Лекции по "Международному частному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:34, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий обзор лекций по дисциплине "Международному частному праву".

Работа содержит 1 файл

МЧП для Маши.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

     Домициль – в праве ряда государств означает место постоянного жительства гражданина или местопребывание юридического лица.

     Европейская патентная система – международная система, основанная на Конвенции о выдаче Европейских патентов (Мюнхен, 1973 г.) и Конвенции о европейском патенте для общего рынка (Люксембург, 1975 г.).

     Женевские конвенции вексельные (чековые) – многосторонние международные соглашения, регламентирующие порядок применения в платёжном обороте векселей и чеков. Заключены на конференции в Женеве в 1930 г., подписаны большинством европейских государств. Россия участвует в вексельных конвенциях, как правопреемница СССР, с 1936 г.. Великобритания, США и другие страны англо-американской системы права не присоединились к Ж.к.в.

     Иммунитет государства – принцип международного права, вытекающий из начала государственного суверенитета. И.г. состоит в том, что в силу равенства всех государств, одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства («равный не имеет власти над равным»). Иммунитетом пользуется иностранное государство, его органы и принадлежащее государству имущество.

     Импорт  - это ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию РФ за границу без обязательства об обратном вывозе.

     Инвестиции  – денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

     Инвестиционные  споры – понятие, введённое в научный оборот вместе с подписанием Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государством и юридическими и физическими лицами других государств (Вашингтон, 1965 г.). И.с. - особая категория споров между государством и иностранным частным лицом в связи с иностранными инвестициями.

     Интеллектуальная  собственность – собирательное понятие, означающее совокупность исключительных прав на результат творческой деятельности. Понятие И.с. впервые введено в 1967 г. Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), участнице которой является и РФ.

     Каботаж – вид плавания морских судов, при котором перевозка грузов и пассажиров осуществляется между портами одной и той же страны.

     Карнет – таможенное разрешение на провоз груза через границу автомобильным транспортом при минимальных формальностях.

     Карнет  TIR – знак на автомобильном средстве, перевозящем международные грузы, оформленные таможенным документом МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, Женева, 1975 г.). Даёт преимущество на первоочередное таможенное оформление при въезде в страну-участницу Конвенции (в т. ч. РФ) или выезде из неё.

     Книжка  МДП – единый таможенный документ, применяемый таможенными органами каждой из стран-участниц Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.) в качестве грузового манифеста. Книжка сопровождает груз от таможни места отправления до таможни места назначения, и каждая из таможен удостоверяет таможенное оформление на данном документе.

     Кодекс  Бустаманте – одна из наиболее значительных региональных (для Латинской Америки) кодификаций МЧП, подготовленная под руководством Санчеса де Бустаманте – и – Сирвена Антонио (1865 – 1951 гг.), кубинского юриста-международника и дипломата. Был принят на VI панамериканской конференции в 1928 г. Ратифицирован 15-ю государствами Центральной и Южной Америки (США не присоединились).

     Коллизионное  право – совокупность норм, разрешающих коллизии между законами различных государств. К.п. входит в состав МЧП. В ряде стран (США, Великобритания и другие) понятие «международное частное право» отождествляется с понятием К.п.

     Комиссия  ООН по праву международной  торговли (ЮНСИТРАЛ) - орган Генеральной Ассамблеи ООН, вспомогательного характера. Была создана в 1966 г. в целях содействия развитию права международной торговли путём, в частности, подготовки проектов международных конвенций и других документов.

     Конвенционный приоритет – дата на которую устанавливается новизна объекта патентного права.

     Коносамент – грузовой документ в морском сообщении, расписка капитана в приёме груза; договор морской перевозки.

     Коносамент  сквозной –документ морской перевозки, выписываемый в тех случаях, когда груз следует в порт назначения с перегрузкой в промежуточном порту или с перевалкой на другой вид транспорта. Обычно применяется в контейнерных перевозках.

     Конфликт  квалификаций – коллизия, возникающая между юридическими понятиями, лежащими в основе коллизионных норм каждого государства, которые словесно (по форме) одинаковы, но имеют разное содержание в праве разных государств (например, такие понятия как «недвижимость», «исковая давность», «место совершения сделки» и другие).

     Lex mercatoria (лат. «торговое право») – теория, основной смысл которой состоит в обосновании автономности, обособленности регламентации международных торговых сделок от национальных правовых систем (50 – 60-е годы XX века). Термин L.m. используется для обозначения всего разнородного массива национальных и международных правил, регулирующих внешнеэкономические операции.

     Линейное  судоходство – вид транспортного обслуживания регулярных морских перевозок с устойчивыми грузопотоками. При Л.с. движение судов организуется по закреплённой линии перевозок и по расписанию с оплатой по заранее объявленному тарифу.

     Международная автомобильная перевозка – перевозка грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом по территории более чем двух государств.

     Международная воздушная перевозка – всякая перевозка, осуществляемая на воздушных судах, при которой место отправления и место назначения, независимо от того, имелось ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены:

  • На территории двух государств;
  • На территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

     См. ст. 97 Воздушного кодекса РФ.

