Место России в мировой валютно-кредитной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МЕСТО РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ………....5
1.1 ОЦЕНКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ…………………….....5
1.2 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЕ……………11
1.3 ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ……………………………...17
1.4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ1.doc

— 1.43 Мб (Скачать)
 

     В ноябре 2010 г. по сравнению с ноябрем 2009 года условия торговли России с  другими странами улучшились: экспортные цены росли значительно быстрее, чем импортные. Индекс условий торговли в ноябре 2010 г. составил 123,6 пункта (в ноябре 2009 г. - 75,3 пункта).

     В географической структуре внешней  торговли России по-прежнему преобладали  страны-члены Европейского союза (ЕС). Объем внешнеторгового оборота с этой группой стран в январе-ноябре 2010 г. возрос по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 30,3%, при этом экспорт вырос на 32,1%, импорт - на 26,6 процента.

     Второй  группой по объему внешнеторгового оборота являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), удельный вес которых в январе-ноябре 2010 г. увеличился до 23,5% против 20,7% в январе-ноябре 2009 г., при этом прирост объемов во внешнеторговом обороте, составил 50,8%, по экспорту - 49,9%, по импорту - 51,6 процента.

     Доля  стран СНГ в январе-ноябре 2010 г. снизилась на 1 процентный пункт  по сравнению с январем-ноябрем 2009 г. и составила 13,7%, прирост объемов  составил во внешнеторговом обороте 23,8% (16,5% - экспорт; 39,5% - импорт). 

     

     Рисунок 2 - Структура внешнеторгового оборота  России по группам стран в январе-ноябре 2010 года (январь-ноябрь 2009 года) 

     По  всем группам стран, кроме АТЭС, сальдо торгового баланса сложилось  положительное. Со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса увеличилось на 30,4%, со странами СНГ уменьшилось на 3,6 процента. Значительное отрицательное сальдо у России в январе-ноябре 2010 г. было в торговле с Китаем (17,1 млрд. долларов США), Бразилией (2,0 млрд. долларов США).

2.2 Интеграционные процессы в мировой валютной системе

 

     В 1995 году руководители России, Белоруссии, Казахстана, а чуть позже - Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС.

     Евразийское экономическое сообщество - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

     Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права. Это четко структурированная система с довольно жестким механизмом принятия и реализации решений. Она обладает международной правосубъектностью. Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в рамках Сообщества. В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в генеральной Ассамблее ООН.

     6 декабря 2007 года в Нью-Йорке  на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи  ООН единогласно принята резолюция "Сотрудничество между ООН и Евразийским Экономическим Сообществом".

     ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования государствами-участниками Таможенного союза Единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

     Один  из главных векторов деятельности организации - обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

     28 ноября 2009 года встреча Д.А. Медведева, А.Г. Лукашенко и Н.А. Назарбаева в Минске ознаменовала собой активацию работы по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

     Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В.В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссии.

     После получения официального подтверждения  со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз будет запущен  в трехстороннем формате вступлением  в силу Таможенного кодекса трёх стран.

     С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 - в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

     Доля  государств в итогах по Сообществу по основным социально-экономическим  показателям в 2010 году отражена в таблице 4.

Таблица 4 - Доля государств в итогах по Сообществу по основным социально-экономическим  показателям в 2010 году (оценка Статкомитета СНГ; стоимостные показатели в текущих ценах; в процентах к итогу по Сообществу)

    Территория Численность населения ВВП Продукция промышлен

ности

Продукция сельского  хозяйства Инвестиции  в основной капитал
Беларусь 1,0 5,3 3,3 5,3 9,9 5,1
Казахстан 13,4 9,1 8,7 7,8 9,4 9,3
Кыргызстан 1,0 3,0 0,3 0,3 2,4 0,3
Россия 83,9 78,4 87,4 86,4 76,3 85,0
Таджикистан 0,7 4,2 0,3 0,2 2,0 0,3
 

     Как видно из таблицы, основной удельный вес итогах по Сообществу по основным социально-экономическим показателям в 2010 году приходится на Россию.

     Со  временем к Таможенному  союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС - Киргизия и Таджикистан.

     В отчетный период большое внимание уделялось вопросам обеспечения свободного или как минимум недискриминационного доступа товаров и услуг на внешние рынки.

