Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:30, доклад
В частности, Закон о регистрации иностранных агентов 1938 г., в немалой степени способствовавший укреплению позиций «агентов» (т. е. лобби) в США, стал распространяться только на агентов иностранных правительств и политических партий. Иностранные корпорации, ассоциации и те, кто лоббировал от своего имени, должны отныне руководствоваться Законом 1995 г. Это означает, что к зарубежным компаниям, получающим помощь от США, должны применяться такие же требования, что и к американским фирмам.
Канадская система регулирования лоббистской деятельности более либеральна, чем американская, что вызывает множество нареканий со стороны общественности. Чаще всего предметом критики становится то, что
в Канаде:
лоббисты не обязаны раскрывать объём финансовых средств, потраченных на лоббистскую деятельность;
отсутствуют ограничения на занятия бизнесом уволившихся министров или иных госслужащих, занимающих высокие должности;
непрозрачная
система распределения государственных
заказов;
отсутствует кодекс поведения для членов
парламента, обязывающих их раскрывать
свои интересы, накладывающий ограничения
на получение подарков и т. п.
Таким образом, несмотря на то, что за нарушение правил регистрации и кодекса лоббистов могут налагаться штрафы, реестр лоббистов в Канаде носит, скорее, информативный характер.
Великобритания
Великобритания является страной с одним из самых либеральных подходов к вопросам лоббизма. Недаром исследователь Сэм Блэк, анализируя опыт работы консалтинговых фирм в области связей с общественностью в Великобритании, отмечает особую полезность лоббирования для ускорения или, наоборот, противодействия процессам принятия решений парламентом. В Великобритании нет закона о лоббистской деятельности. Лоббистская деятельность регулируется множеством законов и кодексов, определяющих правила взаимоотношений госслужащих с группами интересов (основной документ — Civil Service Code, на основе его каждый департамент принимает свой Management Code). Тем не менее, эти нормативные акты, как правило, регулируют поведение и финансовые интересы самих членов парламента, а не заинтересованных групп давления.
Непосредственно регулированием взаимоотношений госслужащих и лоббистов занимается Комитет по стандартам публичной сферы (Committee on Standarts in Public Life), созданном в 1994 г. при премьер-министре Джоне Мейджоре.
В первом докладе Комитета утверждалось, что лоббировать в парламенте и министерствах — неотъемлемое право каждого. С самого начала своей деятельности Комитет исходил из того, что контролировать нужно не лоббистов, а лоббируемых. Это решение объяснялось тем, что создание единого реестра лоббистов, помимо очевидных организационных сложностей, будет способствовать созданию имиджа «закрытой» власти, закупорке каналов вертикальной коммуникации в обществе (не важно — реальной или воображаемой).
Лоббисты же, по мнению сотрудников Комитета, могут самостоятельно объединяться в сообщества, создавать «правила игры» и самостоятельно следить за их исполнением. Так, в Великобритании созданы следующие профессиональные организации: The Association of Professional Political Consultants (APCC), The Public Relations Consultants Association (PRCA), The Institute of Public Relations (IPR). Явно намечается тенденция унификации внутренних правил этих ассоциаций. APCC и IPR ведут собственные списки лоббистов.
Говоря о рынке профессиональных лоббистских услуг в Великобритании, стоит отметить его чрезвычайную развитость. Годовой объём этого рынка оценивается в более чем 500 миллионов фунтов стерлингов. Услугами самой крупной лоббистской компании «Чайм коммьюникейшенз» пользуются не только крупные газетные и промышленные магнаты, иностранные представители (бывшее политическое руководство ЮАР и султан Брунея), но и Маргарет Тэтчер. Говоря о самой «Железной леди» стоит отметить, что, известны случаи, когда Маргарет Тэтчер представляла British Petroleum. «Если это делается официально, и с этого платятся налоги, то ничего дурного в том нет, напротив, одно хорошее», — утверждает британский депутат.
Переходя
к лоббизму на законодательном уровне
в Великобритании, стоит отметить,
что в палате общин и в палате
лордов ведется подробный реестр
финансовых интересов членов парламента,
который содержит подробные сведения
обо всех договорах, заключённых
с консультантами, представители
юридических фирм и лоббистских
организаций. Ответственным за ведение
этого реестра является парламентский
уполномоченный по стандартизации сэр
Гордон Доуни. Помимо этого в его обязанности
входит консультирование членов парламента
по вопросам этики поведения, разъяснение
положений Этического кодекса членов
парламента, а также всевозможные расследования
в неподобающем поведении.
Члены палаты общин и палаты лордов, имеющие финансовую заинтересованность в предстоящих дебатах по вопросу, должны заявить об этом в своем выступлении. Если рассматриваемый вопрос носит явный, непосредственный и личный характер, член парламента не имеет права голосовать по данному вопросу. Принимая участие в различных сторонах деятельности палаты, и, поддерживая деловые контакты с другими членами парламента, а также министрами, должностными лицами, члены парламента обязаны заявить о своей возможной заинтересованности.
Подводя итог к требованиям, предъявляемым членам Парламента Великобритании можно выделить:
Членам Парламента разрешается быть занятыми в несвязанных с их парламентскими должностными обязанностями работах. Комитет по стандартам публичной сферы даже поощряет такую занятость, так как это позволяет ЧП оставаться осведомленными о реальных проблемах общества;
Принцип «no paid advocacy rule». Член Парламента не должен получать материальное вознаграждение от заинтересованных лиц за свою работу в парламенте — голосование, парламентский запрос, снятие предложения с обсуждения, внесение законопроекта, внесение или снятие с обсуждения поправок к законодательному предложению, а также за попытки убедить своих коллег или министров совершить любое из вышеперечисленных действий;
Член Парламента не может выносить на обсуждение проблемы, затрагивающие декларированный им интерес, однако может участвовать в их обсуждении, объявив при этом свою заинтересованность в этом вопросе;
Член Парламента может давать платные консультации;
При возникновении конфликта между своими личными интересами и общественными интересами Член Парламента должен ориентироваться на общественный интерес;
Член
Парламента должен сообщать о своих
интересах:
а) внося их в ежегодно публикуемый Register
of Interests (впервые создан в 1974 г.);
б)
открыто заявляя о своём
Член
Парламента должен раскрывать информацию
о полученных денежных вознаграждениях
за услуги, связанные с парламентской
работой, а также предоставлять
контракты об оказании этих услуг
в Register of Interests.
Помимо требований, предъявляемых к «лоббируемым»
Членам Парламента выделяются ряд общих
требований к «лоббируемым» иным государственным
служащим. Среди них можно выделить следующие:
Государственные Служащие должны документировать свои контакты со сторонними организациями и лицами;
Государственные Служащие не должны разглашать конфиденциальную информацию;
Государственные Служащие не должны принимать подарки, денежные переводы и т. п.;
При возникновении конфликта между своими личными интересами и общественными интересами Государственный Служащий должен ориентироваться на общественный интерес.
Кроме
списка интересов Членов Парламента,
ведутся также: Список Интересов
Журналистов, в котором журналист,
имеющий доступ в Парламент обязан
указать все финансовые поступления,
превышающие 575 фунтов стерлингов в
год, за деятельность, связанную с его
нахождением в парламенте; Реестр межпартийных
групп (Register of All-Party Groups).
Другой особенностью британского законодательства
является регулирование лоббистской деятельности
в избирательных компаниях. В законодательстве
Великобритании предусмотрена ежегодная
финансовая поддержка из государственных
фондов партий. Она оказывается только
тем партиям, от которых, по крайней мере,
два кандидата были избраны на предыдущих
всеобщих выборах или избран один кандидат,
если за него проголосовали минимум 150
тысяч избирателей. Каждое полученное
место в парламенте оценивается в 3743 фунта
стерлингов плюс 7,48 фунта стерлингов на
каждые 200 поданных голосов.
Кроме этого, палата общин издает еженедельный информационный бюллетень, в котором излагаются подробности парламентской деятельности. Свободные доступ заинтересованных лиц предусмотрен и в Государственный архив палаты лордов, в котором можно получить архивные документы палаты лордов, начиная с 1497 года и палаты общин — начиная с 1547 года.
Тем не менее, полностью исключить случаи коррупции и злоупотребления служебным положением не удается, свидетельством чему скандальный «лоббигейт» от 1998 года и «шотландский лоббигейт» от 1999 года. В последние два года правление консервативной партии Великобритании стали известны случаи лоббирования политиками интересов некоторых фирм. Скандал вызвали, прежде всего, сообщения о том, что бывший депутат Нил Гамилтон в обмен на солидную плату заботился о процветании знаменитой сети магазинов «Харродс».
После этих случаев ужесточились требования к государственным служащим, работающим в исполнительных органах власти. В июле 1998 года Секретарь кабинета Sir Richard Wilson выпустил «Руководство для государственных служащих: контакты с лоббистами», где были детально прописаны правила поведение госчиновников при общении с лоббистами.
Стоит
констатировать, что на данный момент
тема лоббизма и методов его регулирования
находится на периферии общественной
«повестки дня». В докладах, описанного
выше Комитета по стандартам публичной
сферы лоббизм не упоминался с 1999
года, когда были ужесточены требования
к государственным служащим после
«лоббигейтского» скандала.
2
Регулирование экономики с самого начала было приоритетным направлением законотворческой деятельности ЕЭС - 60% законодательного массива Союза в настоящее время касается бизнеса. Поэтому неудивительно, что структуры, которые представляют экономические интересы, также рассматривают обеспечение своего представительства в "единой Европе" как приоритетную задачу. Европейский лоббизм растет и процветает, объем наднационального регулирования возрастает, около трех тысяч групп интересов оперируют на уровне ЕС в Брюсселе, при этом больше половины из них составляют корпорации. Именно экономические группы интересов, а также профсоюзы оказались первыми, оценившими значимость неформальных и полуформальных каналов воздействия на процесс принятия решений в ЕС. Мощным импульсом для расширения корпоративного присутствия в Брюсселе стало создание Единого внутреннего рынка (ЕВР), задачей которого было повышение конкурентоспособности европейских корпораций.
Нет никаких сомнений в том, что именно европейские корпорации были призваны получить наиболее ощутимый выигрыш от создания ЕВР. Эта инициатива упорядочила конкуренцию на рынке, объединяющем более 300 млн. человек; более того, положение европейских производителей стало гораздо более благоприятным по сравнению с производителями стран, не входящих в ЕЭС. Снижение или отмена национальных торговых барьеров предоставили европейским фирмам возможность снизить издержки и, тем самым, повысить прибыльность. Либерализация 1992 года поощряла корпорации к созданию межнациональных альянсов и совместных предприятий. Корпорации выступили наиболее мощными сторонниками инициативы по созданию ЕВР, а их объединения сделали учреждение Единого рынка своим главным приоритетом. Стоит, однако, отметить, что среди исследователей существует и другая точка зрения, согласно которой значительное число руководителей европейских корпораций остались равнодушны к идее ЕВР или даже противодействовали ее реализации.
В первые десятилетия интеграции крупные корпорации пытались воздействовать на ЕС в основном через национальные правительства, создавая национальные ассоциации бизнеса. Однако подобные организации оказались не в состоянии обеспечить такую поддержку движения к единому внутреннему рынку, которая отвечала бы приоритетам корпораций, и поэтому впоследствии крупный бизнес стал разрабатывать стратегии непосредственного влияния на характер принимаемых в ЕС решений.
На рубеже 1970-х и 1980-х годов на уровне ЕС образуются мощные группировки предпринимателей - "Европейский круглый стол промышленников" (European Roundtable of Industrialists), Комитет по промышленности Европейского союза (EU Industrial Committee), Европейская группа предприятий (European Enterprise Group); в целом около двух третей корпоративных еврогрупп, существующих в настоящее время, было образовано до 1980 года. Наиболее мощной лоббистской структурой европейского уровня, по-видимому, следует считать упомянутый выше "Европейский круглый стол промышленников", созданный в 1983 году по инициативе руководителей корпораций "Philips", FIAT, "Volvo" и "Siemens". Он фактически состоит из экспертных групп, которые время от времени готовят фундированные доклады по основным направлениям развития ЕВР. Помимо этого члены "Круглого стола" активно используют неформальные контакты, встречаясь с представителями высшего руководства институтов ЕС.