Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа
Уровень экономического развития Украины и место в мировой экономике
Участие Украины в международном движении факторов произ-водства, в международном разделении труда, в международной торговли,в международных интеграционных процессах
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Уровень экономического развития Украины и место в мировой экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.Участие Украины в международном разделении труда . . . . . . . . 13
3.Участие Украины в международном движении факторов производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
4.Участие Украины в международной торговли . . . . . . . . . . . . . . . .19
5.Участие Украины в международных интеграционных процессах22
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Экономические
предпосылки интеграции
- экономическом и институциональном обеспечении суверенитета;
- оценке экономического потенциала и направлений структурной перестройки;
- оценке экспортного потенциала, выработке экспортно-импортной стратегии и адекватного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности;
- внедрению национальной денежной единицы с включением ее в систему международных расчетов;
Формируя интеграционную стратегию и тактику, следует учитывать особенности Украины как потенциального участника международных экономических группировок:
- отсутствие опыта государственности, необходимость получения подлинного суверенитета;
- неразработанность политико-правовых регуляторов и инструментов;
- неразвитость рыночных отношений;
- инерция ухудшения экономического положения;
- запас социальной выдержки населения, который истощается.
Значительное
влияние на интеграционную
- совпадение периодов дезинтеграционных и интеграционных процессов;
- размещения в регионе, который характеризуется интеграцией высокого уровня;
- конкурентоспособность относительно аналогичных интересов стран Восточной Европы;
- негативный опыт интеграции в рамках СССР и СЭВ.
Интеграция Украины в мировое хозяйство возможна разными, но одновременно взаимосвязанными путями:
- за активной и либеральную внешнеэкономическую политику, за счет формирования среды, благоприятной для иностранного предпринимательства и инвестирования и транснационализации высокомонополизированных предприятий;
- путем заключения двусторонних межгосударственных экономических соглашений и участие в многосторонних межправительственных переговорах; за счет интенсификации
- восточноевропейских интеграционных процессов и формирования предпосылок интеграции в западноевропейские интеграционные структуры.
Внешнеторговая деятельность Украины в последние годы сохранила отрицательные долгосрочные структурные тенденции в экспорте / импорте товаров и услуг, а именно:
- преимущественно сырьевая направленность экспорта, превалирование материалоемкого оборудования в экспорте продукции машиностроения;
- нерациональность товарной структуры импорта;
- деформирована географическая структура экспорта и импорта, вплоть до монопольной зависимости от отдельных стран;
-крайне неравномерное размещение экспортного потенциала Украины.
На внешнюю торговлю влияли и такие неблагоприятные факторы:
- неконкурентоспособность большинства предприятий, товаров в качественно новых условиях внешней торговли;
- большая внешняя задолженность, в том числе связанная с экспортно-импортной деятельностью последних лет;
- отсутствие собственной национальной валюты и невозможность эффективного валютного контроля;
- недейственно система таможенного контроля;
Украина и ЕС
Проблема экономической интеграции для Украины является одной из первоочередных, а учитывая, что Украина - одна из крупнейших европейских государств, то для нее особенно важна интеграция именно со странами Европы и, в первую очередь, со странами-членами Европейского Союза.
Следует отметить, что наиболее
вероятным вариантом
Европейский Союз первым
Правовой
основой отношений между
Переговоры о заключении нового усиленного соглашения на замену Соглашения о партнерстве и сотрудничестве были начаты 5 марта 2007. Представители ЕС изначально настаивали на заключении стратегических отношений с Украиной как со страной-соседом.
В течение 2007-2009 проведено 12 раундов переговоров по подготовке Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в рамках 3 рабочих групп:
с политического диалога, внешней политики и безопасности;
по юстиции, свободы и безопасности;
по экономическим, секторальных вопросов и вопросов развития человеческого потенциала.
Европейский Союз и Украина 9 сентября 2008, в Париже во время саммита Украина-ЕС приняли компромиссное решение относительно названия нового усиленного соглашения как Соглашения об ассоциации и договорились заключить ее в 2009 году. Однако вопрос о возможном присоединении к ЕС стороны не поднимали.
Как было отражено в Совместном заявлении по Соглашению об ассоциации Украина-ЕС, одобренной на саммите Украина ЕС в г. Париже 9 сентября 2008 года, Соглашение об ассоциации имеет:
- обновить общие институциональные рамки сотрудничества Украины и ЕС,
- способствовать углублению отношений во всех сферах
- усилить политическую ассоциацию и экономическую интеграцию на основе взаимных прав и обязанностей.
- создать всестороннюю и углубленную зоны свободной торговли с масштабным приближением регуляторного законодательства Украины к стандартам.
