1. Международная экономическая интеграция.
2. Сущность, виды и формы экономической интеграции.
3. Развитие интеграционных процессов в отдельных регионах.
4. Важнейшие интеграционные группировки.
4.1. Европейский Союз.
4.2. Европейское экономическое пространство.
4.3. АТЭС.
4.4. НАФТА.
4.5. МЕРКОСУР.
4.6. АСЕАН.
4.7. СНГ.
5. Роль России в современных интеграционных процессах.
Основными целями организации являются:
К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:
Политика России
по развитию интеграции на постсоветском
пространстве – это, пожалуй, одна из
центральных тем и
Владимир Парамонов
(Узбекистан), руководитель проекта
«Центральная Евразия»: на мой взгляд,
в настоящее время складывается
достаточно парадоксальная ситуация вокруг
роли и места России в процессах
интеграции на постсоветском пространстве.
С одной стороны, не может не радовать
то, что хоть и не просто, но все же развивается
взаимодействие в рамках Таможенного
союза. А российское руководство все чаще,
и надо сказать громче, четче и внятнее
говорит о важности интеграции, о чем свидетельствует
хотя бы недавнее программное заявление
по тематике Евразийского союза такого
авторитетного государственного деятеля
как В.В.Путин. Однако, с другой стороны,
этот и предыдущие годы характеризовались
достаточно резкими «движениями», если
не сказать выпадами команды нынешнего
президента РФ Д.А.Медведева в отношении
целого ряда постсоветских стран. Да и
в целом, на мой взгляд, период президентства
Д.А.Медведева можно охарактеризовать
как некий период относительного ослабления
позиций России на постсоветском пространстве
и снижения интеграционного взаимодействия
в СНГ. И смысл здесь, конечно не только
и не столько в имевшем место охлаждении
двусторонних отношений с целым рядом
постсоветских стран, но и по большому
счету в каких-то крайне неуверенных и
непродуманных действиях самой России,
свидетельствующих об отсутствии в Кремле
некой цельной стратегии на постсоветском
пространстве, где центральным элементом
были бы именно вопросы интеграции.
Возможно, что это лишь всего лишь мой
личный взгляд, пусть и основанный на серии
книг, десятков докладов и сотен статей
команды моего проекта «Центральная Евразия»
по тематике политики России? И возможно,
что проще по привычке критиковать Россию,
нежели увидеть очевидный рост долгосрочности
и прагматизма, в целом искреннего стремления
к интеграции? Так в чем, по Вашему мнению,
я неправильно расставил акценты? И как
бы Вы ответили на следующие важные вопросы:
а нужна ли вообще современной России
интеграция на постсоветском пространстве?
Есть ли понимание ее значения? И если
нужна, то только ли чтобы продемонстрировать
тому же Западу свою роль как региональной
державы и тем самым укрепить с ним диалог?
Или интеграция для РФ – это что-то типа
бизнес-поглощения? Мое мнение уже отражает
характер самих вопросов, а вот какое мнение
выскажут ведущие эксперты из других постсоветских
стран? Я приглашаю их к дискуссии.
Мурат Суюнбаев (Кыргызстан), независимый
эксперт: интеграция на евразийском пространстве
нужна не только современной России. Распад
СССР наглядно продемонстрировал скудоумие
«пророков» типа Солженицына и их последователей.
«Экономия» на мягком подбрюшье обернулась
обвалом геополитического статуса России
и колоссальными прямыми и косвенными
потерями. При этом Солженицын в России
фактически официально «канонизирован»,
а, следовательно, и его идеи официально
никто не отменял как «сакральные». Но
вот нужна ли эта интеграция большей части
политической элиты России? Коррумпированный
и проворовавшийся ее сегмент прячет деньги
на Западе, от него зависит и стремится
туда, а не в евразийские просторы. Здесь
имеется явный конфликт интересов. В этом
смысле понимания значения интеграции
в России пока нет. Похоже на то, что евразийская
интеграция действительно может быть
использована для того, чтобы «подороже
продать» себя как партнера на Западе.
Однако, не думаю, что интеграция для РФ
– это что-то типа бизнес-поглощения. Издержки
на евразийскую интеграцию (а они должны
быть) – не оправданы для бизнес-проекта.