     По  состоянию на 1 января 2011 г. против российских товаров зафиксировано 90 ограничительных  мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка, в том числе: 44 антидемпинговые меры, 5 специальных защитных мер, 41 иная мера нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Проводятся 4 антидемпинговых расследования, 5 специальных защитных расследований, а также 12 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер.

     Ограничительные меры в отношении российских товаров  применяют Австралия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Казахстан, Китай, Киргизия, Мексика, Молдова, Перу, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Республика Корея, Украина, Филиппины, а также страны-члены ЕС как таможенный союз. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, США, Украине и Белоруссии.

     В результате проделанной в 2010 году работы прекратили свое действие 25 мер, препятствующих доступу российских товаров на зарубежные рынки. По предварительным экспертным оценкам сумма предотвращенного ущерба составляет около 700 млн. долл. США.

     В ходе переговоров по присоединению  России к Всемирной торговой организации (ВТО) в течение первого полугодия 2010 г. делегациями России, США и ЕС был выработан план действий по завершению переговорного процесса, предусматривающий: завершение работы по внесению ранее согласованных изменений в российское законодательство; внесение изменений в документы о присоединении России к ВТО в связи с формированием таможенного союза; завершение переговоров по остающимся открытым системным вопросам.

     В соответствии с поручением Президентов России и США к 30 сентября 2010 г. завершены переговоры по открытым двусторонним вопросам. Кроме того, Россия завершила работу по приведению своего законодательства в соответствие с обязательствами, вытекающими из ее членства в ВТО.

     В настоящее время остается ряд  нерешенных многосторонних проблем: согласование объема поддержки сельского хозяйства  в рамках "желтой корзины" и порядка распределения тарифных квот на мясо после присоединения к ВТО.

     Также сейчас продолжается работа над внесением изменений в проект Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО (далее - РГ) с учетом изменений, возникших после начала функционирования таможенного союза, с учетом вопросов и комментариев, представленных заинтересованными членами ВТО.

     Продолжается  работа совместно с Секретариатом  ВТО по консолидации результатов  переговоров по доступу на рынок  товаров и подготовка соответствующего консолидированного перечня российских обязательств. Окончательные сроки  завершения этой работы зависят от решения вопроса по режиму импорта тарифных квот на мясо, а также - тарифов на сахар.

     В отчетном периоде приоритетное внимание уделялось обеспечению рациональной, основанной на сравнительных преимуществах  специализации России в глобальной экономике, созданию условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укреплению конкурентных позиций российских компаний на мировом рынке. Эта работа велась на основе ключевых стратегических, отраслевых и географических приоритетов внешнеэкономической политики России, зафиксированных в Основных направлениях внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года.

     В рамках реализации Плана действий по реализации Основных направлений внешнеэкономической  политики Российской Федерации до 2020 года в 2009-2012 гг. (ПД ОНВЭП), утвержденным Правительством Российской Федерации 19 марта 2009 г., Минэкономразвития России приступило к разработке планов действий с контрольными списками задач по основным странам - торговым партнерам России (страновые планы действий - СПД). СПД является базовым документом по выстраиванию взаимодействия с соответствующей страной, в котором на основе определения взаимных интересов формулируются цели и задачи России в отношении внешнеэкономического сотрудничества, мероприятия и наиболее крупные проекты, а также показатели эффективности (индикаторы). Всего разработано 38 проектов планов.17 марта 2010 г. подходы Минэкономразвития России к разработке СПД были одобрены на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.

     В 2010 г. заметно активизировалась деятельность Рабочей группы по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям, которая является площадкой для продвижения конкретных российско-американских коммерческих проектов. В настоящее время прорабатываются 24 проекта с участием американских компаний на территории России, более половины которых относится к сфере высоких технологий, в том числе к проекту "Сколково".

     Канада. В 2010 году выросла заинтересованность канадского бизнеса в расширении двусторонних отношений, что подтверждается открытием заводов канадского производителя автокомплектующих "Магна" в Санкт-Петербурге (промышленная зона Шушары) и Калужской области (технопарк "Грабцево").

Информация о работе Место России в мировой валютно-кредитной системе