Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:22, реферат
В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МЕСТО РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ………....5
1.1 ОЦЕНКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ…………………….....5
1.2 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЕ……………11
1.3 ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ……………………………...17
1.4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Минимизация внешних заимствований не означает свертывание сотрудничества с международными финансовыми организациями. Акцент в отношениях с МФО в перспективе будет смещаться в сторону оказания России консультационно-аналитического содействия по структурному реформированию отдельных отраслей экономики, мониторингу макроэкономических и бюджетных параметров, использования Россией опыта международных организаций в организации проектного финансирования. При этом имеется в виду, что такое содействие будет оказываться за счет средств операционных бюджетов МФО, а также грантовых средств. Решение задачи сокращения заимствований у МФО, однако, может потребовать некоторого увеличения объема привлекаемых от МФО средств, с тем, чтобы ускорить реализацию уже действующих проектов.
Несмотря
на имеющиеся положительные
С другой стороны, отсутствует опыт работы в местных условиях Российской Федерации самого Всемирного банка или ЕБРР, созданного специально для оказания финансовой помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки (по терминологии ООН того периода - слаборазвитых стран). Это является одной из основных причин того, что начиная со времени вступления Российской Федерации в члены Всемирного банка и ЕБРР ни один инвестиционный проект не был реализован без каких-либо проблем или выполнен в сроки, установленные ее соглашениями с этими организациями. Сроки завершения реализации проектов в ряде случаев достигали 8 лет. Нельзя исключить наличия субъективных причин, связанных с заинтересованностью персонала групп реализации проектов сохранять status quo (особенно когда их функции возлагаются на специально созданные для этих целей общественные фонды с высоким уровнем оплаты труда сотрудников и привлекаемых отечественных и иностранных консультантов).
Для определения финансовой эффективности инновационного (инвестиционного) проекта, расходования средств и погашения кредитов МБРР/ЕБРР предлагается:
1. При подготовке реализации инновационных (инвестиционных) проектов, финансируемых за счет средств займов МБРР и ЕБРР, определить потребность в инвестициях и/или гарантиях по привлекаемым финансовым ресурсам:
общий объем инвестиций, необходимых для реализации инновационного проекта;
объем финансирования, запрашиваемый у кредитора и других МФО;
объем собственных привлекаемых средств и их доля в общей потребности финансирования;
бюджетное финансирование (из федерального и регионального бюджетов) и/или средства внебюджетных фондов;
заимствования на фондовом рынке (дополнительная эмиссия акций, выпуск облигаций и т.д.);
объем необходимых гарантий и виды покрываемых ими рисков (технические, коммерческие, экологические и т.д.);
дополнительное обеспечение возврата кредита (залог имущества заемщика, переуступка прав по контрактам на поставки производимой продукции и т.д.);
предварительный краткий план денежных расходов, поступлений и выплат средств кредита МБРР (или ЕБРР) на период реализации инновационного проекта (источники возврата привлекаемых заемных средств и предварительный график возврата заемных средств, с учетом процента за кредит поставке процента ЛИБОР + 2,5%).
2.
Процедура обработки данных
а)
экономическая эффективность
показатели эффективности проекта (сокращение государственных субсидий, экономия издержек производства, выпуск дополнительной продукции, рост экспортного потенциала и др.);
увеличение поступлений в федеральный и региональный бюджеты;
б)
экологическая эффективность
категория проекта с точки зрения возможности неблагоприятного воздействия и масштаб воздействия на окружающую среду (национальный, региональный, местный);
соблюдение требований природоохранного законодательства;
прогнозируемое снижение/повышение выбросов, сбросов и отходов;
проведение специального экологического аудита;
в) социальная эффективность проекта.
3.
Процедура ведения учета,
На основе учетных данных происходит стоимостная оценка объекта интеллектуальной собственности, который приходуется в виде нематериальных активов на балансе органа, ответственного за реализацию проекта (с обязательным условием его публичного размещения для ознакомления российской общественности с результатами научных изысканий и консультаций, проведенных в процессе реализации инновационного проекта).
В связи с этим целесообразно определить цикл направления отчетности ее потребителям, включая контролирующие органы.
Цикл направления отчетности ее потребителям при реализации инновационного (инвестиционного) проекта, финансируемого за счет средств займов МББР и ЕБРР (под государственную гарантию субфедеральных органов исполнительной власти или муниципальную гарантию муниципального образования), представлен на рисунке 3.