     Международные железнодорожные  перевозки – перевозки грузов, пассажиров и багажа железнодорожным транспортом между двумя и более государствами.

     Международные предприятия – предприятия, возникающие в силу международного договора (МБРР) или на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором (БМР).

     По  мнению одной группы юристов такие  юридические лица имеют международный  характер и не имеют национальности.

     Согласно  другой точки зрения, поскольку М.п. становится субъектом права только после соответствующего официального оформления (регистрации), то государство, где имело место это оформление, признаётся местом образования предприятия и соответственно определяет его национальность и его личный закон.

     Международные смешанные перевозки – перевозки грузов двумя или более видами транспорта на основании единого договора перевозки из пункта отправления в одной стране до пункта назначения в другой стране («door to door»). Договор М.с.п. заключается клиентом не с фактическим перевозчиком, а с посредником-оператором, который, в свою очередь, заключает договор на перевозку с отдельными перевозчиками, обеспечивая перевозку груза различными видами транспорта.

     В М.с.п. используется специальный документ (СТ-document), удостоверяющий наличие и условия договора СТ, принятия оператором грузов в своё ведение и его обязательство доставить их получателю. При этом оператор принимает на себя полную ответственность за работу комбинированного транспорта, за утрату или повреждение груза, за задержку в его доставке за весь период комбинированной перевозки.

     Накладная транспортная – основной перевозочный документ, регулирующий отношения между перевозчиком, отправителем и получателем груза, отправляемого по железной дороге, внутреннем водным путём, воздушным и автомобильным транспортом.

     Составляется  Н.т. грузоотправителем по установленной форме на имя определённого получателя и подписывается отправителем, который несёт перед перевозчиком ответственность за правильность указанных сведений. 

     Национальный  режим – принцип, в силу которого иностранным юридическим и  физическим лицам предоставляется на территории данного государства такие же права, льготы и привилегии, какие предоставляются его собственным юридическим лицам и гражданам.

     Ноу-Хау (англ. - know-how, букв. «знать как») – технические знания, опыт, секреты производства, необходимые для решения технической или иной задачи. Н.-Х. Является объектом интеллектуальной собственности.

     Обратная  отсылка – ситуация в МЧП, когда различное содержание национальных коллизионных норм приводит к тому, что иностранное право, избранное на основании отечественной коллизионной нормы, отсылает обратно или к праву третьего государства.

     Оговорка  о публичном порядке – действующее в ряде стран правило, согласно которому иностранный закон, к которому отсылает коллизионная норма, может быть не применён и основанные на нём права могут быть не признаны судами или иными органами данного государства, если такое применение закона или признание права противоречило бы публичному порядку данного государства. Под «публичным порядком» понимают устои правовой системы, коренные интересы общества и государства, основы морали.

     Промышленная  собственность – собирательный термин, используемый международными документами. Включает право на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания места происхождения товара, а так же права, относящиеся к защите против недобросовестной конкуренции. Международная правовая охрана П.с. осуществляется путём зарубежного патентования. 

     Пророгационные  соглашения – соглашения, устанавливающие подсудность, т.е. суд или арбитраж какой страны компетентны разрешать споры по внешнеторговым сделкам, могущим возникнуть между сторонами.

     Режим наибольшего благоприятствования  – принцип международных экономических отношений, в соответствии с которым договаривающиеся государства на взаимной основе предоставляют друг другу преимущества и льготы в отношении таможенных пошлин и сборов, иных правил проведения внешнеторговых операций. Его существо заключается в том, что иностранные юридические и физические лица на территории данного государства пользуются максимумом тех прав, преимуществ и льгот, которые предоставлены лицам третьего государства, с которым заключён торговый договор на основе этого принципа.

     Таким образом, с помощью Р.н.б. создаются равные условия для всех иностранных государств (в лице их организаций, юридических и физических лиц) в отношении тех вопросов торговли которые предусмотрены торговым договором, то есть на территории данного государства, в равное положение ставятся иностранные граждане и юридические лица разных государств между собой.

     Трамповое судоходство – вид транспортного обслуживания морских перевозок товаров, массовых грузопотоков. При Т.с. работа грузовых судов не ограничивается постоянными районами плавания, погрузки и выгрузки, видами груза, а цена перевозки устанавливается по соглашению сторон в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка.

     Транснациональная компания (ТНК) – предприятие, организованное по закону определённой страны и имеющие соответствующую национальность, однако действующее более чем в одной стране в форме агентств, отделений или филиалов.

     Транснациональная корпорация (ТНК) – совокупность объединённых одной экономической целью различных самостоятельных предприятий, находящихся в разных странах и управляемых из единого центра. С юридической точки зрения, отдельные предприятия, входящие в корпорацию, являются субъектами права государства своего местонахождения, а сама же ТНК в целом никак не оформлена и поэтому в полном смысле «международна», т.е. не имеет национальности и не может быть привязана к праву конкретного государства.

Информация о работе Лекции по "Международному частному праву"