Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:13, курсовая работа
о Основная цель этой работы состоит в изучении место и роли России в МЭО, а также перспектив ее участия в международной торговле и международном движении капитала и технологий.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть общетеоретические аспекты МЭО;
выделить особенности участия России в МЭО;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Сущность международных экономических отношений (МЭО)…………5
1.2 Влияние МЭО на экономику страны. Особенности участия России в МЭО…………………………………………………………………………..8
1.3 Показатели, характеризующие участие страны в МЭО………………….12
2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ УЧАСТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей…………………………………………………………..16
2.2 Россия в международном движении капитала……………………………23
2.3 Россия в международном движении технологий…………………………26
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
3.1 Внешнеэкономическая стратегия России………………………………..30
3.2 Россия и Всемирная торговая организация……………………………...35
3.3 Тенденции и проблемы участия России в международном движении капитала…………………………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………
2. Содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг (машиностроение, агропромышленный сектор и рыболовство, металлургия и химическая промышленность, строительство, а также отдельные сектора услуг.) В рамках реализации данного направления проводилась работа по преодолению негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса преимущественно методами таможенно-тарифного регулирования и устранению барьеров для экспорта российских товаров на внешние рынки. В 2008–2009 гг. произошел рост доли машин и оборудования в российском экспорте с 4,9 до 5,9%. Однако в I полугодии 2010 г. эта доля снизилась до 4,6% по сравнению с 5,2% за аналогичный период 2009 г., хотя абсолютные объемы вывоза товаров данной группы в этот период выросли с 6,5 млрд до 8,7 млрд долл.[18]. Свою роль в этой динамике сыграло колебание цен на энергоносители.
3. Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики - повышение конкурентоспособности российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики в сфере транспортных и сопутствующих услуг, создания новых логистических центров, упрощения процедур оформления транзитных грузов и развития пунктов пропуска.
4. Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов. Один из показательных примеров – строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) с ответвлением до границы с Китаем. С учетом ввода в 2009 г. в строй первого в России завода СПГ на о. Сахалин и переориентации магистральных трубопроводов в восточном направлении, можно констатировать, что задача географической диверсификации экспорта энергоресурсов поэтапно выполняется. Также достигнут определенный прогресс в реализации проектов «Северный поток» и отчасти «Южный поток», что должно снизить зависимость российских поставок от стран-транзитеров. Заметно продвижение отечественных энергокомпаний на новые рынки Латинской Америки и Азии.
5. Интеграция евразийского экономического пространства с центром в России. Основная задача в этой сфере – формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, а также усиление интеграционных процессов на пространстве СНГ. В июле 2010 г. был подписан Договор о создании Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана, и на его основе начата работа по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех государств. К основным проблемам в данной сфере относятся неадекватное правоприменение достигнутых договоренностей и политизированность интеграционных процессов.
6. Создание в России международного финансового центра (МФЦ) и превращение рубля в региональную резервную валюту. Финансовый кризис приостановил деятельность по этому направлению, сейчас требуется ее интенсификация. В 2010 г. создана специальная проектная группа при президентском совете по финансовым рынкам и консультативный совет с привлечением иностранных структур, которые займутся созданием МФЦ. Вместе с тем степень готовности законодательной базы и реализации административных мероприятий по формированию МФЦ можно оценить как достаточно низкую. Работа по превращению рубля в резервную валюту фактически находится в начальной стадии, за исключением проведения ряда операций в рамках СНГ и экспериментов по расчетам в национальных валютах с отдельными странами дальнего зарубежья.
7. Усиление роли Российской Федерации в формировании мирового экономического порядка. Основная задача в этой сфере – создание благоприятной регулятивной внешней среды для реализации долгосрочных внешнеэкономических приоритетов и наращивания экспорта. В рамках реализации этого направления продолжался процесс по присоединению России к ВТО и ОЭСР. По инициативе российской стороны активизировалось сотрудничество в рамках БРИК и ШОС.