А вот для геополитического проекта вполне
приемлемы. Европейский Союз может не
выдержать кризиса и ослабнуть, даже распасться.
Россия останется перед лицом слабеющей,
но еще сильной Америки, а также стремительно
набирающего силу Китая. Россия даже по
людским ресурсам уступает США в 2 раза,
а Китаю – в 10 раз и ресурсы эти стремительно
сокращаются. События в Южной Осетии показали
меру ненависти, до поры до времени скрываемой
Западом, и тщетность 20-летних попыток
России подружиться с ним. А в искренность
российско-китайской дружбы обе стороны,
похоже, никогда и не верили. Вот, скорее
всего, именно в силу геополитических
обстоятельств России и нужна интеграция.
Игорь Пиляев (Украина),
доктор политических наук: прежде чем
задавать вопрос нужна ли интеграция на
постсоветском пространстве современной
России, нужно понять характер той социально-политической
трансформации, которая произошла в России
за последнее двадцатилетие. Постперестроечная
Россия превратилась в своеобразное государство-корпорацию,
сжавшееся до геополитического «острова»
(по В.Цимбурскому), не играющего определяющей
роли в ключевых межцивилизационных процессах
начала ХХІ века. В нынешней России грань
между имперским универсализмом, как ощущением
ответственной миссии перед Миром и Вечностью,
и безбожным шовинизмом, либо нефтегазовым
этно-национализмом нередко стирается.
Более того, постсоветская Россия стремительно
утрачивает собственно русскую идентичность
(и в идеологическом, и в демографическом
смысле). Например, в Москве, по оценкам
Института этнологии и антропологии РАН,
русских остается менее трети (что значительно
меньше числа мусульман). А назначенный
президентом России руководитель Фонда
«Русский мир» Вячеслав Никонов даже утверждает,
что «слово «русский» вне России работает
гораздо лучше, чем внутри страны». За
вопросы СНГ и российских соотечественников
за рубежом указом президента России с
октября 2008 года бессменно отвечает представитель
властной элиты Татарстана Фарит Мухаметшин,
что, без сомнения, призвано показать всему
миру евразийскую природу российского
государства и усиливающееся влияние
в нем исламского фактора.
В то же время изменения, внесенные 9 июля
2010 года в Федеральный закон РФ «О государственной
политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом», исключают
возможность автоматического причисления
к соотечественникам русских, проживающих
в бывших союзных республиках СССР. Соотечественниками
РФ, проживающими за рубежом, отныне, кроме
граждан России, признаются лишь те, кто
зарегистрирован членами «общественных
объединений соотечественников», которые,
в свою очередь, входят в «координационные
советы российских соотечественников»
и внесены в реестр МИД РФ, то есть идеологически
признаны официальной Россией. Как показывает
более чем годичная практика применения
указанного закона, весьма значительному
числу русских организаций Украины диппредставительство
России отказало в признании за их нелояльность
политике российских властей.
Из вышесказанного определенно вытекает,
на мой взгляд, следующее: интеграция на
постсоветском пространстве интересует
официальную Россию как бизнес-проект
на уровне взаимодействия политических
и бизнес-элит с прицелом на укрупнение
и поглощение. При этом гуманитарный фактор
в такой интеграции выступает исключительно
как подчиненный и рассматривается не
в плане восстановления целостности постсоветского
социокультурного пространства и уж тем
более не этнокультурной целостности
разорванного пространства Русского мира,
а лишь как «смазка» для маховика многомиллиардных
энергетических, инфраструктурных и иных
проектов с участием российских олигархов.
Постсоветские государства, взявшие курс
на европейскую интеграцию, в такой интеграции
не могут участвовать по определению,
а интерес к ней некоторых центральноазиатских
государств определяется долей местных
элит в реальных доходах от указанных
проектов.
Юлий Юсупов (Узбекистан), независимый
эксперт: как экономист хочу высказаться
преимущественно по экономическим аспектам
рассматриваемых вопросов. Во-первых,
я бы разграничил выгоды от интеграции
для России и для других потенциальных
участников регионального объединения.
Во-вторых, я бы уточнил цели интеграции.
