Место и роль России в международных экономических отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

о Основная цель этой работы состоит в изучении место и роли России в МЭО, а также перспектив ее участия в международной торговле и международном движении капитала и технологий.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
 рассмотреть общетеоретические аспекты МЭО;
 выделить особенности участия России в МЭО;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Сущность международных экономических отношений (МЭО)…………5
1.2 Влияние МЭО на экономику страны. Особенности участия России в МЭО…………………………………………………………………………..8
1.3 Показатели, характеризующие участие страны в МЭО………………….12
2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ УЧАСТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей…………………………………………………………..16
2.2 Россия в международном движении капитала……………………………23
2.3 Россия в международном движении технологий…………………………26
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
3.1 Внешнеэкономическая стратегия России………………………………..30
3.2 Россия и Всемирная торговая организация……………………………...35
3.3 Тенденции и проблемы участия России в международном движении капитала…………………………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

!!! Курсовая.doc

— 718.00 Кб (Скачать)

   

    Что касается 2008 года, то инвестиции России за рубеж превысили иностранные инвестиции в Россию. Объем российских инвестиций за рубеж в 2008 году составил $114,3 млрд. – по сравнению с 2007 годом он вырос на 53,1%, сообщил Росстат. В то же время в Россию поступило $103,8 млрд. иностранных инвестиций, что на 14,2% меньше, чем в 2007 году.

    Для оценки участия России в международном движении капитала рассчитаем некоторые показатели:

Коэффициент импорта капитала в 2010 году, отражающий долю иностранного капитала в ВВП страны:

             

Иностранный капитал (ПИИ) равен 23,4 млрд. долларов США по данным Центрального банка РФ.             

Коэффициент экспорта капитала, отражающий долю экспортируемого капитала по отношению к ВВП страны (либо к ВНП):

                        

    По итогам 2010 года зафиксирован чистый вывоз частного капитала в размере 38,3 млрд. долларов США против 56,9 млрд. долларов США в 2009 году.             

 

2.3 России в международном движении технологий

 

    Удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира (по данным ISI) не превышает 3%, что в 10 раз ниже, чем в США. Отечественная наука отличается слабой инновационной ориентацией, что проявляется в снижающейся результативности деятельности научных организаций, их финансово-экономической неустойчивости.

    Хотя изобретательская активность в России в последние годы растет (с 17,5 тысяч патентных заявок, поданных национальными заявителями в Роспатент в 2000 г., до 47,5 тысяч  в 2010 г.), ее уровень (количество заявок на 1 млн. населения) ниже, чем в других развитых странах (в 3-4 раза по сравнению с Германией и США, в 18 раз - Японией). По общему числу заявок, поданных с указанием страны (национальными и иностранными заявителями в стране и за рубежом), Россия (107 тыс.) занимает лишь 24 место в мире,  уступая Японии (более 500 тыс.), США (375 тыс.), Германии (292 тыс.), Великобритании (265 тыс.) и некоторым другим странам[15].

    Причины этого отставания – финансовая несостоятельность многих предприятий, особенно малых и средних, отсутствие эффективной системы правового регулирования и серьезных экономических стимулов, слабые интеграционные связи между организациями сфер науки, высшего образования и реального сектора экономики, отсутствие в их структурах патентно-лицензионных служб, призванных осуществлять управление интеллектуальной собственностью, мониторинг рынка технологий, маркетинг и подготовку лицензионных соглашений.

    Для нашей страны продуктивной могла бы стать стратегия, основанная на торговле технологиями. Однако активность российских заявителей на зарубежных рынках пока также невелика. По этому показателю Россия близка к малым странам Европы. Это свидетельствует о низкой конкурентоспособности отечественных разработок, слабости позиций отечественного технологического бизнеса на международных рынках. Особенно явно наше отставание заметно на фоне интеллектуальной экспансии Китая и Индии. По абсолютному значению «триадных» патентных семей, охватывающих охранные документы европейского, американского и японского патентных офисов (EPO, USPTO и JPO) Россия находится на уровне таких интенсивно развивающихся стран, как Сингапур и Тайвань. Однако при пересчете числа патентных семей на 1 миллион населения, рейтинг России снижается до уровня Португалии, Польши и Турции, т.е. стран, не отличающихся инновационной направленностью экономики.