В процессе соблюдения условий данной процедуры в условиях реализации инновационного (инвестиционного) проекта (реализация осуществляется предпринимательскими структурами при участии государства как гаранта), финансируемого за счет займов МБРР или ЕБРР, естественной потребностью станет необходимость оценки и оприходования созданных объектов интеллектуальной собственности в виде нематериальных активов (случаи необеспечения по исполнению требований в рамках данных условий будут выявлять в процессе государственного контроля (финансового аудита или аудита эффективности использования государственных средств), в том числе посредством проведения аудита государственных долговых обязательств).
Собственно
это может стать тем основным
результатом, который будет достигнут
в процессе взаимодействия государства
и предпринимательских
Главной задачей аудита эффективности по использованию государственных средств на инновационное или инвестиционное развитие конечных заемщиков-участников рассматриваемых проектов должна стать оценка эффективности результатов реализации инновационного (инвестиционного) проекта:
оценка финансовой эффективности, учитывающая финансовые результаты (последствия) реализации проекта для его непосредственных участников;
оценка бюджетной эффективности, отражающая последствия для бюджетов всех уровней (федерального, регионального и местного);
оценка экономической эффективности, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, в том числе социальные и экологические последствия.
Вполне
логично разработать и
В результате проведенной работы можно получить финансовую, бюджетную и экономическую оценку инновационных (инвестиционных) проектов. Базовым показателем является достигнутый бюджетный эффект от реализации указанных проектов.
Дополнительно
можно отразить направления собственных
средств участника
В связи с этим следует учесть уже имеющийся опыт работы с такими проектами. Наиболее значительное снижение эффективности из-за задержек в освоении средств займов было обусловлено финансовым кризисом 1998 г., когда конечные заемщики средств были вынуждены многократно увеличить выплаты (в рублевом эквиваленте) по обслуживанию и погашению перекредитованных им средств МБРР и ЕБРР. Это привело к резкому сокращению или срыву работ по инвестиционным проектам, причем там, где эта деятельность имела наиболее конкретный характер и была нацелена на получение практических результатов. В связи с тем, что финансирование работ осуществляется, например, согласно правилам Всемирного банка через аккредитованные коммерческие банки, кризис привел к практическому прекращению использования средств по этим кредитным линиям.
В меньшей степени кризис сказался на положении центральных органов управления этих проектов, а также выполнении проектов, связанных с получением консультационной помощи, поддержкой реформ в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и других подобных проектах.
Все это привело, помимо срывов проектной деятельности, к нарушениям выполнения финансовых обязательств перед федеральным бюджетом конечных заемщиков кредитов МБРР и ЕБРР, в первую очередь администраций субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и их предприятий. В качестве мер по выходу из создавшегося положения органы исполнительной власти провели сокращение первоначально установленных размеров займов с учетом возможностей конечных заемщиков в полной мере выполнять взятые на себя финансовые обязательства перед федеральным бюджетом.
Процедура сокращения неэффективно используемых займов (субзаймов) методологически отработана слабо и имеет длительный (до 1 года) период исполнения. По существу сокращения объемов финансирования уже действующих проектов и другие недостатки в управлении кредитными средствами МБРР и ЕБРР являются проявлением недостаточного внимания к вопросам планирования проектной деятельности и отсутствия гибкой системы ее корректировки как в нашей стране, так и, например, у Всемирного банка, впрочем не пострадавшего финансово от малой эффективности использования его ресурсов.
По нашему мнению, для повышения эффективности государственного финансового контроля за использованием займов МБРР или ЕБРР необходимо, во-первых, разработать и принять методику и соответствующий порядок оценки эффективности реализации займов.
Очевидно, что невозможность оценки эффективности проекта на основе утвержденных принципов и критериев существенно тормозит и снижает эффективность системы финансового контроля. Отсутствие утвержденной методики лишает возможности достаточно оперативно и точно определить эффективность исполнения проекта, что в свою очередь могло бы дать возможность оперативно принимать решения о целесообразности вложений, эффективности использования займов, рациональности дальнейшего использования средств по какому-либо направлению. В конечном счете утверждение подобной методики помогло бы значительно усовершенствовать действующую систему контроля.
По нашему мнению, одним из путей повышения эффективности и оптимизации государственного финансового контроля за использованием займов МБРР или ЕБРР является формирование более действенной законодательной базы, направленной на повышение ответственности органов и должностных лиц за нарушения, выявленные в ходе проверок. Важным вопросом является также и формирование законодательной базы для внедрения международных стандартов в ревизионную практику, а также методик проведения и критериев обобщения результатов контрольных мероприятий на базе изучения и анализа международного опыта.
Действенным
шагом к повышению
Информация о работе Место России в мировой валютно-кредитной системе