Цели могут быть условно разделены на
две категории: объединяемся, что бы совместно
решать какие-либо вопросы, либо объединяемся,
чтобы «дружить против кого-то». Относительно
интеграции для совместного решения вопросов.
Любая экономическая интеграция, на мой
взгляд, лучше, чем отсутствие таковой.
Экономическая интеграция (устранение
или сокращение барьеров на пути движения
товаров, капиталов и людей) даст возможность
всем участникам процесса получить дополнительные
выгоды в виде: усиления конкуренции внутри
национальных экономик (а конкуренция
– это главный источник экономического
развития); нахождения своих «ниш» в международном
разделении труда (на основе сравнительных
преимуществ); расширения рынков сбыта
для национальных производителей, выпускающих
конкурентоспособную продукцию (что еще
больше должно повысить ее конкурентоспособность
за счет экономии на масштабах и углубления
разделения труда, возникающих благодаря
увеличению масштабов производства).
Россия от такой прагматичной интеграции
со своими соседями только выиграет. Другой
вопрос всем ли соседям нужна интеграция
именно с РФ, а тем более, если предполагается,
что она будет только с Россией (например,
вхождение в союз с Россией будет обусловлен
запретом на вхождение в аналогичные объединения).
И дело даже не в том, готовы ли к такому
объединению нынешние руководители бывших
советских республик. Дело в объективных
интересах этих стран. И если, например,
нынешний президент Украины «подпишется»
под вхождение его страны в такого рода
союз, то это совершенно не означает, что
следующий президент из этого союза не
выйдет. Иными словами, если нет долгосрочного
интереса, то такое объединение, осуществленное
в добровольной форме, будет неустойчивым.
Есть ли объективный долгосрочный интерес,
к примеру, у Украины, Белоруссии, Молдовы,
вступать в устойчивый интеграционный
союз с Россией в качестве альтернативы
вступления в Европейский Союз? Наверное,
нет. Интеграция с ЕС, скорее всего, может
дать больше (в виде притока капитала и
технологий, импорта проверенных общественных
институтов). К тому же вопрос может стоять
не только так: интегрироваться или с Россией
или с Евросоюзом или, например, с Китаем.
Возможно, что выгоднее интегрироваться
(разрушать барьеры на пути движения товаров,
капитала и людей) со всеми странами сразу,
не входя в какие-то конкретные региональные
объединения. Для такой интеграции в единое
мировое пространство существует ВТО.
Далее о второй возможной цели. Дружить
против кого-то, это значит, скорее всего,
дружить либо против ЕС (в частности против
расширения этого объединения за счет
Украины, Белоруссии, Молдовы и стран Закавказья),
против США (их экономического проникновения
в Закавказье и Центральную Азию), против
Китая (Центральная Азия). Готовы ли дружить
бывшие страны СССР вместе с Россией против
данных центров политической и экономической
силы? Думаю, что нет. Зачем им это нужно?
Им выгоднее извлекать дивиденды от сотрудничества
со всеми «игроками», а не жестко привязывать
свои интересы к интересам одного из них.
Нужно ли это самой России? Только в том
случае, если она собирается восстанавливать
«империю». Я бы не советовал этого делать.
Во-первых, накладно: строительство империй
дорогое удовольствие. Во-вторых, политически
опасно: на волне «империастроительства»
к власти могут прийти оголтелые националисты
и реваншисты и Россия повторит историю
Германии 1920-30-х гг. И тенденции, которые
могут к этому привести, уже просматриваются.
Имперские замашки проявляются как на
уровне российской власти – достаточно
вспомнить российско-грузинский конфликт,
так и на уровне массового сознания. Видимо,
повзрослело поколение, не знавшее коммунизма
(один умный человек, не помню кто, достаточно
точно предсказал год, когда начнется
Вторая мировая война, основа предсказания
– вырастет поколение, не знавшее Первой
мировой войны). Печатается куча книжек
с ностальгией по «Великой империи», о
том, какие мы были крутые и сильные, о
том, каким эффективным менеджером был
Иосиф Виссарионович (без него бы пропали,
а расстреливал он либо дураков, либо действительных
врагов, мешающих батюшке империю укреплять
и расширять). Появилось куча исторических
передач, в которых (если есть голосование
зрителей) неизменно побеждает господин
Кургинян, до потери сознания обожающий
Ивана Грозного, Петра первого, СССР и
люто ненавидящий Ельцина с Гайдаром.