    Об уровне национальной конкурентоспособности и месте страны в мировом научном и технологическом сообществе сегодня судят по ее вкладу в «технологии будущего», преимущественно в ИКТ и биотехнологии. Согласно данным Евростата, в 2007 г. российскими заявителями было подано 139 заявок на изобретения в сфере ИКТ или 0,3% всех патентных заявок, поданных по данному направлению в Европейское патентное ведомство. Российские позиции в данной области гораздо хуже, чем у заявителей из стран – лидеров мировой экономики. Из США подается  в 121 раз, Японии – в 76, Германии – в 42, Кореи и Франции – в 19 раз больше заявок, чем из России. В сфере биотехнологий отечественными заявителями подано всего 35 заявок, или 0,4% всех заявок, поданных всеми заявителями по данной тематике. При этом США опережают Россию по рассматриваемому показателю почти в 95 раз, Япония – в 30, Германия – в 26, Великобритания – в 12, Франция – в 11 раз. В 2008 г. в России действовало 1900 соглашений по экспорту и 1675 соглашений по импорту технологий. Однако, несмотря на количественный перевес экспортных сделок, суммарные выплаты по импорту (1128,4 млн. долл.), в два с лишним раза превысили объем поступлений от экспорта технологий (535,4 млн. долл.), образовав отрицательное сальдо в размере 595 млн. долл.[15]

    Отличительной чертой российской торговли технологиями является преобладание неохраноспособных видов интеллектуальной собственности, значительно менее ценных с коммерческой точки зрения. В экспорте технологий доминируют инжиниринговые услуги (36,4%), а также результаты исследований и разработок, не защищенные патентами (34,3%). На долю соглашений, предметами которых являлись охраняемые объекты промышленной собственности в 2006 г. приходилось лишь 2,5% экспорта, тогда как в структуре импорта технологий эта доля достигла 42,8%. Высокая зависимость России от зарубежных поставок продукции и технологий, возникшая в период экономического кризиса, сохранилась и даже возросла при подъеме национальной экономики.

    Анализ баланса платежей за технологии в России по категориям соглашений свидетельствует о том, что положительное сальдо отмечено только по научным исследованиям (50,6 млн. долл.),  прочим сделкам, к которым относятся не имеющие технического содержания, но связанные с реализацией конкретного соглашения по обмену технологиями маркетинговые, рекламные, финансовые, страховые, транспортные и другие услуги (67,0 млн. долл.), беспатентным изобретениям (4,3 млн. долл.) и промышленным образцам (1,9 тыс. долл.).

     Основными российскими экспортерами технологий в 2008 г были предприятия обрабатывающих производств (12,3% объема экспорта), строительные компании (13,1%), научные организации (17,1%), прежде всего отраслевые научные институты; а также организации, предоставляющие прочие виды услуг (34,8%)[16].

    Положительным фактором, который может оказать заметное воздействие на развитие страны в долгосрочной перспективе, является расширение масштабов и географии торговли российскими технологиями. Технологический обмен ведется со 110 странами. Однако при этом география сделок достаточно четко отражает реальные возможности участия России в технологическом обмене. Основной тенденцией является переориентация России на рынки развивающихся стран и стран переходной экономики. Так, в 1999–2006 гг. доля государств третьего мира в российском технологическом экспорте повысилась с 1,.3. до 27,6%, а стран СНГ – с 6,5 до 16,3%. Поступления от экспорта в Китай выросли в 5,2 раза (1999–2006  гг.), а в Индию в 37 раз. Доли этих стран в российском экспорте технологий достигли в 2006 г. 3,3 и 4.6%, соответственно.

    Основными покупателями российских технологий являются Нидерланды (22.8%), США (15.9%), Великобритания (3.8%) и Германия (2.2%).

    В структуре импорта технологий Россия ориентируется на наиболее развитые страны мира, и эту тенденцию, по-видимому, следует считать одной из самых устойчивых в долгосрочной перспективе. Основной объем выплат по импорту технологий приходится на США (15,7%), Швейцарию (12,2%), Великобританию (10,3%), Германию (5,9%), Финляндию (6,2%). Доля стран ОЭСР в целом составляет 74,8% [15].

    Устойчиво низкий спрос на российские охраняемые объекты интеллектуальной собственности, особенно со стороны промышленно развитых стран, объясняется в основном двумя причинами: отсутствием отлаженной системы трансфера технологий от разработчиков в реальный сектор экономики и их "полуфабрикатным" состоянием, заключающемся в том, что большую часть потенциальных предметов сделок составляют разработки, находящиеся на стадии технического решения.    Положительное сальдо в технологическом обмене России и зарубежных стран в основном было достигнуто в лицензионных сделках со странами СНГ, отрицательное сальдо – с большей частью стран ОЭСР, в том числе Австрией, Великобританией, Германией, США, Финляндией, Францией, Швейцарией, Японией и др.

   

 


3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

3.1   Внешнеэкономическая стратегия России

    В 2008 г. в Минэкономразвития России при участии других федеральных органов государственного управления и государственных корпораций была подготовлена Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года, далее – ВЭС-2020 (www.economy.gov.ru). В Стратегии были зафиксированы цели и задачи, а также отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями социально-экономического развития страны.

    Несмотря на значительный рост масштабов ВЭД в России в текущем десятилетии до кризиса, в этой сфере сохраняются серьезные проблемы. Назовем главные из них:

1. Низкая товарная диверсификация экспорта. На 10 товарных групп из приходится примерно 75% его стоимостного объема отечественного вывоза товаров.

2. Ярко выраженная энергосырьевая направленность экспорта. На товары сырьевой группы приходится около 75% всего российского экспорта, в том числе 68% – на энергоносители. По отдельным географическим направлениям ситуация еще более сложная, например доля энергоносителей в экспорте в ЕС в целом составляет свыше 80%, а в отдельные страны сообщества – более 90%.

3. Критическая зависимость от конъюнктуры мирового рынка по основным товарам российского экспорта.

4. Чрезмерная зависимость от импорта ряда отраслей и секторов экономики. Доля машин и оборудования в общем ввозе составляет 42%, а удельный вес импортных товаров в структуре внутреннего потребления – 44%. Критическая зависимость от импорта технологий и бизнес-компетенций.

5. Низкая диверсификация географического распределения внешней торговли. Около 80% товарооборота приходится на 20 основных торговых партнеров, преимущественно из ЕС и других развитых стран. Слабые позиции российских компаний на быстрорастущих рынках государств, прежде всего Азии и Латинской Америки.

6. Слабое позиционирование в международных структурах. Это выражается в неучастии Российской Федерации в ведущих торгово-политических объединениях – ВТО, ОЭСР, низком влиянии в международных финансовых организациях (МВФ, МБРР), пассивной позиции в экономических структурах системы ООН.

7. Низкий уровень экспорта услуг. Доля поставок коммерческих услуг в общем экспорте России составляет всего 10% при среднемировом уровне свыше 20%. Более критическая ситуация складывается с экспортом технологий.

8. Неадекватная структура прямых иностранных инвестиций (ПИИ). На обрабатывающие производства приходится лишь 15% ПИИ, в то время как почти 4/5 капиталовложений направляется в добычу полезных ископаемых, операции с недвижимостью, торговлю и финансовую деятельность.

9. Относительно низкая вовлеченность во внешнеторговые связи малых и средних российских предприятий, а также большинства регионов и территорий страны.

10. Отсутствие системной и последовательной политики в сфере государственного содействия ВЭД. Налицо узкий набор внешнеэкономических инструментов, отсутствие ключевых институтов поддержки, недостаточное финансирование целевых программ стимулирования ВЭД.

11.Недостаточная развитость транспортно-логистической инфраструктуры Российской Федерации. В частности, данный фактор серьезно затрудняет увеличение экспорта минеральной продукции и сельхозтоваров из регионов Сибири и Дальнего Востока при наличии их относительного избытка внутри страны.

    В связи с изложенным ВЭС-2020 представляет значительный интерес. Стратегия предлагает принципиально новые структурированные походы в рассматриваемой сфере. В ее основе – увязка отраслевого подхода с внешнеэкономической составляющей, а также прагматичные предложения по развитию различных секторов, включая ТЭК. В качестве долгосрочной цели в ВЭС-2020 определено обеспечение на основе инновационного развития глобальных лидирующих позиций страны.

    Основными целевыми индикаторами ВЭС-2020 являются:

        рост экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110–130 млрд долл. США);

        увеличение экспорта транспортных услуг почти в четыре раза (до 45 млрд долл.) к 2020 г. по сравнению с уровнем 2007 г.;

        достижение доли не менее 5-10% на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 5-7 крупным позициям.

    Важнейшими партнерами Российской Федерации в экономической и политической сферах являются страны – члены СНГ, государства Европейского союза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся экономики Азии. Именно с ними Россия наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой для совершенствования структуры российского экспорта товаров и услуг, освоения новых рынков и реализации транзитного потенциала страны. Все большее значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей для России приобретают Индия, страны Латинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Африки. Предполагается активизация деятельности Российской Федерации в международных экономических организациях и региональных группировках (АТЭС, ШОС и др.).

    При этом достижение стратегических целей предусматривает реализацию региональных и страновых приоритетов внешнеэкономической политики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Географическая диверсификация и углубление внешнеэкономических связей страны будет способствовать снижению рисков, связанных с постоянными изменениями баланса сил в мире и перестройкой международного экономического порядка.

Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается через реализацию семи приоритетных направлений:

1. Обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. Прежде всего это продукция таких отраслей, как авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и в перспективе – наноиндустрия.

Информация о работе Место и роль России в международных экономических отношениях