Место России на мировом рынке вооружений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:50, контрольная работа

Описание работы

Международная торговля товарами и услугами является одним из важнейших и наиболее динамичных факторов глобализации мирового хозяйства и участия в нем национальных экономик. Более того, сегодня ни одна страна не может рассчитывать на успех в своем экономическом развитии без активного участия в международной торговле.

Товарным рынком, выделенным в отдельную категорию, является рынок обычных вооружений, и занимает он не последнее место в мировой экономической системе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………. 3

1 Мировой рынок и международная торговля ……………………………………………... 4

2 Мировой рынок вооружений ………………………………………………………………. 8

2.1 Территориальное деление ………………………………………………………… 8

2.2 Классификация оружия на мировом рынке ……………………………………... 9

2.3 Общая характеристика мирового рынка ………………………………………… 11

2.4 Значимые для России сегменты рынка ПВН. Перспективы в этих сегментах .. 12

3 Система Военного технического сотрудничества в Российской Федерации ……………. 23

3.1 ФСВТС России в системе военно-технического сотрудничества ……………… 24

3.2 Порядок поставок ПВН в иностранные государства …………………………… 25

3.3 ОАО «Рособоронэкспорт» как субъект ВТС …………………………………… 26

Заключение ………………………………………………………………………………...…… 28

Список используемых литературных источников ………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика1.docx

— 201.90 Кб (Скачать)

    Содержание 

Введение ………………………………………………………………………………………………. 3

1 Мировой  рынок и международная торговля ……………………………………………... 4

2 Мировой  рынок вооружений ………………………………………………………………. 8

     2.1 Территориальное деление ………………………………………………………… 8

     2.2 Классификация оружия на мировом  рынке ……………………………………... 9

     2.3 Общая характеристика мирового  рынка ………………………………………… 11

     2.4  Значимые для России сегменты  рынка ПВН. Перспективы в этих  сегментах .. 12

3 Система  Военного технического сотрудничества  в Российской Федерации ……………. 23

     3.1 ФСВТС России в системе военно-технического  сотрудничества ……………… 24

     3.2 Порядок поставок ПВН в иностранные  государства …………………………… 25

     3.3  ОАО «Рособоронэкспорт» как субъект ВТС …………………………………… 26

Заключение  ………………………………………………………………………………...…… 28

Список  используемых литературных источников ………………………………………… 29 
 
 

 

    Введение

    Международная торговля товарами и услугами является одним из важнейших и наиболее динамичных факторов глобализации мирового хозяйства и участия в нем  национальных экономик. Более того, сегодня ни одна страна не может  рассчитывать на успех в своем  экономическом развитии без активного  участия в международной торговле.

    Товарным рынком, выделенным в отдельную категорию, является рынок обычных вооружений, и занимает он не последнее место в мировой экономической системе.

    Рынок оружия непрерывно развивается и  совершенствуется в соответствии с  военно-политическими задачами, которые  ставят перед собой основные участники  этого  процесса – страны-экспортеры и страны-импортеры  продукции  военного назначения (ПВН). Именно система  взаимоотношений этих субъектов  и определяет состояние  мирового  рынка  вооружения  и  динамику  его  изменения. При  этом  в  конкурентной  борьбе  за  ниши  на  мировом  рынке  вооружения  используется  весь арсенал политических, экономических и других не всегда законных методов.

    Для России торговля оружием (его финальными образцами, технологиями и материалами  военного и двойного  назначения), как и для любой другой страны, является  одной из чувствительных и достаточно закрытых сфер ее деятельности, затрагивающей  вопросы  национальной  безопасности, конкурентоспособности  на мировом  рынке  вооружений, обороноспособности, лидерства  по  военному потенциалу  и  влиянию  на  баланс сил в мире. В течение ряда лет Россия занимает одно из лидирующих мест в мировом объеме оружейного экспорта.

    В данной контрольной работе для раскрытия темы «Место России на мировом рынке вооружений» следует детально изучить следующие основные вопросы:

  • какое место занимает рынок обычных вооружений в мировой торговле;
  • какие особенности присущи рынку данного товара;
  • какое место занимает Россия в международной торговле обычных вооружений.

    Для ответа на эти вопросы в ходе подготовки работы будет изучено сегодняшнее состояние торговых отношений в сфере вооружений России с зарубежными странами, рассмотрено положение России на мировом рынке оружия.

 

    

    1 Мировой рынок и международная торговля

    Необходимость возникновения и развития системы  отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена  множеством причин. Одной из них  является то, что практически ни одна страна не располагает количеством  и набором ресурсов, необходимых  для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством  труда и капитала, позволяющим  ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

    Для того, чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банками, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремится создать собственную инфраструктуру.

    Два встречных потока товаров и услуг  образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт — это продажа  и вывоз товара за границу, импорт — покупка и ввоз товаров из-за рубежа.

    На  мировом рынке, как и на любом  рынке, формируются спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию.

    Международная торговля приносит выгоду ее участникам, но вместе с тем она является одной  из наиболее богатых конфликтами  сфер экономики. Они могут привести к «торговым войнам», т.е. взаимному  принятию правительствами стран  мер по ограничению доступа на внутренние рынки товаров друг друга.

    Развитие  внешнеэкономических связей ставит вопрос о мерах их регулирования.

    Государства могут придерживаться:

  • политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции;
  • торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции;
  • умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма.

    Экстремальных случаев в реальном мире не встречается, хотя в разные периоды отдельные  государства подходили близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром, либо к полной либерализации торгового режима. Иногда может одновременно проводиться политика свободной торговли и протекционизма, но в отношении различной продукции.