Любопытно смотреть, как жители новгородской
области голосуют за то, что Иосиф Грозный
проводил правильную политику в отношении
всяких там новгородских вольностей и
правильно топил мирных жителей города
в Волхове (не нужны нам крамольные вольности,
а нужна нам крепкая империя с включенными
Казанским и Астраханским ханствами).
Исходя из вышесказанного, мне представляется,
что в настоящее время на постсоветском
пространстве не существует объективных
предпосылок для создания устойчивого
экономического образования типа ЕС. Главный
же политический фактор, мешающий формированию
такого образования, – полное экономическое
и политическое доминирование России.
И это главное отличие планируемого Евразийского
союза от Европейского союза. В Европе
несколько мощных лидеров и много мелких
участников. Все они очень хорошо уравновешивают
друг друга. В Евразийском союзе, если
он возникнет, слову России некому и нечего
будет противопоставить. А большинство
потенциальных участников этого объединения
такое положение дел вряд ли устроит. К
тому же у всех бывших социалистических
стран имеются устойчивые опасения относительно
имперских замашек России. И опасения
эти, к сожалению, как я уже говорил выше,
небезосновательны.
Артур Атанесян (Армения), доктор политических
наук: нельзя не согласиться с тем, что
российская внешняя политика всегда несла
в себе некую парадоксальность, причем,
не только для «внешнего наблюдателя»,
но и для общества и экспертов самой России.
«Умом Россию не понять…», - пишет Некрасов.
Вероятно, речь идет о необходимом сочетании
умственных и эмоциональных способностей
... И только такое сочетание может позволить
понять то, что не всегда является сугубо
рациональным и это, вероятно, – суть парадоксальности
политики России, в том числе внешней.
Все это важно для осмысления проводимого
РФ курса на интеграцию.
Безусловно, российская политика по вопросам
интеграции включает все перечисленные
нашим модератором – Владимиром Парамоновым
модели: экономическую экспансию (именно
так видится многим рядовым гражданам
Казахстана и Белоруссии модель Таможенного
союза), восстановление отдельных качеств
Советского Союза с центром в РФ, соответственно,
усиление роли России на евразийском пространстве,
укрепление военно-политической безопасности
РФ с помощью военных баз в ряде стран
СНГ. Последней цели способствует также
модель ОДКБ, которая на сегодняшний момент
является очень эффективной. Тем не менее,
в плане анализа характера интеграционных
процессов под эгидой России я бы все же
сделал акцент и на ряде других моментов,
связанных со снижением внутренней безопасности
самой РФ: стабильно падает уровень доверия
демократии и демократическим реформам,
коррупция продолжает институционализироваться.
Несмотря на социальные программы, стремительно
убывает население страны, демографическая
ситуация прямо противоположна внешнеполитическим
приоритетам: сами граждане (в лице среднего
класса, просвещенной молодежи, интеллигенции),
мигрируя из страны, тем самым выказывают
молчаливое несогласие с тем, что происходит
в российском государстве и обществе.
Морально-нравственная ситуация в российском
обществе все больше приближается к негативным
стереотипам, подпитываемым новыми массовыми
проявлениями неонацизма, пофигизма, хамства
и аморальности. Культурно-просветительская
политика и воспитание российской молодежи
в морально-патриотическом ключе носит
очаговые формы и часто принимает формы
перегибов в сторону национализма. В итоге,
все это не способствует привлекательности
России в качестве партнера для окружающих
стран и, следовательно, сдерживает интеграционные
процессы. Внешнеполитическому имиджу
РФ в Западном мире по-прежнему сопутствуют
страх, неприязнь, непонимание и издевки,
а ориентация стран постсоветского пространства
в сторону Запада (ЕС и США) непосредственно
связана с перениманием этими странами
исторически сложившихся западных моделей
и стереотипов негативного отношения
к России как иррациональной силе, что,
в свою очередь, тоже не способствует наращиванию
интеграционного взаимодействия с РФ.