3.2 Россия и Всемирная торговая организация
Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
Завершение переговоров по присоединению России ко Всемирной торговой организации технически возможно в апреле 2011 года, сообщил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ, глава российской переговорной делегации Максим Медведков. Хотя данные прогнозы по оценкам отечественных экономистов, в частности А. Богатурова, являются слишком поспешными. Есть много противников вступления в ВТО и внутри Российской Федерации. С точки зрения внутренней, социальной политики вступление России в ВТО, особенно сейчас, когда последствия кризиса далеко не преодолены, вызовет много неприятностей, раздражений для определенных сегментов и делового сообщества, и просто граждан России.
Влияние вступления Российской Федерации в ВТО на различные отрасли хозяйства может оказаться абсолютно разным. Так, например, высокие технологии выиграют, так как в России имеются в наличии сильные научные базы, тем более данная сфера деятельности весьма специализированна для каждого направления, для каждой страны, а вот пищевая промышленность скорее всего, будет вытеснена более конкурентоспособными товаропроизводителями с хорошо развитым сервисным обслуживанием клиентов, т.е. здесь придется потесниться в пользу импортной продукции. Аналогичный ход событий ожидается и во многих других отраслях. Именно для них будет требоваться активная поддержка государства.
В настоящее время имеется ряд отраслей, например, торговля, связь и информационные услуги, где уже сейчас наблюдается тесное сотрудничество с зарубежными партнерами, т.е. здесь возможна конкуренция, либо взаимовыгодное сотрудничество (например, в виде слияний). Но для малого бизнеса без поддержки государства это будет весьма сложный период. Практически непредсказуемо развитие естественных монополий: все будет зависеть от грамотного их переформирования. Таким образом, при вступлении в ВТО Россия перейдет на путь специализации в отдельных отраслях: малоразвитые будут заменены зарубежными производителями, хорошо развитые либо будут успешно сотрудничать, либо являться лидерами того или иного рынка. Естественно, открытие экономики способствует созданию полноценного конкурентоспособного рынка, и это одна из положительных тенденций, сопутствующих вступлению России в ВТО.
Следующая заключается в том, что в данных обстоятельствах возрастет роль ВТО и, соответственно, будет наблюдаться снижение роли правительства в контроле и ограничении потоков капитала. Подобный метод регулирования рыночных отношений способствует минимизации уровня коррупций и злоупотреблений, что также является положительной тенденцией. В результате в выигрышном положении окажется и население: свободный доступ зарубежных партнеров к российской экономике расширит возможности потребительского выбора населения, что будет способствовать повышению жизненного уровня.
Несомненно, со вступлением в ВТО повысится инвестиционная привлекательность страны за счет введение в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования. ВТО выступает в роли верховного арбитра в многочисленных международных хозяйственных спорах. Членство в ВТО избавит нас от американской поправки Джексона-Вэника, с 1974 года ограничивавшей номенклатуру импорта в нашу страну. ВТО защищает права на интеллектуальную собственность, в частности, регулирует острую для России проблему «утечки мозгов». Адаптация России к нормам ВТО предполагает уступки ей со стороны международного сообщества – в виде удовлетворения ряда встречных требований по «чувствительным» позициям экспорта. Данные доводы говорят за вступление России в ВТО.
