Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:35, реферат
В настоящее время внимание мирового сообщества привлечено бурным развитием новых индустриальных стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Несмотря на значительный разрыв в уровне социально-экономического развития от стран Азии и Африки, латиноамериканские государства имеют с ними ряд общих черт.
Во-первых, для абсолютного большинства из них характерен низкий уровень развития производительных сил. И хотя современная эпоха характеризуется распространением научно-технической революции, но в таких странах, как Гаити, Гватемала, Сальвадор, Боливия, Эквадор, её влияние совсем не ощущается.
Содержание:
Введение
1.Экономика Мексики
1.1 Современное состояние внутренней экономики
1.2 Внешняя задолженность
1.3 Иностранные инвестиции
1.4 Фондовая биржа
2. НАФТА
3. Экономические партнеры Мексики в мировом сообществе
4. Российско-мексиканские отношения
5. События экономической жизни Мексики
Заключение
Список используемой литературы:
НАФТА стала первым в мире экономическим союзом, объединившим высокоразвитые государства (США, Канада) и развивающуюся (Мексика) страну.
Основные характеристики НАФТА.
Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).
Основными целями НАФТА, официально заявленными в соглашении об его образовании, являются:
снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;
установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;
расширение возможностей для инвестирования в странах — участниках Соглашения;
обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран-участниц;
эффективное исполнение и применение данного соглашения
|для решения споров;
установление рамок для будущего многостороннего регионального сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ Соглашения.[3]
Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.
В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.
Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые (Табл.). Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.
Из-за моноцентричности в НАФТА нет специальных надгосударственных институтов (как Европарламент в ЕС), поскольку они стали бы лишь придатком к администрации США. Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Если какая-либо страна решится игнорировать решения Комиссии, то она столкнется с торговыми и иными санкциями других партнеров по блоку.
Хотя соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию торговли (сокращение и последующую отмену тарифных и нетарифных барьеров), оно охватывает также широкий круг сопутствующих вопросов. В НАФТА приняты, в частности, соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды (NAAEC – North American Agreement on Ecological Cooperation) и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству (NAALC – North American Agreement on Labour Cooperation).
Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.
Роль Мексики в НАФТА.
Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.
Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.[4]
Критики мексиканского членства в НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.
Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.
Австралия
В 2009 г. двусторонняя торговля Мексики с Австралией достигла отметки в 1,31 млрд.долл.США, из которых 0,52 млрд.долл. пришлись на мексиканскую сторону. Мексика поставляет в Австралию механическую аппаратуру, автозапчасти, электрическое и электронное оборудование, напитки, удобрения, лекарственные препараты, пластмассовые, железные и стальные изделия. За последнее десятилетие экспорт товаров из Мексики в Австралию ежегодно рос на 22,4%, в то время как импорт из Австралии только на 11,1%.
Австралия инвестировала около 250 млн.долл. в горнодобывающую промышленность и сектор финансовых услуг Мексики, а в настоящее время ведет исследование перспектив сотрудничества в автомобилестроении, агропромышленности и разработке возобновляемых источников энергии. Капиталовложения со стороны Мексики в последнее время достигли 116 млн.долл. На австралийском рынке присутствуют такие мексиканские компании как МЕТАЛСА (изготовитель запасных частей для автомобильной промышленности) и ГРУМА (производитель кукурузной и пшеничной муки). В декабре 2009 г. МЕТАЛСА приобрела в Австралии два завода по изготовлению автомобильных запчастей. Компании ГРУМА на территории Австралии принадлежат два мукомольных завода.
Европейский союз
Мексика и ЕС сотрудничают практически по всему спектру направлений: в том числе торгово-экономическому, культурному, образовательному, научно-техническому взаимодействию, регулярно проходят многосторонние переговоры, разрабатываются и действуют программы сотрудничества, проводится активная совместная работа на экспертном уровне.
С момента вступления в силу Глобального соглашения (2000 г.) политические и экономические компоненты двусторонних отношений Мексика–ЕС значительно обогатились и укрепились. В экономических вопросах на первый план выходит облегчение применения Договора о свободной торговле между Мексикой и ЕС (этот договор инкорпорирован в Глобальное соглашение), а также обеспечение технического содействия Единой программе помощи малым и средним мексиканским предприятиям, в рамках которой поддержку получили уже более полутора тысяч компаний. За десятилетний период действия Договора объем двусторонней торговли вырос с 19 млрд. долл.(1999 г.) до почти 40 млрд. долл. (2009 г.), а суммарные инвестиции ЕС в мексиканскую экономику составили немногим более 77 млрд. долл.
Действуют программы по двусторонней и многосторонней работе в сфере НТС – учрежден Фонд взаимодействия для поддержки научно-технических исследований между Мексикой и Евросоюзом (бюджет – 20 млн. евро, определено 24 совместных проекта), а также продолжается сотрудничество по линии VII Рамочной программы Европейского Союза по технологическим исследованиям и развитию 2007-2013 гг.
Франция
В последние годы отмечался рост торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия между Мексикой и Францией, что обусловлено вступлением в силу Глобального соглашения между Европейским союзом и Мексиканскими Соединенными Штатами. Однако отмечено резкое падение двустороннего торгового оборота в 2009 г. из-за мирового финансового кризиса (с 4,05 млрд. долл. США в 2008 г. до 3,0 млрд.долл. США в 2009 г.).
Экспорт из Мексики во Францию в 2009 г. составил 500,8 млн. долл. США, при этом по статистике он состоит из мануфактурной продукции (92,8%), сельскохозяйственных и рыбопродуктов (5,6%) и продукции горнодобывающей промышленности (1,5%).
