Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:30, доклад
В частности, Закон о регистрации иностранных агентов 1938 г., в немалой степени способствовавший укреплению позиций «агентов» (т. е. лобби) в США, стал распространяться только на агентов иностранных правительств и политических партий. Иностранные корпорации, ассоциации и те, кто лоббировал от своего имени, должны отныне руководствоваться Законом 1995 г. Это означает, что к зарубежным компаниям, получающим помощь от США, должны применяться такие же требования, что и к американским фирмам.
Очевидно,
что корпорации крайне заинтересованы
в повышении
В рамках национальных объединений бизнеса ведущие корпорации, действующие в масштабах континента, уже давно чувствуют себя стесненно. По этой причине большинство европейских отраслевых корпоративных ассоциаций представляют собой конфедерации, то есть "союзы союзов", в которых доминируют лидеры рынка. Так, Европейская федерация фармацевтической промышленности - это конгломерат национальных "зонтичных" ассоциаций, образованный в 1978 году и к настоящему времени выросший в одну из мощнейших лоббистских структур, действующих в Брюсселе. Ее политику определяют концерны основных стран-производителей - Великобритании, Германии, Италии, Франции и Швейцарии. В европейской ассоциации химических концернов лидирующую роль играют BASF, "Bayer", "Aventis", в ассоциации производителей бытовой техники - "Siemens", "Philips", "Thomson" и "Nokia", в ассоциации банков - "Deutscher Bank" и "Crédit Lyonnais". При этом среди отраслевых ассоциаций бизнеса в Западной Европе наибольшим авторитетом и организационной гибкостью обладают те, которые объединяют представителей инновационных отраслей.
Одним
из "столпов" европейской интеграции
с самого начала было поддерживаемое
государственными ресурсами и подпадающее
под специальные программы ЕС
сельское хозяйство, поэтому неудивительно,
что объединения
Несмотря на очевидные глобальные амбиции, каждая европейская корпорация имеет национальный "порт приписки"; в связи с этим поведение крупного бизнеса на европейском рынке в значительной мере определяется национальным регулированием и особенностями национальной политической системы. Так, французские группы интересов в силу более жестких требований местного законодательства действуют в Брюсселе гораздо менее успешно, чем их партнеры из Германии, Великобритании, США. Специалисты отмечают, что наивысшей эффективности лоббирования в "европейской столице" добивается Американская торговая палата. Большое значение в таком успехе имеет размер фирмы - мелкие и средние предприятия слишком незначительны для европейского рынка и потому на аналогичное влияние рассчитывать не могут.
Занимаясь политической работой в брюссельских кабинетах, корпорации весьма активны и за пределами своих ассоциаций и объединений. При этом, как указывает Ирина Семененко, потенциал влияния корпораций как автономных акторов, действующих на наднациональном уровне, зависит не только от характеристик корпорации (прежде всего ее экономического потенциала), но и непосредственно от ее ориентации на европейские приоритеты. Европейская интеграция открывает перед корпорациями новые возможности по выстраиванию собственных новаторских стратегий развития. Разрабатывая эти стратегии, они тесно сотрудничают с научно-исследовательскими центрами, такими, например, как широко известный Центр исследований европейской политики (Centre for European Policy Studies), который можно считать "мозговым трестом" корпоративного сообщества.
3
Рассмотрим лоббизм в Восточной Европе на примере Польши.
Лоббизм в Польше
Лоббизм в Польше регулируется Актом о 7 июля 2005 года «О лоббистской деятельности в законодательном процессе». В данном акте определяются правила открытого лоббизма в законодательном процессе, правила профессиональной лоббистской деятельности, формы надзора за профессиональным лоббизмом, правила ведения списка организаций, занимающихся профессиональной лоббистской деятельностью, а также наказания за нарушения данного акта.
Согласно Акту, лоббистская деятельность (лоббизм) включает любую деятельность направленную на осуществление влияния по отношению к органу государственной власти в законодательном процессе на центральном, правительственном или парламентском уровнях.
Профессиональный лоббизм включает в себя лоббистскую деятельность, осуществляемую за плату от имени третьих сторон, чтобы интересы этих сторон были приняты во внимание в законодательном процессе. Профессиональный лоббизм может осуществляться как от компании, так и отдельным лицом, на основании договора, в рамках гражданского права.
В соответствии с Актом Совет Министров Польши должен готовить, по крайней мере раз в шесть месяцев программу законодательной работы. Данная программа должна включать, в частности: точную информацию о планируемых изменений, которые планируется внести в законы, указания на орган, который ответственен за разработку закона, фамилию, имя и позицию лица, ответственного за подготовку проекта закона, а также веб-адрес официального информационного бюллетеня. Любые документы, связанные с разработкой проекта закона должны быть опубликованы в данном бюллетене.
Любое
лицо может уведомить о
Наказание лоббистов
В акте прописаны наказания для профессиональных лоббистов за несоблюдения требований акта. Однако, стоит отметить, что в нем не прописаны наказания за лоббизм незарегистрированных в качестве лоббистов организаций, таких, например, как деловые ассоциации и НКО. По смыслу акта у профессионального лоббиста имеется много обязанностей: вести реестр базы данных, основанной на зарегистрированных компьютерных данных. Регистрация в списке делается за плату. При этом лоббист должен сохранять информацию и многочисленные документы, связанные со своей деятельностью в отношении административных органов. Руководители служб при органах государственного управления должны проверять лоббистов по списку.
Помимо
этого, как показывает накопленный
опыт, подобное регулирование должно
быть частью более широких усилий
по повышению прозрачности отчетности,
а также участия граждан.
Литература: