Место России на мировом рынке вооружений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:50, контрольная работа

Описание работы

Международная торговля товарами и услугами является одним из важнейших и наиболее динамичных факторов глобализации мирового хозяйства и участия в нем национальных экономик. Более того, сегодня ни одна страна не может рассчитывать на успех в своем экономическом развитии без активного участия в международной торговле.

Товарным рынком, выделенным в отдельную категорию, является рынок обычных вооружений, и занимает он не последнее место в мировой экономической системе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………. 3

1 Мировой рынок и международная торговля ……………………………………………... 4

2 Мировой рынок вооружений ………………………………………………………………. 8

2.1 Территориальное деление ………………………………………………………… 8

2.2 Классификация оружия на мировом рынке ……………………………………... 9

2.3 Общая характеристика мирового рынка ………………………………………… 11

2.4 Значимые для России сегменты рынка ПВН. Перспективы в этих сегментах .. 12

3 Система Военного технического сотрудничества в Российской Федерации ……………. 23

3.1 ФСВТС России в системе военно-технического сотрудничества ……………… 24

3.2 Порядок поставок ПВН в иностранные государства …………………………… 25

3.3 ОАО «Рособоронэкспорт» как субъект ВТС …………………………………… 26

Заключение ………………………………………………………………………………...…… 28

Список используемых литературных источников ………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика1.docx

— 201.90 Кб (Скачать)

    Таблица 5 - Поставки новых танков в 2001-2007 гг.

Страна Ед. изм. 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Итого
США шт. - 50 50 50 100 50 112 412
  млрд. долл. - 0,28 0,28 0,3 0,66 0,37 1,08 2,97
ФРГ шт. 21 1 1 6 42 164 209 444
  млрд. долл. 0,1 0,01 0,01 0,06 0,27 0,99 1,45 2,79
Россия шт. 40 84 - 60 62 96 130 472
  млрд. долл. 0,11 0,24 - 0,17 0,18 0,29 0,38 1,26
Франция шт. 32 31 7 5 4 - - 79
  млрд. долл. 0,38 0,37 0,08 0,06 0,05 - - 0,56
Нидерланды шт. - - - - - - 50 50
    млрд. долл. - - - - - - 0,25 0,25
КНР шт. - - - 10 10 10 10 40
  млрд. долл. - - - 0,02 0,02 0,02 0,02 0,08
Польша шт. - - - - - - 16 16
  млрд. долл. - - - - - - 0,012 0,012
Всего шт. 93 166 58 131 218 320 527 1513
  млрд. долл. 0,59 0,9 0,37 0,61 1,18 1,67 3,18 7,92
 

    Данные  по РФ включают производство Т-90С по лицензии в Индии.

    Рынок боевых бронированных машин в 2001-2007 гг. в мире составил 12,2 млрд. долл. (6075 БМП и БТР). На первом месте Канада (47,5% рынка), на втором – США (19,5% рынка), на третьем – Швейцария (6,6% рынка). Россия занимает шестое место, немногим уступая Швеции. 

    Рынки военно-морской техники 

    Мировой рынок ВМТ обладает тремя ключевыми  особенностями: сегодня каждый третий строящийся корабль поставляется на экспорт; уже второй десяток лет продолжается тенденция сокращения корабельного состава ведущих стран мира, что существенно обостряет конкуренцию на рынке вторичной ВМТ; одновременно идет увеличение ряда видов ВМТ, в частности малых универсальных десантных кораблей, корветов и фрегатов. Более подробно изложим это в табл.5. 

    Таблица 5 - Поставки БНК ОК в 2001-2007 гг.

Страна Ед. изм. 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Итого
ФРГ шт. 1 2 4 5 2 3 4 21
  млрд. долл. 0,25 0,25 0,96 1,3 0,36 0,59 0,68 4,39
Франция шт. - 1 - 1 2 - 1 5
  млрд. долл. - 1,14 - 1,14 1,41 - 0,27 3,96
Россия шт. - - 2 1 1 1 - 5
  млрд. долл. - - 0,67 0,33 0,7 0,7 - 2,4
Великобритания шт. - - - 1 1 1 4 7
  млрд. долл. - - - 0,06 0,06 0,16 0,95 1,23
Испания шт. - - - - - 1 1 2
  млрд. долл. - - - - - 0,48 0,48 0,96
США шт. - - - - 2 2 - 4
  млрд. долл. - - - - 0,44 0,44 - 0,88
Нидерланды шт. - - - - - 2 - 2
  млрд. долл. - - - - - 0,9 - 0,9
Италия шт. 1 2 - - - - - 3
  млрд. долл. 0,1 0,2 - - - - - 0,3
Юж. Корея шт. 1 - - - - - - 1
  млрд. долл. 0,1 - - - - - - 0,1
Всего шт. 3 5 6 8 8 10 10 50
    млрд. долл. 0,45 1,59 1,69 2,83 3,07 3,11 2,38 15,12
 

    Всего за 2001-2007 гг. в мире было поставлено 50 новых БНК ОК (а также кораблей, модернизированных до уровня практически  новых из состава ВМС стран-экспортеров  с продленным сроком эксплуатации и  стоимостью не менее 80 млн. долл. за ед. техники) общей стоимостью не менее 15,12 млрд. долл. Лидерами продаж с большим  отрывом стали ФРГ (29,0% рынка) и  Франция (26,2% рынка). Россия пока занимает третье место (15,9% рынка), но начавшиеся скандалы с достройкой авианосца "Адмирал Горшков" на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) и фрегатов проекта 1135.6 на ПО "Янтарь" (Калининград) резко ухудшили экспортные перспективы российской ВМТ в краткосрочной перспективе. Большим сегментом российского экспорта ВМТ является поставка многоканальных корабельных ЗРК типа "Риф-М" и "Штиль-1", а также ракетных комплексов "Клаб-Н".  

    В среднесрочной перспективе наиболее бурно растущим сегментом БНК ОК станут корветы. Наибольший спрос ожидается среди стран Юго-Восточной Азии. Кроме того, среднесрочные перспективы рынка сильно зависят от бурно развивающегося кораблестроения КНР. Так, к 2015 г. на вооружении ВМC Китая появится первый авианосец местной постройки. Китай может использовать бывший советский авианосец "Варяг", проданный частной китайской фирме в начале 90-х годов прошлого века, в качестве образца для создания собственного тяжелого авианесущего крейсера. КНР также собирается создавать собственные палубные самолеты на основе китайского семейства истребителей J11B/H с использованием украинских авиационных технологий. 

    Рынки систем управления, контроля, связи  и разведки 

    В целом рынок систем управления, контроля, связи и разведки (C4I) переживший расцвет после терактов 11 сентября 2001 г. имеет тенденцию к сокращению. Большинство программ завершилос в 2008-2009 гг. и рынок постепенно будет возвращаться к прежним показателям. Всего в основных развитых странах в 2007 г. выполнялась 131 программа по разработке систем управления, контроля, связи и разведки, которые осуществляли 25 компаний. Общий объем рынка C4I в 2007 г. составил 8,25 млрд. долл. Согласно Forecast International он к 2015 г. постепенно сократится до 3-3,5 млрд. долл. Общий объем рынка за 2007-2015 гг. составит около 60 млрд. долл. В последующие годы деятельность компаний, специализирующихся на создании оборудования C4I, сфокусируется на модернизации существующих систем. В Европе в данном направлении будут действовать компании Франции, ФРГ и Финляндии; на Среднем Востоке – в Омане, где правительство недавно санкционировало разработки в этой области. Также стоит отметить Индию, компании которой специализируются на международных заказах по техническому обеспечению подобных систем. В США рынок по производству систем C4I будет развиваться в связи с разработками в области систем обнаружения ядерных, биологических и химических угроз, а также в связи с развитием кибернетики: новейших систем управления компьютерными системами. В пятерку крупнейших компаний-производителей C4I в последующие 10 лет войдут General Dynamics, Raytheon, Thales, и BAE Systems.

    Кроме того, оборонные ведомства стран  мира в течение 2007-2015 гг. затратят примерно 13 млрд. долл. на реализацию 26 различных  программ в области разработки, закупки  и технической поддержки многофункциональных  средств связи. Они закупят более 600 тыс. ед. продукции связного назначения 18 различных наименований. Кроме боевых операций в Ираке и Афганистане, одной из главных причин роста расходов на средства связи стало стремление военных использовать автоматизированные системы. Расходы также растут из-за высоких цен и задержек в разработке единой тактической радиосистемы JTRS Минобороны США. Эта программа наряду с программами Bowman (тактическая цифровая радиостанция – Великобритания) и SINCGARS[106] (одноканальная станция наземной и воздушной радиосвязи) в наибольшей степени повлияют на формирование рынка многофункциональных средств связи в ближайшее десятилетие. Около 53-55% рынка многофункциональных средств связи в будут контролировать компании ITT, General Dynamics, Harris и Thales.

