Место Украины в международной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Уровень экономического развития Украины и место в мировой экономике
Участие Украины в международном движении факторов произ-водства, в международном разделении труда, в международной торговли,в международных интеграционных процессах

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.Уровень экономического развития Украины и место в мировой экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2.Участие Украины в международном разделении труда . . . . . . . . 13

3.Участие Украины в международном движении факторов производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

4.Участие Украины в международной торговли . . . . . . . . . . . . . . . .19

5.Участие Украины в международных интеграционных процессах22

Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37

Работа содержит 1 файл

ИНДЗ МЭ Быкова Марина.docx

— 567.64 Кб (Скачать)
 

 Экономические  предпосылки интеграции формируются  благодаря следующим  факторам:

       - экономическом и институциональном обеспечении суверенитета;

      - оценке экономического потенциала и направлений структурной перестройки;

      - оценке экспортного потенциала, выработке экспортно-импортной стратегии и адекватного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности;

       - внедрению национальной денежной единицы с включением ее в систему международных расчетов;

     Формируя  интеграционную стратегию и тактику, следует учитывать особенности Украины как потенциального участника международных экономических группировок:

     - отсутствие опыта государственности, необходимость получения подлинного суверенитета;

     - неразработанность политико-правовых регуляторов и инструментов;

     - неразвитость рыночных отношений;

     - инерция ухудшения экономического положения;

     - запас социальной выдержки населения, который истощается.

 Значительное  влияние на интеграционную мотивацию  и политику Украины оказывают  следующие факторы:

     - совпадение периодов дезинтеграционных и интеграционных процессов;

       - размещения в регионе, который характеризуется интеграцией высокого уровня;

       - конкурентоспособность относительно аналогичных интересов стран Восточной Европы;

       - негативный опыт интеграции в рамках СССР и СЭВ.

Интеграция  Украины в мировое хозяйство  возможна разными, но одновременно взаимосвязанными путями:

     - за активной и либеральную внешнеэкономическую политику, за счет формирования среды, благоприятной для иностранного предпринимательства и инвестирования и транснационализации высокомонополизированных предприятий;

       - путем заключения двусторонних межгосударственных экономических соглашений и участие в многосторонних межправительственных переговорах; за счет интенсификации

       - восточноевропейских интеграционных процессов и формирования предпосылок интеграции в западноевропейские интеграционные структуры.

      Внешнеторговая деятельность Украины в последние годы сохранила отрицательные долгосрочные структурные тенденции в экспорте / импорте товаров и услуг, а именно:

     - преимущественно сырьевая направленность экспорта, превалирование материалоемкого оборудования в экспорте продукции машиностроения;

       - нерациональность товарной структуры импорта;

       - деформирована географическая структура экспорта и импорта, вплоть до монопольной зависимости от отдельных стран;

       -крайне неравномерное размещение экспортного потенциала Украины.

На внешнюю  торговлю влияли и такие неблагоприятные  факторы:

       - неконкурентоспособность большинства предприятий, товаров в качественно новых условиях внешней торговли;

       - большая внешняя задолженность, в том числе связанная с экспортно-импортной деятельностью последних лет;

       - отсутствие собственной национальной валюты и невозможность эффективного валютного контроля;

       - недейственно система таможенного контроля;

     Украина и ЕС

     Проблема  экономической интеграции для Украины  является одной из первоочередных, а учитывая, что Украина - одна из крупнейших европейских государств, то для нее особенно важна интеграция именно со странами Европы и, в первую очередь, со странами-членами Европейского Союза.

       Следует отметить, что наиболее  вероятным вариантом реализации  проекта вхождения Украины в ЕС является прохождение ею интеграционных процессов вместе со странами-членами Центральноевропейской зоны свободной торговли (CEFTA).

       Европейский Союз первым оценил  глобальность задачи политической  и экономической перестройки,  который встал перед Украиной. Он так же стал первым играть  активную роль в поддержке  этого процесса.

     Правовой  основой отношений между Украиной и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 14 июня 1994 (вступило в силу 1 марта 1998 г.). Это соглашение положило начало сотрудничество по широкому кругу политических, торгово-экономических и гуманитарных вопросов. Кроме того, заключен ряд отраслевых соглашений и документов международно-правового характера, согласно которым осуществляется сотрудничество между Украиной и ЕС. Нынче Соглашение о партнерстве и сотрудничестве изменено на Соглашение об ассоциации .

     Переговоры  о заключении нового усиленного соглашения на замену Соглашения о партнерстве и сотрудничестве были начаты 5 марта 2007. Представители ЕС изначально настаивали на заключении стратегических отношений с Украиной как со страной-соседом.

     В течение 2007-2009 проведено 12 раундов переговоров  по подготовке Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в рамках 3 рабочих групп:

     с политического диалога, внешней  политики и безопасности;

     по  юстиции, свободы и безопасности;

     по  экономическим, секторальных вопросов и вопросов развития человеческого потенциала.

     Европейский Союз и Украина 9 сентября 2008, в Париже во время саммита Украина-ЕС приняли компромиссное решение относительно названия нового усиленного соглашения как Соглашения об ассоциации и договорились заключить ее в 2009 году. Однако вопрос о возможном присоединении к ЕС стороны не поднимали.