Но имеется и другая точка зрения, в соответствии с которой у России нет надобности в присоединении к ВТО по той причине, что мировое сообщество недостаточно заинтересовано в присоединении нашего государства, а также это может пагубно сказаться на развитии экономики внутри страны. Высказывается ряд доводов. Во-первых, на мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем – объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Поэтому нет смысла вступать в ВТО прежде, чем повысится их конкурентоспособность. Иными словами, нам поставят то, что захотят и сколько захотят, а мы – то, что всегда. Во-вторых, защита прав на интеллектуальную собственность на практике обращена в пользу сильнейшего. В-третьих, членство в ВТО негативно повлияет на внутренний рынок страны, лишит нашу экономику социально и исторически обусловленной самостоятельности. При «открытых дверях» - а это один из главных принципов ВТО, дело может закончиться полным вытеснением российского малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Отмена импортных пошлин, сокращение госсубсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам на государственные закупки в конечном счете обернется ростом безработицы с негативными последствиями для небогатой части населения. В наибольшей степени это затронет интересы авиа- и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное – сельхозпроизводителей. В-четвертых, интересы национальной безопасности требуют снижения зависимости импорта от высокотехнологичных товаров. Тем более нельзя допустить захвата иностранным капиталом ключевых позиций в стратегически важных сегментах российского рынка. И наконец, ВТО строит свою политику, опираясь на приоритеты МВФ, который является известным лоббистом интересов США. «Внедряясь» в «американоцентричную» мировую экономику, мы разделяем не только ее проблемы, но и ответственность за политическую составляющую макроэкономических процессов.
Сторонники и противники членства России в ВТО сходятся в одном, что нам так или иначе придется согласиться на экспортные уступки и скорее всего пойти на очередную реструктуризацию отечественного рынка. Отмечают также то, что некоторые нормы ВТО Россия уже соблюдает, подписав Соглашение о партнерстве с ЕС, Договор к Энергетической хартии, соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Итак, вступление во Всемирную Торговую Организацию должно осуществляться постепенно, поэтапно, предварительно создав благоприятные условия себе и будущим партнерам, тем самым заинтересовав их. Только тогда оно не вызовет каких-либо крупных затруднений.
3.3 Тенденции и проблемы участия России в международном движении капитала
Россия находится на периферии международных инвестиционных процессов. Ее доля в накопленных объемах ввоза и вывоза прямых инвестиций в мире в середине текущего десятилетия достигла 0,5% и 1% соответственно.
В последние годы наметились положительные изменения в экспорте-импорте капитала России, вызванные, в первую очередь, улучшением экономического положения в нашей стране. Так, показатели экономического роста в России превышают среднемировой уровень, растет предпринимательская и инвестиционная активность, что свидетельствует об отдаче от идущих в России структурных реформ и общем улучшении делового климата и его составляющих в стране. За последние годы снизился уровень налоговой нагрузки, более гармоничным и в основном отвечающим требованиям мировой практики стало законодательство.
По результатам ежегодного обзора инвестиционной привлекательности европейских стран, сделанного в 2008 г. компанией «Ernst & Young», Россия находится на третьем месте в Европе по количеству планируемых в будущем инвестиционных проектов, уступая только Германии и Польше. По результатам опроса представителей ТНК, проведенного ЮНКТАД в 2008 г., Россия заняла четвертое место в мире среди государств наиболее привлекательных для вложения прямых инвестиций (после Китая, Индии и США).
В текущем десятилетии иностранный капитал стал активно проникать в Россию, постоянно наращивая темпы. За период 2001-2006 гг. объем ПИИ в экономику нашей страны увеличился в 8 раз и в 2006 г. достиг 26 млрд. долл. По данным Росстата, в 2007 г. приток ПИИ в Россию увеличился и достиг 27,8 млрд. долл., т.е. повышательная тенденция в привлечении иностранного капитала сохраняется[13].
Конечно, объем прямых иностранных инвестиций еще отстает от российских потребностей и от инвестиционного потенциала развитых стран. При огромных потребностях в иностранных инвестициях (по различным оценкам, от 150 млрд. до 200 млрд. долл. в ближайшие 5-10 лет) Россия в сравнении со странами Азии, в особенности с Китаем, привлекла иностранных инвестиций из-за рубежа в несколько раз меньше как по общему объему, так и на душу населения. Прямые иностранные инвестиции приносят новые, современные технологии, способствуют распространению на российских предприятиях современных управленческих и организационных методов, создают новые рабочие места, расширяют возможности для улучшения трудовой этики, которая в российской экономике пока еще оставляет желать лучшего. Кроме того, они не ведут к образованию внешней задолженности России.
Информация о работе Место и роль России в международных экономических отношениях