В результате партнерство стран СНГ с
РФ и сама интеграция на постсоветском
пространстве по большому счету носит
добровольно-принудительный характер.
Выводы:
Владимир Парамонов: подводя некие первичные
итоги мне отметить, на мой взгляд, наиболее
важные моменты.
Во-первых, в России должны больше прислушиваться
к мнению экспертного сообщества тех стран,
с которыми Москва «предполагает» осуществлять
интеграцию, четко понимая, что временами
достаточно критическая оценка действий
и политики РФ – это вовсе не показатель
«неготовности к интеграции» и «нежелания
сотрудничать», или в целом некий «недружественный
жест», а, скорее всего, наоборот – важный
индикатор готовности / желания обсуждать
и решать множащиеся с каждым годом проблемы
в двусторонних и многосторонних отношениях,
вызванные в том числе и внутренней политикой
РФ. Но в том то и проблема, что этого обсуждения
как такового не ведется! Эпизодичные
и узко-форматные экспертные мероприятия
не меняют сути происходящего: все большего
роста взаимонепонимания, что, кстати,
также свидетельствует о нарастании дезинтеграционных
тенденций.
Во-вторых, большинство экспертов однозначно
указывают на концептуально-идеологическую
и иную неготовность самой России к интеграции
как экономическому и социально-политическому
проекту. Возникает закономерный вопрос:
как может осуществляться интеграционное
взаимодействие в условиях отсутствия
интереса к нему со стороны значительной
части чиновников и огромной прослойки
элиты, а также в целом практически полной
неготовности к данному процессу самого
российского общества? По мнению экспертов,
то к чему готова Россия – это вовсе не
экономическая интеграция, а некий олигархический
или даже геополитический проекты. Однако
не слишком ли дорого такого рода проекты
обойдутся РФ и какие негативные последствия
их реализация будет иметь? Именно на эти
вопросы, представляется, следует обращать
наибольшее внимание в России, если она
действительно заинтересована в формировании,
прежде всего, устойчивого экономического
фундамента для интенсификации разнопланового
взаимодействия с постсоветскими странами,
в том числе в сферах политики и безопасности.
Иначе, российские инициативы по интеграции
будут продолжать сталкиваться со все
большим противодействием на всем пространстве
бывшего СССР.
В-третьих, ключевая задача, с решения
которой, как представляется, следует
начинать новое – более стратегически
осмысленное движение по пути интеграции
заключается в создании постоянно действующих
площадок и механизмов экспертного/аналитического
обсуждения и мониторинга процесса интеграции,
новых инициатив и усилий в этом направлении.
Более того, следует вырабатывать свои
собственные концепты и схемы интеграции,
а не пытаться их копировать в том же Европейском
Союзе, к тому же находящемся в глубоком
кризисе (не только экономическом, но и
концептуально-идеологическом). В этой
связи в целях развития интеграции России
важно максимально эффективнее использовать
потенциал как своих экспертов, так и экспертов
из других постсоветских стран в плане
организации совместных аналитических
проектов, рекомендации которых могут
существенно облегчить решение множащихся
с каждым днем проблем на пути интеграции.
Да и сам процесс региональной экономической
интеграции в этих условиях может развиваться
более эффективно и более гибко встраиваться
в уже сформированные за годы независимости
схемы международных экономических связей.
Ссылки и список литературы:
[1] Сведения о ратификации документов, принятых в рамках СНГ в 1991 – 2009 годах (действующих по состоянию на 1 января 2009 года). Исполнительный комитет СНГ
[2] Устав СНГ. Раздел I. Статья 1. Исполнительный комитет СНГ.
[3] Устав СНГ. Раздел I. Статья 2. Исполнительный комитет СНГ.
[4] Устав СНГ. Раздел I. Статья 2. Исполнительный комитет СНГ.
Список литературы:
1. Интеграция в Западном полушарии / Отв. ред. А.Н. Глинкин. - М.: ИЛА РАН. 2000.
2. Международные экономические отношения: Учебник для Вузов / К.А. Семенов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3. Международная интеграция / В.Л. Хейфец, А.А. Овденко. - Спб.: ГУАП, 2003.
4. Мировая экономика: учебное пособие/ М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. - М.: Маркет ДС, 2010.