     Как было отражено в Совместном заявлении  по Соглашению об ассоциации Украина-ЕС, одобренной на саммите Украина ЕС в г. Париже 9 сентября 2008 года, Соглашение об ассоциации имеет:

     - обновить общие институциональные рамки сотрудничества Украины и ЕС,

     - способствовать углублению отношений во всех сферах

     - усилить политическую ассоциацию и экономическую интеграцию на основе взаимных прав и обязанностей.

     - создать всестороннюю и углубленную зоны свободной торговли с масштабным приближением регуляторного законодательства Украины к стандартам.

     Важной  составляющей нового Соглашения с ЕС является создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Формат и  ее наполнение предусматривает достижение максимально глубокой экономической интеграции на основе договоренностей в рамках двусторонних переговоров с ЕС по вступлению Украины в ВТО.

       24 июня 2010 заключено Соглашение о свободной торговле между Украиной и Европейской ассоциацией свободной торговки, но все же конкретных планов присоединения Украины к ЕС в ближайшем времени

     Получение статуса полноценного члена ЕС, как  стратегическая цель Украины была впервые задекларирована президентом Украины Виктором Ющенко сразу после его избрания в начале 2005-го года.

     Для получения членства в ЕС необходимо согласие всех стран членов. Некоторые  политики в ЕС сомневаются в возможному членству Украины. В 2002-м году Комиссар по расширению ЕС Гюнтер Верхьоген  сказал, что «европейская перспектива для Украины не означает обязательно членство в ближайшие 10-20 лет, хотя это возможно».

     Несколько влиятельных в ЕС лидеров в  то время выразили поддержку улучшению  связей с Украиной. опроса в шести  крупнейших странах ЕС показало приверженность граждан ЕС к принятию Украины в будущем как полноценного члена.

     Украинские  обозреватели выделяют так называемую «группу сопротивления» принятие Украины в ЕС. В частности при заключении текста усиленного соглашения между Украиной и ЕС в марте 2007 из него были исключены упоминания о перспективе членства. «Любые упоминания о перспективе вступления Украины в Евросоюз были исключены из проекта усиленного соглашения Украина - ЕС за позиции Франции», пишет влиятельное немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung. Позиция Италии зависит от внутреннего политического расклада этой страны. Так во время предвыборной гонки в этой стране правительство Сильвио Берлускони давал дипломатические сигналы, что готов поддержать евроинтеграционные стремления Украины. Его политический противник Романо Проди наоборот заявил, что «перспективы Украины вступить в ЕС такие же, как и в Новой Зеландии».

     Стойким адвокатом эффективных отношений  Украины с ЕС являются ведущие политические силы соседней Польши, члена ЕС с устойчивыми историческими связями с Украиной.

     Европейская Комиссия следит за результатами (прежде по реализации реформ) в рамках традиционного  ежегодного анализа прогресса в  рамках Европейской политики соседства .

     Сотрудничество  в отдельных секторах

     Безопасность  и оборона

     Рамки сотрудничества между ЕС и Украиной в реализации Европейской политики безопасности и обороны определяют соглашения

     «Об определении общей схемы участия  Украины в операциях ЕС по урегулированию кризисов»

     «О  процедурах безопасности, касающихся обмена информацией с ограниченным доступом» (подписаны 13 июня 2005 г.).

     Украина присоединяется к заявлениям и позициям ЕС по региональным и международным  проблемам (по состоянию июль 2009 Украина  присоединилась к 90% заявлений). Поднимается  вопрос привлечения Украины на этапе  их подготовки.

     Торгово-экономическое  сотрудничество

     Основными статьями украинского экспорта в  ЕС: черные металлы и изделия из них, энергетические материалы, нефть и продукты ее перегонки, руды, зерновые культуры, одежда текстильная, жиры и масла животного или растительного происхождения, древесина и изделия из древесины, электрические машины и оборудование .

     Основными статьями импорта в Украину из ЕС : котлы, машины, аппараты и механические устройства, наземные транспортные средства, кроме железнодорожных, электрические машины и оборудование, фармацевтическая продукция, полимерные материалы, пластмассы, энергетические материалы, нефть и продукты ее перегонки, бумага и картон.

     Юстиция и внутренние дела

     Сотрудничество  между Украиной и ЕС в сфере  юстиции, свободы и безопасности осуществляется в рамках Плана действий Украина - ЕС в сфере юстиции, свободы и безопасности (План действий ЮСБ, утвержденный в июне 2007 г.) и Плана-графика его имплементации (утвержден в апреле 2008 г.).

     Вопросы сотрудничества в сфере ЮВС обсуждался в ходе заседания министров юстиции и внутренних дел в формате Украина-Тройка ЕС (3 июня 2009).

     Энергетика

     Сотрудничество  Украины с ЕС в сфере энергетики осуществляется в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании относительно сотрудничества в энергетической сфере, подписанного 1 декабря 2005. Меморандум охватывает такие сферы:

     Ядерная безопасность.

     Интеграция  рынков электроэнергии и газа.

     Повышение безопасности энергоснабжения и  транзита углеводородов.

     Структурная реформа, повышение стандартов по технике  безопасности и охране окружающей среды  в угольной отрасли.

     Охрана  окружающей среды

     Сотрудничество  Украины и Европейского Союза  в сфере охраны окружающей среды является важным фактором в двусторонних отношениях Украины и ЕС и осуществляется по нескольким актуальным для обеих сторон направлениям:

     Создание  Регионального экологического центра Украины

     Получения бюджетной поддержки в сектор охраны окружающей среды

Информация о работе Место Украины в международной экономике