    Перспективным и растущим сегментом рынка радиоэлектронного  оборудования станет оптико-электронного оборудования для авиационной и  космической техники, оцениваемый  в 2007-2015 гг. в 35-37 млрд. долл. Основаниями  для такого вывода является анализ боевых действий в Ираке. Доли в общем  объеме продаж оптико-электронного оборудования для авиации космических аппаратов, по их оценкам, будут примерно равны: 39% и 38%. Оставшиеся 23% придутся на закупки  в рамках специальных программ по созданию техники нового поколения. В настоящее время разрабатывается  только один проект данного типа –  авиационный лазер YAL-1A компании Boeing Сo.

    Основными поставщиками оптико-электронного оборудования для аэерокосмической техники по прогнозам Forecast в ближайшие десять лет останутся Lockheed Martin, Northrop Grumman, Rafael Armament Development Authority и Raytheon.

    Быстро  будет также развиваться рынок  радиолокационных систем, на который  за 2007-2015 гг. будет потрачено приблизительно 25 млрд. долл. Главными компаниями -участниками рынка станут: Northrop Grumman, BAE Systems, Raytheon Company, ITT и Lockheed Martin Corp. [4] 
 

 

     3 Система Военного технического сотрудничества в Российской Федерации 

    Российская  Федерация одним из ведущих экспортеров  на мировом рынке вооружения и  военной техники.

    Экспорт продукции военного назначения РФ осуществляется в рамках ВТС, являющегося одним  из элементов международной деятельности государства и важным инструментом проведения внешней политики и обеспечения  его национальных интересов.

    Властную  вертикаль, управляющую системой ВТС, возглавляет президент РФ, осуществляющий руководство государственной политикой  в сфере военного технического сотрудничества. Реализацию государственной политики в области ВТС обеспечивает правительство  РФ.

    Особое  место в системе ВТС занимает Министерство обороны РФ, на которое возложены функции по выработке государственной политики в области ВТС, полномочия по осуществлению военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения (ПВН) разработке предложений по формированию списка ПВН, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, выдаче заключения об отнесении продукции, предполагаемой к ввозу в РФ или вывозу из нее, к ПВН, оказанию услуг иностранным государствам по подготовке национальных военных кадров, иные полномочия в соответствии с законодательством.

    Схема государственного управления в сфере  ВТС представлена на рисунке 1.

      

    Рисунок 1 - Схема государственного управления РФ в сфере ВТС  

    3.1 ФСВТС России в  системе военно-технического  сотрудничества 

    Ключевым  элементом властной вертикали, управляющей  системой ВТС, является Федеральная  служба по военно-техническому сотрудничеству. ФСВТС России как федеральный  исполнительный орган осуществляет функции по контролю и надзору  в области ВТС.

    Руководство деятельностью ФСВТС России осуществляет президент РФ, ФСВТС подведомственна  Министерству обороны. 
 
 

    Основные  полномочия ФСВТС России в системе  ВТС:

  1. Контроль и надзор за:
  2. Соответствием деятельности в обасти ВТС органов государственной власти и субъектов ВТС требованиям законодательствам РФ;
  3. Эффективностью функционирования системы ВТС;
  4. Исполнением международных договоров Российской Федерации в области ВТС;
  5. Маркетинговой, рекламной, рекламно-выставочной деятельностью в области ВТС;
  6. Уровнем внешнеторговых цен на продукцию военного назначения
  7. Принятие решений:
  8. О ввозе и вывозе ПВН;
  9. О выдаче лицензий на ввоз и вывоз ПВН;
  10. О предоставлении организациям-разработчикам и производителям ПВН права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении запасных частей и вспомогательного имущества к ПВН, ее ремонта, освидетельствования и др.
  11. Рассмотрение обращений иностранных заказчиков, их регистрация, учет и контроль хода их реализации
  12. Учет и регистрация внешнеторговых контрактов
  13. Ведение реестра субъектов ВТС и выдача им соответствующих свидетельств.

Информация о работе Место России на мировом рынке вооружений