Важной составляющей нового Соглашения с ЕС является создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Формат и ее наполнение предусматривает достижение максимально глубокой экономической интеграции на основе договоренностей в рамках двусторонних переговоров с ЕС по вступлению Украины в ВТО.
24 июня 2010 заключено Соглашение о свободной торговле между Украиной и Европейской ассоциацией свободной торговки, но все же конкретных планов присоединения Украины к ЕС в ближайшем времени
Получение статуса полноценного члена ЕС, как стратегическая цель Украины была впервые задекларирована президентом Украины Виктором Ющенко сразу после его избрания в начале 2005-го года.
Для получения членства в ЕС необходимо согласие всех стран членов. Некоторые политики в ЕС сомневаются в возможному членству Украины. В 2002-м году Комиссар по расширению ЕС Гюнтер Верхьоген сказал, что «европейская перспектива для Украины не означает обязательно членство в ближайшие 10-20 лет, хотя это возможно».
Несколько влиятельных в ЕС лидеров в то время выразили поддержку улучшению связей с Украиной. опроса в шести крупнейших странах ЕС показало приверженность граждан ЕС к принятию Украины в будущем как полноценного члена.
Украинские обозреватели выделяют так называемую «группу сопротивления» принятие Украины в ЕС. В частности при заключении текста усиленного соглашения между Украиной и ЕС в марте 2007 из него были исключены упоминания о перспективе членства. «Любые упоминания о перспективе вступления Украины в Евросоюз были исключены из проекта усиленного соглашения Украина - ЕС за позиции Франции», пишет влиятельное немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung. Позиция Италии зависит от внутреннего политического расклада этой страны. Так во время предвыборной гонки в этой стране правительство Сильвио Берлускони давал дипломатические сигналы, что готов поддержать евроинтеграционные стремления Украины. Его политический противник Романо Проди наоборот заявил, что «перспективы Украины вступить в ЕС такие же, как и в Новой Зеландии».
Стойким
адвокатом эффективных
Европейская Комиссия следит за результатами (прежде по реализации реформ) в рамках традиционного ежегодного анализа прогресса в рамках Европейской политики соседства .
Сотрудничество в отдельных секторах
Безопасность и оборона
Рамки сотрудничества между ЕС и Украиной в реализации Европейской политики безопасности и обороны определяют соглашения
«Об
определении общей схемы
«О процедурах безопасности, касающихся обмена информацией с ограниченным доступом» (подписаны 13 июня 2005 г.).
Украина присоединяется к заявлениям и позициям ЕС по региональным и международным проблемам (по состоянию июль 2009 Украина присоединилась к 90% заявлений). Поднимается вопрос привлечения Украины на этапе их подготовки.
Торгово-экономическое сотрудничество
Основными статьями украинского экспорта в ЕС: черные металлы и изделия из них, энергетические материалы, нефть и продукты ее перегонки, руды, зерновые культуры, одежда текстильная, жиры и масла животного или растительного происхождения, древесина и изделия из древесины, электрические машины и оборудование .
Основными статьями импорта в Украину из ЕС : котлы, машины, аппараты и механические устройства, наземные транспортные средства, кроме железнодорожных, электрические машины и оборудование, фармацевтическая продукция, полимерные материалы, пластмассы, энергетические материалы, нефть и продукты ее перегонки, бумага и картон.
Юстиция и внутренние дела
Сотрудничество между Украиной и ЕС в сфере юстиции, свободы и безопасности осуществляется в рамках Плана действий Украина - ЕС в сфере юстиции, свободы и безопасности (План действий ЮСБ, утвержденный в июне 2007 г.) и Плана-графика его имплементации (утвержден в апреле 2008 г.).
Вопросы сотрудничества в сфере ЮВС обсуждался в ходе заседания министров юстиции и внутренних дел в формате Украина-Тройка ЕС (3 июня 2009).
Энергетика
Сотрудничество Украины с ЕС в сфере энергетики осуществляется в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании относительно сотрудничества в энергетической сфере, подписанного 1 декабря 2005. Меморандум охватывает такие сферы:
Ядерная безопасность.
Интеграция рынков электроэнергии и газа.
Повышение безопасности энергоснабжения и транзита углеводородов.
Структурная реформа, повышение стандартов по технике безопасности и охране окружающей среды в угольной отрасли.
Охрана окружающей среды
Сотрудничество Украины и Европейского Союза в сфере охраны окружающей среды является важным фактором в двусторонних отношениях Украины и ЕС и осуществляется по нескольким актуальным для обеих сторон направлениям:
Создание Регионального экологического центра Украины
Получения бюджетной поддержки в сектор охраны окружающей среды