      Совокупность мер, которые используются  государствами в сфере внешнеэкономической  деятельности для решения определенных  социально-экономических задач,  составляет содержание их внешнеэкономической  политики. Она, в свою очередь,  выступает составной частью экономической  политики, в том числе внешней  — общего курса государства  в международных делах.

    Участниками внешнеэкономической политики, носителями соответствующих экономических  и политических интересов могут  быть:

  • государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти (в соответствии с объемом закрепленных за ними полномочий в соответствующей сфере);
  • негосударственные институты. Они представлены организациями деловых кругов (союзами предпринимателей, экспортеров, торгово-промышленными палатами), а также политическими партиями и общественными организациями, которые участвуют в формировании и осуществлении внешнеторговой политики предусмотренными законом средствами и методами (через представительства в парламенте и правительстве, различных законосовещательных органах и т.д.);
  • субъекты международного права (иностранные государства, международные организации), принимающие участие в формировании внешнеторговой политики через международно-правовой договорный механизм и интеграционные структуры;
  • сами участники внешнеэкономической деятельности.

    Правительство должно проводить такую политику, чтобы страна получала выгоду от внешнеэкономических  связей. Национально-экономические  интересы могут не совпадать с  интересами отдельных фирм, граждан.

    Элементом управления внешнеэкономическими связями  является таможенная система, включающая таможенные органы и таможенное законодательство.

    В Российской Федерации в систему  таможенных органов входят:

    1. Государственный таможенный комитет  (ГТК) — центральный орган федеральной  исполнительной власти, осуществляющий  непосредственное руководство таможенным делом.

    2. Региональные таможенные управления, осуществляющие руководство таможнями, расположенными на территории определенного региона Российской Федерации (их 17).

    3. Местные таможенные органы: таможни, таможенные посты.

    Таможня — это государственный орган, осуществляющий контроль за перемещением грузов через таможенную границу, их учет и взимание установленных таможенных пошлин и таможенных сборов. Непосредственно на Государственной границе Российской Федерации таможенный контроль осуществляют таможни. [1]

    Международная торговля товарами и услугами является одним из важнейших и наиболее динамичных факторов глобализации мирового хозяйства и участия в нем национальных экономик. Более того, сегодня ни одна страна не может рассчитывать на успех в своем экономическом развитии без активного участия в международной торговле.Странам выгодно экспортировать. Так, в 1950—1990 гг. производство ВВП в мире возросло в 5 раз (в постоянных ценах), а товарный экспорт — в 11 раз. При расширении обрабатывающей промышленности за этот период в 8 раз ее экспорт увеличили в 20 раз. За последнее десятилетие истекшего века при росте ВВП на ¼ мировой экспорт товаров возрос более чем в 2 раза. В результате внешнеторговая квота, т.е. зависимость экономики всех стран от внешней торговли, рассчитанная как отношение стоимости внешнеторгового оборота к стоимости ВВП в мире, за 1990—2000 гг.увеличилась с 32 до 40% .

    Товарная  структура мировой торговли отражает сдвиги, происходящие в экономике стран-участниц и в процессе глобализации хозяйственной жизни. Ведущее место в мировом экспорте занимает продукция обрабатывающей промышленности. Из этого на долю машин, оборудования и средств транспорта приходится большая часть продаваемых товаров. Следующей по значению товарной позицией является продукция добывающей промышленности, в которой главное место занимает топливо. Значение сельскохозяйственных товаров имеет третье место. Дальше идет экспорт текстильных изделий и одежды.

    Современная международная торговля представляет собой широкую многоярусную систему. Нижний этаж — рынок базовых товаров — образует продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности. Средний — полуфабрикаты и трудоинтенсивные готовые изделия, т.е. продукция низких и средних технологий (черная металлургия, строительные материалы, текстиль и другая продукция легкой промышленности). К среднетехнологичным товарам относятся станки, средства транспорта, продукция основной химии, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукция деревообработки. Наиболее динамичным сектором международной торговли в последние годы является обмен товарами «высоких технологий» или наукоемких отраслей промышленности и отраслей нематериального производства.

    Крупнейшими товарными рынками (производство плюс обмен), определяющими характер мировой торговли, являются рынок машин и транспортного оборудования, рынок минерального топлива, нефти, природного газа и углей, а также рынок черных и цветных металлов, не менее важную роль занимает рынок вооружений. [2]

 

    2 Мировой рынок вооружений

    2.1 Территориальное деление 

    Все страны мира участвующие в международной торговле вооружениями территориально  распределены по 10 регионам. При формировании стран по группам учитывают как географические, так и экономические факторы.

    В региональном аспекте все страны мира сформированы в следующие группы:

  1. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (29 стран): Австралия, Афганистан, Бангладеш, Бруней, Бутан, Восточный Тимор, Вьетнам, Индия, Индонезия, Камбоджа, Китай, КНДР, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Непал, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Тонга, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка, Южная Корея, Япония.

    Поскольку Азиатско-Тихоокеанский регион самый крупный как по количеству стран, так и географической протяженности, его дополнительно подразделяют еще на 4 подрегиона:

  • Тихоокеанский подрегион (5 стран): Австралия, Восточный Тимор, Новая Зеландия, Тонга, Фиджи;
  • Подрегион стран Южной Азии (7 стран): Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка;
  • Подрегион стран Восточной Азии (5 стран): КНДР, Монголия, Тайвань, Республика Корея, Япония;
  • Подрегион стран Юго-Восточной Азии (12 стран): Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Китай, Лаос, Малайзия, Мьянма, Папуа Новая Гвинея, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Информация о работе Место России на мировом рынке вооружений