Импорт из Франции составил в 2009 г. 2,5 млрд.долл.США, причем преобладала механическая, электрическая и компьютерная техника (28,5%), транспортная техника (20,8%), продукция химической промышленности, парфюмерия и косметика (11,7%) и фармацевтика (8,7%). Кроме того, французы проявляют значительную активность в области высоких космических технологий.
По итогам 2009 года Франция занимает 3-е место по совокупному объему прямых и портфельных инвестиций в мексиканскую экономику. Стремление инвестировать именно в Мексику французы объясняют ее удачным геополитическим положением (в том числе, членство в Североамериканской зоне свободной торговле и прямой доступ на рынки Центральной Америки), развитой экономической инфраструктурой, качественной и относительно недорогой рабочей силой и довольно низкими логистическими издержками.
Финляндия
Для Финляндии Мексика является вторым по значению после Бразилии инвестиционным направлением в Латинской Америке. Здесь размещено 37 дочерних финских компаний. В настоящее время на финских предприятиях в Мексике трудятся 10 000 человек.
Мексикано-финская торговля характеризуется средним по европейским меркам товарооборотом, причем наметилась тенденция к его снижению в связи с мировым экономическим кризисом: по итогам 2009 г. объёмы взаимной торговли впервые за последнее десятилетие понизились на 21% до 815,98 млн.долл.США (по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. – 1026,4 млн.долл.США), при этом мексиканский экспорт составил около 530,25 млн.долл.США, а импорт – 285,73 млн.долл.США. Экономические показатели первой половины 2010 г. показывают снижение товарооборота на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Основную долю экспорта в Финляндию составляют машинное и транспортное оборудование, в частности легковые автомобили (70%), и сырье (18%). Также на финский рынок поставляются сельскохозяйственные товары и другие пищевые продукты. Из Финляндии Мексика импортирует машинное и транспортное оборудование, в частности грузовые трейлеры, и высококачественную бумагу.
Прямые иностранные инвестиции из Финляндии по отраслям распределяются следующим образом: в Мексике работают 12 компаний в области обрабатывающей промышленности, 10 – в сфере услуг, 7 – в торговой отрасли и 1 – в области горной разработки и добычи. В список крупнейших финских инвесторов входят компании «Нокиа», «Лувата» и «Коне». Финские аккумулированные инвестиции в Мексику за период с 1999 по 2009 гг. составили около 561 млн.долл.США, из них 60% вложено в производственный сектор.
Израиль
За 10 лет действия Договора о свободной торговле между двумя странами (с 2000 по 2010 гг.) Израиль оказал значительное влияние на аграрную сферу Мексики. Усилились израильские позиции в области экспорта сельскохозяйственной техники: роботов для сбора урожая, электрооптических приборов для проверки качества продукции, оборудования для капельного орошения, а также генетически модифицированных семян, гарантирующих высокие урожаи.
Годовой товарооборот между Мексикой и Израилем в 2009 г. составил 501,3 млн.долл.США (причем 83% этой суммы пришлось на мексиканский импорт). Вместе с тем, стоит отметить снижение объемов взаимной торговли на 32% по сравнению с предыдущим годом из-за влияния глобального финансового кризиса. Однако данные статистики первого полугодия 2010 г. уже показывают рост на 22% относительно аналогичного периода 2009 г. и позволяют экспертам обеих стран надеяться на возвращение к докризисным показателям. Большая часть прямых израильских инвестиций с 2000 г. по настоящее время концентрировалась в коммерческом (6,5 млн.долл. США) и производственном (1,12 млн.долл. США) секторах. В сферу финансовых, коммунальных, социальных и частных услуг было вложено почти 0,6 млн.долл. США.
Германия
Германия является крупнейшим и давним внешнеэкономическим партнером Мексики. В 2009 г. товарооборот между этими странами составил 12,9 млрд. долл. Мексика импортировала из Германии на сумму 9,7 млрд. долл., а экспортировала на 3,2 млрд. долл. С 1929 г. действует Мексиканско-Германская торгово-промышленная палата, которая объединяет в настоящее время 873 мексиканских и германских компаний. С 1962 г. по настоящее время Германия выделила на развитие партнерства с Мексикой сумму в 192 млн. евро, из которой половина потрачена на проекты технического содействия.
Большую роль в развитии двусторонних экономических отношений играет Германский центр промышленности и торговли (Центр) в Мексике, который открыт в 2001 г. Германский центр в Мехико предоставляет оптимальную структуру германским компаниям, которая позволяет быстрое размещение и возможность начала бизнеса с первого дня. В здании Германского центра промышленности и торговли в Мехико размещаются офисы многочисленных сервисных компаний, адвокатские конторы, налоговые и бухгалтерские консультанты, агентство путешествий, офис Мексиканско-Германской торгово-промышленной палаты. Германский центр объединяет усилия в продвижении германских средних компаний на новые рынки путем тесного сотрудничества между владельцами проектов, экономическими ассоциациями, министерствами и регионами.
Испания
Рынок Мексики исторически представляет большое значение для Испании. В 2009 г. товарооборот между этими странами составил 5,4 млрд. долл. Мексика импортировала из Испании товаров и услуг на сумму 3 млрд. долл., а экспортировала на 2,4 млрд. долл. В Мексике активно реализуются планы и программы Института внешней торговли (ИВТИ) – специализированного учреждения внешнеэкономической политики Испании, а также испанских фондов финансирования различных стадий и внешнеэкономических операций. Бизнес-центр ИВТИ в Мехико располагает необходимой инфраструктурой, позволяющей оказывать дополнительные услуги на платной основе. Значительную роль в развитии испанско-мексиканских отношениях играет Торговая палата Испании в Мексике, которая существует с 1886 г., объединяя более 400 членов.