4. Модели современных интеграционных процессов/ Н.Е. Овчаренко. - М.: Проспект, 2003.
5. www.wikipedia.org
6. www.integrat.ucoz.net
7. www.ceasia.ru
8. www.easttime.ru
ОЭС - Организация экономического сотрудничества.
Многостороннее межгосударственное экономическое объединение создано в 1995г. с целью развития взаимной торговли стран-членов и улучшения условий для длительного экономического роста в регионе. Членами ОЭС являются 10 государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Между этими субъектами международного права осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.
СТЭС - Совет тихоокеанского экономического сотрудничества.
Сформирован в 1980 г. по инициативе Австралии и Японии как партнерское объединение представителей бизнеса, государственных органов и исследовательских центров. Членами СТЭС являются 22 государства АТР. СТЭС занимается практическим решением вопросов на уровне правительства и деловых кругов в целях активизации торговли, инвестиций и экономического развития в регионе.
САЭЕ - Совет арабского экономического единства.
Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в 1964 г. двенадцатью государствами (Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Судан).
Основные цели САЭЕ: достижение арабского экономического единства; обеспечение свободы движения капитала и людей, свободы обмена национальными товарами; гарантия свободы выбора места жительства, места работы, а также свободы заниматься экономической деятельностью; обеспечение свободы транспорта, транзита и использования транспортной инфраструктуры, включая наземные пути сообщения, морские порты и гражданские аэропорты.
ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти.
Образована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав организации был принят в 1965 г. в Каракасе. В настоящее время членами ОПЕК являются 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия.
ОАЕ - Организация африканского единства.
Создана в 1964 г. в результате подписания Устава на Конференции глав государств и правительств стран в стран в Аддис-Абебе после многочисленных ранее предпринимавшихся попыток. Членами данной организации являются 53 страны.
Основные цели ОАЕ: содействие единству и солидарности африканских стран; координация усилий по повышению уровня жизни африканских народов; ликвидация всех форм колониализма в Африке; согласование и координация сотрудничества в области политики и дипломатии, обороны и безопасности, экономики, образования и культуры, здравоохранения и продовольственного обеспечения, науки и техники.
САДК - Южноафриканское сообщество развития.
Образовано в результате подписания Декларации глав государств и правительств и Договора об образовании САДК в 1992 г. В состав САДК входят 12 государств: Ангола, Замбия, Легато, Намибия и др. Договоры, политика и соглашения, принимаемые под эгидой САДК, являются юридически обязательными для всех ее членов.
Основные цели САДК: достижение развития и экономического роста;
повышение уровня и качества жизни народов Южной Африки; укрепление общих политических ценностей и институтов; достижение взаимодополняемости национальных и региональных стратегий и программ.
Следует отметить, что это не все интеграционные группировки, а только самые основные. Многие международные экономические объединения создают лишь предпосылки для формирования подлинных интеграционных блоков.
ЕАСТ - Европейская ассоциация свободной торговли.
Данная интеграционная группа была создана в 1960 г.
Первоначально в ее состав входили десять стран - Великобритания, Дания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. В связи с присоединением к ЕС в 1973г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986г. - Португалия, а в 1995г. - Австрия, Финляндия и Швеция. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария.
ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов.
Главное место в деятельности этой ассоциации занимает экономическое сотрудничество. ЕАСТ содействует развитию торговли между странами - членами в условиях частной конкуренции, развитию экономической активности, повышению уровня жизни населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров. В торговле между странами - членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, но сохранены внешние таможенные тарифы.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)
С 1 января 1994 г. на территории США, Канады и Мексики вступило в действие соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Как показывает исторический опыт, торгово-экономические отношения "между тремя странами были и остаются основным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса.
Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация "плана Эббота", целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.
Линия на организацию торгово-политического объединения США с Канадой и Мексикой активно начала проводиться Вашингтоном с конца 70-х гг. Первоначально речь шла лишь об оформлении энергетического союза трех стран. Американский Конгресс принял директиву в адрес президента США в законе 1979 г. о торговых соглашениях изучить перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли. В 80-е годы президенты Р. Рейган и Дж. Буш не раз заявляли о своей поддержке долгосрочной цели обеспечения свободной торговли в Северной Америке.